Мастер класс на тему "Подвиг"
план-конспект урока на тему

Егорушкина-Миронцева Оксана Ивановна

9 (22) марта Святая Православная Церковь отмечает память сорока мучеников-воинов, в Севастийском озере пострадавших. Издревле Церковь взяла за правило торжественно прославлять этих святых, поэтому в наших храмах будет служиться Литургия Преждеосвященных Даров для свидетельства великого подвига севастийских мучеников, совершенного Христа ради. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_na_temu_podvig.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» ПО ТЕМЕ

«ХРИСТИАНСКИЙ ПОДВИГ»

«40 МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ»

Уважаемые участники мастер-класса!

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию мастер-класс по учебной дисциплине «Основы Православной Культуры».

Курс «Основы Православной Культуры» появился в школьной программе сравнительно недавно. Хочу отметить, что содержание предмета очень интересное и глубокое. Учитывая специфику курса, а также в связи с изменением его статуса (он ведётся как урок), возникает достаточно много вопросов.

Фактически вся моя работа как учителя является поисковой. Сегодня я хотела бы представить свой экспериментальный вариант работы над темой «Христианский Подвиг».

Цели урока: на примере христианских мучеников показать высоту нравственного подвига учеников Христа; гуманизм христианской религии и губительную безнравственность язычества и неоязычества.

 Задачи урока:

1. Познакомить на примере событий армянского города Севастия с историей гонений христиан первых веков;

2. Научить отличать и ценить нравственные понятия, данные Христом, от безнравственных языческих поступков;

3. Осознать значимость Креста для  христианина;

4. Пробудить (с помощью символов праздника Севастийких мучеников) в детях любовь и почитание христианских святынь.

Основной концепт урока составляет понятие христианского подвига. Для того, чтобы донести до школьников глубинный смысл этого понятия, я обратилась к святоотеческому наследию.

Церковный лексикон богат словами, которые мало понятны за пределами родной среды. Понятны, если объяснить и разобрать смысл, а так – благочестивая архаика, не более. Таково, например, слово «подвижник». Оно повторяется довольно часто, но, боюсь, звучит для обычного уха наподобие слов «понеже» и «аще убо». В одном из рассказов Чехова помещица млела от этих слов, плохо понимая смысл.

Со словом «подвижник» связан еще более тяжелый для понимания глагол «подвизаться» «Такой-то подвижник подвизался там-то столько-то лет» Это – классическая заставка к семинарской проповеди. Но человек современный не хочет подвизаться. «Подвиг» для него это синоним героического поступка, но никак не тяжелый и медленный труд над собой, объясняемый однокоренным словом «двигать». Подвиг это борьба с косностью и инертностью. Это сдвигание самого себя с мертвой точки при помощи благодати Божией. Конечный смысл подвига христианского есть воскрешение внутреннего мертвеца, внутренний переход души человеческой от смерти к жизни. Но путь к цели далек и состоит он из преодоления врожденных и приобретенных дурных навыков, из борьбы со страстями, что тоже, чего греха таить, диковато звучит для современного уха.

Теперь прейдем в плоскость христианского подвига. Возможно ли спасение без труда, если Сам Господь говорит о том, что «Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его»? Нас расслабил комфорт. Мы согласны подняться в Рай на бесшумном скоростном лифте, как бы забывая на время о том, что первый насельник Рая – благоразумный разбойник – вошел туда с перебитыми голенями и со следами гвоздей на теле.

Как говорил Паисий Афонский, эпоха больших удобств является в то же время эпохой больших проблем. И именно поэтому нашему времени дано увидеть собственными глазами исполнение древнего предсказания, гласящего, что в монастырях со временем жизнь будет, как в миру, ну а в миру, как в аду. Исповедание апостольской веры требует некоего соответствия и апостольскому образу жизни. А среди слов, сказанных апостолами есть и такие: «смиряю и порабощаю тело мое»

Апостолам приходилось напрягаться до изнеможения, чтобы создавать и насаждать новый образ жизни. Нам нужно напрягаться, чтобы усвоить апостольские уроки. Иначе вся жизнь христианская со всем её возможным и необходимым благочестием грозит превратиться в бутафорию. Своеобразный этикет, греческая лексика, древние одежды и… духовное бесплодие. «Имеющие образ благочестия, силы же его отвергшиеся», –  так тоже сказано.

Если влюбленный юноша часами стоит под окнами любимой девушки, а верующий человек тяготится стоянием на молитве, значит, этот человек Христа не любит.

Если молодой ученый или усидчивый студент штудирует учебники и научные монографии, а верующий человек и через десять лет после воцерковления признается, что Писание ему читать тяжело, так как непонятно, то это значит, что он не любит Бога, даровавшего нам Писание.

Такие честные выводы нелицеприятны, но необходимы. Ведь надо же хоть когда-то очнуться и приобрести трезвый взгляд на свое состояние. Серафим Саровский говорил, что разница между христианами древности и современности заключается в отсутствии у последних решимости. Бог неизменяем. Он «вчера и днесь и вовеки Тот же». Если кто-то смог пронести свой крест терпеливо и честно, а я не могу, то не внешние условия тому виной. Виной моя лень, глубокое внутреннее лукавство, какая-то еретическая, протестантская убежденность в том, что я и так спасен, без личного труда и усилий по усвоению благодатных Христовых даров.

Мы слабы, но мы не безнадежны. Старый самурай в фильме Куросавы говорил, что у него есть только одно – большой опыт проигранных сражений. То же самое есть и у христианина. Ведь путь наверх по лестнице Якова, это не просто путь от силы в силу и не шествие от победы до победы, а путь от поражения к поражению. Со временем придет смирение и отказ от надежды на свои силы и способности. А там уже и Христу не трудно будет подать Свою всемогущую помощь терпеливому и верному рабу, доказавшему свою верность постоянными восстаниями после очередных падений и преткновений.

Уместно вспомнить ободряющий призыв брата Господня Иакова: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам. Противостаньте диаволу, и убежит от вас». Венцов без борьбы и борьбы без ран не бывает.

Чего уместно ждать от православного христианина? Подтверждения всей жизнью однажды данных в Крещении обетов. Отреклись от диавола и плюнули на него. Он нам этого плевка не забудет и не простит. С ним у нас война. Сочетались Христу и исповедовали Его Царем и Богом. Он от нас ждет усилий по исполнению заповедей. Это и естественно, и необходимо. Мы потому едим ненатуральную пищу и слушаем из приемников дикую музыку; мы потому погрязаем, как в болото, в тотальную неестественность, что перестали заниматься главным делом жизни – угождением Христу. А если в сердцевину жизни заполз червь, то бестолку ждать гармонии и естественности на периферии жизни. Начнем сдвигать себя с мертвой точки сегодня же. Откажемся называть себя великим словом «подвижник», однако займемся христианским подвигом. Займемся тем, о чем жителям Севера говорил Герман Аляскинский: Давайте сегодня, с этого дня и этого часа, с этой минуты возлюбим Господа Иисуса Христа и начнем творить Его волю.

Таким образом, изучения понятия «подвиг» за один урок представляет определенную сложность. Поэтому мы возвращаемся к нему на последующих занятиях.

Сегодня я выбрала два аспекта понятия «Подвиг»: это пример истинной жизни в Боге и благочестие. Оба аспекта связаны между собой, ведь подражание Христу часто было мотивировано именно благодарностью Ему. Примером этому являются многочисленные примеры мученичества.

Основным вариантом построения учебного процесса выбран репродуктивный.

Репродуктивный вариант включает в себя:

- постановку и осознание задачи;

- восприятие явлений и фактов;

- осмысление;

- понимание;

- запоминание;

- усвоение;

- применение.

Принципами обучения являются:

- наглядность;

- сознательность;

- прочность знаний;

- системность;

- доступность;

- научность.

Методы обучения, используемые на уроке:

- объяснительно-иллюстративные;

- метод беседы;

- фронтальный опрос;

- репродуктивный;

- частично поисковый.

Средствами обучения являются:

- учебник;

- виртуальная экскурсия (слайд-презентация);

- раздаточный материал для работы в группах (текст одного из пяти гимнов составленных Преподобным Ефремом Сириным в честь 40 севастийских мучеников (переведено с сирийского языка дьяконом Владимиром Василиком), текст стихотворения «Жаворонок»).

Основные формы работы:

- групповая работа;

- индивидуальная;

- фронтальная.

А сейчас я хочу кратко представить свой урок. Центральной частью урока является пример истинной жизни в Боге, ради которого не страшны страдания и смерть. Наша встреча стала возможна благодаря большой любви Любовь к Богу.

Вся природа, весь духовный мир живёт сейчас в ожидании Весны духовной – Пасхи. А какие птицы первыми провозглашают весну? (Жаворонки) Нас тоже будут сегодня сопровождать эти птицы.

Прочитайте на доске тему урока. (Слайд № 1)

О чём пойдёт речь? (о мучениках Севастийских)

О чём говорит икона?

 Какую цель поставим?

(Познакомиться с христианами, которые совершили мученический подвиг и удостоились святости от Бога).

Для чего? (чтобы отличать христианский подвиг от варварства).

В рамках работы с этой частью урока мы используем виртуальную экскурсию в Древнюю Армению. 22 марта церковь празднует праздник Сорока мучеников Севастийских, мучившихся в озере Севаш. Послушайте историю в музыкальной балладе, попробуйте представить себя свидетелем этих событий.

Прослушивание баллады Светланы Копыловой «Севастийская дружина»

Целевая установка перед первым прослушиванием

Представить события баллады реальными, получить эмоциональный отклик.

Вопросы после прослушивания

Кого заинтересовала эта история? Чем?

Повторное  прослушивание

Учитель: возьмите листы с заданием, прочитайте в них вопросы к балладе, послушайте ещё раз в сопровождении видео.

Работа в парах

Учитель: найдите и запишите ответы на вопросы, затем обменяйтесь информацией  со своей парой, сравните ответы.

Обратная связь

Учитель читает вопрос, обсуждается ответ.

         Итог.

Можно считать Севастийских святых христинскими подвижниками?

Что общего у слов ПОДВИГ и ПОДВИЖНИК?

         (Подвижник – тот, кто, совершая подвиг, подвигает себя к Богу.)

Постановка проблемного вопроса и пути его решения (предположение)

УЧИТЕЛЬ: До Крещения Руси наша страна была языческой.

А может ли христианство жить вместе с язычеством?

Почему христианская вера терпима ко всем религиям, но против язычества?

Ученики высказывают предположения, доказывая свою точку зрения

4.Рефлексия урока

Вернёмся к истории города Севаш.

Беседа

 

УЧИТЕЛЬ

Ученики

1

Почему дружина предпочла смерть и не отказалась от своей веры?

У Бога нет смерти, у Бога все живы.

2

Что страшного в язычестве?

Поклонение разным богам делает человека безнравственным

3

Языческий правитель может смело идти убивать, грабить, мучить, принеся жертву богу войны.

Язычник, у которого маленькие дети или старенькие родители, помолившись злому богу, может отвести их в лес на съедение зверям. Сегодня он плохой.

А завтра он молится доброму богу и снова хороший.

Такие же язычники замучили в чеченском плену Евгения Родионова.

Ониобещали ему жизнь, если он снимет с себя крестик. Женя предпочёл смерть.

4

Христос принёс людям весть о том, что Бог есть Любовь! 

         Подведение итогов

Ученикам раздается индивидуальное задание «Листья и корни».

Наши поступки похожи на листья дерева (это то, что видно окружающим людям), но эти листья питаются от корней, которые символизируют собой невидимые для окружающих душевные свойства, известные лишь нам самим. Соедини листья с соответствующими корнями.

Подведение итогов.

9 (22) марта Святая Православная Церковь отмечает память сорока мучеников-воинов, в Севастийском озере пострадавших. Этот день всегда приходится на дни Великого поста. Издревле Церковь взяла за правило торжественно прославлять этих святых, поэтому в наших храмах служится Литургия Преждеосвященных Даров для свидетельства великого подвига севастийских мучеников, совершенного Христа ради. Ослабляется и только начавшийся строгий пост: разрешается вкушать вино и елей.

Благочестивым обычаем считается выпекание накануне дня праздника из постного теста «жаворонков» - песнь этих птиц символизирует молитву страстотерпцев к Богу. По наблюдениям, поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле. Объяснялось это особым дерзновением и смирением их пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды - Христу.

В этот день принято печь «жаворонков»  из постного теста и угощать друг друга. Готовятся они очень просто, как и всё в Православии.

Чтобы вы никогда не забыли об этом празднике, я поделюсь с вами рецептом.

А стихотворение о вестнике весны – жаворонке предлагаю выучить наизусть.

Эмоционально читающий ученик читает стихотворение.

Цель перед чтением:

Послушайте стихотворение и подумайте, как связана история о Севастийской дружине с вестниками весны, жаворонками?

(Это торжество добра, любви и весны. На смену зиме приходит весна, после смерти – жизнь бесконечная)

«ЖАВОРОНОК» (Автор: В.А. Жуковский)

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно,

Так беспредельно, так воздушно;

Весь божий мир здесь вижу я.

И славит бога песнь моя!

 

Изготовление «жаворонков» из солёного теста

Выводы

Чем запомнилось занятие?

Чему научились?

Какие вопросы возникли?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...