Аналитическая записка
статья на тему

Прусакова Жанна Олеговна

«Аналитическая записка»

 Анализируя перемены в содержании образования на уровне Федерации, региона, школы, опираясь на основополагающие нормативные документы образовательной политики, федеральные и региональные, такие как  федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», Приоритетный национальный проект «Образование» на 2010 -2015 годы,  Государственная программа «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы, можно выделить ведущую идею современной образовательной системы - гуманизацию образования. Гуманистический подход ориентирован на личность как непреходящую ценность, на развитие её познавательных и творческих способностей. В областном законе «Об образовании» говорится: «Государственная политика Свердловской области в сфере образования основывается на принципах гуманистического характера образования». В законе «Об образовании в Российской Федерации »  есть такая статья: «Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Концепция модернизации российского образования на период до 2020г. определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, формирование ключевых компетентностей, которые приобретаются в результате опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений». А также учитывая современные требования рынка труда, мы видим, что выпускник школы должен обладать умением выдвигать гипотезы, доказывать их, или опровергать с научной точки зрения, уметь самостоятельно получать необходимую, или недостающую информацию, уметь признавать и исправлять свои ошибки, работать в команде, уметь делать самооценку и оценку других. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

        В процессе моей педагогической деятельности я столкнулась с недостаточной активностью учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельностью.

       В связи с этим, целью моей педагогической работы на стало: введение новых технологий обучения, использование которых способствовало формированию активности учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности и повышало качество обучения математике.

Реализация этой цели требует выполнения следующих задач:

  1.  Изучение психолого-педагогическую литературы по данной проблеме;
  2.  продолжение изучения спектра новых технологий обучения;
  3. продолжать овладение и применение техники ведения проблемного обучения;
  4. создание условий для проявления учащимися продуктивного и творческого уровней освоения математического образования при введении и воспроизведении знаний;
  5. проанализировать собственную педагогическую деятельность в части применения технологии проблемного обучения на  уроках математики;
  6. доказать эффективность данной формы организации учебной деятельности учащихся для достижения качества образования.

    Необходимость формирования у учащихся умений анализировать, обобщать, выдвигать гипотезы и их проверять, навыков самоконтроля определяется еще и фактом проведение итоговой аттестации в формах ЕГЭ и ГИА.

    В результате введения этой технологии в процесс обучения проводимые уроки должны стать творчеством не только учителя, но и ученика, повысить мотивацию учащегося к математике, его интерес к предмету, научить его самостоятельно получать знания, видеть математические закономерности в повседневной практике и использовать их. Нельзя забывать и про ИКТ на уроке, это разнообразит урок и побудит интерес у учащихся.

Урок математики обладает целым рядом специфических особенностей. Для него характерны и являются наиболее существенными следующие признаки:

 1 содержание урока математики, как правило, разворачивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для освоения новых знаний, что связанно со строгой логикой построения курса математики;

 2 в процессе овладения системой математических знаний, в большей степени уделяется внимание развитию у учащихся логического мышления. Умения рассуждать и доказывать;

 3 при обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на уроке главное в изучаемом материале. Поскольку без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека, а также математика служит опорой смежных дисциплин;

 4 в процессе обучения математике теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач, потому на уроках математики чаще всего теория не изучается в отрыве от практике.

  Учитывая эти особенности, для ведения уроков математики была выбрана технология проблемного обучения.

Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений обучающихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний, чем при применении прежних знаний в новой ситуации. Поэтому по содержанию решаемых проблем и по соответствующим видам творчества различают три вида проблемного обучения. [12]

Первый вид («научное» творчество) – это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие ученикам нового правила, закона, доказательства и т.д. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.

Второй вид (практическое творчество) – поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.

Третий вид (художественное творчество) – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее в себя литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру, и т.д.

Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика, наличие поиска и решения проблемы. Они могут осуществляться при различных формах организации педагогического процесса. Однако первый вид чаще всего встречается на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое и фронтальное решение проблем. Второй – на лабораторных, практических занятиях. Третий вид – на уроке и на внеурочных занятиях. Вполне понятно, что каждый вид проблемного обучения как внутренне дифференцированная деятельность имеет сложную структуру, дающую в зависимости от множества факторов различную результативность обучения.

Каждый из перечисленных видов проблемного обучения может протекать различной степенью познавательной активности ученика. Определение этой степени имеет важное значение для управления процессом формирования познавательной самостоятельности школьников. Каждый вид отвечает одному из важнейших условий проблемного обучения – наличие определенного уровня познавательной самостоятельности ученика.

В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед обучающимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

По степени познавательной самостоятельности обучающихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах; проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

Наименьшая познавательная самостоятельность обучающихся имеет место при проблемном изложении: сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует обучающимся ход научного мышления, заставляет их сладить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска.

В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.

Исследовательская деятельность представляет собой в полной мере самостоятельный поиск учеником решения проблемы.

Если учитель чувствует, что обучающиеся затрудняются выполнить то или иное задание, он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести обучающихся на более низкий уровень технологии проблемного обучения.

Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению обучающимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Что же привлекло меня в технологии проблемного обучения?

 1. принцип деятельности (включение ребенка в деятельность, в отличие от традиционного наглядного обучения, активизирует его мышление, формирует готовность к саморазвитию)

 2. принцип целостного представления о мире (в данном случаи речь идет не только о формировании научной картины мира, но и о личном отношении ученика, умении применить ее в практической деятельности)

 3. принцип непрерывности (он давно применяется, но чаще как пропедевтика, в проблемном обучении вводится системность)

 4. принцип мини макса (все дети разные, и каждый развивается своим темпом, в этой технологии ребенку предлагается содержание образования по  максимальному уровню, а он  усваивает по своему максимальному уровню)

 5. принцип психологического комфорта (атмосфера доброжелательности позволяет снять напряжение и нервозность)

 6. принцип вариативности (современная жизнь ставит всех нас перед выбором, а в проблемном обучении детей учат возможности существования различных вариантов решения задачи, умению выбирать наиболее приемлемый, так снижается страх перед ошибкой, ребёнок учится принимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления)

 7. принцип творчества (ребенок в процессе урока делает открытие, находит самостоятельное решение)

 Еще меня привлекла эта технология тем, что ее можно применять на любом типе урока, будь то урок ознакомления с новыми знаниями, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений.

         Работая с 2011 по 2016  в 5,6,7,8,9,10,11  классах по государственным учебно-образовательным программам, при применении и внедрении в процесс обучения технологию проблемного обучения мною были достигнуты следующие результаты:

          Технология проблемного обучения частично на уроках начала применятся в 5, 6а классе в школе №11 в 2011-2013 годах, затем внедрение этой технологии продолжилось на уроках алгебры в 8, 9 а,б,г классах в 2011-2014 школы №167 и уже почти на всех уроках математики в 5 б,в в 2015-16г. Осмысленно и уже на постоянной основе технология проблемного обучения применялось мной  с 2015-16 год в 5б,в классах, то и диагностика эффективности применения более достоверная у них. рассмотрим результаты.

    Собственные наблюдения показали, что особое значение проблемного обучения в школе заключается в том, что в ее процессе школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.    Использование технологии проблемного обучения, развивают познавательный интерес у  обучающихся,  повышают общее интеллектуальное развитие, также способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность, развивает познавательный интерес к предмету.  Это хорошо видно из результатов,  полученных при решении специально подобранных задач для определения  уровня сформированности познавательных и коммуникативных учебных действий.

 

извлекать нужную информацию из различных источников

описывать, сравнивать, классифицировать природные, информационные и социальные объекты на основе их внешних признаков

находить объяснения причин , последовательности их протекания, моделировать объекты

осуществлять совместную познавательную деятельность в группе

8кл. 2013-14

52%

58%

52%

66%

9кл. 2014-15

68%

79%

82%

88%

5 кл. 2015-16

56%

69%

73%

64%

Результаты исследования по методике «Интеллектуальная лабильность» (12-15 лет) в модификации С. Н.Костроминой  [см. Приложение 2.] в начале эксперимента выявили, что у 37% школьников 5б класса преобладает низкий уровень умственного развития, у 51,2% - средний уровень, у 11,8% - высокий уровень и 5в класса 29% школьников преобладает низкий уровень умственного развития, у 56% - средний уровень, у 15% - высокий уровень.

В конце эксперимента результаты диагностики уровня умственного развития школьника показали, что в 5б уже 19,3% обучающихся продемонстрировали высокий результат умственного развития, 64,7% – средний результат, 16% - низкий результат, а в 5в 25% обучающихся продемонстрировали высокий результат умственного развития, 64,7% – средний результат, 6% - низкий результат.

imageimage

Анализ результатов диагностики изучения познавательной потребности при помощи методики В.С.Юркевича [см. Приложение3.] в начале эксперимента выявили в 5б класса- 36% школьников познавательная потребность выражена сильно, у 43% - умеренно и у 21% -слабо, в 5в класса- 40% школьников познавательная потребность выражена сильно, у 50% - умеренно и у 10% -слабо,  в конце эксперимента выявил, что у 41,2% школьников 5б класса познавательная потребность выражена сильно, у 52% - умеренно и лишь у 6,8% -слабо и 59% школьников 5в класса познавательная потребность выражена сильно, у 33,9% - умеренно и лишь у 7,1% -слабо.

5 б                                                             5в

image image

Для 7-11 классов ежегодно велась диагностика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» по методике А.А. Реанома [см. Приложение4.], ее результаты вы видите в представленной таблице.

   Анализ результатов применения технологии проблемного обучения в практике работы в классах, позволяет утверждать, что использование элементов проблемного обучения позитивно влияет на их умственное развитие, в частности на развитие таких познавательных процессов, как память, восприятие, волю, мышление.

Таким образом, сегодня мы являемся свидетелями закономерного процесса. Постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний. Все активнее набирает силу школа нового исторического типа – школа развития. Ее важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Что и дает основание утверждать: проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Проблемное обучение – всерьез и надолго.

в 2017 году учащиеся 6 и 7 классов участвовали в неделе мониторинга электронной школы Знаника  http://school.znanika.ru и получили хорошие результаты

Отслеживая качество образовательного процесса, необходимо подчеркнуть важность различия качества результата и качества процесса образования. Результатом образования являются изменения в компетентности учащихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. В настоящее время разработаны и продолжают активно разрабатываться процедуры независимой оценки компетентности учащихся, то есть результативных показателей образования. Но какими бы совершенными ни были оценки качества результата образовательного процесса, на мой взгляд, они не дают прямой информации о том, каким образом можно это качество повышать. Ведь влиять на качество результата – значит изменять что-либо в самом процессе, приводящем к данному результату. Причем качество образования не является статичной переменной – оно может повышаться или понижаться в зависимости от происходящих изменений, неподконтрольных педагогическим измерениям.

Поэтому в своей работе я выделяю несколько путей, позволяющих      отследить качество образовательного процесса. Прежде всего, это проведение и анализ   промежуточных контрольных   работ. Входной срез провожу в начале учебного года. Его цель – определить уровень знаний учащихся в начале цикла обучения, разработать схемы действий для преодоления затруднений в обучении. Анализ результатов входного среза дает возможность выбрать адекватную методику обучения; сформировать мотивацию учеников; назначить дополнительные занятия для неуспевающих.
  Промежуточный срез, позволяющий оценить успешность продвижения учащихся по предмету; подвести промежуточные итоги обучения; оценить успешность выбора методики обучения; корректировать учебный процесс, выбранные подходы и методы обучения.

    Итоговый срез, позволяет сделать анализ результатов обучения; оценить успешность освоения учащимися  предмета; оценить успешность выполнения учебной программы. Также в процессе обучения провожу проверочные и самостоятельные работы, тестирование. Все поученные результаты фиксирую, анализирую,   нахожу способ для повышения  качества образования .

О том, что мною созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи решены, свидетельствует, во-первых, стабильная динамика учебных достижений учащихся.

В ходе реализации данной системы деятельности были достигнуты следующие результаты:

Общие показатели эффективности учебной деятельности:

 

Год сдачи выпускных экзаменов ГИА и ЕГЭ

класс

Итоги аттестации

2013-14

11а- универсальный, б -информационно-математический – 52 учащихся

ЕГЭ средний балл составляет 45, что выше районного, областного (43,5) и выше, чем по РФ (39,6), максимальный балл 86;

2014-15

9а,б,г-73 учащихся

средний балл составляет 35, максимальный балл 64;

2015-16

11 а- универсальный класс- 28 ( 3 золотых  медали)

ЕГЭ (профиль)средний балл составляет 54, что выше районного, областного (43,5) и выше, чем по РФ (39,6), максимальный балл 76.

ЕГЭ (база)средний балл составляет 54, что выше районного, областного (43,5) и выше, чем по РФ (39,6), максимальный балл 100 (4 чел).

 

2016-17

11б - универсальный класс- 29 ( 2 золотых  медали)

ЕГЭ (профиль)средний балл составляет 52, максимальный балл 72.

 

 

Сравнительный анализ качества знаний учащихся по итогам года с 2013-2016г.

image

Сравнительный анализ уровня сформированности у учащихся специальных математических умений по результатам анкетирования учащихся в 9 классах (2014-15) (анкетирование проводилось по книге «Менеджмент в управлении школы» под редакцией И.М.Шамова).

 

 
 image

 

        

 

 

Уровень развития самостоятельной деятельности учащихся на уроке геометрии в 2013-2015 гг. (выявление глубины, систематичности и действенности знаний).    

image

 

Сравнительный анализ по итогам самостоятельных работ до и после индивидуальной работы в 8 а классе по теме: « Степень с отрицательным целым показателем».

image

 

 

 

 

 

 

Одним из показателей познавательной активности учащихся является их участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Школьные олимпиады

  год

5 класс

7 классс

8класс

9 класс

10 класс

 

Призовые места

2012-2013

Селиванова Татьяна

 

Тимершина Мария

 

 

2013-2014

 

 

Безбородова Елена

 

 

2014-2015

 

 

 

Безбородова Елена

Анисимков Валера

2015-2016

Чечулин Алексей

 

 

 

Безбородова Елена

2016-2017

Лапшов Алексей

Тимофеева Эмилия

 

 

 

2017-2018

 

 

Тимофеева Эмилия

 

 

 

Всероссийская предметная олимпиада школьников "Кенгуру" 2012-2017гг

год

участвовало

Фамилия Имя

Класс

балл

школа

Регион

2012

8 чел

Баргорян Белла

5

72

1

189

2014

5 чел

Афанасьева Анна

8

60

3

422

2015

4 чел

Безбородова Елена

9

58

4

369

2016

5 чел

Лапшов Алексей

5

64

1

498

2017

8 чел

 

 

 

 

 

 

Всероссийская предметная олимпиада школьников "Эрудит" 2012-2016гг

 

год

Фамилия Имя

Класс

балл

Школе

город

Регион

Россия

2014

Безбородова Елена

8

90

1

1

12

12

2015

Безбородова Елена

9

77

2

2

9

14

2015

Белецкая Анжелика

9

43

13

13

35

40

 

Всеросийскии конкурс-игра по математике "Потомки Пифагора" Диплом 3 степени у Лапшова Алексея 6 класс в 2017-18 учебном году

 

Конкурсы: Школьный конкурс исследовательских проектов  «Интересный мир»

2011-2012- Прусаков Арсений 5а  «Как измерить высоту здания?»,

2011-2012- Мальцева Мария 5а «Старинные меры измерений»,

2011-2012- Мелентьев Александр5а  «Магический квадрат»,

2011-2012- Тимершина Мария «Многогранники в дизайне интерьера», свидетельство о публикации  на портале http://nsportal.ru/node/2335315

2013-2014-Безбородова Елена 8а «Статистика смеха»,

2014-2015- Безбородова Елена 9а «Проценты в нашей жизни»,

 2014-2015Белецкая Анжелика 9а «Многограннике в интерьере школы»,

 2014-2015Асбапова Аделина 9а «Оптические  иллюзии»,

2015-2016 Соловьева Лиза 6б " Оригами"

2015-2016 Ковина Николь 6а "Статистическое исследование экологических проблем Екатеринбурга"

2016-2017 Уфимцева Мария 6а "Магия чисел"

2016-2017Стоцкая Вероника 7в "Экологические задачи на уроках математики"

 

Городской конкурс исследовательских и творческих проектов «Юные интелектуалы Екатеринбурга»
2011-2012- Прусаков Арсений 5а  «Как измерить высоту здания?» удостоверение участника,

2011-2012- Тимершина Мария «Многогранники в дизайне интерьера» лаурят,

 2013-2014 -Прусаков Арсений, 8 городском фестивале рефератов школьников по математике мой ученик стал лауреатом 2 степени всероссийского заочного конкурса «Юность. Наука. Культура»; в 2013 г. 3 место в открытой городской научно - практической конференции «Зажги свою звезду».

2014-2015- Безбородова Елена 9а «Проценты в нашей жизни» заочный тур УрФУ,

 2014-2015Белецкая Анжелика 9а «Многограннике в интерьере школы» заочный тур УрФУ.

2015-2016 Ковина Николь 6а "Статистическое исследование экологических проблем Екатеринбурга" 3место в фестивали УГПУ

 

Участие учащихся во внеурочных математических мероприятиях

image

 

 С целью развития познавательного интереса учащихся к предмету ведутся: элективный курс в 7-8 классе «Проценты вокруг нас» и элективный курс в 5-6 классе «геометрия вокруг нас», проводятся предметные недели, организуются  предметные олимпиады. Воспитанники готовят практические работы, презентации, рефераты к школьной научно-практической конференции, разработана программа элективного курса для 10  класса «Прикладная математика по решению текстовых задач в химическом производстве Урала», обеспечено широкое использование ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности.

В течение межаттестационного периода принимала активное участие в работе школьного методического объединения ШМО учителей математики классов по внедрению ФГОС.

Свой педагогический опыт я представляла на:

- Всероссийском интернет- конкурсе педагогического мастерства (2015г.),

- семинарах «Реализация требований ФГОС в УМК «Информатика и информационные технологии» (2012г.), «Информационные решения для образования на базе ИКТ» (2013г.);

-в электронных СМИ – на портале http://nsportal.ru/node/2335284.

     Имею свой персональный сайт на н  портале Социальной сети работников образования  http//nsportal.ru/.

 Выступала   в 2016 году на семинаре «Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС ООО» по теме: «Мотивация учебной деятельности учащихся и актуализация знаний на примере уроков математики». 

Выступление в 2017 году на семинаре "Современные технологи на уроках в рамках ФГОС" по теме : " Повышение интереса к учебному материалу перед созданием учебно-проблемной ситуации."

 Мной разработан элективный курс: «Прикладная математика по решению текстовых задач в химическом производстве Урала».

 

    Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его потребностями, проблемами.

Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность – в этом, считаю, назначение учителя.

 

   Применение  технологии  проблемного обучения на уроках позволило мне спрогнозировать ситуацию успеха, что позволяет выпускнику быть  жизнеспособной,  саморазвивающейся личностью.

  Инновационные формы  проведения уроков, методы и приёмы, которые я применяю, позволили мобильно и качественно изучать новый материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska.docx118.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Аналитическая записка»

 Анализируя перемены в содержании образования на уровне Федерации, региона, школы, опираясь на основополагающие нормативные документы образовательной политики, федеральные и региональные, такие как  федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», Приоритетный национальный проект «Образование» на 2010 -2015 годы,  Государственная программа «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы, можно выделить ведущую идею современной образовательной системы - гуманизацию образования. Гуманистический подход ориентирован на личность как непреходящую ценность, на развитие её познавательных и творческих способностей. В областном законе «Об образовании» говорится: «Государственная политика Свердловской области в сфере образования основывается на принципах гуманистического характера образования». В законе «Об образовании в Российской Федерации »  есть такая статья: «Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Концепция модернизации российского образования на период до 2020г. определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, формирование ключевых компетентностей, которые приобретаются в результате опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений». А также учитывая современные требования рынка труда, мы видим, что выпускник школы должен обладать умением выдвигать гипотезы, доказывать их, или опровергать с научной точки зрения, уметь самостоятельно получать необходимую, или недостающую информацию, уметь признавать и исправлять свои ошибки, работать в команде, уметь делать самооценку и оценку других. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

        В процессе моей педагогической деятельности я столкнулась с недостаточной активностью учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельностью.

       В связи с этим, целью моей педагогической работы на стало: введение новых технологий обучения, использование которых способствовало формированию активности учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности и повышало качество обучения математике.

Реализация этой цели требует выполнения следующих задач:

  1.  Изучение психолого-педагогическую литературы по данной проблеме;
  2.  продолжение изучения спектра новых технологий обучения;
  3. продолжать овладение и применение техники ведения проблемного обучения;
  4. создание условий для проявления учащимися продуктивного и творческого уровней освоения математического образования при введении и воспроизведении знаний;
  5. проанализировать собственную педагогическую деятельность в части применения технологии проблемного обучения на  уроках математики;
  6. доказать эффективность данной формы организации учебной деятельности учащихся для достижения качества образования.

    Необходимость формирования у учащихся умений анализировать, обобщать, выдвигать гипотезы и их проверять, навыков самоконтроля определяется еще и фактом проведение итоговой аттестации в формах ЕГЭ и ГИА.

    В результате введения этой технологии в процесс обучения проводимые уроки должны стать творчеством не только учителя, но и ученика, повысить мотивацию учащегося к математике, его интерес к предмету, научить его самостоятельно получать знания, видеть математические закономерности в повседневной практике и использовать их. Нельзя забывать и про ИКТ на уроке, это разнообразит урок и побудит интерес у учащихся.

Урок математики обладает целым рядом специфических особенностей. Для него характерны и являются наиболее существенными следующие признаки:

 1 содержание урока математики, как правило, разворачивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для освоения новых знаний, что связанно со строгой логикой построения курса математики;

 2 в процессе овладения системой математических знаний, в большей степени уделяется внимание развитию у учащихся логического мышления. Умения рассуждать и доказывать;

 3 при обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на уроке главное в изучаемом материале. Поскольку без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека, а также математика служит опорой смежных дисциплин;

 4 в процессе обучения математике теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач, потому на уроках математики чаще всего теория не изучается в отрыве от практике.

  Учитывая эти особенности, для ведения уроков математики была выбрана технология проблемного обучения.

Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений обучающихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний, чем при применении прежних знаний в новой ситуации. Поэтому по содержанию решаемых проблем и по соответствующим видам творчества различают три вида проблемного обучения. [12]

Первый вид («научное» творчество) – это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие ученикам нового правила, закона, доказательства и т.д. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.

Второй вид (практическое творчество) – поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.

Третий вид (художественное творчество) – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее в себя литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру, и т.д.

Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика, наличие поиска и решения проблемы. Они могут осуществляться при различных формах организации педагогического процесса. Однако первый вид чаще всего встречается на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое и фронтальное решение проблем. Второй – на лабораторных, практических занятиях. Третий вид – на уроке и на внеурочных занятиях. Вполне понятно, что каждый вид проблемного обучения как внутренне дифференцированная деятельность имеет сложную структуру, дающую в зависимости от множества факторов различную результативность обучения.

Каждый из перечисленных видов проблемного обучения может протекать различной степенью познавательной активности ученика. Определение этой степени имеет важное значение для управления процессом формирования познавательной самостоятельности школьников. Каждый вид отвечает одному из важнейших условий проблемного обучения – наличие определенного уровня познавательной самостоятельности ученика.

В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед обучающимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

По степени познавательной самостоятельности обучающихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах; проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

Наименьшая познавательная самостоятельность обучающихся имеет место при проблемном изложении: сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует обучающимся ход научного мышления, заставляет их сладить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска.

В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.

Исследовательская деятельность представляет собой в полной мере самостоятельный поиск учеником решения проблемы.

Если учитель чувствует, что обучающиеся затрудняются выполнить то или иное задание, он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести обучающихся на более низкий уровень технологии проблемного обучения.

Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению обучающимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Что же привлекло меня в технологии проблемного обучения?

 1. принцип деятельности (включение ребенка в деятельность, в отличие от традиционного наглядного обучения, активизирует его мышление, формирует готовность к саморазвитию)

 2. принцип целостного представления о мире (в данном случаи речь идет не только о формировании научной картины мира, но и о личном отношении ученика, умении применить ее в практической деятельности)

 3. принцип непрерывности (он давно применяется, но чаще как пропедевтика, в проблемном обучении вводится системность)

 4. принцип мини макса (все дети разные, и каждый развивается своим темпом, в этой технологии ребенку предлагается содержание образования по  максимальному уровню, а он  усваивает по своему максимальному уровню)

 5. принцип психологического комфорта (атмосфера доброжелательности позволяет снять напряжение и нервозность)

 6. принцип вариативности (современная жизнь ставит всех нас перед выбором, а в проблемном обучении детей учат возможности существования различных вариантов решения задачи, умению выбирать наиболее приемлемый, так снижается страх перед ошибкой, ребёнок учится принимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления)

 7. принцип творчества (ребенок в процессе урока делает открытие, находит самостоятельное решение)

 Еще меня привлекла эта технология тем, что ее можно применять на любом типе урока, будь то урок ознакомления с новыми знаниями, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений.

         Работая с 2011 по 2016  в 5,6,7,8,9,10,11  классах по государственным учебно-образовательным программам, при применении и внедрении в процесс обучения технологию проблемного обучения мною были достигнуты следующие результаты:

          Технология проблемного обучения частично на уроках начала применятся в 5, 6а классе в школе №11 в 2011-2013 годах, затем внедрение этой технологии продолжилось на уроках алгебры в 8, 9 а,б,г классах в 2011-2014 школы №167 и уже почти на всех уроках математики в 5 б,в в 2015-16г. Осмысленно и уже на постоянной основе технология проблемного обучения применялось мной  с 2015-16 год в 5б,в классах, то и диагностика эффективности применения более достоверная у них. рассмотрим результаты.

    Собственные наблюдения показали, что особое значение проблемного обучения в школе заключается в том, что в ее процессе школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.    Использование технологии проблемного обучения, развивают познавательный интерес у  обучающихся,  повышают общее интеллектуальное развитие, также способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность, развивает познавательный интерес к предмету.  Это хорошо видно из результатов,  полученных при решении специально подобранных задач для определения  уровня сформированности познавательных и коммуникативных учебных действий.

извлекать нужную информацию из различных источников

описывать, сравнивать, классифицировать природные, информационные и социальные объекты на основе их внешних признаков

находить объяснения причин , последовательности их протекания, моделировать объекты

осуществлять совместную познавательную деятельность в группе

8кл. 2013-14

52%

58%

52%

66%

9кл. 2014-15

68%

79%

82%

88%

5 кл. 2015-16

56%

69%

73%

64%

Результаты исследования по методике «Интеллектуальная лабильность» (12-15 лет) в модификации С. Н.Костроминой  [см. Приложение 2.] в начале эксперимента выявили, что у 37% школьников 5б класса преобладает низкий уровень умственного развития, у 51,2% - средний уровень, у 11,8% - высокий уровень и 5в класса 29% школьников преобладает низкий уровень умственного развития, у 56% - средний уровень, у 15% - высокий уровень.

В конце эксперимента результаты диагностики уровня умственного развития школьника показали, что в 5б уже 19,3% обучающихся продемонстрировали высокий результат умственного развития, 64,7% – средний результат, 16% - низкий результат, а в 5в 25% обучающихся продемонстрировали высокий результат умственного развития, 64,7% – средний результат, 6% - низкий результат.

Анализ результатов диагностики изучения познавательной потребности при помощи методики В.С.Юркевича [см. Приложение3.] в начале эксперимента выявили в 5б класса- 36% школьников познавательная потребность выражена сильно, у 43% - умеренно и у 21% -слабо, в 5в класса- 40% школьников познавательная потребность выражена сильно, у 50% - умеренно и у 10% -слабо,  в конце эксперимента выявил, что у 41,2% школьников 5б класса познавательная потребность выражена сильно, у 52% - умеренно и лишь у 6,8% -слабо и 59% школьников 5в класса познавательная потребность выражена сильно, у 33,9% - умеренно и лишь у 7,1% -слабо.

5 б                                                             5в

 

Для 7-11 классов ежегодно велась диагностика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» по методике А.А. Реанома [см. Приложение4.], ее результаты вы видите в представленной таблице. 

   Анализ результатов применения технологии проблемного обучения в практике работы в классах, позволяет утверждать, что использование элементов проблемного обучения позитивно влияет на их умственное развитие, в частности на развитие таких познавательных процессов, как память, восприятие, волю, мышление.

Таким образом, сегодня мы являемся свидетелями закономерного процесса. Постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний. Все активнее набирает силу школа нового исторического типа – школа развития. Ее важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Что и дает основание утверждать: проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Проблемное обучение – всерьез и надолго.

в 2017 году учащиеся 6 и 7 классов участвовали в неделе мониторинга электронной школы Знаника  http://school.znanika.ru и получили хорошие результаты

Отслеживая качество образовательного процесса, необходимо подчеркнуть важность различия качества результата и качества процесса образования. Результатом образования являются изменения в компетентности учащихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. В настоящее время разработаны и продолжают активно разрабатываться процедуры независимой оценки компетентности учащихся, то есть результативных показателей образования. Но какими бы совершенными ни были оценки качества результата образовательного процесса, на мой взгляд, они не дают прямой информации о том, каким образом можно это качество повышать. Ведь влиять на качество результата – значит изменять что-либо в самом процессе, приводящем к данному результату. Причем качество образования не является статичной переменной – оно может повышаться или понижаться в зависимости от происходящих изменений, неподконтрольных педагогическим измерениям.

Поэтому в своей работе я выделяю несколько путей, позволяющих      отследить качество образовательного процесса. Прежде всего, это проведение и анализ   промежуточных контрольных   работ. Входной срез провожу в начале учебного года. Его цель – определить уровень знаний учащихся в начале цикла обучения, разработать схемы действий для преодоления затруднений в обучении. Анализ результатов входного среза дает возможность выбрать адекватную методику обучения; сформировать мотивацию учеников; назначить дополнительные занятия для неуспевающих.
 Промежуточный срез, позволяющий оценить успешность продвижения учащихся по предмету; подвести промежуточные итоги обучения; оценить успешность выбора методики обучения; корректировать учебный процесс, выбранные подходы и методы обучения.

    Итоговый срез, позволяет сделать анализ результатов обучения; оценить успешность освоения учащимися  предмета; оценить успешность выполнения учебной программы. Также в процессе обучения провожу проверочные и самостоятельные работы, тестирование. Все поученные результаты фиксирую, анализирую,   нахожу способ для повышения  качества образования .

О том, что мною созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи решены, свидетельствует, во-первых, стабильная динамика учебных достижений учащихся.

В ходе реализации данной системы деятельности были достигнуты следующие результаты:

Общие показатели эффективности учебной деятельности:

Год сдачи выпускных экзаменов ГИА и ЕГЭ

класс

Итоги аттестации

2013-14

11а- универсальный, б -информационно-математический – 52 учащихся

ЕГЭ средний балл составляет 45, что выше районного, областного (43,5) и выше, чем по РФ (39,6), максимальный балл 86;

2014-15

9а,б,г-73 учащихся

средний балл составляет 35, максимальный балл 64;

2015-16

11 а- универсальный класс- 28 ( 3 золотых  медали)

ЕГЭ (профиль)средний балл составляет 54, что выше районного, областного (43,5) и выше, чем по РФ (39,6), максимальный балл 76.

ЕГЭ (база)средний балл составляет 54, что выше районного, областного (43,5) и выше, чем по РФ (39,6), максимальный балл 100 (4 чел).

2016-17

11б - универсальный класс- 29 ( 2 золотых  медали)

ЕГЭ (профиль)средний балл составляет 52, максимальный балл 72.

Сравнительный анализ качества знаний учащихся по итогам года с 2013-2016г.

Сравнительный анализ уровня сформированности у учащихся специальных математических умений по результатам анкетирования учащихся в 9 классах (2014-15) (анкетирование проводилось по книге «Менеджмент в управлении школы» под редакцией И.М.Шамова).

        

Уровень развития самостоятельной деятельности учащихся на уроке геометрии в 2013-2015 гг. (выявление глубины, систематичности и действенности знаний).    

Сравнительный анализ по итогам самостоятельных работ до и после индивидуальной работы в 8 а классе по теме: « Степень с отрицательным целым показателем».

Одним из показателей познавательной активности учащихся является их участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Школьные олимпиады

  год

5 класс

7 классс

8класс

9 класс

10 класс

Призовые места

2012-2013

Селиванова Татьяна

Тимершина Мария

2013-2014

Безбородова Елена

2014-2015

Безбородова Елена

Анисимков Валера

2015-2016

Чечулин Алексей

Безбородова Елена

2016-2017

Лапшов Алексей

Тимофеева Эмилия

2017-2018

Тимофеева Эмилия

Всероссийская предметная олимпиада школьников "Кенгуру" 2012-2017гг

год

участвовало

Фамилия Имя

Класс

балл

школа

Регион

2012

8 чел

Баргорян Белла

5

72

1

189

2014

5 чел

Афанасьева Анна

8

60

3

422

2015

4 чел

Безбородова Елена

9

58

4

369

2016

5 чел

Лапшов Алексей

5

64

1

498

2017

8 чел

 

Всероссийская предметная олимпиада школьников "Эрудит" 2012-2016гг

год

Фамилия Имя

Класс

балл

Школе

город

Регион

Россия

2014

Безбородова Елена

8

90

1

1

12

12

2015

Безбородова Елена

9

77

2

2

9

14

2015

Белецкая Анжелика

9

43

13

13

35

40

Всеросийскии конкурс-игра по математике "Потомки Пифагора" Диплом 3 степени у Лапшова Алексея 6 класс в 2017-18 учебном году

Конкурсы: Школьный конкурс исследовательских проектов  «Интересный мир»

2011-2012- Прусаков Арсений 5а  «Как измерить высоту здания?»,

2011-2012- Мальцева Мария 5а «Старинные меры измерений»,

2011-2012- Мелентьев Александр5а  «Магический квадрат»,

2011-2012- Тимершина Мария «Многогранники в дизайне интерьера», свидетельство о публикации  на портале http://nsportal.ru/node/2335315

2013-2014-Безбородова Елена 8а «Статистика смеха»,

2014-2015- Безбородова Елена 9а «Проценты в нашей жизни»,

 2014-2015Белецкая Анжелика 9а «Многограннике в интерьере школы»,

 2014-2015Асбапова Аделина 9а «Оптические  иллюзии»,

2015-2016 Соловьева Лиза 6б " Оригами"

2015-2016 Ковина Николь 6а "Статистическое исследование экологических проблем Екатеринбурга"

2016-2017 Уфимцева Мария 6а "Магия чисел"

2016-2017Стоцкая Вероника 7в "Экологические задачи на уроках математики"

Городской конкурс исследовательских и творческих проектов «Юные интелектуалы Екатеринбурга»
2011-2012- Прусаков Арсений 5а  «Как измерить высоту здания?» удостоверение участника,

2011-2012- Тимершина Мария «Многогранники в дизайне интерьера» лаурят,

 2013-2014 -Прусаков Арсений, 8 городском фестивале рефератов школьников по математике мой ученик стал лауреатом 2 степени всероссийского заочного конкурса «Юность. Наука. Культура»; в 2013 г. 3 место в открытой городской научно - практической конференции «Зажги свою звезду».

2014-2015- Безбородова Елена 9а «Проценты в нашей жизни» заочный тур УрФУ,

 2014-2015Белецкая Анжелика 9а «Многограннике в интерьере школы» заочный тур УрФУ.

2015-2016 Ковина Николь 6а "Статистическое исследование экологических проблем Екатеринбурга" 3место в фестивали УГПУ

Участие учащихся во внеурочных математических мероприятиях

 С целью развития познавательного интереса учащихся к предмету ведутся: элективный курс в 7-8 классе «Проценты вокруг нас» и элективный курс в 5-6 классе «геометрия вокруг нас», проводятся предметные недели, организуются  предметные олимпиады. Воспитанники готовят практические работы, презентации, рефераты к школьной научно-практической конференции, разработана программа элективного курса для 10  класса «Прикладная математика по решению текстовых задач в химическом производстве Урала», обеспечено широкое использование ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности.

В течение межаттестационного периода принимала активное участие в работе школьного методического объединения ШМО учителей математики классов по внедрению ФГОС.

Свой педагогический опыт я представляла на:

- Всероссийском интернет- конкурсе педагогического мастерства (2015г.),

- семинарах «Реализация требований ФГОС в УМК «Информатика и информационные технологии» (2012г.), «Информационные решения для образования на базе ИКТ» (2013г.);

-в электронных СМИ – на портале http://nsportal.ru/node/2335284.

     Имею свой персональный сайт на н  портале Социальной сети работников образования  http//nsportal.ru/.

 Выступала   в 2016 году на семинаре «Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС ООО» по теме: «Мотивация учебной деятельности учащихся и актуализация знаний на примере уроков математики». 

Выступление в 2017 году на семинаре "Современные технологи на уроках в рамках ФГОС" по теме : " Повышение интереса к учебному материалу перед созданием учебно-проблемной ситуации."

 Мной разработан элективный курс: «Прикладная математика по решению текстовых задач в химическом производстве Урала».

    Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его потребностями, проблемами.

Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность – в этом, считаю, назначение учителя.

   Применение  технологии  проблемного обучения на уроках позволило мне спрогнозировать ситуацию успеха, что позволяет выпускнику быть  жизнеспособной,  саморазвивающейся личностью.

  Инновационные формы  проведения уроков, методы и приёмы, которые я применяю, позволили мобильно и качественно изучать новый материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитическая записка к плану

в помощь социальному педагогу...

Аналитическая записка

Аналитическая записка учителя английского языка...

Аналитическая записка к портфолио

Проблема развития и использования личностного потенциала педагога в инновационной деятельности образовательного учреждения выходит в настоящее время на качественно новый уровень. На современном этапе ...

Аналитическая записка о работе по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и распространения ВИЧ-инфекции.

В аналитической записке представлен материал о работе в образовательном учреждении по профилактике асоциальных явлений среди учащихся...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности

Материал на муниципальный этап конкурса "Учитель года" в 2016 году. Применение проблемно-диалогической технологии на уроках биологии и географии. Анализ результатов педагогической деятельности....

Учитель года - 2016. Аналитическая записка

Анализ результатов педагогической деятельности....

Представление Заявителя на участие в конкурсе педагогического мастерства «Учитель года 2017», Аналитическая записка

Представление ЗаявителяМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Майорская средняя общеобразовательная школавыдвигает ...