«Возможности реализации профориентационной работы в малых городах»
статья по теме

Одной из важнейших задач функциональной стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» и целевой программы «Молодежь ОАО «Российские Железные Дороги» является последовательное развитие профориентационной работы с молодежью.

       Лицей-интернат в своей профориентационной работе руководствуется основными положениями отраслевой целевой программы «Молодежь  ОАО «РЖД» 2016-2020 годы» и решает задачи целенаправленного и непрерывного формирования кадрового потенциала отрасли, начиная с младшего школьного возраста.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Лицей-интернат №5 ОАО «РЖД»

«Возможности реализации

профориентационной работы

в малых городах»

Социальный педагог

 лицея-интерната №5 ОАО «РЖД»

Факушина А.З.

2018 год

Одной из важнейших задач функциональной стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» и целевой программы «Молодежь ОАО «Российские Железные Дороги» является последовательное развитие профориентационной работы с молодежью.

       Лицей-интернат в своей профориентационной работе руководствуется основными положениями отраслевой целевой программы «Молодежь  ОАО «РЖД» 2016-2020 годы» и решает задачи целенаправленного и непрерывного формирования кадрового потенциала отрасли, начиная с младшего школьного возраста.

Кадровая политика любой крупной корпорации строится на привлечении наиболее качественного человеческого ресурса из внешней среды. Но не всякая компания имеет возможность выращивать (воспитывать) качественные кадры внутри своей социально-культурной среды, начиная с детсадовского возраста.  В системе холдинга ОАО « РЖД» накоплен богатейший опыт воспитания молодёжи, нацеленной на работу именно в системе железных дорог. А поскольку в нашем небольшом городке и тем более в окружающих станциях железная дорога является крупнейшим (а порой и единственным) работодателем, этот опыт чрезвычайно востребован

И сегодня   я вашему вниманию предоставлю информацию, как реализуется профориентационная работа  и выделить  основную функцию работы лицея-интерната № 5 ОАО «РЖД»  в малом городе Красный Кут.

 Нашему образовательному учреждению в разных его статусах: школа, школа – интернат, гимназия – интернат, лицей-интернат  – уже более 55 лет

Школа-интернат № 5 была создана в 1962 году для обучения и воспитания детей железнодорожников с линейных станций Саратовского, Астраханского и Алгайского направлений. Многие учащиеся-выпускники шли учиться в железнодорожные институты и техникумы, выбирали железнодорожные профессии машиниста, путевых рабочих и т.п. Эта традиция преемственности железнодорожных профессий от родителей к детям продолжается и в настоящее время.

И все эти годы прилагательное «железнодорожная» надежно сохраняло свои позиции.

      Являясь железнодорожным   со  дня  основания, лицей - интернат №5  ОАО «РЖД»  готов  выполнять  заказ  холдинга ОАО «РЖД»  - готовить будущих  специалистов  железной дороги.

Для достижения этой цели  наш лицей выбрал стратегическую идею - совершенствовать профориентационную деятельность в железнодорожном  направлении  как один  из принципов обеспечивающий  условия для реализации и определения школьниками важности выбора будущей профессии.  

      С целью воспитания будущих железнодорожников  в лицее  создан кабинет, составлен план работы Совета  по профориентационной деятельности.

      Ежегодно проводятся  тематические экскурсии с целью формирования у лицеистов знаний об общественной значимости труда железнодорожных  служб ст. Красный Кут. Каждый год  лицеисты посещают   вокзал, диспетчерский центр управления грузовых и пассажирских перевозок, локомотивное депо, пожарный поезд, ШЧ-3 на станции Красный Кут Приволжской железной дороги.   

      В каждом классе каждую пятую неделю четверти проходит тематический классный час, посвященный железнодорожному транспорту и работникам железной дороги.

Совет ветеранов и Совет по профориентационной работе регулярно организуют встречи с обучающимися.

      Ежегодно проходит декада профориентационной работы, где участие принимают  все классы, это поделки, выставка рисунков, картин, моделей на железнодорожную тему, встреча со специалистами железнодорожных служб.

      Ежегодно обучающиеся лицея  принимают участие в сетевом конкурсе сочинений о железнодорожном транспорте среди учащихся ОУ ОАО «РЖД.  Работы посвящены семейным династиям железной магистрали, своим родителям и близким, тематика, посвященная ВОВ. Ребята делятся своими размышлениями о важности железнодорожных профессий, ответственности, рассказывают об удивительных поездках и встречах.

     Осуществление профориентационной работы через внеурочную деятельность (кружки и клубы): «Юный железнодорожник», «Техническое моделирование», «Зову в профессию»  дают возможность обучающимся нашего лицея познакомиться с железнодорожными специальностями, с факультетами вуза, правилами приема в учебные заведения железнодорожной направленности, с предприятиями и состоянием рынка труда в железнодорожной отрасли, условиями и возможностями получения целевого направления, для обеспечения стабильного притока трудовых ресурсов в компанию      

      Участие в олимпиадах по физике и математике.

      Участие в днях открытых дверей компании.

      На протяжении многих лет ведется системная поисково-исследовательская работа обучающихся по использованию метода проектов как формы внеурочной образовательной деятельности. Ежегодно ученики и воспитанники лицея-интерната являются неоднократными участниками и победителями  научно- исследовательских  проектов на железнодорожную тематику. Результатом является презентация проектов на ежегодной учебно- практической конференции «Сделай шаг».

  • «Наша Приволжская железная дорога»;
  • «Физика на ж.д. транспорте»;
  • «Использование современных технологий в службе ШЧ на ст. Красный Кут»;
  • «Я и моя железная дорога»;
  • «Анализ деятельности СИГНАЛИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКИ(СЦБ) в ШЧ-3 станции Красный Кут по обеспечению безопасности движения поездов на железной дороге»;
  • «Анализ исследования вагонопотоков через железнодорожную станцию Красный Кут»;
  • «Моделирование нанотехнологических процессов на ж.д.»;
  • «Безопасный мир детства» (Анализ влияния творческой пропагандисткой деятельности агитбригады «Сигнал по обеспечению безопасного поведения на ж.д.).

      Дистанционное обучение по образовательным программам профессиональной направленности ПДЖД г. Волгоград

      Разработка и внедрение на 2-ой ступени обучения элективных курсов

  • «У тебя есть выбор»,
  • «История железнодорожного транспорта»,
  • «Дорогой к себе»,  «Секреты общения»  в нашем лицее  

 включают в себя разнообразные формы занятий; теоретические уроки знакомства с работой железнодорожной отрасли, экскурсии и видео-уроки, работа на персональном компьютере в режиме мультимедиа с созданием презентаций на железнодорожную тематику.

        Вовлечение молодежи в научную работу и содействие всестороннему раскрытию ее интеллектуального потенциала позволят усилить позиции  холдинга ОАО «РЖД» в инновационных и модернизационных процессах. В связи с появлением новых направлений развития ОАО «РЖД» (высокоскоростные 13 магистрали, транспортная логистика и др.) молодые работники ОАО «РЖД» должны находиться в авангарде технологических и управленческих инноваций, на острие технического и интеллектуального прогресса. Именно в этом направлении и идет наш лицей. Наши  обучающиеся приняли участие во Всероссийском  форуме  «Будущие интеллектуальные лидеры России»  2016 г.

15 мая 2018 года в Москве, в Гимназии Российского университета транспорта (МИИТ) состоялся  финальный   этап Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ «Транспорт будущего» с очными выступлениями и представлением лучших отобранных на первом этапе работ. Обучающиеся 11 класса лицея-интерната № 5 ОАО «РЖД» Филатов Илья и Белова Анна под руководством учителя физики и информатики Болсуновской Елены Викторовны представили на конкурс модель  электронного информационного табло и заняли I место    в номинации «Модели и макеты транспортной инфраструктуры».

          Родители  наших  воспитанников  являются работниками  предприятий  железнодорожного  транспорта.  Поэтому актуальной  задачей  нашей  школы  является  профессиональная  ориентация детей на профессии железнодорожного транспорта и содействие появлению и сохранению профессиональных династий. Этому способствует работа  семейного клуба «Подсолнух» В рамках заседания семейного клуба «Подсолнух» проходят организованные встречи за круглым столом  родителей, детей, педагогов и  тружеников железнодорожной магистрали. 

Эти встречи позволяют ребятам бережно чтить сохраняемые железнодорожные традиции и культуру, а также чувство гордости за принадлежность к железнодорожному транспорту в совокупности с сильной профессиональной преемственностью поколений (выбор работы в ОАО «РЖД» по примеру родителей)

В начале этого года была создана творческая группа агитбригада «Сигнал». Основной целью, которой является пропаганда безопасного поведения на ж.д.

Профориентационная работа предполагает акцент на развитие самостоятельности, правовой культуры, способности к сотрудничеству. Для этого в лицее организуются встречи и собрания с привлечением представителей кадровых служб предприятий ОАО «РЖД». Налажена  работа по взаимодействию со всеми региональными филиалами Прив.ж.д.

Особенно хотелось бы отметить взаимодействие
с начальником сектора развития и обучения персонала
Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Масловой Анной Витальевной  

Зам.начальника дистанции пути ПЧ-18 по кадрам и социальным вопросам Калатиным Сергеем  Ивановичем, ведущим инженером по подготовке кадров ВЧД -14 Осадулиной Ольгой Анатольевной,

Результатом взаимодействия   является ежегодное поступление выпускников  в учебные заведения железнодорожной направленности. Выпускники лицея  мотивированы для работы на железнодорожном транспорте, знают специфику будущей профессии, имеют позитивное к ней отношение, осознают свою корпоративную причастность.

Поддерживаем связь и сотрудничество с выпускниками лицея – интерната № 5 ОАО «РЖД», работающими на предприятиях железнодорожного транспорта.

Нам есть,  чем гордится. Мы продолжаем работу над проектом

«Наши выпускники железнодорожники».

И сейчас я вашему вниманию предоставлю информацию по нашим выпускникам.

 Болсуновская Юлия (выпуск 2009 г. золотая медалистка) – закончила СамГУПС  в 2013 г. Работает Начальник сектора нематериальной мотивации и социального развития Службы управления персоналом Приволжской железной дороги

Жукова Татьяна (выпуск 2013 г.  золотая медалистка) - закончила МИИТ в 2018 г. Поступила в аспирантуру и работает в МИИТе и колледже ж.д. транспорта преподавателем.

Карамникова Валерия (выпуск  2013 г. золотая медалистка)-закончила МИИТ в 2018 г. Работает – на Московско-Рязанской дистанции пути ПЧ-5 техником 1 категории. 

Айтанова Алия  (выпуск 2009 г.) – закончила  СамГУПС в 2014 г. Работает в управление дороги, в службе пути Приволжской дирекции инфраструктуры-инженером технического отдела

Татьяна Дикун (Рябушкина) (выпуск 2010 г. ) -закончила  СамГУПС в 2015 г.  Работает  г. Вольск, дежурный  по станции Клены.

Екатерина Чупилко (выпуск 2011г.)- закончила СамГУПС в 2016 г. Работает г. Новосибирск в отделе организации и оплаты труда.

Евгений Берг (выпуск 2010 г.) - закончил СамГУПС 2015 г. Работает инструктором  производственного обучения  пункта технического обслуживания вагонов станции Саратов 2 , организация ВЧДЭ 14, эксплуатационное вагонное депо Анисовка

Артем Михайлов (выпуск 2010 г. )- закончил СамГУПС в 2015 г. Работает  мастером участка производства,  пункта технического обслуживания станции Саратов-1. До этого времени работал инженером по безопасности движения ВЧДЭ-14

Артем Фатеев (выпуск 2012 г.) -закончил МИИТ 2017 г.  Работает  составителем поездов на внеклассной станции Анисовка. Организация-ДС Анисовка.

Сайфетдинов Альберт ( выпуск 2010 г. )закончил  СамГУПС в 2015 г.   Работает электромонтером по ремонту воздушных линий ЭЧ-3 ст.Ершов

Абдулин Нурлан (выпуск 2009 г. ) Закончил СамГУПС  2014 г. Работает электромонтером по ремонту воздушных линий ЭЧ-3 ст. Балаково

Никифорова Ольга (выпуск 2013)  Закончила МИИТ в 2018 г. Работает - Московская дирекция по ремонту пути, технолог 1 категории (сметного нормирования и ценообразования).

Рустам Жанаев (выпуск 2013 ) Закончил  РГУПС  в 2018 г. Работает в столице донского казачества Новочеркасск , ОАО "РЖД" ПЧМ-Новочеркасск ЮЗ ДПМ ЦДП, должность: помощник машиниста железнодорожной строительной машины Состав строителей(СЗ-240-6),

Эмир Мусинов(выпуск 2013) Закончил РГУПС в  2018 г. Работает  сигналистом на станции Астрахань

Игорь Старчак(выпуск 2012) закончил МИИТ  2017 г.Работает  ПЧ-18 монтер пути

Владимир Коваленко (выпуск 2012 ) закончил 2017 г.СамГУПСРаботает ст. Балаково подменный на участке Пугачев-Балаково (сейчас в армии)

Таким образом,  результаты, достигнутые в ходе реализации профориентационной работы  в лицее - интернате №5 ОАО «РЖД» позволяют сформировать базовые принципы реализации молодежной политики ОАО «РЖД»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школы искусства малых городов. Особенности. Проблемы.

В публикации идёт речь о жизни, проблемах и особенностях ШИ и в частности, ДХШ малых городов и их значении в воспитании подрастающего поколения. О том, какие задачи должен ставить перед собой художник...

Сборник статей "I Всероссийской научно-практической конференции "Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения""

Сборник статей "I Всероссийской научно-практической конференции "Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения""...

Методическая разработка «Современная городская культура как средство пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи, проживающих в условиях малых городов и поселков городского типа»

Работа представляет собой модульную программу курса «Здоровая Урбания» для обучающихся 7 – 9 классов образовательных учреждений, расположенных в небольших городах и поселках городского типа. В пояснит...

Малый город России

Исторический и краеведческий матерниал...

Путешествие по малым городам России. Город Бобров.

Путешествие по малым городам России....

Региональный проект: Театры малых городов России на Саратовской земле. Пед. дебют-2019

Образовательный проект         «Театры малых городов России на Саратовской земле» Актуальность: В настоящее время участники образовательного процесса не ...

Материалы всероссийской научно-практической конференции «Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения» Бобровский аграрно-индустриальный колледж им. М.Ф. Тимашовой

Материалы всероссийской научно-практической конференции «Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения» Бобровский аграрно-индустриальный колледж им. М.Ф. Ти...