«Особенности педагогического воздействия на учащихся с нарушением интеллекта».
учебно-методический материал на тему

Яковлева Марина Анатольевна

С 2016 года введен ФГОС ОВЗ, поэтому большинство педагогов в своей деятельности могут столкнуться с умственно отсталыми учениками. И перед ними могут встать вопросы: как учителю вести себя с ними, на что обратить внимание? Знание особенностей характера и эмоциональных реакций детей позволяет выбирать правильную тактику при решении различных вопросов воспитания. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Особенности педагогического воздействия на учащихся с нарушением интеллекта».

Яковлева М.А.

учитель класса ГУО

ГКОУ школы № 9 г. Туапсе

Туапсе, 2018


С 2016 года введен ФГОС ОВЗ, поэтому большинство педагогов в своей деятельности могут столкнуться с умственно отсталыми учениками. И перед ними могут встать вопросы: как учителю вести себя с ними, на что обратить внимание?

[1] Правильное определение понятия «умственная отсталость» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Если ребенок, который является умственно отсталым, лишается своевременного  коррекционного общего образования и попадает в общеобразовательную школу, то это может нанести тяжелую психическую травму не только ребенку, но и родителям. Он попадает в число хронически неуспевающих учеников, начинает ненавидеть учебу и мешать работе класса. Такие ученики становятся не только неуспевающими, но и недисциплинированными.

[2] Итак, что же является причиной умственной отсталости? Это поражения головного мозга ребенка (недоразвитие плода, болезнь, ушиб и т.д.), однако не всякое поражение головного мозга может вызвать стойкое нарушение познавательной деятельности.

        Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга – наследуемого или приобретённого.

        При олигофрении имеет место тотальное органическое поражение головного мозга, а не какой-то части функций (например, не резко выраженные дефекты речи или нарушение пространственных представлений).

        Прежде всего надо ознакомиться с медицинскими данными, разобраться с анамнезом. Вторым важным источником знаний о психическом развитии ребенка являются сведения об истории его жизни (условия, в которых он воспитывался в течение жизни), посещал ли ДОУ, с какими детьми общался.

Если у ребенка нарушена эмоционально-волевая сфера, а познавательная деятельность страдает незначительно, то его нельзя относить к категории умственно отсталых, поэтому основным контингентом специальных школ являются учащиеся только с тотальным нарушением познавательной деятельности.

В жизни мы встречаем детей, которые производят впечатление умственно отсталых. Такое впечатление может произвести, например слабослышащий ребенок. Но если органического поражения головного мозга у такого ребенка нет, то можно с полной уверенностью отрицать наличие умственной отсталости. Отстающими в умственном развитии могут казаться дети, семьи которых попали в иноязычную среду и не позаботились о том, чтобы освоить язык окружающих.

Больше всего сомнений обычно возникает в отношении тех детей, которых называют педагогически запущенными. Лишенные по тем или иным причинам надзора со стороны старших, они отстают от своих сверстников по умственному развитию. Эти дети не умеют учиться, думать, в результате не усваивают программу. Создается впечатление, что у них стойко нарушены познавательные процессы. И у некоторых педагогов возникает стремление перевести таких детей в коррекционную школу. тестирование показывает слабые результаты, но при глубоком обследовании выявляется картина ЗПР.

В случае нахождения в среде обычно развивающихся сверстников могут развиваться «псевдокомпенсаторные» образования. Детей с УО могут не принимать в коллективную игру, но им хочется хоть как-то привлечь к себе внимание. С этой целью такие ученики начинают кривляться, поясничать, либо грубо вмешиваться в игры малышей (разрушают постройки, отнимают и ломают игрушки).

Умственно отсталому ребенку недоступен смысл увлекающих других детей рассказов, сказок, стихов. Тогда, пытаясь привлечь к себе внимание, он начинает забаву. Такому ребенку трудно считать в уме, решать задачи, возникает отказ от раздумий. математика становится недоступной.

[3] Причинами УО являются различные поражения головного мозга. К таким поражениям относятся:

1. Воспалительные (энцефалиты и менингоэнцефалиты) в раннем и дошкольном возрасте;

2. Интоксикации (эндокринные, обменные и др.);

3. Ушибы головного мозга (природовые и бытовые травмы). Родовые травмы, патологии эмбриогенеза.

[4]Учитель должен знать какое именно заболевание вызвало умственную отсталость у его ученика. Условно умственно отсталых учащихся можно разделить на две группы. К первой группе следует отнести детей, перенесших однажды на одном из этапов развития какое-либо поражение головного мозга, а затем развивающихся на дефектной основе, но практически здоровых. Ко второй группе следует отнести детей, которые в период обучения в школе страдают текущими заболеваниями мозга. Они развиваются и в то же время болеют: их состояние может значительно меняться.

Первая группа может быть разделена на две подгруппы в зависимости от того, на каком этапе развития мозга происходит его поражение:

а) период внутриутробного развития либо в младенчестве;

б) в дошкольном и младшешкольном возрасте:

- дети, перенесшие травмы мозга (сотрясения, ушибы) отличаются повышенной утомляемостью при умственной нагрузке, поэтому многие сомневаются по какой программе им обучаться. Бывает так, что они отвечают тем хуже, чем больше занимаются. Самые плохие ответы даются на последних уроках или в присутствии незнакомых людей. Увеличение продолжительности сна, дополнительный отдых может больше повлиять на их успеваемость, чем дополнительные занятия. Поведение детей, перенесших травму бывает не всегда правильным. От усталости  они становятся раздражительными, в ответ на замечания или шутку могут вспылить и наговорить грубости. Предчувствуя трудность предстоящего задания, дети пытаются от него уклониться, например, преувеличивая свои невзгоды или болезни. Если учитель проявляет неуклонную требовательность, дети приучаются владеть собой. Тактика учителя при воспитании ребенка-травматика складывается из бережного щадящего отношения к нему в вопросах учебной и трудовой нагрузки и непреклонной строгости в вопросах поведения.

- последствия энцефалита. Некоторые дети, перенесшие энцефалит, становятся слишком подвижными, расторможенными. Они быстро и непосредственно реагируют на все события, необдуманно действуют и говорят, чрезвычайно внушаемы и легко попадают под влияние окружающих их людей. Такие дети обычно учатся плохо, но изредка удивляют учителей и удачными ответами. Таким детям необходим строгий режим (особенно неблагоприятно влияет на них безделье), поэтому учитель обращает особое внимание на необходимость осуществлять постоянный контроль и наблюдение. У девочек, перенесших энцефалит, легко возникают преждевременные сексуальные интересы. Мальчики оказываются нередко втянутыми в ассоциальные группы. Последствия энцефалита иногда принимают и другую форму. Дети становятся малоподвижными, их моторика оказывается скованной, у них возникает плохой подчерк, речь носит смазанный, невнятный характер. По внешнему виду они производят впечатление глубоко отсталых детей, однако их суждения бывают довольно разумными.

        Ко второй группе относятся дети, страдающие текущими заболеваниями головного мозга:

        а) ревматическое поражение нервной системы. Дети отличаются суетливостью, подвижностью, ранимостью. По отношению к ним следует осуществлять щадящий подход не только в вопросах учебной нагрузки, но и поведения. Проявляемые ими суетливость и беспокойство легче унять лаской или невозмутимым спокойствием.

б) сифилис головного мозга.

в) эпилепсия. Психика ребенка эпилептика изменяется с возрастом. Вначале это плохая память, забывчивость, неаккуратность в быту. С возрастом ребенок компенсирует эти дефекты, у него вырабатывается педантичная аккуратность, точность, бережливость вплоть до жадности). Рассердившись на кого-либо, эпилептик сердится сильно и долго помнит свою обиду. С годами они приучаются сдерживать свою гневливость и раздражительность, но могут выместить свою досаду на слабом ребенке. Случается так, что ребенок благодаря исполнительности, предупредительности завоевывает неограниченное доверие у неопытного учителя и в его отсутствие становится деспотом по отношению к слабым учащимся. Нужно тщательно следить за их поведением в коллективе, помня о возможной двойственности поведения.

г) шизофрения. Дети шизофреники беспомощны в самых житейских делах, учитель должен стараться как можно раньше прививать им практические навыки и умения, приучая учувствовать в делах детского коллектива.

д) гидроцефалия. У таких детей могут быт приступы сильных головных болей, колебания настроения. Они плохо выносят тряску, не могут прыгать. Плохо себя чувствуют при наклонах головы вперед и назад. Таким детям необходимо наблюдение врача-психиатра.

Знание особенностей характера и эмоциональных реакций детей позволяет выбирать правильную тактику при решении различных вопросов воспитания. Одного ребенка полезно расшевелить, вовлечь в подвижные игры. Другому, например, ревматику, чрезмерное возбуждение вредно, и если он сам предпочитает не играть, а остаться зрителем, надо предоставить ему такую возможность. если травматик. обидевшись пошел погулять, пусть погуляет, остынет от обиды. Ребенка, больного эпилепсией, надо иметь перед глазами. Если ребенок травматик будет шалить и вертеться, ему надо сделать строгое замечание.  

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости тщательного изучения медицинского и педагогического анамнеза учащихся в целях наиболее эффективного педагогического воздействия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности педагогического воздействия на учащихся с нарушением интеллекта». Яковлева М.А.

Слайд 2

Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга – наследуемого или приобретённого.

Слайд 3

Причины умственной отсталости Причинами УО являются различные поражения головного мозга. К таким поражениям относятся: Воспалительные (энцефалиты и менингоэнцефалиты ); Интоксикации (эндокринные, обменные и др.); Ушибы головного мозга ( природовые и бытовые травмы).

Слайд 4

Условно умственно отсталых учащихся можно разделить на две группы. I группа Поражение головного мозга происходит однажды, на одном этапе развития: период внутриутробного развития либо в младенчестве; в дошкольном и младшешкольном возрасте: - дети, перенесшие травмы мозга; - последствия энцефалита. II группа Текущие заболевания мозга: а) ревматическое поражение нервной системы ; б) сифилис головного мозга; в) эпилепсия ; г) шизофрения ; д) гидроцефалия.

Слайд 5

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Исследования специалистов   показывают, что нарушения эмоциональной сферы, в той или иной мере присущие всем учащимся шко­лы 8 вида, ограничивают возможности их со­циальной адаптации и негат...

Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».

В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....

Доклад по теме "Особенности формирования историко-пространственных представлений у учащихся с нарушением интеллекта"

Изучение истории тесно связано с изучением пространства. А.И. Стражев писал: «Не помещенные во времени и пространстве исторические события представляются нам пустой абстракцией, лишенной реального сод...

Юрченко Е.Ф. "Особенности формирования исторических представлений у учащихся с нарушением интеллекта".

В статье расрываются осоьенности формирования исторических представлений у учащихся с нарушением интеллекта. (Коррекционная школа VIII вида)....

Особенности читательских интересов у учащихся с нарушением интеллекта

Чтение играет огромную роль в развитии и образовании учащихся с нарушением умственного развития. Во-первых, чтение – это средство повышения уровня общего развития учащегося. Сочетая непосредственное в...

Применение на уроках истории коррекционно-развивающих заданий с учетом особенностей усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта.

Характеристика особенностей  усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта  и описанив видов коррекционно-развивающих заданий по формированию исторических знаний....

Особенности развития познавательной сферы учащихся с нарушением интеллекта

Под термином познавательная сфера в научно –теоретической литературе рассматривается совокупность познавательных процессов, речь и общение. Таким образом, развитие...