ПРОГРАММА внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Страна Здоровья»
рабочая программа на тему

Епифанова Татьяна Анатольевна

Программа «Страна здоровья»» ориентирована на формирование у ребёнка, занимающегося в условиях надомного обучения, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochka_8.doc337 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска»

Утверждаю

от «__» ___ 2017г.

Директор С.А.Дюг

Принята на педагогическом совете

Протокол №__

от «__» ______ 2017г.

Рассмотрено на МО учителей

Надомного обучения

Протокол №  1

от «__»  __ 2017 г.

(подпись)

 

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Страна Здоровья».

                                                    Составила

учитель надомного обучения

                                                               Епифанова Т.А.

Смоленск

2017 год

                                                                                   

Пояснительная записка

Здоровье - это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие - либо болезненные изменения.

 Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни.

Здоровье, если оно дано нам изначально, нужно еще уметь сохранить. А уж если есть какие-то отклонения в здоровье, то их нужно постараться ликвидировать. А достичь этого можно только путем ведения здорового образа жизни.

Именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%. Не менее очевидно, что изменить его очень трудно. Но и это можно сделать радостью, а не преодолением. Эту проблему я пытаюсь решать на занятиях по формированию здорового образа жизни («Страна здоровья»).

Программа «Страна здоровья»» ориентирована на формирование у ребёнка, занимающегося в условиях надомного обучения, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

 Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Эта программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья. Она ориентирована  не только на усвоение ребенком знаний и представлений. Важнее – конечный результат, когда образ жизни  становится в его мотивационной сфере нормой гигиенического поведения, реализацией усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Это способствует формированию привычки быть здоровым душой и телом, стремлению укрепить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами  человеческого бытия.

Цель программы — организация благоприятных условий для формирования у обучающихся основ здорового образа жизни (ЗОЖ), ценностного отношения к здоровью,   воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.

Задачи:

Образовательные

1.   Формирование целостной картины мира и осознание своего места в нем.

2.  Формирование понимания сущности здорового образа жизни.

3.  Знакомство с элементарным строением своего организма в доступной, занимательной форме с учётом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей детей.

4.  Формирование соответствующих возрасту знаний, умений в оказании помощи себе и другим людям в экстренных случаях, экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

6. Формирование знаний, умений, навыков, позволяющих использовать здоровый образ жизни.

Коррекционно - развивающие

1. Развитие познавательной сферы обучающегося. Расширение знаний и кругозора о ЗОЖ, о значении его в жизни человека.

2. Развитие коммуникативной культуры личности, культуры общения и речи.

  1. Профилактика и предупреждение инфекционных и других заболеваний; формирование ответственности за личную безопасность жизнедеятельности.
  2. Коррекция и развитие санитарно-гигиенических и культурно - гигиенических умений и навыков.
  3. Развитие речевой и интеллектуальной деятельности обучающегося, внимательности, наблюдательности, логического мышления, творческого воображения и фантазии детей через викторины, загадки, ребусы, шарады, пословицы, игровые упражнения, выполнение творческих проектов, и др.
  4. Развитие физической активности, мелкой и общей моторики через комплекс общеразвивающих упражнений, физкультминуток, гимнастик.
  5. Коррекция основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи и эмоционально – волевой сферы
  6.  Развитие сенсомоторики и психологических свойств и качеств личности.

Воспитательные

  1.  Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью, формировать  установку на здоровый образ жизни.
  2. Воспитывать у ребёнка самоуважение, чувства социальной значимости, самоутверждения в своей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых.
  3. Воспитывать духовно-нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, эмпатию, чувство товарищества, и т. д.), эстетические чувства и интересы, эмоциональную сферу личности ребёнка.
  4. Формирование положительной мотивации в процессе валеологических занятий, положительных эмоций, позитивного отношения к самому себе и окружающему миру.

При решении задач обучения, развития и воспитания, учащегося акцент делается на задачах развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.

Принципы программы «Страна здоровья», на которых строится воспитание здорового образа жизни

  1. Системный подход.

Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребёнка.

2. Деятельностный подход.

Необходимо не направлять его на путь здоровья, а вести его по этому пути.

3. Принцип «Не навреди!».

Предусматривает использование в работе только безопасных приёмов оздоровления, апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

4. Принцип гуманизма.

Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

5. Принцип альтруизма.

Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями: «Научился сам – научи друга».

6. Принцип меры.

Для здоровья хорошо то, что в меру.

Необходимо отметить, что работа с учащимся, помимо выше упомянутых принципов, базируется на следующих общедидактических и специфических принципах обучения и воспитания.

1. Принцип здоровьесберегающего подхода в воспитании, обучении, образовании ребенка – формирование, сохранение и укрепление психофизического здоровья.

  1. Принцип единства переживания, познания, действия в процессе обучения детей младшего школьного возраста. Эмоциональное переживание ребенком конкретных ситуаций дает ему возможность ставить себя на место другого объекта, а затем уже на рациональном уровне понять свои поступки, подлинные чувства, мысли и явления.
  2.  Принцип содружества, сотрудничества, сотворчества воспитателя и ребенка.
  3.  Принцип развивающего обучения реализуется путем создания проблемных ситуаций, поощряющих ребенка к творческому познанию и преобразованию явлений окружающей действительности и своего «Я».
  4. Принцип интегрированного подхода к реализации поставленных задач основан на взаимодействии и взаимопроникновении основ естественных, гуманитарных наук, педагогики, физиологии, гигиены, гармоничном переплетении всех видов детской деятельности - игры, обучения, труда, общения.
  5. Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
  6. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.
  7. Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
  8. Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
  9.  Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащегося, педагог всесторонне развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности воспитанника, его психофизических возможностей, способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
  10.  Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
  11.  Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
  12.  Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
  13.  Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
  14.  Принцип активности – предполагает такую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества, которая соответствует его возрастным и психофизическим возможностям и особенностям развития.
  15.  Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
  16.  Принцип формирования ответственности у учащегося за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Программа «В здоровом теле – здоровый дух» по возрасту предназначена для учащихся, воспитанников начальной школы (8-12 лет).

На занятиях используются различные методы и приёмы обучения:

Методы

Приёмы

Объяснительно-иллюстративные

Рассказ, демонстрация, беседа, экскурсия

Репродуктивные

Практическое занятие, деловая или ролевая игра, викторина, обмен опытом

Эвристические

Творческое задание

Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия в условиях надомного обучения и в природе, экскурсии, тематические прогулки, праздники. Для организации деятельности на занятиях используются индивидуальная, индивидуально-групповая формы работы.

Необходимым условием успешной работы является умение педагога естественно, непринужденно, с юмором играть с ребенком в развивающие игры, вести занятия, затрагивать и объяснять самые острые проблемы и понятия - о любви, дружбе, уважении, вредных привычках и др.

На занятиях нужно отмечать искренность ребенка, его умение улыбаться, радоваться, проникаться интересом к окружающему миру. Можно дарить листики-карточки с добрыми словами, например: «Ты добрый человек». Педагогу важно быть всегда доброжелательным. Выслушивать ответы, не показывая своего отрицания даже мимикой, взглядом. Ребенок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует и видит. Необходимо иметь терпение и уважение к самым неожиданным детским ответам.

Необходимо найти нужный тон в общении, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания.

Планируемые результаты

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся, воспитанников формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы «В здоровом теле – здоровый дух» является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (БУД):

  1. Регулятивные:
  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.
  • Проговаривать последовательность действий на воспитательском занятии, мероприятии.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному педагогом плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений.

2. Познавательные:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит познавательный материал и задания педагога.

   3. Коммуникативные:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли (исполнителя, критика).

Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести

Обучающийся в процессе реализации

программы «В здоровом теле – здоровый дух»

В ходе реализация программы обучающийся должнен знать: 

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы сохранения и укрепление здоровья;
  • основы развития познавательной сферы;
  • свои права и права других людей;
  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • различать “полезные” и “вредные” продукты;
  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
  • определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  • применять коммуникативные навыки;
  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
  • находить выход из стрессовых и экстремальных, чрезвычайных ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

             В результате реализации программы у обучающегося развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, ловкость, сила.


Календарно-тематический план и содержание занятий «В здоровом теле – здоровый дух»

1 год обучения

п/п

Кол-

во

часов

Форма

занятия

Тема занятия

Общее время занятия

Содержание

1.

1

Дидактическая беседа

«Моё здоровье»

25 мин.

Что такое ЗОЖ? Почему нужно вести здоровый образ жизни? Что мешает людям следить за своим здоровьем?

Удивительная страна Здоровья.

2.

3

Тематическая беседа

Удивительная страна Здоровья.

25-30 мин.

Чем придется заниматься, чтобы выглядеть и чувствовать себя отлично? И как прожить долго и успешно? 

3.

3

Тематическая беседа

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

20-25 мин.

Что способствует здоровому образу жизни? Воздействие солнца на нервную систему, на настроение.

4.

3

Тематическая беседа

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

25-30 мин.

 Чем полезны воздушные ванны и прогулки на свежем воздухе? Может ли всё живое существовать без воды?

5.

3

Дидактическое занятие с игровыми элементами

Начало путешествия. Город Свежесть.

25-30 мин.

Знакомство с городом. Общение с мэром Свежий Воздух. Неоспоримость пользы свежего воздуха на организм человека.

6.

3

Занятие с элементами игры

Начало путешествия. Город Свежесть.

25 мин.

Важность прогулок на улице. Как гулять с пользой для здоровья? Свежий воздух и времена года. Игры на свежем воздухе.

7.

3

Познавательное занятие-беседа

Путешествие продолжается. Город Водный.

25 мин.

Знакомство с городом. Общение с мэром Чистая Вода. Как вода помогает здоровью?

8.

3

Практическое развивающее занятие

Путешествие продолжается. Город Водный.

25-30 мин.

Всякую ли воду можно пить? Минеральная вода. Водные процедуры, их необходимость.

9.

3

Познавательное занятие - практикум

Приезд в столицу.

25-30 мин.

Город Солнца. Закаливание солнцем. Роль солнца в жизни человека.

10.

3

Игровое развивающее занятие

Приезд в столицу.

25-30 мин.

Солнечные ванны, их польза и вред. Отрицательное влияние солнца на человека. Польза и вред загара.

11.

3

Занятие - тест

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

20-25 мин.

Влияние солнца, воздуха и воды на организм.

12.

3

Игровое занятие-викторина

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

25-30 мин.

Вопросы по изученным темам.

Календарно-тематический план и содержание занятий «Страна здоровья»

2 год обучения

п/п

Кол-

во

часов

Форма

занятия

Тема занятия

Общее время занятия

Содержание

13.

1

Рассказ-беседа

Продолжаем путешествие. Радужная долина.

25 мин.

Знакомство с доктором Радуга. Охрана зрения. Правила сохранения зрения. Зарядка для глаз.

14.

3

Занятие – практикум

Продолжаем путешествие. Радужная долина.

20 мин.

Витамины природные  для глаз. Нужны ли солнцезащитные очки? Как правильно читать и писать?

15.

3

Игровое развивающее занятие

Радужная долина.

25-30 мин.

Можно ли долго сидеть перед телевизором или компьютером? Что делать, если в глаз попала соринка?

16.

3

Дидактическое занятие с игровыми элементами

Поездка в горы.

25 мин.

Встреча с фельдшером Эхо. Охрана слуха.

17.

3

Рассказ – беседа с игровыми элементами

Поездка в горы.

20-25 мин.

Можно ли долго слушать громкую музыку? Чем опасны наушники?

18.

3

Занятие - игра

Поездка в горы.

25 мин.

Содержим ушки в чистоте. Если в уши попала вода? Почему нужно иногда посидеть в тишине?

19.

3

Игровое занятие – беседа

Поход в лес.

20-25 мин.

Беседа у родника с доктором Зубакиным. Уход за полостью рта.

20.

3

Занятие с элементами игры

Поход в лес.

20-25 мин.

Почему важно чистить ежедневно зубы? Что нельзя делать зубами? Влияет ли сладкое на зубы?

21.

3

Рассказ – беседа с игровыми элементами

Поход в лес.

25 мин.

Как правильно выбрать зубную щётку и пасту? Как часто нужно ходить к стоматологу?

22.

3

Рассказ – беседа с игровыми элементами

Поездка в пустыню.

20-25 мин.

Беседа с доктором Кожицей. Уход за кожей.

23.

3

Развивающая дидактическая игра

Поездка в пустыню.

20-25 мин.

Нужно ли носить перчатки зимой? Можно ли пользоваться кремом? Что такое цыпки?

24.

3

Занятие - тест

Охрана зрения. Охрана слуха. Уход за кожей.

20-25 мин.

Вопросы по изученным темам.

Календарно-тематический план и содержание занятий «Страна здоровья»

3 год обучения

25.

4

Рассказ – беседа с игровыми элементами

Продолжаем путешествие. Поход в рощу.

20-25 мин.

Беседа с медсестрой Волосинкой. Выбор шампуня.

26.

4

Коррекционно – развивающее занятие

Поход в рощу.

20-25 мин.

Как правильно мыть голову? Какая должна быть расчёска?

27.

4

Рассказ – беседа с игровыми элементами

 Поход в рощу.

20-25 мин.

О правильной детской причёске.

28.

4

Рассказ – беседа с игровыми элементами

Отдых у реки.

20-25 мин.

Встреча с медсестрой Губкой. Уход за руками.

29.

4

Дидактическая этическая беседа с игровыми элементами

Отдых у реки.

20-25 мин.

Нужен ли крем для рук детям? Как надо мыть руки? Нужно ли вытирать или сами высохнут?

30.

4

Дидактическая этическая беседа с игровыми элементами

Главные законы страны Здоровья.

20-25 мин.

 Закрепление всех основных понятий ЗОЖ

31.

4

Дидактическая этическая беседа с игровыми элементами

Обед у знаменитого повара.

20-25 мин.

Как правильно питаться? ЗОЖ – это и правильные продукты.

32.

4

Обобщающее игровое

 занятие

«Огонёк здоровья».

20-25 мин.

Правила поведения, обязательные для всех. Правила безопасного поведения дома, в школе, на улице и дороге, в гостях, общественных местах. Правила здорового образа жизни.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

знать:

- основные правила гигиены;

- правила рационального питания;

- основы организации труда и отдыха;

- способы управления своим поведением;

- меры предосторожности при обращении с бытовыми электроприборами, купании на открытой воде;

- о пользе витаминов.

уметь:

- применять на практике правила ухода за своим телом;

- рационально организовывать свое рабочее время и досуг;

- уметь управлять своим поведением в различных ситуациях;

- применять на практике меры предосторожности при обращении с бытовыми электроприборами, при купании на открытой воде.

Методическое обеспечение программы «Здоровый ребенок»:

  • Контурные и плоскостные изображения человека с прочерченным скелетом (при изучении тем о скелете и костной системе человека, а также плакат (таблица) с изображением скелета человека.
  • Цветные таблицы, плоскостные и объемные модели отдельных внешних и внутренних органов человека; анатомические атласы для детей;
  • Цветные рисунки с изображением клеток (крови) (при изучении кровеносной системы человека).
  • Иллюстрации с изображением гимнастов, культуристов, артистов цирка; плакат с изображением мышц человека, цветная плоскостная модель клетки мышц (при изучении темы «Мышцы - мои силачи»).
  • Лупа, кусочки чёрной ткани для каждого ребёнка, цветная модель клетки кожи, блюдце с краской для отпечатков большого пальца руки, стаканы с горячей и холодной водой, пушистый предмет, иголка (при изучении тем о коже человека «Необыкновенная одежда человека», «Осязание и забота о коже»).
  • Лимон, сахар-рафинад, соль, чеснок, пластилин, рисунок с изображением ротовой полости: губы, зубы, язык; зубные щётки, карточки с цифрами от 1 до 32; рисунки, плакаты, изображающие строение носа, глаза, уха человека (при изучении тем «Моя внутренняя кухня…», «Наши органы чувств. Для чего они нужны?», «Язык – мой умный помощник», «Наши зубы – часовые в белых мундирах», «Обоняние и запах. Что умеет наш нос?», «Как сохранить зрение?», «Чтобы уши слышали» и др.).
  • Пазлы (разрезные картинки) - части тела и внутренние органы человека (при изучении темы «Как мы устроены и что у нас внутри?»).
  • Настольно – печатные игры по тематике ЗОЖ.
  • Иллюстрированные кроссворды; шарады; ребусы; загадки (в стихах и в открытках) об организме человека и ЗОЖ; пословицы о здоровье на разрезных карточках и в картинках; стихи и отрывки из художественных текстов по теме ЗОЖ; гигиенические принадлежности (мыло, зубная щётка, зубочистки, ватные палочки, расчёска, носовой платочек и др.); натуральные овощи и фрукты; часы, картонный циферблат; памятки для учащихся о ЗОЖ и др. материалы к занятиям по темам: «Режим – основа здоровья», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Если хочешь быть здоровым», «Великие волшебники здоровья», «Помоги сам себе быть здоровым, бодрым и весёлым!».
  • Контрольные карточки и тесты по правилам ЗОЖ и основам безопасного поведения на улице, дома, в школе.
  • Наборы развивающих и дидактических карточек по теме ЗОЖ и ОБЖ («Как устроен человек», «Азбука развития эмоций человека», «Личная безопасность человека», «Первая медицинская помощь» и др.)
  • Набор материалов и технических средств для сюжетно-ролевых, подвижных и спортивных игр на воздухе или в помещении («Здоровье в порядке-спасибо зарядке!», «На диване не лежать, прыгать, бегать и скакать!», «Со спортом я всегда дружу, ведь здоровьем дорожу!» и др.).
  • Видеомагнитофон, CD-  и DVD – диски с мультфильмами по тематике ЗОЖ.
  • Ноутбук, компьютерные презентации по тематике ЗОЖ.

Все вышеперечисленные средства соответствуют гигиеническим требованиям и возрасту младших школьников с ОВЗ.

Библиографический список

  1. Алямовская В. Как воспитать здорового ребёнка. – М., 1993.
  2. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. – Физкультура и спорт, 1987.
  3. Биран В.П. Зрение и здоровье ребёнка – Минск, 1993.
  4. Бондаренко А. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Брехман В.П. Валеология – наука о здоровье. – М.,1990.
  6. Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников. – М.,1992.
  7. Васильева М.А. Программа воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2005.
  8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991
  9. Доннер К. Тайны анатомии. – М.: Мир,1988.
  10.  Дорохов А. Про тебя самого. – М.: Детская литература, 1989.
  11.  Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Линка-пресс, 1999.
  12.  Ефименко Н.Н. Методика игрового тестирования двигательного развития и здоровья детей в норме и при патологии. – Таганрог, 2001.
  13.  Захарова Т.Н. и др. Формирование здорового образа жизни у младших школьников – Волгоград: Учитель, 2007.
  14.  Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.
  15.  Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. – Москва: Вако, 2007.
  16.  Колбанов В.В. Валеология в школе. – СПб., 1992.
  17.  Кукушин В.С. Основы школьной валеологии. – Ростов н/Д, 1995.
  18.  Печера К.Л. Некоторые проблемы воспитания детей дошкольного и школьного возраста // Российский педиатрический журнал, 1999. - №1.
  19.  Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Вып. 2: классные часы, тематические мероприятия, игры. – Волгоград: Учитель, 2009.
  20.  Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.: физкультура и спорт, 1992.
  21.  Семёнова И. Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой. – М.: Педагогика, 1991.
  22.  Сигимова М.Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников: игры-занятия. – Волгоград: Учитель, 2009.
  23.  Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и  Ко», 1995.
  24.  Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.Н. Валеология и основы безопасности жизни ребёнка (пособие к курсу валеологии «Я и моё здоровье» для школы I ступени) – Санкт-Петербург; изд. «Петроградский и Ко», 1994.
  25.  Терпугова Е.А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – (Сердце отдаю детям).
  26.  Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста. – Гродно, 1992.
  27.  Этинген Л. Как же вы устроены, господин тело? – М.: Линкс-пресс,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направление «Волейбол-путь к здоровью»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направления «Волейбол-путь к здоровью»  разработана  на основе Федерального государственного образов...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Оздоровительная аэробика» (10-11 класс)

Настоящая программа[М1]  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению представляет собой расширенный, углубленный вариант раздела «Гимнастика» базового учебного предмета физи...

Программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Школа здоровья»

Программа внеурочной деятельностиспортивно – оздоровительного направления «Школа здоровья» для обучающихся с задержкой психического развития 5 – 9 классов, для обучаю...

Программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Школа здоровья»

Программа внеурочной деятельностиспортивно – оздоровительного направления «Школа здоровья» для обучающихся с задержкой психического развития 5 – 9 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное направление «Школа здоровья» для обучающихся с умственной отсталостью

1. Пояснительная запискаПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, где внеурочная деятельность рассматривается как важная...

План внеурочной деятельности "Спортивно-оздоровительное направление Модуль «Здоровое поколение»"

Спортивно-оздоровительное направлениеМодуль «Здоровое поколение»...