«Педагогическая коррекция в условиях инклюзивного образования»
материал на тему

Яковлева Марина Анатольевна

При инклюзивном подходе выигрывают все ученики, поскольку он делает образование более индивидуализированным. Когда педагог планирует урок, используя эту стратегию, ему не надо снижать планку, ему надо учитывать все особенности своих учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на тему

«Педагогическая коррекция в условиях инклюзивного образования»

Выполнила :

учитель класса ГУО

ГБОУ шк.№9

Яковлева М.А.

г. Туапсе

2016


«Учителя не знают, как учить детей с инвалидностью и боятся, что если они сделают какую-то ошибку или эти дети не будут учиться, на них будут жаловаться.» (с)

Учителя используют учебный план как инструмент, с помощью которого они учат своих учеников вещам, которые пригодятся им в жизни. Некоторые дети усваивают материал медленнее остальных. Поскольку учителя отдают себе отчет в том, что все ученики не могут в полной мере и одновременно усвоить все компоненты программы, они пытаются учитывать индивидуальные особенности учеников, чтобы материал был понят в наиболее полной мере. Инвалидность – это одна из возможных особенностей, и, вопрос о том, как учить именно таких детей, на самом деле, не вопрос. Педагог оценивает способности и потребности учеников, что помогает ему работать с ними, в том числе, с учениками-инвалидами. И если учитель будет стараться приблизить учебные задачи к потребностям ученика, даже нежелающего учиться, риск того, что на него будут жаловаться, минимален.

«Обычные ученики будут отвлекаться в то время, как учитель будет заниматься с учениками-инвалидами, и им будет уделяться меньше внимания.»

(с)

Любой учитель скажет вам, что в его классе все ученики разные – по национальной, классовой принадлежности, выходцы из разной культурной среды и пр., а также отличаются по своим способностям. Это разнообразие вынуждает педагогов искать индивидуальный подход к ученикам. В инклюзивном классе к детям без инвалидности, так же, как к детям-инвалидам, будет применяться индивидуальный подход. При этом важно, чтобы соблюдались следующие факторы:

  • Сотрудничество учителей: ни один педагог не может хорошо учить всех своих учеников, если не будет получать помощь и советы коллег.
  • Приспособление программ под индивидуальные нужды учеников. Учителя используют разные подходы для обучения детей с разными способностями, потребностями, предпочтениями.
  • Педагог должен убедиться, что все ученики имеют доступ к информации, знаниям и навыкам.
  • Педагог должен верить в успехи своих учеников. Для всех учеников, независимо от их особенностей, должны быть высокие ожидания.

«Когда ученики с инвалидностью находятся в классе со всеми, уровень преподаваемых знаний снижается, чтобы приспособиться к способностям инвалидов.»

(с)

При инклюзивном подходе выигрывают все ученики, поскольку он делает образование более индивидуализированным. Когда педагог планирует урок, используя эту стратегию, ему не надо снижать планку, ему надо учитывать все особенности своих учеников. Задания на уроке, например, истории, для каждого ученика могут быть разными: кто-то может написать работу в несколько абзацев, кто-то – целое сочинение или исследование, кто-то может выполнить коллективную работу, а кто-то – сделать устный доклад. Важно понимать, что на уроке все выучат не одно и то же, а то, что отвечает их особенностям. Ученик должен соответствовать основным требованиям и стандартам программы, но достичь этого соответствия можно разными способами и в разной степени.

«Инклюзивные школы – хорошая идея, но ее невозможно воплотить. Для учителей и директоров школ это слишком сложно.»

(с)

Конечно, учить детей с разными особенностями достаточно трудно. Но в этом самое трудное, по словам учителей, – не сам процесс обучения или сами ученики. Самое трудное – это большой класс, отсутствие поддержки, ограниченные ресурсы. Тут важно не перепутать причину: хорошей школе нужны ресурсы, возможности и талантливые учителя. Учителя обычно хорошо справляются с обучением разных учеников, если имеют поддержку, какие-то дополнительные приспособления и время. Мы думаем, что большинство учителей, особенно если они подготовлены к обучению разных детей, имеют необходимые знания и навыки для обучения детей с инвалидностью и другими особенностями.

Рекомендации учителям

Некоторые учащиеся с ограниченными возможностями нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Закон не дает определения терминам «изменение способов подачи информации» и «модификация», но существует некое соглашение о том, что следует понимать под этими определениями. В контексте данной статьи под «изменением способов подачи информации» понимается предоставление учащимся с ограниченными возможностями особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности, изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.

Изменение способов подачи информации и модификация не влияют на результаты, полученные в ходе тестирования. Например, незрячий ученик сдает тест, написанный по системе Брайля. Некоторым же учащимся на время выполнения задания необходимо остаться одним в изолированном от внешних звуков классе.

Модификацию можно определить как некое изменение задания или теста, которое меняет стандартную процедуру его проведения, или изменение требований, предъявляемых к уровню знаний учащегося с ограниченными возможностями. Примером модификации может служить частичное выполнение учащимся общеобразовательной программы.

Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.

Далее представлены некоторые соображения по поводу коррективов в учебниках и образовательных программах, возможных изменений на уроке в классе и заданиях и возможных поведенческих ожиданиях, которые нужно принять во внимание при обучении детей с особыми образовательными потребностями.

Учебники и учебная программа

Учебники

  • Обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простыми для чтения.
  • Обеспечение аудио-учебниками, чтобы учащиеся могли одновременно слушать и читать один и тот же текст.
  • Предоставление краткого содержания глав учебников.
  • Обеспечение интересными материалами для чтения более высокого уровня.
  • Использование маркеров для выделения важной информации.
  • Использование предложений с пропущенными словами.
  • Обеспечение двумя комплектами учебников, для школьных и домашних занятий.
  • Использование учетных карточек для записи главных тем.
  • Предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста.
  • Указание номеров страниц для нахождения верных ответов.
  • Обеспечение альтернативными учебниками и учебными материалами, основанными на азбуке Брайля или напечатанных большим шрифтом для слепых и слабовидящих детей.

Учебная программа:

  • Сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий.

  • Сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов.
  • Альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.).
  • Четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся.
  • Акцентирование внимания на задании (например, «Когда ты прочитаешь эту главу, то сможешь назвать три причины возникновения Гражданской войны»).
  • Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме).

Работа в классе

  • Наличие индивидуальных правил для учащихся.
  • Оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся.
  • Поддержание тишины во время интенсивных занятий.
  • Отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов).
  • Обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ.
  • Близость учеников к учителю.
  • Использование кабины для индивидуальной работы.
  • Наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг).
  • Использование альтернативы кроссвордам.
  • Сохранение достаточного пространства между партами.

Обучение и задания

  • Использование указаний как в устной, так и письменной форме.
  • Поэтапное разъяснение заданий.
  • Последовательное выполнение заданий.
  • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
  • Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
  • Демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача).
  • Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

  • Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
  • Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
  • Обеспечение помощи при передвижении.

Письменные задания

  • Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
  • Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
  • Обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя.
  • Дополнение печатных материалов видео и диафильмами.
  • Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
  • Разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися.

Оценка знаний

  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
  • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
  • Оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями.
  • Акцентирование внимания на хороших оценках.
  • Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
  • Оценка переделанных работ.
  • Использование системы оценок достижений учащихся.

Тесты

  • Устное объяснение заданий.
  • Обучение работе с тестовыми заданиями (например, распределение времени на выполнение каждой секции теста).
  • Обеспечение учащихся списком слов с определениями.
  • Неограниченное время для выполнения теста.
  • Проведение тестов в помещении без внешних раздражителей (например, в библиотеке).
  • Чтение тестовых материалов учащимся и разрешение устных ответов.
  • Разграничение тестов на секции по сходным проблемам.
  • Использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа.
  • Разрешение учащимся выбрать и выполнить индивидуальный проект в качестве альтернативы тесту.
  • Сообщения о достижениях учащихся вместо оценки.
  • Оценка правописания отдельно от содержания работы.
  • Обеспечение напечатанными учебными материалами.
  • Разрешение выполнить тест дома или использованием учебников.
  • Предоставление возможных ответов для заданий с пропущенными словами.
  • Написание первой буквы пропущенного слова.

Математика

  • Разрешение использовать калькулятор.
  • Группирование сходных проблем.
  • Размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице).
  • Использование малого количества заданий для получения оценки.
  • Использование листов большого формата для письменного обозначения проблемы.
  • Предоставление стола с математическими предметами для справочной информации.
  • Обеспечение каждого ученика визуальным числовым рядом.
  • Поэтапное представление проблемных заданий.
  • Использование визуальных пособий (картинок, графиков).

Дополнительная информация

  • Маркирование заданий в учебниках.
  • Обеспечение обратной связи по каждому заданию.
  • Использование линейки во время чтения для его облегчения.
  • Обеспечение общего представления о долгосрочных заданиях, чтобы учащиеся знали, что от них требуется при выполнении этого задания.
  • Ориентирование длительных по времени заданий на поэтапное выполнение, с ежедневной проверкой и частым оцениванием.
  • Возможность представить выполненное задание в малой группе прежде чем выступить перед всем классом.
  • Одновременная раздача листов с упражнениями.
  • Последовательное выполнение задания, начиная с самой легкой его части.
  • Проецирование изображений на светокопировальной бумаге
  • Использование вспомогательных вопросов при выполнении теста.
  • Практика записи заданий в тетради.
  • Использование стрелок (в листах с упражнениями, на доске) для обозначения связей между явлениями.

Поведение

  • Организация учебного дня.
  • Распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому.
  • Обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать.
  • Использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах.
  • Использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши).
  • Свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное.
  • Составление индивидуальных планов поведенческого вмешательства, позитивно ориентированный и учитывающий навыки и умения школьника.
  • Предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом «безопасном месте», когда этого требуют обстоятельства.
  • Разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент.
  • Игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
  • Разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.
  • Знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями.

Как сделать разумные приспособления

  • Убедитесь, что дети, которые сидят в колясках или пользуются ходунками, тростями или костылями, имеют достаточно места в классе, чтобы иметь повсюду доступ.
  • Убедитесь, что дети с трудностями по зрению и слуху сидят на ковре или за столом в таком месте, где они могут принимать полное участие в деятельности класса.
  • Убедитесь в том, что дети, которые имеют трудности в обучении, могут принять участие в играх, а также использовать все возможности обучения.
  • Убедитесь, что все дети с любыми медицинскими проблемами, которым необходимо есть, пить или ходить в туалет более часто, чем другим детям, могут делать это, не чувствуя себя неловко.
  • Если ребенок не может долго стоять, убедитесь, что он не стоит в очереди, например, во время обеда, и садится хотя бы с одним другом (это можно варьировать), так чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким или не находился бы только со взрослым.
  • Если детям трудно сконцентрироваться или сидеть спокойно из-за невидимой инвалидности, такой как аутизм или недостаток внимания вследствие гиперактивности, позвольте им заняться тем, чем они хотят заниматься, даже если остальная группа делает что-то другое.

Как заводить друзей

  • Если вы развили в классе атмосферу поддержки, которая было описано выше, дети будут рады и будут опекать любого новичка в классе. Они все будут чувствовать себя ответственными за то, чтобы новички хорошо себя чувствовали, и будут присматривать за ними.
  • Желательно также, чтобы в течение первых нескольких недель у новичка появился один или два друга. Иногда ребенок, который имеет трудности в обучении или в поведении, сам выигрывает от того, что поддерживает другого. Педагоги должны быть в курсе того, как развиваются дружеские взаимоотношения в классе, так, чтобы при необходимости они могли вмешаться. Если вы заметили, что некоторые уверенные в себе дети контролируют создание дружеских отношений и дают понять другим детям, что они не желательны, вы должны пресечь это в корне, так как это может привести к неприятностям. Жестокие дети часто сами страдают от этого, и им становится легче, если педагог помогает им вести себя по-другому. Таких детей также следует хвалить за то, что они изменились.
  • Педагоги имеют абсолютное влияние на маленьких детей, и если они ясно выразят, что является приемлемым или неприемлемым, то дети на это обязательно отреагируют. Даже очень маленькие дети в состоянии принять такие правила и сделать их своими. Вы не можете заставить детей быть близкими друзьями со всеми, но вы можете научить их быть терпимыми, добрыми и уважать чувства других, а также поддерживать друг друга, как в классе, так и за его пределами. Дети хотят иметь гармоничную и счастливую атмосферу, так как они много времени проводят в классах и чувствуют себя комфортно в такой атмосфере. Это относится также и к тем детям, которые плохо себя ведут. Даже дети с трудным поведением, которые уже получили душевную травму из-за того, что произошло в их жизни раньше, могут расцвести в благополучной атмосфере взаимопомощи.

Таким образом, инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая коррекция в условиях инклюзивного образования учитель класса ГУО ГБОУ шк.№9 Яковлева М.А.

Слайд 2

«Учителя не знают, как учить детей с инвалидностью и боятся, что если они сделают какую-то ошибку или эти дети не будут учиться, на них будут жаловаться.» (с)

Слайд 3

«Обычные ученики будут отвлекаться в то время, как учитель будет заниматься с учениками-инвалидами, и им будет уделяться меньше внимания.» ( с)

Слайд 4

«Когда ученики с инвалидностью находятся в классе со всеми, уровень преподаваемых знаний снижается, чтобы приспособиться к способностям инвалидов .» ( с)

Слайд 5

«Инклюзивные школы – хорошая идея, но ее невозможно воплотить. Для учителей и директоров школ это слишком сложно .» ( с)

Слайд 6

Рекомендации учителям У чащиеся с ограниченными возможностями нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы . Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями.

Слайд 7

Таким образом, инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.

материал, раскрывающий значимость психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ...

Нормативные локальные акты ОО для обеспечения деятельности ППк образовательной организации и специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ/инвалидностью в условиях инклюзивного образования

В статье рассматриваются цели, задачи, этапы работы психолого-педагогического консилиума образовательной организации в условиях инклюзивного образования....

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей с ДЦП в условиях инклюзивного образования.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья, образования – приоритетная задача и одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся "Механизм психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования" на 2018-2019 года

В данном материале описан механизм взаимодейвия учреждения в сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на 2018-2019 учебный год....