"Деньги и дети"
материал на тему

Писанова Лариса Анатольевна

Семинар для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dengi_i_det.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Деньги и дети»

Цели:

 -раскрыть сущность денег как нравственной категории

-формировать критическое отношение к «нетрудовому» богатству;

-воспитывать положительное отношение к богатству как результату труда человека;

-способствовать формированию экономического мышления;

-формирование умения расширять представления детей о природе денег и культуре обращения с ними;

-умение побуждать детей к экономии, бережливости, сдержанности

Ход мероприятия

        Есть такая известная поговорка: «Не в деньгах счастье» и не менее известное продолжение: «А в их количестве». Всем известно, что деньги не главное в жизни, однако, жизнь без определенного их количества становится похожа на существование.

        В нашей стране на момент рождения ребенка большинство молодых семей оказываются в довольно прижимистых, в материальном плане, условиях.

        Конечно, новорожденные не понимают: в дорогие ли подгузники их одевают, дорогая ли коляска, в которой их возят и т.д. Зато дети очень хорошо чувствуют, что у мамы подавленное настроение или она злится, когда у нее не хватает заветных бумажек.

        Чуть позже, когда ребенок просит игрушку, мама иногда придумывает отговорки, а иногда  признается, что просто у нее нет денег. И голос ее в этот момент такой раздражительный, будто с укором, совсем не похож на мамин. И уже тогда у детей возникает интерес к этим бумажкам, на которые можно обменять игрушки и конфеты, и которым все придают столько внимания.

        Примерно в возрасте шести лет ребенок начинает выражать этот интерес, задавая родителям вопросы: «А сколько стоит подарок, который мне подарили?» или «Сколько стоит куртка, которую вы мне купили?». Не нужно пугаться, что вашего ребенка, как оказалось, интересует не только эстетическая и функциональная сторона вещей. Ребенок пытается познать этот мир,  и он видит, что деньги играют в нем не последнюю роль.

        В семь лет ребенку нравится считать и держать деньги в руках. Они хотят иметь свои деньги и самостоятельно ими распоряжаться. Ребенок  уже не просит у мамы что-то купить, а просит денег. Дети любят мечтать о том, что они могут себе позволить на имеющиеся средства. Деньги уже начали овладевать мыслями и эмоциями детей.

        В этот период активно протекает процесс социализации.  И ребенок начинает сравнивать достаток в своей семье с другими семьями, конечно, это происходит по косвенным признакам: наличие большого телевизора, компьютера, красивой машины, навороченного велосипеда и т.д.

        Совсем скоро, ребенок начинает понимать со слов телеведущих, разговоров взрослых, что деньги - это успех. Девочки начинают мечтать о богатых женихах, а мальчики стать не космонавтами, как мы в детстве, а бизнесменами на дорогих машинах. К сожалению, детская психика не всегда оказывается готовой к таким серьезным рассуждениям.

        В период нашего детства о деньгах при детях было не принято говорить,  сейчас  времена поменялись, и говорить с детьми о деньгах нужно.

        Во-первых, ребенок должен знать цену деньгам. Он должен понимать, что родители их зарабатывают, а не находят на улице, и что их у родителей не бесконечно много.

        Во-вторых, ребенок должен понимать, что если ему говорят родители, что денег нет на игрушку, значит просить и закатывать истерику нет смысла, надо просто спросить, когда же у мамы появится возможность купить то, что ребенку хочется.

        Как  объяснить ребенку, что такое деньги, откуда они берутся и для чего нужны?

        Во-первых, родителям нужно больше уделять ребенку времени и внимания. Не нужно при первой обиде бежать за его любимой шоколадкой, существуют и другие способы воздействия на детей.

        Во-вторых, больше разговаривать с ребенком на тему денег, объяснять, что деньги  - не главная ценность в мире, они  нужны всего лишь как средство, а главное - это любовь и взаимоотношения. Расскажите ребенку, что за деньги не купишь дружбу или любовь. Спросите: «Если бы тебе заплатили, ты бы стал дружить с другим человеком?».

        В-третьих, не стоит полностью отказываться от материального стимулирования ребенка. Только это должно быть не для  удобства, а для воспитания в ребенке уважения к труду и понимания ценности денег. Но никогда не использовать деньги как инструмент наказания или запугивания.

        В-четвертых, показать, что надо ценить имеющиеся денежные средства на собственном примере. Не торопитесь покупать утерянную или сломанную вещь или игрушку. Пусть ребенок ценит то, что имеет, и знает, как это достается.

        В-пятых, приучать ребенка обращаться с деньгами. Пусть сам попробует оплатить товар в магазине, получит сдачу.

        В-шестых, давать ребенку карманные деньги. Пусть он привыкает самостоятельно принимать решение о том, что ему больше нужно и что можно позволить на ту или иную сумму.

        Давно известно, что многие из «богатых и знаменитых», являются выходцами из бедных семей, и детство их было не особенно счастливым. И, наоборот, избалованные дети часто серьезно разочаровывают своих родителей. Как же найти золотую середину, ведь с одной стороны хочется, чтобы ребенок ни в чем не нуждался, а с другой стороны вырос самостоятельным, деловым и научился зарабатывать деньги?

Тут наиболее распространены два варианта. В первом случае родители сознательно не дают ребенку денег, чтобы комплексы, развившиеся на фоне сверстников, в будущем заставили его доказывать, что он может добиться многого. Другой вариант, наоборот, предполагает, что ребенок получает на карманные расходы суммы на порядок большие, чем его сверстники, чтобы у него развивалась высокая самооценка, умение ценить себя.

Оба варианта имеют и плюсы и минусы. Первый может привести к таким комплексам и озлобленности, что родителям самим потом мало не покажется. Или, наоборот, привыкнув довольствоваться малым, он став взрослым, не будет ни к чему стремиться. Всю жизнь проработает в каком-то уголке, утверждая, что «бедность не порок», завидуя богатым и ругая правительство (знакомая картина?).

Во втором случае, не привыкший к трудностям ребенок навсегда останется инфантильным и неприспособленным к жизни, будет сидеть на шее у родителей и утверждать, что он слишком сложная личность для этого мира, погрязшего в рутине и материальных интересах. Чтобы этого не произошло, воспитывая ребенка по второму варианту, надо много времени уделять его развитию, следить, чтобы у него были серьезные увлечения, требующие характера и каких-то самоограничений, например, спорт.

Еще одна важная составляющая воспитания у ребенка нормального отношения к деньгам, это единая политика обоих родителей. Когда строгий папа запрещает давать ребенку карманные деньги, а сердобольная мама втихаря сует ему сотню, то это не воспитание, а бардак.

Чтобы дети как можно раньше стали понимать, что такое деньги, стоит обсуждать семейный бюджет при них: сколько идет на коммунальные услуги, на одежду, продукты и т.д. Когда станут постарше, то нужно начинать советоваться по некоторым денежным вопросам: сколько откладывать на отпуск, сколько на новогодние подарки и т.д.

Интерес к деньгам - естественный этап развития современного ребенка, который уже в три-четыре года понимает значение денег, как мерила стоимости товаров и услуг.

В наш век рыночных отношений, деньги стали занимать главное место в жизни не только взрослых людей, но, увы, и детей. А как же иначе, если мама с папой целый день только и делают, что говорят о том, что сколько стоит, где подорожало и как заработать.

Когда-то дети мечтали быть космонавтами и учителями, но время берет свое: сейчас семеро из десяти подростков грезят о карьере бизнесмена.

Дети и деньги – не простой вопрос, на который нет однозначного ответа. Давать ли детям деньги и если давать – то как и сколько? Эти вопросы во все времена вызывали всегда бурные дискуссии.

Одно из крайних мнений – ребенку деньги не нужны, другое, столь же категоричное, - деньги нужно давать по первому требованию, независимо от планов родителей.

Если ребенок никогда не видел и не держал денег в руках, то в будущем он может вырасти расточительными, совершенно не умеющим распоряжаться своими деньгами и не способным делать сбережения. Приучать ребенка к разумной трате денег – задача родителей. По сути, постоянное требование покупок или денег является свидетельством недостаточной социализации ребенка. Он пребывает в заблуждении, что тратить деньги надо исключительно на развлечения и его личные удовольствия. Обычно такое поведение свойственно малышам двух-трех лет, но может закрепиться и до более старшего возраста, если родители вовремя не приучат своих детей грамотно распоряжаться деньгами.

Опасно и потакание желания ребенка, удовлетворение всех его прихотей и отгораживание от финансовых проблем семьи. Когда детям серьезно, без скидок на возраст объясняют, почему не может быть сделано то или иное приобретение, они редко капризничают и изводят родных своими требованиями.

Есть мнение, что надо оплачивать детям хорошие отметки и работу по дому. На первый взгляд эта идея кажется заманчивой, так как выплаты стимулируют ребенка лучше учиться и быть хозяйственнее, аккуратнее. Но здесь есть и серьезная опасность.

Человек должен ставить перед собой цели, стремиться к их выполнению и поэтому учиться. Задача родителей – выработать интерес к учебе как таковой, а не подменять его интересам к деньгам. То же самое касается и работы ребенка по дому. Важно, чтобы он не только механически исполнял свои трудовые обязанности, а старался помочь родителям, или же что-то сделать самостоятельно и добровольно, чтобы в его доме (комнате) был уют и порядок.

Все это не значит, что вообще никак не надо отмечать успехи детей в учебе или других делах. Наоборот, подарок на окончание учебного года будет очень кстати – как признание заслуг и трудов ребенка, как знак внимания к его делам.

С того момента, как ребенок начинает испытывать потребность в самостоятельной трате денег, он осознает, что это такое, то есть с того момента, когда он хочет иметь свои деньги, - они должны у него быть.

Сумма должна быть фиксированной в определенный промежуток времени – мы ведь готовили человека к тому, что он должен научиться самостоятельно принимать решения, распоряжаться ограниченными ресурсами.

Денег должно быть не слишком много, но не слишком мало, ведь и у взрослых редко бывает достаточно денег. Меньше, чем хочется, но по возможности больше, чем жизненно необходимо, т.е. с учетом той суммы, которую он будет тратить на питание в школе или вне дома. Например, можно установить ребенку выплату фиксированного еженедельного "денежного пособия" или "заработной платы", в котором бы учитывалось его поведение, помощь по дому, успеваемость и т.д. Так, если ребенок в течение недели вел себя прилежно и даже отличился в чем-то, то к данной сумме в качестве "поощрительного приза" или "премиальных" можно добавить еще немного, или наоборот, в случае провинности, снять. Это поможет ребенку не только морально, но и материально осознать пользу хороших и невыгодность плохих поступков. Следует при этом обязательно указывать ребенку на то дело, за которое вы его хвалите, а соответственно и вознаграждаете, и наоборот. Нужно и четко установить день выплаты. Например, пусть это будут выходные: так ребенок научится планировать свои действия в течение недели. Важно, что он будет получать деньги не сразу за хорошо сделанное дело, что может приучить его к некоего рода вымогательству, а только по прошествии определенного срока времени, в течение которого будут анализироваться все его дела и поступки. Нельзя забывать и о том, что если родителям задерживают зарплату, они должны из кожи вон вылезти, но дать ребенку его выплату. Напротив ожидание получки вместе с родителями приучают ребенка к мысли о том, какую материальную ценность имеют деньги и как правильно ими распоряжаться. Очень важно вместе с ребенком четко определить, какие именно траты он делает из своего кармана. Скажем, еще не взрослому человеку одежду покупает мама. А игрушки, приставку и плеер? Каждый родитель должен заранее продумать ответы на эти вопросы. Ко всему надо подходить разумно и руководствоваться чувством меры. С человеком, хоть и с маленьким, надо разговаривать, объяснять ему свои слова и действия. Например, в данный момент деньги нужны на еду или есть общесемейное решение о крупной покупке. Недопустимо сначала дать ребенку денег, а потом забрать их под благовидным предлогом. Или осуждать то, как распорядился деньгами ребенок. Раз потратил - значит, так считал нужным. Именно для этого и были даны ему деньги. Только самостоятельный человек сможет научиться рационально расходовать деньги, рассчитывать свои возможности, соизмерять их со своими желаниями.

И последнее, что следует всегда помнить. Всем знакомы крики и слезы недовольного чада после немотивированного отказа в "денежном довольствии". Иногда это даже может стать причиной кражи небольших сумм денег у взрослых членов семьи. В этом случае необходимо в корне пересмотреть линию своего поведения в данном вопросе. Если у ребенка имеются собственные сбережения, родители могут предложить ему купить желанную вещь на свои средства. Результат превзойдет ожидания, а публичные скандалы никогда больше не повторятся. Если ребенок просит или хочет купить что-нибудь дорогое можно предложить ему копить деньги в течение какого-то времени. Можно даже купить ему для этих целей занимательную копилку. Это приучит его к экономии. И каким же счастьем для него будет покупка желаемого, а заодно и научит его бережливости и аккуратности. И как приятно будет ребенку, когда родители добавят ему денег на крупную покупку, или помогут, если он не рассчитал свои траты. Это в очередной раз прибавит ему благодарности к ним.

               Когда слышишь разговоры о злой силе денег, то ощущаешь какое-то рабское преклонение перед деньгами, какую-то невольную боязнь искушения. Нет, деньги сами по себе не зло, которое нам будто бы приходится скрепя сердце терпеть. А. С. Макаренко в своей «Книге для родителей» писал по поводу одной хорошей семьи: «Меня всегда радовала эта веселая семья и ее строгий денежный порядок. Здесь деньги не пахли ни благостным богом, ни коварным дьяволом. Это было то обычное удобство жизни, которое не требует никаких моральных напряжений. Пыжовы смотрели на деньги как на будничную и полезную деталь».

               Однако, для того чтобы выработать в детях такой естественный взгляд на деньги, родителям требуется подойти к делу серьезно, сознательно и ответственно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: " Дети и деньги"

Дети и деньги - не простой вопрос, на который нет однозначного ответа. Давать ли детям деньги и если давать - то, как и сколько? Эти вопросы во все времена вызывали всегда бурные дискуссии. Имен...

Беседа с родителями на тему "Дети и деньги"

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родителями быть не учат ни в одном учебном заведении. Наверное поэтому так много ошибок допускаем мы при общении со своими детьми. И если учителю на ...

Внеклассное мероприятие по программе гражданско-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи на семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. Тема: «Богач за неделю - грязные деньги"

Главная идея- все, что мы делаем в этой жизни, оказывает влияние  на нашу личность, формирует наши привычки, складывает характер. Нередко нам кажется, что для достижения хороших целей можно...

Родительское собрание "Дети и деньги"

Сценарий родительского собрания "Дети и деньги" (с презентацией)...

Родительское собрание на тему: "Дети и деньги"

Презентация для родительского собрания на тему: "Дети и деньги".Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его вести себя за столом. Дет...

Деловая игра «Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги – там и тут…»

Деловая игра проводится на первом курсе со студентами изучающими бухгалтерский учет....