Конкурс "Учитель года - 2016". Пояснительная записка.
статья по теме

Сагина Надежда Владимировна

Пояснительная записка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Богородская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка.

Тема: «Проектная деятельность на уроках биологии и внеурочное время».

Подготовила:

учитель биологии

МБОУ «Богородская СОШ»

Сагина Надежда Владимировна

Образование – высшее

Категория – высшая

Педагогический стаж – 24 года

с. Богородское

               

  Проектная деятельность на уроках биологии и внеурочное время.

«Единственный путь,

ведущий к знаниям,

 - это деятельность»

Бернард Шоу

     Современная школа живёт и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастные требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же интересе к предмету. Одним из методов повышения интереса является вовлечённость обучающихся в проектную деятельность. Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы учащихся, направленной на поиск информации, я убедилась в том, что традиционная система образования не способна качественно решать задачи, стоящие перед современной школой, поэтому значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Считаю, что наиболее эффективно её можно осуществлять за счёт использования новых образовательных технологий. С учетом своего педагогического опыта могу отметить, что особую значимость при этом на уроках биологии и во внеурочное время приобретает проектная деятельность.

     При организации проектной деятельности основная цель моей работы – развитие способностей обучающихся на основе формирования устойчивого интереса к проектной деятельности. Для достижения поставленной цели перед собой ставлю следующие задачи:

- формировать и развивать творческие способности обучающихся;

- развивать умения и навыки в постановке проблем и  нахождения способов их   решений;

- создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;

- заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;

- постараться развить у обучающихся коммуникативные умения и навыки.

      Актуальность выбранной темы обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию,  добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ. Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет предмет биология. Использование проектной деятельности может значительно повысить творческую активность школьника. Основное противоречие, выявленное в процессе анализа процедур организации образования в системе общего образования, состоит в том, что, с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений,  а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни. На основании выявленного противоречия возникает следующая проблема: каково влияние проектной деятельности на развитие творческой активности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время? Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых подходов и технологий в общеобразовательной школе. В своём педагогическом исследовании делаю акцент на познавательном интересе, как мотиве учебной деятельности. Под познавательным интересом понимаю особое положительно – эмоциональное отношение, стремлению к знаниям и самостоятельной творческой деятельности, которая побуждает творческий поиск: понять, проверить, выяснить, усвоить, сформулировать в себе устойчивый интерес к предмету. В свете требований ФГОС общего образования для получения обучающимися качественного образования предъявляются высокие  требования к метапредметным результатам освоения выпускниками основной школы программы по биологии. Выпускники должны овладеть составляющими проектной исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопрос, выдвигать гипотезу, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.                                

      Свою работу над проектом организую в 3 этапа.  На первом этапе мной был

 проведен анализ образовательных стандартов,  переработала  календарно –

тематическое планирование уроков биологии для учащихся разных классов, где на самом обычном уроке можно постоянно что-то исследовать или создавать проект. (Например, когда проходим тему «Химический состав клетки» делю класс на группы. Работая с источником информации (учебником или дополнительной литературой) дети создают свой мини – проект на листе «Важнейшие микроэлементы». У каждой группы (распределены обязанности, кто за что отвечает), свой микроэлемент, находят и записывают информацию. Здесь же в конце урока идёт защита проекта. Оценивают сами учащиеся). Планирование проекта построила так, чтобы работа побуждала к совместной деятельности детей, способствовала укреплению взаимодействия между детьми. На втором этапе: осуществляется непосредственная деятельность над проектом совместно с детьми. На третьем – аналитическом этапе – проводится   анализ результатов работы. Совместная деятельность позволяет неоднократно решить проблемные ситуации способствующие формированию активной социальной жизненной позиции. Какова же роль учителя в проектной деятельности? Неверно было бы думать о том, что учитель берет на себя всю ответственность за качество исполнения работы своих подопечных и постоянно выступает в роли наставника и опекуна. Это не так и этого нельзя допускать. Учитель должен по отношению к ученику выполнять роль консультанта, научного руководителя. Школьник, работающий над проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем. Ученик должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами и информацией он располагает, что подойдет для работы, а от чего следует отказаться.  В результате соблюдения данных функций  при работе над проектом,  учитель стремится к результатам  деятельности. Диапазон проектной деятельности рассматривается в единой системе «урок – внеурочная деятельность», т. к. результаты выполненных проектов должны быть материальны, т. е. как – либо оформлены. Мы свои проекты с детьми оформляем в папки по классам. Успех обучения во многом зависит от готовности учителя организовывать проектную деятельность школьников и управлять процессом проектирования. Успешное педагогическое управление даёт возможность обучающимся, научиться самим выявлять проблему, определять цели и пути их

решения, распределять и планировать свою деятельность, следовать графику

самостоятельной работы. Учитель создаёт благоприятный фон внутри группы и между группами. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, где учитель вместе с детьми вновь и вновь переживёт вдохновение творчества, превратит образовательный процесс в результативную работу. Данная форма организации учебной и внеурочной деятельности позволяет добиться следующих результатов.

Личностные:

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;  

- мотивация образовательной деятельности;

- ценностное отношение к окружающим;

- умение организовывать свою деятельность.

Метапредметные:

- формирование умения работать в группе;

- умение работать с дополнительной литературой;

- умение анализировать и синтезировать материал;

- умение работать творчески.

Предметные:

- теоретические знания по биологии;

- умение применять методы научного познания;

- изучение состояние окружающей среды.

Наши результаты.

  1. Департамент лесного хозяйства Нижегородской области. Благодарственное письмо за активное участие в конкурсе «Семена жизни».
  2. Муниципальная олимпиада по биологии «Первые шаги» - Грамота, III место.
  3. Районная научно – исследовательская конференция «Шаг в науку» 2013-2014 – Грамота, III место.
  4.  Районная научно – исследовательская конференция «Шаг в науку» 2014-2015– Грамота, III место.
  5. «Экологическая мозаика» 2014-2015 – Грамота, II место.
  6. «Экологическая мозаика» 2015-2016 – Грамота, III место.
  7. II Нижегородский региональный конкурс творческих работ учащихся «Я – биолог» - Диплом III степени.
  8. Районный конкурс «Дети. Творчество. Родина» номинация «Зелёная планета» 2014-2015 – Почётная грамота, II место.
  9. Районный конкурс «Дети. Творчество. Родина» номинация «Зелёная планета» 2015-2016 – Почётная грамота, I место.

     Знания, приобретённые обучающимися в ходе проектной деятельности, оказываются более прочными и максимально осознанными. Данная деятельность даёт возможность ученикам приобрести не только знания, но и умения, которые пригодятся в жизни, в выборе профессии. Таким образом, используя проектную деятельность на уроках биологии и во внеурочное время можно добиться высоких показателей качества обучения.

Список используемой литературы.

  1. Биология 5-9 классы. Проектная деятельность учащихся. Авт. – сост.

Е. А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  1. М. Н. Арцев. Учебно – исследовательская  работа учащихся : методические рекомендации для учителя и педагогов. Завуч. – 2005 год № 6.
  2. Биология и экология 10-11 классы. Проектная деятельность учащихся. Авт. – сост. М. В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Е. В. Тяглова. Учебно – исследовательская работа учащихся по биологии. Методическое пособие Е. В. Тяглова. – М.: Глобус, 2006.
  4. Интернет – ресурсы: www. Researcher.ru. Интернет – портал по исследовательской работе школьников.

   

   

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Пояснительная записка к рабочей программе в 6 классе «Английский язык» базовый уровень на 2015-2016 учебный год

Рабочая  программа для 6 классов «Английский язык» базовый уровень на 2015-2016 учебный год  составлена на основе:1. Закона Российской Федерации «Об образовании»;2. Примерные программы начал...

Учитель года - 2016. Аналитическая записка

Анализ результатов педагогической деятельности....

Пояснительная записка к рабочей программе ФГОС учебного предмета «История (История Древнего мира)» для 5 классов (базовый уровень) на 2016–2017 учебный год.

Пояснительная записка  составлена к рабочей программе ФГОС изучения учебного предмета "История (История Древнего мира)" для 5 классов по учебнику  авторского коллектива в составе:  Вига...