Коррекция дисграфии у учащихся младших классов с лёгкой степенью умственной отсталости
материал на тему

Норма письменной речи. Группы нарушений письма. Виды дисграфии. Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия). Особенности детей с УО. Нарушение языкового анализа и синтеза. Работа по коррекции дисграфии. Средства коррекционной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Коррекция дисграфии у учащихся младших классов

с лёгкой степенью  умственной отсталости

В последние годы возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Усвоение школьной программы во многом зависит от уровня развития речи. Поступив в школу, ребенок начинает осваивать новый вид речи - письменную. В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. Письменная и устная речь школьника развиваются в единстве и взаимно влияют друг на друга.

Слайд 2

В норме письменной речью ребенок овладевает к моменту поступления в школу или непосредственно в первом классе. Для того, чтобы этот вид речи сформировался без особых трудностей, необходимо овладеть основой письменной речи. К ней можно отнести:

  • правильно сформированную устную речь.
  • Способность к аналитико-синтетической речевой деятельности: деление на слова, слоги, звуки, и синтез.
  • Развитое восприятия: пространственное, зрительно-пространственный гнозис, сомато-пространственные ощущения, знание схемы тела.
  • Сформированность двигательной сферы.
  • Способность к саморегуляции.
  • Сформированность абстрактного мышления.

Если данная основа является нарушенной, то могут возникнуть нарушения письменной речи.

Слайд 3

Существуют несколько групп нарушений письма, которые обусловлены возрастной спецификой:

  1. Трудности в овладении письмом. Встречается в подготовительной группе в 6–7 лет и в первом классе, проявляется в нечетком знании алфавита. Дети испытывают сложности при переводе звука в букву, и при переходе от печатной буквы к письменной, кроме того испытывают трудности звукобуквенного анализа и синтеза.
  2. Нарушение формирования процесса письма. Встречается в 1–2 классе в 7–8 лет, когда дети смешивают печатные и письменные буквы, пропускают слоги, слова.
  3. Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в многочисленных стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Диагноз ставится логопедом тогда, когда ребенок овладел техникой письма, в 8–8,5 лет

Дисграфия и обычно встречается в сочетании дислексией (нарушением процесса чтения).

Данная патология проявляется повторяющимися стойкими ошибками на письме, которые не могут быть устранены самостоятельно без специального обучения.

Слайд 4

Специалисты различают несколько видов дисграфии:

  • Артикулярно-акустическую, при которой наблюдаются нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия и артикуляции;
  • Акустическую, для которой характерны проблемы с фонемным распознаванием;
  • Аграмматическую, обусловленную недостаточным развитием лексико-грамматической стороны речи;
  • Дисграфию, связанную с проблемами языкового анализа и синтеза;
  • Оптическую, указывающую на нарушения зрительно-пространственных представлений.

Слайд 6

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей является одной из самых актуальных задач логопедии.

Нарушения письменной речи выступают серьезным препятствием для овладения ребенком грамотой, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка.  Если учесть, то что письмо и чтение являются  средством дальнейшего получения знаний обучающимися, значит нарушения письменной речи станет серьезным припятствием в обучении вообще.

Нарушения чтения (дислексии) и письма (дисграфии) очень распространены среди обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.  

Проблема усугубляетяся тем, что дисграфия у детей с интеллектуальной недостаточностью сопровождается и неречевой симптоматикой – неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания.

Слайд 6

Особенности детей с УО

  • У умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности  
  • Мышление умственно отсталых детей характеризуется пассивностью, несамостоятельностью, некритичностью, инертностью, нарушением всех мыслительных операций. В наибольшей степени страдают обобщение и абстрагирование, а также словесно-логический вид мышления. Наиболее сохранено наглядно-действенное мышление. У умственно отсталых затруднено формирование понятий, суждений, умозаключений. Мотивация мышления снижена

Слайд 7

  • Внимание характеризуется небольшим объёмом, неустойчивостью и нарушениями переключаемости. Проявляется по разному. Дети с нейродинамическими нарушениями по типу преобладающего возбуждения отличаются отвлекаемостью, импульсивностью, быстрым переключением внимания с одного объекта на другой. Учащиеся с характерной заторможенностью могут показаться на первый взгляд внимательными, но обычно это всего лишь внешние проявления их медлительности и патологической инертности. Невнимательность детей с недоразвитием интеллекта в определённой мере обусловлена слабостью их волевой сферы. Они не могут в должной мере сосредоточиться на выполняемой деятельности, работать, не отвлекаясь.

Слайд 8

  • Основным недостатком восприятия умственно отсталых детей является нарушение обобщенности. Отмечается также замедленный темп, узость объема, нарушение избирательности, малая дифференцированность.  

 Умственно отсталым детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал.

Слайд 9

  • Особенностью  памяти умственно отсталых свойственно снижение продуктивности всех ее основных процессов. Запоминание материала характеризуется низким объемом и точностью, а также замедленностью; сохранение – непрочностью; воспроизведение – низким объемом, искажением материала, привнесениями. Наиболее нарушенной является смысловая память

Слайд 10

  • Особенностью обучающихся с  ОУ является то, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков.
  •   Слабостью замыкательной функции коры, обусловливает трудность формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкость, быстрое угасанием без достаточного подкрепления.
  • Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у умственно отсталых детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале

При выборе приёмов коррекции дисграфии у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью необходимо учитывать данные особенности:

У детей с нарушением интеллекта отмечается смешанная форма дисграфии - несформированность не одной, а сразу нескольких операций письма.

У обучащихся школы №148 наиболее распространены такие виды дисграфии, как акустическая дисграфия и дисграфия на почве несформированности навыков языкового анализа и синтеза. В большинстве случаев эти два вида дисграфии обычно встречаются у одного и того же ребёнка.

Слайд 11

         Нарушение языкового анализа и синтеза. Дети, страдающие такой формой дисграфии, могут смешивать в одном слове слоги из разных слов (например, «крабочки» вместо «крабовые палочки»), писать приставку отдельно от слова, а предлог - слитно («раз деться», но «влесу»), не дописывать окончания.

Для дисграфии, обусловленной  нарушением языкового анализа и синтеза   наиболее характерны следующие ошибки:

- пропуски букв и слогов;

- перестановка букв и (или) слогов;

- недописывание слов;

- написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";

- повторение букв и (или) слогов;

- контоминация - в одном слове слоги разных слов;

- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила")

 

Работа по коррекции дисграфии

Для коррекции дисграфии у младших школьников  с интелектуальной недостаточностью провожу  целенаправленную работу  в течение достаточно продолжительного времени, использую:

  • повторение материала,  
  • максимальное включение анализаторов, актуализацию ощущений разной модальности,  
  •  разнообразную наглядность
  •  приёмы, повышающих мотивацию обучающихся. (использование ИКТ технологий)
  • постепенное усложнение заданий и речевого материала  

Так, например, действие по определению звукового состава слова вначале отрабатывается на односложных словах (ус, на, дом) без стечений согласных, затем — на простых двусложных словах (рама, мама), позднее на словах из 1-2 слогов со стечением согласных (стол, крыша) и т.д

Слайд 12

  Логопедическая  работа во основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.). Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане,

Формирование речевых действий   осуществляется по следующим этапам:

  1. Материализация действия с опорой на вспомогательные средства:  предполагает использование картинок,   графических схем элементов языка.  
  2. Выполнение действия в речевом плане.   Ребенок произносит слово и на основе его слухового и кинестетического образа, без опоры на вспомогательные средства,  н
  3. Выполнение действия во внутреннем плане. На этом этапе ребенок осуществляет дифференциацию звуков без материальных и речевых опор, по представлению

В связи с этим формирование, например, звукового анализа и синтеза  осуществляться постепенно, сначала с опорой на вспомогательные средства (фишки, готовые схемы слова), затем в плане громкой речи и, наконец, во внутреннем плане (например, придумывание слов с определенным количеством звуков).  

Слайд 13

Основные средства коррекционной работы:  традационные дидактические игры и упражнения   и дидактические игры и упражнения созданные с помощью ИКТ.

 Использование ИКТ технологий помогает поддерживать мотивацию ребёнка, создавать психологический комфорт. Для этого в играх использую рефлексивные фишки, движения фигур: если ребёнок делает выбор не правильно, фигура вращается или исчезает, если правильно- появляется смайлик, модель звука, или фигура увеличивается.

Компьютерные презентации используются как для проведения игры, в которой ученик является активным участником, (сам с помощью мышки выбирает нужную картинку), так для осуществления проверки: ученик выполняет задание устно, затем правильность его ответа подтверждается на слайде.

Слайд 14

Работа по формированию языкового анализа и синтеза предполагает:

  • анализ предложений на слова и синтез слов в предложении;
  • слоговой анализ и синтез;
  • фонематический анализ и синтез.

Работу начинаю с уточнения знаний о элементах языка: таких понятий как: звук, слог, слово предложение. Для этого планирую ряд занятий по знакомству с каждым явлением, их дифференциации.

Слайд 15

Большое значение имеет наглядный материал. Представление элементов языка в виде моделей.

При знакомстве с понятиями звук, слог, слово, предложение использую модели, представляющие собой геометрические фигуры, разного цвета, дополнительные обозначения. Модель звук – представлена в виде круга. Для обозначения твёрдости – мягкости и используются: синий зелёный  цвета, для обозначения звонкости – колокольчик. Модель слова – полоска.  Модель предложения  - длинная полоска

В кабинете располагается демонстрационный материал, на который обращаю внимание при объяснении, дети работают с аналогичным раздаточным материалом. На последующих занятиях  (в течение всей последующей работы) практикую разминку, состоящую из заданий: назови звук, слог, слово, предложение, задание типа «Что лишнее»: «га, ма, та, сумка»,  Постоянно закрепляем: «чем звук отличается от буквы»,  «как определить количество слогов в  слове», «дать характеристику звуку», «правила написания предложения»

Наличия демонстрационного материала помогает детям усвоить понятия, ускоряет время выполнения заданий .

После ознакомления  работу по разным направлениям провожу параллельно.

В структуру занятия входят задания на  разные виды анализа. Начинаю занятия со :

  • Работы по развитию фонетического анализа

Наиболее распространенными ошибками при   дисграфии являются искажения звукослоговой структуры слова. Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. У умственно отсталых детей именно эта форма языкового анализа и синтеза максимально страдает.

Слайд 16

Работа начинается с характеристики  предлагаемого звука. Характеристика даётся на основе  ощущении  

  1. Положение артикуляторных органов с помощью зрительного восприятия

2. Положение артикуляторных органов на основе кинестетических ощущений

Слайд 17 Ребёнок даёт характеристику звуку, выбирает фишки-модели звука, на слайде – подверждаются его слова

Слайд 18

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ — это выделение (узнавание) звука на фоне слова.

Слайд 19,20, 21 Игры

Слайд 22

  Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). Для этого используем схемы (на слайде)

Слайд 23 пример игры  с использованием ИКТ, рефлексирующим моментом является появлении схемы

Слайд 24 Для определения позиции звук используемсхемы:

Слайд 25 Пример игры с исп. ИКТ

Слайд 26

 И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука/перед каким звуком).  

 Слайд 27 Пример Игры ИКТ

Слайд 28 пособия для определения места звука по отношению к другим звукам

Слайд 29. Звуко-буквенный анализ слов. Выполняем с помощью моделей звуков и букв разрезной азбуки, Рисуем с помощью карандашей  в тетрадях и с помощью Компьютерра:

Слайд 30, Подбери слово к схеме  Вариант – к 1 схеме даётся 3 картинки

Слайд  31. К двум схемам – 1 картинка (усложнение 2,3 и т.д.) – такие карточки использую в зависимости от уровня развития ребёнка)

Слайд 32. Виды работ по закреплению функций фонематического анализа.

Перфокарты. Записать слово проговаривая каждый звук.  Перфокарты разного уровня сложности – слова от 2 до 10 звуков. Данные перфокарты можно также использовать, в упражнении на подбор слов с заданным количеством звуков .

Слайд 33 – Придумать слова (слоги) с заданным звуком. Записать слева слова в которых заданный звук находится в конце, справа – в начале слова.

Слайд 34  Видов работ по закреплению много

Слайды 35-47 – Игры на формирование слогового анализа и анализа предложений.

Таким образом: работа по коррекции дисграфии у детей с ОВЗ имеет свои особенности, требует разнообразного количества материала: часто: одного и того-же, только используемого в разных видах дидактических игр, системности, усложнения. И длительного времен

Литература

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн.для логопеда. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 224 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дисграфии у учащихся с общим недоразвитием речи III уровня в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данная презентация содержит все необходимые теоритические и практические материалы, необходимые при работе с детьми, страдающими дисграфией.Коррекцию дисграфии у учащихся с общим недоразви...

«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слогового анализа и синтеза слов с целью профилактики и коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОВЗ».

Вопросы, связанные с изучением специфических особенностей нарушений слогового анализа и синтеза  слов у младших школьников с ОВЗ,  а также связанные с профилактикой и логопедической работой ...

Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста.

В настоящее время в системе школьного образования существуют разные формы оказания квалифицированной коррекционной помощи детям с проблемами в обучении.   Современные  родители самостоя...

Статья.СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. В статье изложены авторские взгляды на значение эмоционально сферы и методы ее коррекции у младших школьников с умственной отсталостью. Целью исследования является изучение способов коррекц...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...

«Программа по коррекции дисграфии у учащихся 1-4 классов с общим недоразвитием речи»

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений устной и письменной речи. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами ...

Практические приемы работы на уроках русского языка по коррекции дисграфии у учащихся

Статья предназначена для учителей русского языка по коррекции дисграфии учащихся среднего звена. К статье прилагается сборник упражнений для применения в работе с учениками....