Разработка интегрированных уроков по подбору на слух на фортепианно
методическая разработка (5 класс) на тему

Ларина Маргарита Геннадьевна-педагог дополнительного образования (фортепиано)

В данной работе изложены методы и приемы на развитие навыка подбора на слух на фортепианно. Это 5 интегрированных уроков для воспитания развития слуховых качеств пианиста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oformlenie_itogovoy_raboty.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛАРИНА МАРГАРИТА ГЕННАДЬЕВНА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ДШИ №3 «МЛАДОСТЬ»

Г.О. САМАРА

Разработка интегрированных уроков

по музыкальному инструменту         

ФОРТЕПИАНО

для учащихся _5_ класса

с включением элементов игры по слуху

РАБОТА ПРЕДСТАВЛЕНА

ЯНВАРЬ  2018 ГОДА

 

 

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Обучение игре на фортепиано,  как и на любом инструменте, прежде  всего является обучением  МУЗЫКЕ.  Оно не соответствует этой цели, если педагог ограничивается  тем, что учит читать ноты и  развивает у ученика ловкость и быстроту  движения рук.  Параллельно с развитием всех этих навыков  должно быть развитие слуха и музыкального понимания. Воспитание слуховых качеств учащегося-пианиста  является одной из главных задач в фортепианной педагогике.

       Подбирать по слуху на фортепиано-это возможность постоянно будить исполнительскую мысль и обращать хозяина к интенсивной умственной работе. Самый простой способ стать Моцартом в мире подбора один: слушать и играть, играть и слушать.

      Игра по слуху красивых, понравившихся мелодий вызывает интерес к музыке, желание обучаться и учит верить в свои силы. Такое овладение инструментом обязательно найдёт практическое применение в жизни.

Урок первый.

Цель урока: Ознакомление учащегося с приёмами работы при подборе на слух основной мелодии.

Задачи:

1. Приобретение навыка по подбору мелодии;

2.Подобрать в d moll тему джаз. стандарта  Ж. Косма  «Опавшие листья»

3.Вспомнить понятие «мелодическая секвенция».

Участники урока: два учащихся 5 класса ( с каждым индивидуально).

Ход урока:

1.Послушать записи композиции «Опавшие листья» в разных оригинальных вариантах.

2. Проиграть ученику основную тему и вместе с ним пропеть её.

3.Определить форму : песенная 2-х частная (А, В).

4.Определить ладовую основу, тональность, с какой ступени и доли начинается мелодия, размер , характер и темп .

5. Подобрать мелодию, определяя направление движения мелодии и их характерные мелодические обороты, такие как секвенция ( повторяющие мелодии на разной высоте ), анализируя интонацию своего голоса.

6. Уточнить понятие «мелодическая секвенция».

Результат:  Ученик определил ладовую основу темы, проанализировал её структуру и подобрал на слух мелодии части  А  и части  В.

Домашнее задание:  Играть мелодию 2-х частей.  Записать её в нотной тетради в размере 4/4 в d moll.

Урок второй.

Цель урока:  Познакомить ученика с септаккордами и некоторыми их видами и использовать их в аккомпанементе джаз. стандарта  «Опавшие листья».

Задачи:

1.Напомнить буквенное обозначение аккордов;

2Научить  играть  септаккорды в основном виде на основе трезвучий и объяснить их строение.

3.Освоить гармоническое сопровождение мелодии септаккордами .

Участники урока: два учащихся 5 класса ( с каждым индивидуально).

Ход урока:

1.Повторить мелодию «Опавшие листья».

2. Подобрать гармоническую сетку каждой части: А,В.

3.Играть мелодии с аккомпанементом - трезвучиями на сильную долю.

4Обратить внимание ученика  на «золотую секвенцию» в гармонии.

5.Гармонически обогатить  сетку за счёт добавления терции или секунды  к трезвучиям в сопровождении.

6.Определить с учащимся виды используемых септаккордов и ознакомить его с кратким обозначением.

Результат:    

Ученик повторил буквенное обозначение, научился строить септаккорды

и узнал их обозначение. Подобрал к мелодиям двух частей гармоническую сетку  септаккордами  ( gm7,C7, Fmaj, gm6  и т.д.)

 Домашнее задание:

 Подписать над мелодией в нотной тетради буквенное обозначение. Играть мелодии каждой части с гармоническим  сопровождением - септаккордами на первую долю.                      

Урок третий.

Цель урока: Ознакомить учащегося с основной особенностью исполнения джаза - свинг.

Задачи:

1.Объяснить понятие- «свинг», что ощущение джаза достигается присутствием свинга - ритмической импульсивности.

2. Познакомить ученика  с аудио - записями  нескольких  джазовых стандартов в свинговой манере для воспитания чувства свинга.

3. Изменить ритмическую основу мелодии, используя  триольную  пульсацию, акцентировку и  синкопирование .

Участники урока: два учащихся 5 класса  ( с каждым индивидуально).

Ход урока

1.Повторить мелодию с септаккордами в аккомпанементе.

2. Послушать  аудио - записи  с джаз. стандартами , обратив внимание на свинговую манеру исполнения  (All of me, Fly me to the moon, C jam blues ).

3.Ритмически интерпретировать мелодию «Опавшие листья» при помощи восьмых триолей, характерных для джаза.

4.Для полного ощущения свинга продумать и добавить акцентировку (перемещение акцента с сильной доли на слабую ), синкопирование.

Результат:

Ученик познакомился с особенностью исполнения джаза - свинг, с известными джазовыми темами в профессиональном исполнении с целью воспитания чувства свинга. Практически использовал  интерпритацию ритмического рисунка мелодии,  характерного для джаза.

Домашнее задание:

Играть мелодию каждой части в триольной пульсации с акцентировкой и синкопированием.  Слушать джазовые стандарты.

Урок четвёртый.

Цель урока:

Познакомить ученика с разными видами аккомпанемента и практически применить  их в подборе темы « Опавшие листья».

Задачи:

1.Развить технику владения фактурой в партии сопровождения.

2.Освоить приёмы образования лини баса  (  арпеджированные  разложенные аккорды, «блуждающий бас» ).

3.Освоить аккордовый вид сопровождения «бас-аккорд».

Участники урока: два учащихся 5 класса  ( с каждым индивидуально).

Ход урока:

1.Повторить мелодию  «Опавшие листья» в  свинговой манере,  используя септаккорды в основном виде в сопровождении  на первую долю.

2.Освоить вид аккомпанемента - разложение аккорда в арпеджированной форме, используя арпеджио с прямым движением ( с односторонним и возвратным ).

3.Познакомить ученика с аккомпанементом типа «бас- аккорд» ( страйд ).

Расположение басовых и аккордовых нот можно изменять, согласовывая с мелодией или просто по своему вкусу.

4.Подобрать аккомпанемент в виде блуждающего баса (walking bass ) – непрерывное, ритмически равномерное  ведение линии баса, с использованием аккордовых, проходящих и хроматических звуков . Рассказать ученику, что этот способ очень распространён в джазе и, кроме контрабаса, характерен  для бас- гитары и фортепиано.

Результат:

Ученик освоил три вида аккомпанемента к теме «Опавшие листья», познакомился с новыми джазовыми терминами «страйд» и «walking bass».

Домашнее задание

 Играть мелодию «Опавшие листья»  с разными видами аккомпанемента.

 Закрепить все три вида аккомпанемента.

        Урок пятый

Цель урока: Создать вариант четырёхручного подбора на слух джаз.стандарта  «Опавшие листья» (для двух фортепиано ).

Задачи:

1.Определить функции каждой партии для ансамбля в 4-е руки.

2.Продумать аранжировку темы для 2-х фо-но по форме АВ: ритмическое, фактурное изложение, исходя от выбранных джазовых стилей.

3.Ознакомить ученика с особенностями джазовых стилей : «свинг», «босса-нова».

4.Научиться заполнять мелодию короткими вставками , украшениями на долгих звуках или паузах.

5.Подобрать  к композиции  INTRO и CODA.

Участники урока:  два ученика 5-го класса  вместе.

Ход урока

1.Распределить роль каждой партии: 1-я партия берёт на себя мелодию с основной гармонией  в  аккомпанементе; 2-я партия передаёт ритмическую основу композиции. Эта партия включает в себя функции  баса ( контрабас, бас гитара) и ритм секции ( ударные, гитара, бас гитара ). Такой вид ритмического аккомпанемента распределяется между двумя руками.

2. Продумать совместное исполнение с точки зрения аранжировки :

 в части А- использовать стиль «босса-нова». Это сочетание басовой линии и аккордов в зажигательном ритме. Босса-нова – основа ритма многих  латино – американских жанров;

 Часть В- в стиле «свинг».  В левой руке 2-ой партии – «блуждающий бас», задающий пульс ( выполняет ритмическую функцию). В правой руке – несложные варианты аккордовых рифов (короткие повторяющиеся ритмические фразы).

3.В основной мелодии 1-ой партии  продумать и заполнить  паузы и долгие ноты короткими  мелодическими вставками , украшениями.

4.Подобрать к композиции вступление и коду (из выученных моделей раннее).

5.Собрать композицию целиком.

 Результат:

Подобрали на слух  и исполнили композицию «Опавшие листья» в ансамбле на 2-х фортепиано. Ученики получили небольшой опыт аранжировки джазовой темы,  слуховой опыт игры в дуэте  и огромное удовольствие от полученного результата.

Домашнее задание

Закрепить пройденный материал. Слушать джазовых музыкантов, их импровизации на тему «Опавшие листья».

Литература :

1.Ядова  И. Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано I часть И. Ядова. – С.Пб.: Композитор 2005 – 35с.

2.Терацуян А.М. Практический курс джазовой импровизации для начинающих: учебно-методическое пособие / Ростов на Дону: Феникс, 2011

3. Никитин А. Начинающий джазовый пианист. Учебное пособие 1ч. и 2 ч. Хабаровск, 1982.

4. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. М.,1987.

5. Чугунов Ю. Гармония в джазе. М., 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...

Разработка интегрированных уроков по музыкальному инструменту фортепиано для обучающихся 2 класса с включением элементов игры по слуху

Обучение игре по слуху учащихся ДШИ и ДМШ обусловлено целью современного образования, которое заключаетса в воспитании личности ребенка. Занимаясь подбором по слуху мы приближаем обучение игре на форт...

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...