Программа "Бесконфликтное общение"
рабочая программа (5, 6 класс) на тему

Приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический принцип, положенный в основу современного образовательного процесса, требует развития такого типа человеческих отношений как сотрудничество, сотворчество, партнерство, умение работать в паре, группе, команде, способствующих становлению личности, свободно проявляющей себя в социальной и духовной сферах. Становление такой личности невозможно без формирования  в школьные годы  психологической культуры как  части общей культуры человека. Ключевая роль в формировании  у человека  психологической культуры, умения   общаться, взаимодействовать с другими  людьми  принадлежит такому социальному институту как  школа.  Именно в общеобразовательной школе  закладываются основы  поведения человека  в  социуме, в обществе,   в будущем  в предконфликтных и конфликтных  ситуациях.  Задача современной  школы не только  научить ребёнка учиться, владеть ключевыми компетентностями, но и  сформировать навыки конструктивного, толерантного, эмпатического  взаимодействия в малой  группе, в классном, школьном коллективах в учебной и внеучебной деятельности, в семье - заложить основы  психологической культуры развивающейся личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Бесконфликтное общение»

Бондарчук Нели Николаевны,

педагога-психолога ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга»

Пояснительная  записка

Обоснование выбора темы  Программы.

          Приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический принцип, положенный в основу современного образовательного процесса, требует развития такого типа человеческих отношений как сотрудничество, сотворчество, партнерство, умение работать в паре, группе, команде, способствующих становлению личности, свободно проявляющей себя в социальной и духовной сферах. Становление такой личности невозможно без формирования  в школьные годы  психологической культуры как  части общей культуры человека.

           В работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Г. Асмолова, Е.А. Климова, А.В. Петровского  психологическая культура человека  характеризуется  как  совокупность, система личностно  значимых  и личностно ценных стремлений, убеждений, взглядов, позиций, отношений в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими.

           Я в своей работе буду опираться на определение Л.Д. Деминой, Н.Н. Обозова, Е.А. Климова,  которые в понятие «психологическая культура» включают три компонента:

- понимание и знание себя и других;

- адекватная самооценка и оценка других людей;

- саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция

   деятельности, регулирование отношений с другими людьми.

           Школа - это уменьшенная модель взрослой жизни: она учит не только началам наук, но и умению строить отношения с людьми, сотрудничать.

          Ключевая роль в формировании  у человека  психологической культуры, умения   общаться, взаимодействовать с другими  людьми  принадлежит такому социальному институту как  школа.  Именно в общеобразовательной школе  закладываются основы  поведения человека  в  социуме, в обществе,   в будущем  в предконфликтных и конфликтных  ситуациях.  Задача современной  школы не только  научить ребёнка учиться, владеть ключевыми компетентностями, но и  сформировать навыки конструктивного, толерантного, эмпатического  взаимодействия в малой  группе, в классном, школьном коллективах в учебной и внеучебной деятельности, в семье - заложить основы  психологической культуры развивающейся личности.

            Недостаточный уровень психологической культуры участников образовательного процесса  приводит к проблемам  в социальной адаптации учащихся, их самореализации в обучении, общении, самоопределении, взаимопонимании с педагогами и родителями, к возникновению затяжных и неразрешённых конфликтов.

          Личностные, межличностные и межгрупповые конфликты  негативно сказываются  на всех процессах  жизнедеятельности школы.

         Конфликты между учениками отрицательно влияют  как и на  самих  конфликтующих, так и на весь класс.

Конфликты между  учителем и  учеником  оказывают деструктивное  воздействие  на результативность обучения и воспитания в целом. Конфликты между учителем и родителем влияют на  характер взаимоотношений  всех субъектов образовательного процесса.

           Наша школа не является исключением, проблема деструктивных конфликтов между участниками образовательного процесса остаётся  актуальной.

           Эта проблема усугубляется ещё тем, что в последнее время в школе появились учащиеся из ближнего и дальнего зарубежья, дети - мигрантов, дети из инокультурных  сред, которые нуждаются в понимании, принятии и поддержке  одноклассников,  учителей. Не секрет, что отношения у этих детей с  одноклассниками не  всегда складываются положительно. Одноклассники их не принимают,  возникают конфликты  в сфере поведения, общения, обучения.

          Я считаю, что формирование психологической культуры у субъектов образовательного процесса, а именно: расширение знаний о себе и о других, принятие себя  и других, осознание своей уникальности каждым  человеком, умение адекватно оценивать свои действия, поведение, овладение навыками и умениями конструктивного общения,  будет способствовать развитию толерантности, эмпатии, конструктивному решению конфликтов в образовательной  среде.  Эта проблема для меня как для педагога- психолога стала актуальной, поэтому и возникла идея создания программы  конструктивного  общения  участников образовательного процесса

 «Бесконфликтное общение ».

Цель программы:

Формирование психологической культуры у субъектов образовательного процесса: ученик, учитель, родитель  через:

- понимание и знание себя и окружающих:

- умение адекватно оценивать себя и других;

- умение конструктивно взаимодействовать с другими.

 Задачи:

  1. Изучить  проблему формирования  психологической культуры   младших подростков в психолого- педагогической науке и практике.
  2. Разработать  критерии  психологической культуры  как прогнозируемый  результат.
  3. Подобрать диагностические методики, с помощью которых  можно

выявить уровень  психологической  культуры  субъектов образовательного процесса.

  1. Провести мониторинг уровня  психологической культуры

учащихся, их родителей, педагогов.

  1. Разработать систему занятий, семинаров,  мероприятий  по формированию  психологической  культуры  у субъектов образовательного процесса.

6. Апробировать эффективность  системы занятий  по повышению  уровня

          психологической культуры субъектов образовательного процесса.

  1. Проанализировать и обобщить  полученный опыт.
  2. Провести корректировку в  содержании, проведении  намеченных

мероприятий.

      9.  Вынести защиту программы на экспертный совет  ДО.

Методы;

  • анализ психолого- педагогической литературы  по формированию  психологических знаний;
  • эмпирические методы: наблюдение, сравнение;
  • диагностические методы:
  • методика « Психологическая культура личности»;
  • опросник  эмоциональных состояний;
  • опросник « Определение нравственных  понятий»;
  • определение самооценки;
  • анкета для учащихся: « Как я веду себя»;
  • анкета для родителей;
  • тест для учащихся «Коммуникативная компетентность»;

Ожидаемый  результат:

Повышение уровня психологической культуры у участников образовательного процесса.

Промежуточный результат:

- уровень знаний об эмоциональных состояниях человека;

-  знание способов выражения чувств.

Сроки реализации программы:

-январь-октябрь  2016г. – подготовительный, диагностический этапы;

- ноябрь- декабрь 2016г.- проектировочный  этап;

-январь- октябрь 2017г. -  экспериментальный этап;

-ноябрь 2017г.- сентябрь 2018г. оценочно- результативный этап.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

7-12 лет (обучающиеся  1-6 классов).

Этапы  реализации Программы.

1 Этап.  Подготовительный.

Цель этапа:  Сбор, анализ  информации о формировании психологической культуры  у участников образовательного процесса.

Задачи:

  1. Изучить понятие  психологической культуры в современной науке и образовании.
  2. Разработать  набор критериев  психологической культуры учащихся, педагогов, родителей.

           Психологическая  культура человека характеризуется наличием функций, задач, признаков, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач, выполнять широкий спектр социальных ролей. Именно в таком понимании  психологическая культура  становится предметом изучения и освоения в школьном возрасте как одна из составляющих базовой культуры личности.

          Компоненты психологической культуры  (Н.Н. Обозов):

  • понимание и знание себя и других людей;
  • адекватная самооценка и  оценка других;
  • регулирование отношений с другими людьми, умение  разрешать конфликты.

         На основании изучения теоретического материала разработаны критерии  психологической культуры учащихся, педагогов, родителей.

Критерии  психологической культуры  

участников образовательного процесса.

Учащиеся:

-  знание эмоциональных состояний человека;

-  представлений о чертах характера;

-  знание своих интересов, увлечений;

-  умение осуществлять элементарный нравственно- психологический анализ

    ситуации;

- уровень развития рефлексии ( определение  причин конфликтов);

- знание способов  разрешения  конфликтов;

Педагоги:

- знание возрастных особенностей  учащихся;

- стремление  учителя к самопознанию и саморазвитию;

- самооценка учителя;

- знание  путей выхода из конфликта.

Родители:

- знание возрастных особенностей  ребёнка;

- знание интересов своего ребёнка;

- предпочитаемый стиль  воспитания ребёнка в семье;

- предпочитаемый путь выхода из конфликта.

 Диагностический этап.

Цель этапа: Изучение уровня  психологической  культуры  учащихся, педагогов, родителей по определённым критериям.

Задачи  этапа:

1.Определить  у учащихся  сформированность:

-   представлений о чертах характера человека;

-   восприятия эмоциональных состояний  человека;

-  отношения  к себе;

-   коммуникативных умений;

-   поведенческих реакций в общении;

2. Определить  у педагогов сформированность:

-  знаний о возрастных особенностях  учащихся;

- стремления к самопознанию и саморазвитию;

- знаний путей выхода из конфликта

3. Определить у родителей сформированность

- знаний возрастных особенностей  ребёнка;

- знаний интересов своего ребёнка;

-  знаний о стилях воспитания;

-  знаний  о путях выхода из конфликта.

Ожидаемый результат:

Определение уровня  психологической  культуры у  участников образовательного процесса для  дальнейшего подбора материала и разработки  тематики занятий, семинаров.

Методики:

- опросник эмоциональных состояний;

- опросник « Определение нравственных  понятий»;

- определение самооценки;

- анкета для учащихся: « Как я веду себя»;

- анкета для родителей;

- анкета для учителей.

Тематический план занятий  с детьми.  

         Форма проведения занятий:  занятия с элементами тренинга и арт- терапии.   (занятия проводятся  1 раз в неделю)

Тема 1. Мир Эмоций.

Занятие 1.  Мимика и Жесты – Язык Мира Эмоций.

Занятие 2.  Город  Радости и Веселья

Занятие 3.  В Городе Радости только добрые слова!

Занятие 4.  Остров Страха  и его обитатели.

Занятие 5. Все бывают на острове  Страха.

Занятие 6. Мы умеем побеждать страх.

Занятие 7. Пещера гнева.

Занятие 8. Откуда берётся гнев?

Занятие 9. Может ли гнев быть полезным?

Занятие 10. Прощение растворяет обиды!

Занятие 11. Гора Стыда.

Занятие 12. Мы владеем разными эмоциями!

Тема 2. Мир качеств.

 Занятие 13. Мешок хороших качеств.

 Занятие 14. « Тёмные» и « светлые»  качества.

 Занятие 15. Умение видеть « светлые» качества.

Тема 3. Не такой, как все.

Занятие 16. Не такой, как все.

Занятие 17. В чужой стране.

Занятие 18. Иностранец.

Занятие 19. Я принимаю « Других».

Тема 4. Мир Дружбы  и Сотрудничества

Занятие 20. Что такое дружба? Зачем нужна Дружба?

Занятие 21. Умею ли я дружить?

Занятие 22.Что такое конфликт?

Занятие 23. Для чего нужен конфликт?

Занятие 24. Учимся разрешать конфликты.

Занятие 25. Стратегии разрешения конфликтов.

                                         

Используемая литература.

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология.- М., 2005.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь- справочник по психодиагностике.   - СПб., 2002.
  3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга.      Психотехники.- М., 2000.
  4. Винникот  Д.В. Разговор с родителями.- М., 1994.
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.- СПб., 1999.
  6. Выготский  Л.С. Педагогическая психология .- М., 1991.
  7. Гарбузов В.И. От младенца до подростка: размышления о развитии и        воспитании ребёнка.- СПб; 1996
  8.  Громова Т. В. Страна эмоций: методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка.- М; 2002
  9.  Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.-  СПб; 1997
  10.  Изард К. Психология эмоций.- СПб; 2003
  11.  Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.- СПб., 2003
  12. Микляева А. В., Румянцева П. В. школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.- СПб., 2004
  13.  Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция.- М., 2001
  14. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М., 2004
  15.  Практикум по возрастной психологии/ Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.- СПб-2005
  16.  Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Под общей ред. М. Р. Битяновой.- СПб.: Питер, 2003
  17.  Психология мотиваций и эмоций/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман.- М., 2002
  18. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение.- СПб., 2004
  19.  Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Психологические игры  и упражнения. – Ч.3.- М., 2001.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение. Виды общения.

Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....

Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"

Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых,...

Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?

 способы общения  ученика и учителя в результате формально- ролевого общения  ...

Урок общения. Тема: «Общение в моей жизни»

Занятие в игровой форме с описанием методики проведения. Цели: познакомить с различными формами общения, формировать навыки доброжелательного повседневного общения, развивать умение улыбаться....

«Элементы общения. Общение с аудиторией»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....

«Элементы общения. Деловое общение»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....