Формирование профессиональной социальной компетенции у обучающихся учреждений среднего профессионального образования
проект на тему

Опыт работы по формированию профессиональной социальной компетенции у обучающихся системы СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir-e_prof_kompetentsii_u_uch-sya.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

Научный альманах (Педагогические науки)

Ефимова О.А.

Формирование профессиональной социальной компетенции у обучающихся учреждений среднего профессионального образования

Целью образования в нашей стране является обеспечение целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности и общества [ 1 ]. Система СПО призвана готовить специалистов, соответствующих поставленным задачам.

Современный специалист – человек, который  владеет компетенциями на высоком уровне. Это надпрофессиональные  ключевые компетенции: ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; информационная; коммуникативная; социально-трудовая;  компетенция личностного самосовершенствования и профессиональные компетенции: специальная компетентность; социальная компетентность; личностная компетентность; индивидуальная компетентность. Предметная область общественных дисциплин способствует формированию профессиональной социальной компетенции[ 2 ]. Социальная профессиональная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда[ 3 ].

Цель проекта «Формирование профессиональной социальной компетенции у обучающихся учреждений среднего профессионального образования»: создание условий для формирования профессиональной социальной компетенции. Задачи: изучить возможные социальные роли в профессии, возможность их гибкой смены; формировать этические профессиональные нормы; развить навыки рационального соотношения личных интересов и интересов общности людей; развить умение соотносить результаты труда с потребностями социума; формировать чувство ответственности за последствия поступков, законопослушного поведения в профессиональной сфере; формирование качеств, способствующих развитию конкурентоспособности.

Преобладающие технологии, используемые при реализации проекта: игровая технология, технология саморазвития Г.К. Селевко-А.А. Ухтомского, технология «метод проектов». Преобладающие методы: проблемный, исследовательский. Формы работы: групповая и коллективная, экскурсии, беседы[ 4 ].

 Изучение возможных социальных ролей в профессии, возможность их гибкой смены происходит у учащихся при участии в викторине «Трудовое право РФ», деловых играх «В столовой», «В магазине», «Трудоустройство».

Формированию этических профессиональных норм способствует цикл бесед по теме «Деловое общение»: «Деловой этикет», «Как научиться слушать?», «Что такое эмпатия?», «Говори грамотно».

Развивается навык рационального соотношения личных интересов и интересов общности людей в ходе участия в викторине «Конституционное право РФ», участии в городской викторине «Правовой марафон». Проекты «Отдых и досуг молодежи», «Семья с большой буквы», «Моя программа здоровья», представлены к участию в областных конкурсах. Проводятся беседы с представителями молодежных организаций города - студенческих строительных отрядов «Академия» и «Корчагинец»; «Молодая гвардия», ребята активно участвуют в акции «К ветерану с поклоном». Традиционны встречи с представителями предприятий, в том числе с индивидуальными предпринимателями - выпускниками нашего училища (Челышкиным В.) и экскурсии на предприятия (ресторан «Элит-клуб», кафе «Поворот»).

Развитие умения соотносить результаты труда с потребностями социума. Анализ требований работодателей, высказанных на встречах с обучающимися и на основе анализа  результатов социологических опросов: «Каким должен быть современный специалист».

Формировать ответственность за последствия своих поступков  помогает разработка проектов «Кодекс группы», «Отдых и досуг молодежи».  Проводятся викторины «Конституция Российской Федерации», «Государственные символы Российской Федерации», беседы по международному праву («Декларация прав человека»).

Формирование качеств, способствующих развитию конкурентоспособности. Разработан цикл бесед по теме «Как искать работу». Оформлен стенд с указанием предприятий города, на которые требуются специалисты по получаемой ребятами профессии. Обучающиеся проводят аналитическую работу по изучению предложений о трудоустройстве.

Отслеживать сформированность каждого из составляющих профессиональной социальной компетенции возможно с использованием методов наблюдения, опросников, регистрации достижений.

Проект «Формирование профессиональной социальной компетентности через развитие правовой культуры»  в настоящее время находится в стадии реализации (с  2012г.). На данном этапе основными результатами его реализации являются: увеличение количества учащихся, состоящих в кружках и секциях как в училище так и по месту жительства; рост числа учащихся, принимающих активное участие в разработке и проведении мероприятий в училище, в выставке технического творчества; появление учащихся, принимающих участие в деятельности молодежных организаций города; создание работ для участия в областном конкурсе «Патриоты Отечества», участие во  всероссийском конкурсе проектов «Свой мир мы строим сами»;  «Овеяны славою флаг наш и герб»; успешное трудоустройство выпускников; положительные производственные характеристики, учитывающие развитие социальной компетенции. 

Список используемых источников:

1.Федеральный закон"Об образовании в Российской Федерации"от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

2.Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании.//Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. С.134-141.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Интернет-журнал «Эйдос» , 2006г. 5 мая.

4.Широбокова Т.С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО//Научные исследования в образовании, 2012.№12.С.38-47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная методика преподавания иностранного языка в учреждении среднего профессионального образования

Статья раскрывает основные моменты коммуникативной методики преподавания английского языка в учебном учреждении...

Проект "Формирование личностной компетенции на уроках истории и во внеклассной работе у учащихся учреждений среднего профессионального образования"

Проект "Формирование личностной компетенции на уроках истории и во внеклассной работе у учащихся учреждений среднего профессионального образования" разрабатываеися на базе Ковровского колледжа сервиса...

статья "Формирование социальной профессиональной компетенции у обучающихся учреждений среднего профессионального образования"

в статье представлены цели, ход реализации и итоги инновационного образовательного проекта...

Профессиональная направленность в обучении английскому языку в образовательных учреждениях среднего профессионального образования

Аннотация     В современных реалиях обучение английскому языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Ф...

Проблемы социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях среднего профессионального образования

Статья подготовлена для участия в X Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию социальной работы в России.Выходные данные:Бирбаева Я.Ж., Найденова Т.М., Суворова А.Л., Се...