Учитель года - 2016. Аналитическая записка
материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Ивченко Елена Михайловна

Анализ результатов педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska.docx40.59 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая записка.

Анализ результат педагогической деятельности

Ивченко Елены Михайловны

учителя искусства

МКОУ Манинская СОШ

 Я работаю учителем искусства уже 10 лет. В 2014 году прошла аттестацию на первую квалификационную категорию. В планах высшая квалификационная квалификация. Учительскому ремеслу меня учила жизнь в коллективе талантливых педагогов родной сельской школы, которая меняла статус, но не меняла высоких профессиональных традиций, духа коллективизма и взаимовыручки. Мне приятно работать с моими коллегами, которые все без исключения являются специалистами своего дела. Расти, как педагогу мне помогали мои ученики, разные по характеру и способностям, а также их родители. Главным в своей работе я всегда считала и считаю урок. 

          На протяжении последних  лет я продуктивно работаю над темой     «Развитие творческих способностей учащихся на урока изобразительного искусства».

           В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд. Уроки искусства таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей.

   В системе обучения и воспитания учащихся образовательной школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач уроков.

  На уроках необходимо научить ученика различать основные виды и жанры изобразительных  искусств, анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства.      При выполнении заданий, ученику необходимо предлагать различные материалы (гуашь, акварель, природные и подручные материалы), это способствует творческому подходу в исполнении работы. Чередование видов деятельности (рисование с натуры, по памяти, по представлению, воображению), способствует разностороннему развитию ученика.

 Эстетическое воспитание направлено развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

         Актуальность опыта.

         Беда современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Причины этого явления неоднозначны. Это и перегрузка учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений учащихся, и не сложившиеся межличностные отношения, и утомляющая детей неорганизованность учебного процесса.

        Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение учащихся к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к технологии, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Основная задача - целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично развивающейся творческой личности средствами изобразительного искусства.

          Я стремлюсь к тому, чтобы вызвать у школьников интерес и любовь к искусству, развивать художественный вкус, научить видеть красоту в жизни и искусстве, сопереживать художественным образом.            

         Кроме того,  искусство успешно прививает потребность в труде, учит находить в нем радость, самому создавать её.

        Коллективное художественное творчество учащихся может найти применение в оформлении школьных интересов. Выполненные на уроках художественные работы учащихся могут использоваться как подарки для родных и друзей.

          Внеурочное время школьники занимаются на кружках. Таким образом, они закрепляют и углубляют полученные на уроках знания и умения. Это доказывает особую значимость и актуальность нашей работы по воспитанию школьников средствами изобразительного искусства.

        Я стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям,  воспитывать в себе силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

       Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. В результате информационные  технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации обучения.

         В каждом уроке должна быть “изюминка”. Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять.

        Применение компьютера на уроках изобразительного искусства может быть самым разнообразным, преследовать разные цели:

- ознакомление с наиболее интересными фактами

-совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью русских и зарубежных художников,

- видеопросмотр  фрагментов кинофильмов, мультипликационных фильмов,

-просмотр картин выдающихся художников,

- заочные путешествия по музеям мира и  т. д.

          Мне как учителю  сельской школы возможности ИКТ (глобальной сети Интернет) позволяют повысить информационную насыщенность урока, выйти за школьные рамки, дополнить и углубить их содержание. Однако  при всех положительных качествах ИКТ я считаю, излишнее увлечение информационно-коммуникативными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлеченный в "нескучные" формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала предложенного в традиционной вербальной форме. Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя — никогда не заменить машине, пусть даже самой умной.

        Инновационность и новизна опыта 

В течении двух лет я работаю с авторской программой внеурочной деятельности «Акварелька». Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют творчество

Успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким- либо делом, в выборе способов и т.д.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое

условие    успешного    развития    творческих      способностей  –  тёплая

дружелюбная атмосфера в семье и  коллективе.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом. Оказывается, если подобрать соответствующие методы обучения школьники создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так доступно дополнительное образование. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Фантазия, вдохновенная увлеченность игрой или рисованием «каляки-маляки» - все это свойственно детям с самых ранних лет. То есть созидание — это естественное состояние практически каждого. Для детей создавать что-то новое — так же необходимо, как дышать. Например, без абстрактного мышления, которое как раз и развивает творчество, ребенок не сможет считать, а без фантазии не напишет школьного сочинения. Получается, в развитии творческих способностей есть огромная практическая польза. И даже    если     ребенок    не  станет известным художником   или  музыкантом, то  он обязательно будет  гармонично  развит  и, скорее всего — счастлив. А разве не об этом мечтают все родители?

Наверное, способность создавать что-то новое — это как волшебная палочка: ребенок может как использовать это во благо, так и зарыть в землю свой талант. Но не дать эту волшебную палочку ребенку — значит лишить его свободы выбора.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы – вот что помогает не допустить в изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Рисование как вид художественно-творческой деятельности не терпит шаблона, стереотипа, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга ( тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно ребенок начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать. Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунка и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.

Больше разнообразия следует  вносить в организацию занятий: дети могут рисовать сидя за отдельным столом (мольбертом), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд и т.п. важно, чтобы организация занятия соответствовала содержанию, чтобы детям было удобно работать. Также необходимо постоянно определять и менять виды занятий. Это могут быть занятия – сказки, занятия-путешествия, игровые занятия, посиделки, мастерские, игровые занятия-выставки и т.п.

Для успешного творчества детей на занятиях также необходимо использовать разнообразные техники рисования. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников и уровнем овладения ими. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии, набрызга, тычкования и т.п.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Методы обучения:

  • Информационно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, экскурсия)
  • Репродуктивный (включает в себя: прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.),
  • Исследовательский (направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.),
  • Эвристический (направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.),
  • Метод проблемного изложения материала

Распространение собственного педагогического опыта:

- Выступление на педагогическом совете на тему «Нетрадиционные техники рисования на внеурочной деятельности»

- Муниципальный открытый урок: мастер-класс «Новогодние фантазии»

 Достижения учебной и внеурочной деятельности:

Класс

2013/2014

2014/2015

2015/2016

2

100%

3

100%

100%

4

100%

100%

100%

5

90%

100%

100%

6

90%

100%

100%

7

80%

90%

90%

8

80%

90%

90%

9

80%

90%

90%

10

90%

100%

100%

11

90%

100%

100%

Количество учащихся, участвующих в предметных олимпиадах

Уровень олимпиады

2013/2014

2014/2015

2015/2016

участники

призеры

участники

призеры

участники

призеры

Муниципальный

3

1

6

3

Олимпиада не проводилась в связи с карантином

Всероссийский (дистанционная)

3

3

6

2

-

-

        

2015-2016 уч.год

Форма внеурочной деятельности

Наименование

Класс

Продолжительность (сколько лет преподаю курс)

Количество учащихся

Внеурочная деятельность

«Акварелька»

1

2

3

4

1 год

2 года

3 года

4 года

19

14

17

18

Элективный курс

«Черчение с элементами компьютерной графики»

«Загадки живописи»

«Интерьер»

8

9

5

5

1 год

2 года

1 год

1 год

17

24

10

8

Кружок, секция

«ОФП»

«Волейбол»

6-7

8-11

1 год

2 года

15

16

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

Тема работы (автор, класс, форму/вид работу)

Мероприятие, на котором предъявлялась работа

Уровень

Результат

2013/2014 уч.год

Проект «Красота утилизации картонной коробки» 9 класс Руденко Алена.

III межрайонная научно-практическая конференция учащихся «Школьная исследовательская инициатива»

Межрайонная

III место

2014/2015 уч.год

Проект «Цумами Канзаши»(поделки из атласных лент)  8 класс, Строкатова Екатерина

V межрайонная научно-практическая конференция учащихся «Школьная исследовательская инициатива»

Межрайонная

III место

2015/2016 уч.год

-

-

-

-

Участие учащихся в конкурсах:

2013/2014

Всероссийский (заочный) конкурс презентаций «Гордость Отчизны».

Руденко Алена, Лауреат III степени.

Всероссийский (заочный) конкурс декоративно-прикладного творчества «Подарок для любимой мамочки»

Дегтярева Екатерина, Победитель

Всероссийский (заочный) конкурс декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо»

Овсянникова Виктория, Победитель

Всероссийский (заочный) конкурс детского рисунка и плаката « Нет войне»

Дранникова Елена, Победитель II степени

Всероссийский (заочный) конкурс детского рисунка и плаката « Нет войне»

Кущева Мария, Победитель II степени

Всероссийский (заочный) конкурс детского рисунка и плаката « Нет войне»

Чепуркова Анастасия, Победитель II степени

2014/2015

Всероссийский (заочный) конкурс презентаций «Гордость Отчизны».

Дегтярева Екатерина, Лауреат II степени.

2015/2016

Областной конкурс социальной рекламы по профилактике негативных проявлений среди несовершеннолетних «Сделай свой выбор». Номинация «Здоровье и его ценность в жизни человека»

Попова Анна, Лауреат II степени

Воспитательная работа:

Классный руководитель с 2013 года.

2013/2014

2014/2015

2015/2016

Количество учеников

11

11

11

Успевают

на «5»

Учатся на

«4» и «5»

Учатся

 на «3»

Неуспевающие

2

6

3

-

2

6

3

-

2

6

3

-

Участие класса в общешкольных мероприятиях

90%

100%

100%

Количество % учеников получивших грамоты за активное участие в жизни школы

70%

80%

80%

Посещение родителями родительских собраний

80%

80%

90%

Занятость в кружках:

Художественно-эстетические

Спортивные

Общекультурные

9

2

-

4

4

2

4

4

3

Дети, стоящие на учете в детской комнате полиции

-

-

-

Анализ и оценка личных профессиональных компетенций.

- результативно работаю над повышением и обновлением профессионального опыта, эффективно занимаеюсь самообразованием;

- готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования

- готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

Конкурентоспособный выпускник должен быть самостоятельным, мобильным, иметь творческое мышление, выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые виды продукции и т.д.

Профессиональная карьера - это профессиональное становление и развитие личности, основными показателями которой является:

профессиональная самостоятельность;

профессиональная мобильность;

способность работать в коллективе.

способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные  личностные различия.

Результативная деятельность:

2014-2015 уч.год – одна выпускница школы поступила в Бутурлиновское педагогическое училище на специальность – Дизайн (проводила индивидуальные занятия для поступлении)

2015-2016 уч.год – одна выпускница поступила в ВГЛУ по специальности «Ландшафтный дизайн»

Участие в конкурсах.

2013 год

  • Грамота отдела по образованию администрации Калачеевского муниципального района. Победитель в номинации «Скромность и  обаяние» в районном конкурсе «Учитель года – 2013»
  • Благодарственное письмо III межрайонная научно-практическая конференция учащихся «Школьная исследовательская инициатива». За работу по развитию познавательной, интеллектуальной инициативы учащихся, вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность и подготовку.
  • Благодарность администрации Калачеевского муниципального района. Победителю районного конкурса на изготовление логотипа 85-летнего юбилея образования Калачеевского района.

2014 год

  • Всероссийский творческий конкурс «Мир моих увлечений». Номинация «Декоративно – прикладное творчество».  Диплом лауреата
  • «Педагогическая мозаика». Номинация «Интерактивное пособие». Диплом лауреата
  • Всероссийский творческий конкурс «В мире животных». Номинация «Декоративно – прикладное творчество». Диплом победителя II место.
  • Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Моя лучшая презентация. Сертификат участника.
  • Благодарность отдела по образованию администрации Калачеевского муниципального района. За подготовку победителя районной олимпиады учащихся 6 класса по изобразительному искусству.
  • Всероссийский творческий интернет-конкурс «Мир живой природы». Номинация «Поделка». Диплом лауреата II степени.
  • Всероссийский интернет-конкурс «Бумажное творчество». Номинация «Поделка из бумаги». Диплом лауреата III степени.
  • Всероссийский творческий конкурс «Дары осени». Номинация «Декоративно – прикладное творчество». Диплом победителя III место.
  • Всероссийский творческий конкурс для педагогов «Радуга талантов». Номинация «Парикмахерское искусство». Диплом лауреата.
  • Благодарственное письмо V межрайонная научно-практическая конференция учащихся «Школьная исследовательская инициатива». За подготовку учащихся. III место.
  • Благодарность отдела по образованию администрации Калачеевского муниципального района. За подготовку победителя и призера районной олимпиады учащихся 5-8  классов по изобразительному искусству.
  • Грамота отдела по образованию администрации Калачеевского муниципального района. За значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и в связи с профессиональным праздником Днем учителя России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самопрезентация учителя музыки в рамках школьного этапа муниципального конкурса "Учитель года - 2016"

Самопрезентация учителя музыки в рамках школьного этапа муниципального конкурса "Учитель года - 2016",часть - 1часть - 2...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире....

Эссе "Я учу детей нового поколения" для конкурса Учитель года 2016 года

Эссе написано для муниципального этапа конкурса "Учитель года"...

"Учитель года 2016" Методсеминар: объяснительная записка. Методсеминар: презентация.

Как одно из направлений своей работы я выбрала поиск новых методов и приемов работы. Интерактивные приемы не были изучены и проанализированы, поэтому  применялись в работе бессистемно, эпизодичес...

Представление Заявителя на участие в конкурсе педагогического мастерства «Учитель года 2017», Аналитическая записка

Представление ЗаявителяМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Майорская средняя общеобразовательная школавыдвигает ...

Учитель года 2018. Аналитическая записка

Аналитическая записка профессиональной деятельности учителя английского языка  МБОУ  Заброденская СОШ...