Эссе "Я учу детей нового поколения" для конкурса Учитель года 2016 года
статья на тему

Скляренко Антонина Николаевна

Эссе написано для муниципального этапа конкурса "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Я учу детей нового поколения

Твори, дерзай  и увлекай!

С улыбкой в шумный класс шагай!

И никогда не унывай!

Ты даришь свет, ты это знай!

Учитель – это  не просто профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и прежде всего – перед учеником.

 Своё эссе я хочу начать с воспоминания о своём первом учителе  - это Казак Борис Иванович, ветеран ВОВ.  Это он уводил нас в мир  великого и  непознанного. Он научил нас писать и читать. С его помощью мы узнавали, что такое хорошо, а что такое плохо. Мы смотрели на мир широко раскрытыми глазами. А учитель учил нас видеть не только шире, но и глубже. Он учил нас и оберегал от всех бед. Это  мы пришли к нему с большими бантами. Такие неумехи! А ушли уже повзрослевшими школьниками. Это он научил нас любить и лелеять родную землю: эти поля и  дымку над ними. Он научил нас слышать журчание родника, дарящего свежесть в жаркий день. Благодаря его стараниям, мы уважаем старость и помогаем страждущим. Мы умеем слышать пение жаворонка поутру и звонкие переливы соловья вечером. Учитель  поведал нам о самом большом и светлом чувстве на Земле – любви. О чувстве, которое созидает и делает нас сильнее физически и богаче душевно. Наш добрый  скромный учитель! Он многому нас научил. И всем, что мы можем и умеем, мы обязаны ему, нашему учителю.

Передо мной никогда не стоял вопрос «Кем быть?». Это я уже решила в первом классе, как только познакомилась с моим первым учителем. Именно тогда я поняла, что среди  профессий есть самая нужная, самая значимая – учитель.

Учитель – это человек, который всё своё сердце,  всю душу отдаёт детям. Он по крупинкам создаёт человека. Как строитель строит дом, так учитель растит доверенного ему человечка. И плох тот учитель, ученики которого не превосходят его самого!

     Каждый год в жизни учителя, как и в жизни детей, звучит школьный вальс. Звенит первый звонок для первоклашек и последний звонок для выпускников. Сколько приложено усилий  учителем, чтобы из этих вчерашних первоклассников получились хорошие строители, врачи, инженеры, технологи.

Профессия учителя – не из лёгких. Она забирает все силы: и физические, и духовные. Человек не мыслит себя вне этой профессии. Ученики становятся родными детьми.

С первыми педагогическими практиками пришло осознание: чтобы стать учителем нужно не только знать преподаваемую дисциплину, но и владеть современными методиками обучения и воспитания, а главное,  уметь и желать общаться с детьми и подростками, сопереживать их успехам и неудачам.

Захожу в класс и вижу глаза своих учеников. Одни из них хотят связать свою будущую профессию с биологией, и я вижу свою задачу в том, чтобы развить гибкость их ума, воспитать в них уверенность в своих силах, инициативу и настойчивость, научить видеть закономерности. Другие прекрасно читают стихи, или рисуют, но затрудняются с запоминанием сложного строения живого организма. И я хочу показать им гармонию биологии, взаимосвязь науки и искусства. Третьи собираются получать рабочие профессии, поэтому моя задача – показать возможность практического применения биологических знаний. Что касается уроков ОБЖ, то думаю, что смогу помочь детям правильно шагать по жизни. Сейчас, когда вокруг неспокойно, понимаю, что  учу своих ребят не только любить Родину, но и уметь защитить её в нужную минуту, оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Для каждого из моих учащихся я хочу создать ситуацию, при которой обучение станет осмысленным и целенаправленным, потому что только тогда оно будет максимально эффективным.

Высокая познавательная активность возможна только на уроке, интересном для ученика. Как показывает мой опыт, проблемная ситуация, созданная на уроке, активизирует мыслительные процессы и стимулирует познавательный интерес учащихся. Однако я придерживаюсь принципа посильной трудности учебной задачи. Одно и то же задание вызывает у разных учащихся проблемные ситуации различной степени трудности, а для кого-то может оказаться непосильным. Такое задание не выполнит своей дидактической задачи, поэтому для меня важно создать на уроке ситуацию, когда  каждый ученик успешен и работает с удовольствием.

Большое внимание уделяю индивидуализации обучения. Наверное, в каждой школе есть учащиеся с пониженным и низким уровнем обучаемости в силу особенностей мышления, памяти, внимания. Такие учащиеся все больше отстают от своих товарищей по классу, если не имеют возможности в посильных учебных действиях упражнять и развивать те психические функции, которые развиваются и упражняются у других учащихся. Не потерять таких детей  для меня – это  создать и для них ситуацию успеха, не превратить их в учащихся с низким уровнем учебной мотивации: равнодушных и замкнутых или озлобленных и проблемных.

         Зная особенности детей своего класса,  даю возможность всем чувствовать себя уверенно, быть востребованным, не бояться высказывать свои мысли, своё мнение даже если оно ошибочно.  Вместе и сообща, путём рассуждений мы дойдём до  истины. А она, как известно, рождается в споре.

          Свою работу с детьми я строю на педагогике сотрудничества. Педагогика сотрудничества  вырабатывает такие приёмы, при которых  каждый ученик чувствует себя личностью.  Он ощущает внимание учителя лично к нему.  Необходимо помнить, что обучать надо так, чтобы ученик был подготовлен к жизни, умел отстаивать свою точку зрения, установку на  дальнейшую деятельность. Очень актуальна педагогика сотрудничества в свете ФГОС. Новые требования к организации учебного занятия как нельзя лучше отражают формы и методы педагогики сотрудничества. Сотрудничать могут пары, группы,  но все используется для того, чтобы дети приобретали  навыки коммуникации и умели рефлексировать. 

           Основные элементы обучения сотрудничества как нельзя лучше вписываются в новые стандарты образования:

-  работа ученика контролируется учителем;

- в группе должен быть сильный ученик и слабый;

- группы не должны быть постоянными (это подготовка к жизни, в ней не  всегда приходится работать с теми людьми, с которыми комфортно);  

-  учитываются интересы всех детей;

-  каждый имеет право голоса.

          Очень важно поощрять у школьников собственное мнение, воспитывать и направлять на умение слушать других,  делать выводы. Такой подход позволит ученикам ощущать себя полноправными участниками процесса обучения, основанного на демократическом подходе. При распределении детей на группы для работы обязательно учитываю уровень развития. Педагогика сотрудничества позволяет учить  хорошо всех,  предоставляя возможность каждому ученику учиться  на пределе своих сил, а это ведёт к развитию ребёнка.

        Подведу итог вышесказанному: главное в работе учителя – это научить каждого в отдельности и в целом всех вместе.

Хочется верить, что из моих учеников вырастут достойные граждане нашей страны. Я ощущаю гордость за то, что в таком большом деле, как воспитание нового поколения, есть и моя доля участия.

Со времени моего дебюта в профессии прошло много лет. За это время я приобрела опыт работы, профессиональные знания, умения и навыки. Но по-прежнему каждый день учусь, наблюдая за моими ребятами. Учусь у них любознательности, открытости, отзывчивости,  умению удивляться, радоваться. Учусь мудрости не обращать внимание на неудачи и идти вперед.   Я - счастливый человек, потому что правильно выбрала главное – профессию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самопрезентация учителя музыки в рамках школьного этапа муниципального конкурса "Учитель года - 2016"

Самопрезентация учителя музыки в рамках школьного этапа муниципального конкурса "Учитель года - 2016",часть - 1часть - 2...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире....

Система работы учителя математики Вахриной О.И. в рамках конкурса "Учитель года-2016"

В данной работе представленасистема работы учителя математики Вахриной О.И. в рамках конкурса "Учитель года-2016"...

Эссе "Гордимся прошлым - строим будущее" учителя математики Вахриной О.И. в рамках конкурса "Учитель года - 2016"

Эссе "Гордимся прошлым - строим будущее"  учителя математики в рамках конкурса " Учитель года - 2016"...

Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"

Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в...