Программа курсов повышения квалификации "Профессиональный стандарт педагога"
методическая разработка на тему

 Трофимова Анастасия Владимировна

144 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pk_144_1.docx442.69 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«Поволжский православный институт имени Святителя Алексия,

 Митрополита Московского»

УТВЕРЖДАЮ:

________________________

ПРОТОИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ ЛЕСКИН,

ректор Поволжского православного института

 Святителя Алексия Московского

Дополнительная профессиональная программа

повышения квалификации

(с использованием дистанционных образовательных технологий)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»

 И ФГОС ООО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ГИМНАЗИИ

144 ЧАСА

Тольятти, 2016

Дополнительная профессиональная программа одобрена  (протокол №   от «13» ноября 2016 г.)

Разработчик программы:

Трофимова А.В., к.ф.н.


  1. Цели и порядок реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ» И ФГОС ООО

НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В ГИМНАЗИИ

Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

Также содержание программы основывается на Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и Федеральном законе РФ «Об образовании».

Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации: развитие профессиональных компетенций педагогических работников, занятых в основном общем образовании.

Объект профессиональной деятельности слушателей:

содержание и процесс организации образовательной деятельности обучающихся основной школы в общеобразовательных организациях.

  • результате освоения дополнительной образовательной программы слушатели овладевают профессиональными компетенциями, соответствующими трудовым функциям профессионального стандарта «ПЕДАГОГ»:

ПК 1. Проектировать и реализовывать образовательный процесс на основной ступ ени общего образования в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения и профессионального стандарта «Педагог».

ПК 2. Проектировать и реализовывать основные общеобразовательные программы на основной ступени общего образования в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения и профессионального стандарта «Педагог».

Содержание дополнительной профессиональной программы повышения квалификации и отдельных ее структурных компонентов (модулей) направлено на достижение целей повышения квалификации и планируемых результатов.

Содержание дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учитывает профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям педагогических работников.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации построена на модульном принципе представления содержания.

Для реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации предусмотрена дистанционная форма обучения. Возможен вариант реализации программы с использованием дистанционных технологий.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в полном объеме составляет 144 часа.

Образовательная деятельность слушателей по освоению содержания дополнительной профессиональной программы повышения квалификации следующие виды и формы учебных

3


занятий: проблемная лекция, дискуссия, семинарско–практическое занятие, кейс-технологии, составление ментальных карт.

Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации заканчивается итоговой аттестацией слушателей. Форма итоговой аттестации: зачет.

Лицам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу повышения квалификации и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, выдается справка об обучении или периоде обучения по установленному образцу.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации содержит следующие структурные компоненты: описание цели, планируемые результаты освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы модулей, описание организационно-педагогических условий, формы аттестации и иные методические материалы.

  1. Планируемые результаты освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации

В результате освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации слушатель должен

иметь практический опыт:

 проектирования и реализации различных форм обучающей, развивающей и воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ООО нового поколения;

 проектирования и реализации основных программ основного общего образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ООО нового поколения;

уметь:

  • анализировать структуру и содержание профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС

ООО нового поколения;

  • проводить самооценку профессиональных компетенций согласно требованиям профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ООО нового поколения и оформления портфолио педагогических достижений;

  • разрабатывать рабочую программу учебной дисциплины (цикл урочных и неурочных занятий) на основе примерной (УМК);

  • реализовывать рабочую программу дисциплины (цикл урочных и неурочных занятий) с использованием необходимых форм и методов организации деятельности обучающихся;
  • вносить предложения в программу развития образовательной организации;
  • организовывать и поддерживать открытую и безопасную образовательную среду;

  • оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучающихся;

  • поддерживать и развивать образовательную мотивацию обучающихся, их самостоятельность, творческие способности;

  • создавать условия для реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся;
  • проектировать и реализовывать воспитательные программы;
  • грамотно взаимодействовать с родителями (законными представителями) обучающихся;

  • грамотно выбирать и использовать психолого - педагогические средства работы с различными контингентами обучающихся;

  • применять современные ИКТ, ЦОР и иноязычные источники в профессиональной деятельности;

4


  • использовать коммуникативные технологии, методы публичных выступлений, убеждения в профессиональной деятельности;

  • проявлять толерантность, открытую педагогическую позицию в профессиональной деятельности;

  • знать:

  • перечень нормативных документов в области образования по теме программы повышения квалификации;
  • структуру и требования профессионального стандарта «Педагог»;
  • структуру и требования ФГОС ООО;

  • современную психологию учебной деятельности, развития, воспитания, социализации подростков;

  • современные психолого - педагогические средства работы с различными контингентами обучающихся основной школы;
  • средства оценки образовательных результатов обучающихся основной школы;
  • теорию индивидуализации в образовании;

  • особенности применения различных современных общекультурных технологий (ИКТ, диалог, дискуссия и т.д.);

  • средства самодиагностики и саморазвития в профессиональной деятельности, предупреждения профессионального выгорания.

  1. Учебный план

Наименование разделов и дисциплин

Всего

Виды учебных

Форма

часов

занятий

контроля

лекции

практичес

кие

занятия

1

Модуль  1.Требования профессионального

18

4

14

Письмен-

стандарта и ФГОС ООО к деятельности

ный опрос

учителя

2

Модуль  2. Современные психолого-

18

4

14

Письмен-

педагогические  представления о

ный опрос

закономерностях учебной деятельности,

развития, воспитания, социализации

подростков

3.

Модуль  3. Разработка и реализация

18

4

14

Письменна

программ учебных дисциплин в рамках

я работа

основной программы основной

образовательной программы основной

школы

4.

Модуль  4. Оценка образовательных

18

4

14

Письменна

результатов обучающихся основной школы

я  работа

5.

Модуль  5. Индивидуализация в

18

4

14

Письменна

образовательном процессе основной школы

я  работа

6.

Модуль  6. Воспитательная работа в

18

4

14

Презентац

основной школе

ия опыта

7.

Модуль  7. Основы инклюзивного

18

4

14

Письменны

образования

й опрос

5


Модуль 8. Техники совершенствования

18

4

14

Письменна

профессиональной деятельности педагога

я работа

Итоговая аттестация

Зачет

ИТОГО

144

32

112

  1. Календарный учебный график

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации в 144 часа может быть освоена в течение 8 недель (по 18 часов в неделю).

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации реализуется в соответствии с планом-графиком образовательных услуг на соответствующий учебный год.

  1. Рабочие программы модулей

5.1.        Требования профессионального стандарта и ФГОС ООО к деятельности учителя.

Содержание:

Лекции:

Статус и история разработки профессионального стандарта. Методика функционального анализа трудовой деятельности. Структура профессионального стандарта. Обобщенные трудовые функции педагога. Трудовые функции педагога.

Структура ФГОС ООО. Требования ФГОС ООО к деятельности образовательной организации и педагога.

Практическая работа слушателей:

Сравнительный        анализ        требований        профессионального        стандарта        и        ФГОС        ООО.

Картирование требований.

Самооценка профессиональных компетенций согласно требованиям профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ООО нового поколения.

Самостоятельная работа слушателей

Составление расширенного списка нормативных актов по теме программы повышения квалификации.

Сравнение квалификационных характеристик по педагогическим должностям и требований профессионального стандарта.

Заполнение дневника участника программы.

5.2.        Современные психолого-педагогические представления о закономерностях учебной деятельности, развития, воспитания, социализации подростков

Содержание:

Лекции:

Возрастные особенности подростков. Нормы развития учебной самостоятельности и инициативы. Нормы социализации. Возможности и трудности подросткового возраста.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС ООО. Моделирование в учебном предмете. Групповая работа. Проектная деятельность обучающихся.

Выбор        форм        и        методов        организации        образовательной        деятельности        обучающихся.

Подводные камни деятельностного подхода.

Принципы построении ООП основной школы. Нелинейное расписание.

Современные формы образовательной работы. Урочные и неурочные формы работы.

Проектная задача. Образовательные сессии. Игры в образовании подростков.

Практическая работа слушателей:

Анализ письменных источников и видеозаписей.

6


Подготовка тематических сообщений, их представление и защита.

Самостоятельная работа слушателей Конспектирование дополнительных источников. Заполнение дневника участника программы.

5.3.        Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной программы основной образовательной программы основной школы

Лекции:

Алгоритм разработки рабочей программы учебной дисциплины. Методика разработки цикла урочных и неурочных занятий.

Использование средств поддержки и развития образовательной мотивации обучающихся, их самостоятельности, творческих способностей.

Практические приемы организации учебной деятельности подростков с учетом особенностей контингента.

Практическая работа слушателей:

Анализ пояснительных записок и проектов рабочих программ учебных дисциплин.

Написание пояснительной записки к рабочей программе учебной дисциплины.

Анализ технологической карты (проекта) урока с точки зрения соответствия требованиям профессионального стандарта и ФГОС ООО.

Подготовка и проведение фрагмента урока, взаимооценка результатов.

Самостоятельная работа слушателей

  1. Анализ учебного пособия с точки зрения соблюдения требований ФГОС ООО.

  1. Подбор учебных материалов по темам обучения.
  2. Разработка фрагмента учебного пособия и рабочей тетради.

  1. Разработка фрагмента пособия для дистанционного обучения
  2. Составление дидактической схемы цикла уроков.

  1. Составление проекта урока.
  2. Заполнение дневника участника программы.

5.4.        Оценка образовательных результатов обучающихся основной школы Лекции:

Виды образовательных результатов согласно ФГОС ООО. Особенности образовательных результатов в основной школе.

Экспериментальные методики оценки метапредметных результатов образования.

Подходы к оценке личностных образовательных результатов.

Практическая работа слушателей:

Выполнение и анализ оценочных заданий.

Анализ  экспертных листов для оценки метапредметных образовательных результатов.

Самостоятельная работа слушателей

Подбор заданий для комплексной оценки предметных и метапредметных

образовательных результатов по предмету.

Составление экспертных листов для оценки метапредметных образовательных результатов.

Составление списка психологических тестов для обучающихся основной школы.

Заполнение дневника участника программы.

7


5.5.        Индивидуализация в образовательном процессе основной школы

Лекции:

Теория и история индивидуализации в образовании. Сравнение индивидуального подхода и принципа индивидуализации.

Тьюторское        сопровождение        в        образовании:        определение,        этапы,        нормативная        база.

Тьюторская компетенция учителя.

Тьюторская позиция: особенности, ошибки, методы коррекции.

Открытая, избыточная образовательная среда. Способы расширения образовательной среды. Методика диагностики.

Средства тьюторского сопровождения. Составление личностно ресурсных карт. Проведение групповых и индивидуальных тьюториалов. Организация образовательных событий.

Работа тьютора с родителями обучающихся: задачи, границы, средства, решение проблем.

Практическая работа слушателей:

Анализ и презентация личной образовательной и педагогической практики.

Диагностика образовательной среды по предложенной методике.

Анализ видеозаписей.

Составление вопросов к беседе по выявлению индивидуальных образовательных запросов, проведение беседы, само и взаимооценка результатов.

Самостоятельная работа слушателей

Конспектирование видеозаписей и письменных источников.

Подготовка предложений по индивидуализации образовательного процесса в своей образовательной организации на основной ступени общего образования.

Заполнение дневника участника программы.

5.6.        Воспитательная работа в основной школе

Лекции:

Теоретические основы воспитательной деятельности в современной школе. Воспитание и социализация.

Алгоритм разработки воспитательной программы.

Использование средств поддержки и развития образовательной мотивации обучающихся, их самостоятельности, творческих способностей.

Практические приемы воспитательной подростков с учетом особенностей контингента.

Практическая работа слушателей:

Анализ пояснительных записок и проектов воспитательных программ.

Написание пояснительной записки к воспитательной программе.

Анализ кейсов урочной и неурочной деятельности с точки зрения решения воспитательных задач.

Решение педагогических задач («трудный подросток»).

Анализ, презентация и защита презентации опыта своей образовательной организации.

Самостоятельная работа слушателей

  1. Подбор материалов к воспитательным событиям (по темам).

  1. Составление пана родительского собрания, беседы с родителями

  1. Разработка фрагмента интерактивного электронного тематического пособия для подростков.

8


  1. Заполнение дневника участника программы.

5.7.        Основы инклюзивного образования

Лекции:

Нормативные основы инклюзивного образования в современной школе.

Виды и формы инклюзивного образования.

Необходимые умения и знания педагога основной школы, при реализации инклюзивного образования.

Практическая работа слушателей:

Анализ локальных нормативных актов.

Анализ кейсов.

Самостоятельная работа слушателей

Анализ и презентация деятельности своей организации.

Заполнение дневника участника программы.

5.8.        Техники совершенствования профессиональной деятельности педагога

Лекции:

Формальные, неформальные и информальные пути совершенствования профессиональной деятельности педагога.

Коллективные и индивидуальные техники совершенствования профессиональной деятельности педагога.

Внутришкольные системы развития профессиональных компетенций педагогов. Проблема профессионального выгорания педагогов. Способы поддержания состояния высокой продуктивности. Тайм менеджмент педагога.

Практическая работа слушателей:

Анализ локальных нормативных актов.

Анализ кейсов.

Самостоятельная работа слушателей

Анализ и презентация деятельности своей организации.

Заполнение дневника учета времени.

Заполнение дневника участника программы.

  1. Организационно-педагогические условия

6.1. Используемые образовательные технологии:

Проблемная лекция.

Дискуссия.

Семинарско–практическое занятие.

Кейс-технологии.

Групповая работа.

Составление ментальных карт.

6.2. Методические рекомендации по изучению курса:

Обучение по программе осуществляется в форме лекций и практических работ (групповых, индивидуальных).

При этом важно, чтобы была возможность осуществлять разностороннюю информационную поддержку процесса обучения: вебинары, видеофильмы, групповую дискуссию (чат, форум), текстовые материалы.

9


В рамках программы слушатели знакомятся с опытом друг друга.

6.3. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  1. Информационно-правовой портал «Гарант»,  http://www.garant.ru/;

  1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: 1994.

  1. Комментарии к Федеральному закону 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  1. Коростылева Л.А. Советова О.А. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. - М.: 1995.

  1. Кузибецкий А.Н. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательном учреждении.М.,2012;

  1. Культура современного урока. / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 112 с.

  1. Кухарев Н.В. Внедрение достижений педагогической науки в учебную работу школы. - М.: 1990.

  1. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000.

  1. Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

  1. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М.: 1992.

  1. Масюкова Н.А. Возможно ли воспроизведение образцов педагогической деятельности// Педагогика. –2000.-№5.- С.23-27.

  1. Методические рекомендации к работе по обобщению педагогического опыта. – Чебоксары: 1998.

  1. Методологические и теоретические проблемы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта. - М.: 1978.

  1. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. - М.: 1993.

  1. Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности. – М.: Педагогика, 1983. – 129 с.

  1. Поташник М.М. Как  развивать педагогическое творчество. - М.: 1987.

  1. Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», 273-фз.рф;

  1. Сергеева Т.А., Уварова Н. М. Проектирование учебного занятия. – М.: ИРПО, 2000.

– 86 с.

  1. Скок  Г.Б.  Как  проанализировать  собственную  педагогическую  деятельность:

Учебное        пособие        для        преподавателей./        Отв.        ред.        Ю.А.        Кудрявцев.        –        М.:

Педагогическое общество России, 2000. – 102 с.

  1. Сластенин В.А. Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: ―Магистр‖, 1997.

  1. Сырых В. М. Введение в теорию образовательного права. М, 2002;

  1. Уварова Н.М., Сергеева Т.А., Максименко Т.В. Технология оформления педагогического опыта.- М. «Интеллект – Центр», 2003. -112 с.

  1. Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный центр образовательного законодательства, http://www.lexed.ru/pravo/ .

  1. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 1987. – 224с.

  1. Александрова Е.А., Андреева Е.А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока. М., 2013

10


  1. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия тьютор. М., 2012

  1. Розин В.М. Философия субъективности. М., 2013

  1. Школа на пути к отрытому образованию. Опыт освоения тьюторской позиции / Е.А. Волошина и др. — Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2013

  1. Итоговая аттестация

Итоговая аттестация проводится в форме защиты проектных работ.

C:\Users\ПК_1\Desktop\Аттестация ТрофимоваАВ\приказ курсы.jpg

C:\Users\ПК_1\Desktop\Аттестация ТрофимоваАВ\приказ курсы 2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный курс повышения квалификации для педагогов «Технология формирования информационно-образовательной среды педагога в условиях реализации ФГОС»

Программа:Повышение квалификации Форма обучения: Заочная (дистанционная) Трудоемкость: 72 часа Срок обучения: от 14 дней Документ: Удостоверение о повышен...

Дистанционный курс повышения квалификации для педагогов «Методика создания и размещения интерактивного образовательного контента в условиях реализации ФГОС»

Программа:Повышение квалификации Форма обучения: Заочная (дистанционная) Трудоемкость: 72 часа Срок обучения: от 14 дней Документ: Удостоверение о повышении ква...

Выпускная проверочная работа «Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы» на курсах повышения квалификации для педагогов.

Цель адаптированной коррекционной программы : устранение стойких речевых нарушений у учащихся с ЗПР, социализация и адаптация учащихся к успешному участию в образовательном процессе в общеобразователь...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...

Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных условиях р

Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по обучению...

Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у

Методические материалы  к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по об...

материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных условиях реализации ФГОС

Практические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по обучению...