Социально значимый проект. «СЕМЬЯ - ЭТО СЛОВО ВАЖНОЕ, ОБ ЭТОМ ЗНАЕТ КАЖДЫЙ»
материал на тему

Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок,  обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьёй и народом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sots_znach_proekt_semya.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

«СЕМЬЯ - ЭТО СЛОВО ВАЖНОЕ, ОБ ЭТОМ ЗНАЕТ КАЖДЫЙ»

                         

Аннотация проекта

  Прикосновение к истории своей семьи вызывает у школьника сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок,  обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьёй и народом.

Описание работы

1. Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей; укреплять   отношения между родителями и детьми;

2.  С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.

3. Стимулировать развитие познавательной деятельности; продолжать знакомить детей с родословной своей семьи.

4.В качестве примеров использовать лучшие образцы русской классической литературы

5.Принять участие в мероприятиях, посвященных семье и Дню матери

 

Содержание проекта


 I.

Введение:

-Тема исследовательского проекта

-Автор проекта

-Руководитель проекта

-Цель исследовательской работы

-Задачи

-Гипотеза

-Период проведения проекта

-Методы исследования

-Аннотация проекта

-Актуальность темы

II.

Основная часть.

Чтение стихов, песен, и их разучивание.

Праздничный концерт с приглашением родителей.

III.

Заключительная часть. Выводы.

IV.

Список используемой литературы  и интернет – ресурсов.

Этапы и сроки реализации проекта

Сроки реализации: сентябрь 2016г. – июнь 2018 г.

Подготовительный этап

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;

Разработка бесед с детьми на тему «Моя семья»,  

просмотр мультфильмов 

«Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки! », «Мама для мамонтёнка»;

подготовка материала для бесед с детьми на тему «Моя семья»:

“Моя дружная семья”, “Папа – мой лучший друг” и др.

разучивание стихотворений к 8 марта, к 23 февраля, к Дню матери

дидактические игры «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья», лото «Моя семья», “Кто ты для… ”, “У кого сегодня день рожденья? ”,

мотивационные упражнения “Кем ты приходишься своим родителям? ”, “Кто ты для бабушки? ”, Огорчится ли мама, если… ”.

заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры.

изобразительное творчество - рисование портретов «Мой папа», «Моя мама».

изготовление подарков для родителей.

консультации «Путь в страну книг», «Рекомендации для заботливых родителей», “Памятка по составлению родословной” (с эскизами по ее оформлению).

творческая работа  «Генеалогическое древо моей семьи».

фотоколлаж  «Мама, папа, Я – спортивная семья».

фотовыставка “Наши семейные традиции”, “Отдыхаем всей семьей!”.

концерт, посвящённый Дню Матери (с приглашением родителей)

Заключительный этап:

Музыкальный праздник «8 Марта».

Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный.

Обоснование необходимости проекта

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.

Это способствует формированию основ патриотизма уже в школьном возрасте,  ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.

Постановка  проблемы

Проблема педагогическая: детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи.

Проблема детская: не знают своих близких родственников, их имени, кем работали, не знают семейных традиций.

Актуальность  проекта

      Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Данная тема позволит поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать у детей понятия «Моя семья», родители школьников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.

Цели и задачи проекта

Цель: Формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям.

Задачи:

  1. Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам своей семьи.
  2. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть потребность к формированию семейных ценностей.
  3. Формировать и развивать у учеников  навыки исследовательской и творческой работы совместно с учителем  и родителями.
  4. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома, в школе, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищённым.
  5. Побуждать детей к выполнению общественно - значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, школы.
  6. Расширить круг читательских интересов. Учить детей соотносить свои жизненные ценности с ценностями жизни литературных героев.

Участники: учитель, дети, родители.

Методы реализации проекта

  1. подбор атрибутов для игровой, театрализованной деятельности.
  2. подбор иллюстративного материала.
  3. подбор художественной литературы.
  4. подбор материала для продуктивной деятельности.

Управление проектом

Подготовительный.

Создание развивающей среды

  1. Подбор материала
  2. Составление перспективного плана
  3. Разработка содержания конспектов

Основной

Деятельность педагога:

  1. Беседы
  2. Чтение художественной литературы, стихов, пословиц и поговорок о семье
  3. Инсценировка
  4. Проблемные ситуации
  5. Создание альбомов
  6. Дидактические игры

Деятельность с детьми:

  1. Составление рассказа по теме
  2. Сюжетно – ролевые игры
  3. Строительные игры
  4. Настольно – печатные игры
  5. Подвижные игры, спортивные игры, физкультминутка
  6. Рисование, комментирование нарисованного

Деятельность с родителями:

  1. Консультирование. Оформление буклетов, рекомендаций
  2. Составление генеалогического дерева семьи, книги семейных рецептов.
  3. Выпуск газеты о семье
  4. Составление альбомов
  5. Изготовление поделок

Завершающий

  1. Развлечение, посвященное Международному женскому дню 8 марта «Моя милая мамочка».
  2. Выставка для родителей и детей с использованием альбомов, поделок, материалов, сделанных детьми и родителями.

Рефлексивный

    Данный проект показывает  значимость каждого члена семьи, раскрывает ее особенность и неповторимость, способствует воспитанию любви и уважения к членам семьи. Родители, активно участвуя в жизни группы, начинают понимать простую истину: какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени, качества общения с детьми.

 

План работы по реализации проекта

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно – эстетическое развитие

 Участие в конкурсе сочинений «Моя семья»

Сотрудничестве с районной газетой. Публикации фотоматериалов,   Дидактические игры «Чьи детки», «Кем быть», «Кому что нужно для работы». «Скажи ласково», «Назови всю семью».

- Сюжетно – ролевые игры «Семья», «День рождения», «Супермаркет», «Больница».

- Настольно – печатные игры «Я расту», «Мамины помощники», «Как растет человек».

- Беседа «Один дома».

- Беседы: «Что я знаю о своей семье?» «Фотография, на которой меня нет»,

«Письма из прошлого»

Мое участие в акции «Безымянный полк».

Игры: «Где работает мама, папа?», «Папа, мама, я – дружная семья», «Мальчик и девочка», «Мое имя», «Мамочка любимая», «Папа может все, что угодно».

-создание  проблемных ситуаций: «Огорчится ли мама, если …», «Что бы вы хотели пожелать своей семье».

Познавательно исследовательская деятельность «Моя семья и родственники».

Познавательно исследовательская деятельность «Семейные обычаи на Руси».

Конкурс «Узнай учителя по детской фотографии»

- Составление рассказа «Как я помогаю маме».

  творческих рассказов «Моя семья», «Мой домашний питомец».

Коммуникативная деятельность «Подарок для мамы».

Рассказывание пословиц и поговорок о семье.

- Подвижные игры «Найди свой дом», Создай карту , где находится твоя деревня

 «Бездомный заяц», «Найди себе пару».

Физкультминутка «Семейная зарядка».

- Хороводные игры «Бабушка Маланья», «Подарки».

- Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья».

«Всей семьей встаем на лыжи»

- Рисование «Моя семья», «Мамин портрет», «Мой дом».

Изобразительная деятельность «Цветы для мамы».

Изготовление подарков для пап, мам.

Строительные игры «Мебель для дома», «Семейный дом».

- Разучивание песен «Песенка для мамы», «О папе».

- Прослушивание музыкальных произведений  П. Чайковский «Мама», А. Гречанинов «Мамины ласки».

Музыкальное развлечение «Мамочка моя».

Взаимодействие с родителями

Рекомендации к теме:

«Влияние бабушек и дедушек на формирование личности детей», «Родителям о защите и достоинстве в семье», «Роль папы в семье»

- Выпуск газеты «Моя семья».

- Консультации «Права ребенка в семье», «Ошибки семейного воспитания», «Приобщение детей к народным традициям», «Растим нравственного человека».

- Домашнее задание «Найди ответы на вопросы: что означает мое имя? Как мне его выбрали? В честь кого меня назвали?

Консультация на тему «Ваш ребенок подрастает. Что нужно знать об особенностях его физического и психического развития».

- Буклеты «Чаще говорите детям…».

- Оформление праздничных газет для пап и мам.

- Составление альбомов «Хобби моей мамы», «Наша семья».

Изготовление поделок «Хобби моей семьи».

- Составление генеалогического древа семьи.

- Составление книги семейных рецептов.

-Выставка совместных творческих работ детей и родителей на темы «С праздником, дорогие мамы», «С днем защитника Отечества».

 Метод оценки результатов:

Презентация «Моя семья». Выставка работ участников проекта  

Ожидаемый результат

Воспитание чувства гордости за свою семью и любовь к ее членам, знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники, повысить педагогическую культуру родителей, установить с ними доверительные и партнерские отношения.

Метод оценки результатов

Презентация «Моя семья». Выставка работ участников проекта.

    План дальнейшего развития проекта

      В классе успешно реализован образовательный проект «Моя семья – мое богатство». Проект рассчитан на реализацию образовательной работы с детьми  5 -8 классов. Данный проект является долгосрочным.  Целью данного проекта является – формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям. При подготовке к реализации перед педагогами была поставлена цель: показать детям, что семья – это основа общества, в ней создается микрокультура (история, традиции).

Для погружения детей в проект учитель перед детьми формулирует проблему. Так, педагог приносит в класс  свои семейные фотографии и рассказывает о членах своей семьи, о традициях (дни рождения, совместные походы в театр и др.), о значении своего имени и т. д. Далее учитель задает вопрос детям: А что вы знаете о своей семье? Как она появилась? Хотели бы вы узнать о корнях вашей семьи? После обсуждения совместно с детьми формулируется цель для детей: получить новые сведения о себе, своей семье, близких и родных людях, о традициях семьи. Данный проект реализуется в соответствии с комплексно – тематическим планированием образовательного процесса, а также в соответствии с принципами интеграции содержания  школьного образования в различных видах детской деятельности: познавательно – поисковой, продуктивной, игровой, коммуникативной.

        При реализации проекта детям предлагалось пополнить альбом «Моя семья» фотографиями и рассказами о папах и мамах, о том, где они учились, кем работают, в чем заключается их работа, какую пользу людям приносит их профессия, увлечения. В ходе работы по данному проекту дети совместно с родителями изучали корни своей семьи, составляли генеалогическое древо. В соответствии с особенностями своей семьи составляли герб семьи, придумывали девиз семьи. Родители принимали активное участие в работе над проектом. Детям с помощью родителей предлагалось в процессе познавательно – поисковой деятельности найти ответы на вопросы: «Что означает мое имя?», «Как мне его выбирали?», «В честь кого меня назвали?». Таким образом, родители становятся непременными участниками организуемых мероприятий, участвуют в сборе материалов по теме проекта. С целью расширения знаний педагоги предложили родителям буклеты, памятки, рекомендации, игротеки по теме проекта. В процессе подготовки и реализации проекта возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями в процессе совместной поисково-познавательной, творческой деятельности, что способствует сплочению семьи, сближению взрослых и детей. Сотрудничество детей и родителей, сопричастность, духовное взаимопроникновение рождают в сердце ребенка любовь и признательность, потребность общаться.

Список литературы и интернет ресурсов:

  1. Аким Я. Мама! Так тебя люблю!
  2. Благтнина Е. Вот какая мама.
  3. Благинина. Е. Мамин день.
  4. Виеру Г. Мамин портрет.
  5. Виеру Г. Ресницы.
  6. Давыдова Л. Я маму люблю.
  7. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  8. Маршак С. Кошкин дом., Маршак С. Пожар.
  9. Михалков С. А что у вас? Михалков С. Дядя Степа.
  10. Пословицы и поговорки о маме. http://www.gublibrary.ru/lib/ped/Mama/mama.html 
  11. Примерная основная общеобразовательная программа “От рождения до школы” под ред. Н.Е, Вераксы, Т.С. 12. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

13.Родина М. Мамины руки.

14.Серова Е. Волшебники, Серова Е. Три мамы.

15. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО 16.“ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2012.

17. Современные технологии обучения дошкольников/авт.-сост. Е.В.Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013.

18.План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) по теме: Рисование “Портрет мамы” 19.http://nsportal.ru/zhuldasova-leyla-garifovna 

20.План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме:
21.“Все профессии нужны, все профессии важны” http://nsportal.ru/panova-0

22.Черницкая И. Колыбельная для мамы.

23.http://nsportal.ru/

24.http://www.maaam.ru/detskijsad/moja-lyubimaja-mamochka.html

25.http://do.gendocs.ru/docs/index-181555.html

26.http://www.vseodetishkax.ru/

27.http://www.gublibrary.ru/lib/ped/Mama/mama.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально – значимые проекты как одна из форм взаимодействия семьи и школы

Происходящие в обществе изменения диктуют необходимость переоценки форм взаимодействия школы и семьи. Социализация ребенка происходит в семье. Школа как общественный институт, не может заменить семью,...

Реализации социально значимого проекта «Служба дворовых инструкторов. Здоровье – в каждый двор!» в сфере молодежной политики за счёт средств гранта Губернатора Алтайского края, в рамках программы «Молодёжь Алтая» на 2013-2014 годы.

    С 15 июля по 1ноября  учителя  Шимолинской школы организовали работу по реализации  социально значимого проекта «Служба дворовых инструкторов. Здоровье – в каждый д...

Реализации социально значимого проекта «Служба дворовых инструкторов. Здоровье – в каждый двор!» в сфере молодежной политики за счёт средств гранта Губернатора Алтайского края, в рамках программы «Молодёжь Алтая» на 2013-2014 годы.

В этом году на протяжении нескольких  месяцев педагоги нашей  школы  работали над проектом «Служба дворовых инструкторов – здоровье в каждый двор». Проект реализовывался на средства, вы...

Социально-значимый проект "Сила слова"

Здоровье молодёжи –   одна из главных ценностей любого сообщества и одновременно является важнейшим достоянием личности. Согласно заключению экспертов, мат опасен для здоровья, он не т...

Социально-значимый проект « Семья»

Актуальность данного проекта продиктована тем, в последние годы заметно падение популярности семейных отношений, как стиля поведения в обществе, ценности материнства и отцовства. Среди представит...

Социально значимый проект:" Семья-это слово важное, об этом знает каждый"

Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его п...