Методическая разработка «Современная городская культура как средство пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи, проживающих в условиях малых городов и поселков городского типа»
методическая разработка по физкультуре (7, 8, 9 класс) на тему

Дмитриев Вячеслав Сергеевич

Работа представляет собой модульную программу курса «Здоровая Урбания» для обучающихся 7 – 9 классов образовательных учреждений, расположенных в небольших городах и поселках городского типа. В пояснительной записке рассматривается вопрос о профилактике употребления школьниками психоактивных веществ как важнейшем направлении  формирования здорового образа жизни обучающихся, в качестве эффективного средства предлагается приобщение обучающихся к основам урбан-культуры на уроках физкультуры, дается обоснование необходимости педагогического руководства этим процессом.

Цель программы – создание условий для профилактики употребления ПАВ и формирования разносторонне развитой личности, обладающей способностью совершенствовать свои физические духовные и нравственные качества в органическом единстве, а также осознанно использовать доступные средства современной городской культуры в укреплении своего здоровья и организации здорового образа жизни. Данная программа предлагает вариант обогащения традиционного содержания физического образования в школе, т.к. позволяет включить материал, посвященный современной городской культуре, в основной курс. Новизна и универсальность программы состоит также в том, что она может реализовываться как параллельно с основным курсом в виде тематических «пятиминуток», вкраплений в урок, так и отдельно, по выбранным учителем модулям,  на третьем уроке физической культуры.

Программа была апробирована в МБОУ ООШ №4 п.г.т. Росляково ЗАТО Североморск, организован мониторинг результативности  внедрения программы, который показал, что у обучающихся повысился интерес к урокам физической культуры, создались более доверительные отношения между учителем и обучающимися, дающие возможность формировать отрицательное отношение к употреблению ПАВ и стремление к осознанному выбору здорового образа жизни.

Опыт реализации программы представлен на конференциях и семинарах, в конкурсах разных уровней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_urban_kultura.doc237 КБ
Файл prilozhenie_1.docx14.93 КБ
Файл prilozhenie_2.docx68.27 КБ
Файл prilozhenie_3.docx2.44 МБ
Файл prilozhenie_4.docx39.47 КБ
Файл prilozhenie_5.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Ежегодная Всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности

Оглавление

Раздел I. Введение        2

Раздел II. Программа «Здоровая Урбания»        4

2.1. Пояснительная записка        4

2.2. Общая характеристика программы        12

2.3. Место программы в учебном плане по предмету «Физическая культура»        12

2.4. Результаты освоения программы        12

2.5. Содержание модульной программы        17

2.6. Учебно-методическое обеспечение программы        23

2.7. Материально-техническое обеспечение программы        26

2.8. Нормативные правовые акты        26

2.9. Список основных терминов (понятий), используемых в работе (глоссарий)        27

Раздел III. Описание опыта реализации программы        28

Приложение 1        31

Приложение 2        33

Приложение 3        35

Приложение 4        40

Приложение 5        42


Раздел I. Введение

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных задач современного российского образования. Приоритетное направление формирования культуры ЗОЖ – формирование антинаркотического мировоззрения подрастающего поколения, профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ), алкоголя, табакокурения, особенно в детской и молодежной среде.

На сегодняшний день нормативно-правовые, методологические, методические основы организации профилактической работы разработаны (см. список литературы).  Но перед учителем-практиком встает проблема отбора содержания профилактической обучающей программы. Как вести такую работу – это одна из актуальных проблем современного образования, нацеленного на формирование культуры ЗОЖ и антинаркотического мировоззрения детей и молодежи.

В то же время педагогической практикой не задействован целый пласт современной культуры, ориентированной на здоровый образ жизни и его пропаганду, - городская уличная культура, или урбан-культура: экстремальный спорт, граффити, мобильное видео, брейк-данс, фристайл, рэп и др. Урбан-культура, как всякая другая контркультура, направлена «на создание альтернативных форм общественного бытия»[1], связанных с культурой ЗОЖ: современному обществу потребления она предлагает ценности духовного и физического самосовершенствования, преодоления трудностей, самостроительства, гражданской активности, творческой самореализации.

На воспитательные возможности одного или нескольких направлений урбан-культуры часто указывают политики, общественные деятели, чиновники. Так, руководитель Общественной приемной Председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева назвал райдеров и трейсеров «кадровым резервом для элитных подразделений нашей армии и органов внутренних дел», подчеркнул, что «знания, навыки, молниеносная реакция», которыми спортсмены «овладевают в ходе … занятий этим полезным спортом», «незаменимы в десанте и спецназе»[2].

Т.е. можно утверждать, что урбан-культуры есть воспитательный, дидактический потенциал для формирования ценности ЗОЖ и антинаркотического мировоззрения подрастающего поколения.

Однако он практически не реализуется. Причин этому много. На  первое место можно поставить недостаток осведомленности большинства педагогов: урбан-культура в их сознании ассоциируется с негативными проявлениями других молодежных субкультур. Вторая причина, по нашему мнению, заключается в том, что основной канал распространения информации о развитии урбан-культуры – малодоступные для педагогов молодежные социальные сети, разнообразные Интернет-сообщества. Кроме того, большинство учителей в современной школе – представительницы «слабого» пола, которых пугает сама мысль о современной городской культуре.

Однако в силу этих же факторов урбан-культура обладает особенной привлекательностью для подростков и активно осваивается ими. Если взрослые делают вид, что не замечают этого, то процесс вхождения детей в урбан-культуру носит стихийный характер, что таит в себе опасности не только травматизма, но и формирования неправильных социальных установок. Особую актуальность эти проблемы приобретают в условиях небольшого города, поселка городского типа с недостаточно развитой инфраструктурой, где урбан-культура порой является единственно возможным способом спортивного, культурного досуга и отдыха для подростков, а интернет-ресурсы – единственным источником информации о ней.

Т.о., разработка и реализация программ профилактики употребления ПАВ на основе приобщения подростков к урбан-культуре не только помогает предупредить возможные негативные последствия, но и дает возможность решать проблему формирования здорового образа жизни у школьников средствами физического воспитания. На достижение этой цели направлена разработанная нами программа «Здоровая Урбания».

Программа в настоящее время проходит апробацию в МБОУ ООШ №4 п.г.т. Росляково ЗАТО Североморск, организован мониторинг результативности  внедрения программы, который показал, что у обучающихся повышается интерес к урокам физической культуры, создаются более доверительные отношения между учителем и обучающимися, дающие возможность формировать отрицательное отношение к употреблению ПАВ и стремление к осознанному выбору здорового образа жизни.

Опыт реализации программы представлен на следующих мероприятиях:

- Региональной научно-практической конференции «О приоритетных направлениях развития физического воспитания и спортивной подготовки детей и юношества в образовательных учреждениях Мурманской области» (22–23.11.2012, г. Мончегорск, Министерство образования и науки Мурманской области);

- Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Человек в изменяющемся мире: физическая культура и здоровье, окружающая среда и безопасность» (29–30.11.2012, г.Мурманск, МГГУ);

- Международной научно-практической конференции «Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы» (30.11. 2012, г.Тамбов, Министерство образования и науки РФ);

- областном конкурсе педагогических работников образовательных учреждений Мурманской области на лучшую методическую разработку по профилактике употребления наркотических средств, психотропных веществ, алкоголя, табакокурения среди несовершеннолетних (15.09–25.11.2012, г. Мурманск);

- областном конкурсе на лучшую организацию работы по профилактике употребления ПАВ, алкоголя, табакокурения в молодежной среде (8.04. – 30.05.2013; победитель)

Актуальность программы и ход её апробации отражены в печатных работах:

1. Урбан-культура как средство формирования здорового образа жизни школьников, проживающих в малых городах и поселках городского типа // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2012г.: в 10 частях. Часть 9 ; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. 163 с. С. 48 – 50.

2. Современная городская культура как средство формирования культуры здорового образа жизни школьников (г. Мончегорск, МОиН МО, сдано в печать).

3. К вопросу о формировании культуры здорового образа жизни средствами физического воспитания в школе// Сборник научных трудов по материалам Межрегиональной НПК. – Мурманск: МГГУ, 2013.

Раздел II. Программа «Здоровая Урбания»

2.1. Пояснительная записка

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных задач современного российского образования, которое обладает необходимыми для этого ресурсами (профессиональными, организационными) и характеризуется возможностью оказывать системное, комплексное воздействие на несовершеннолетних, молодежь, а также другие социальные группы. Приоритетное направление формирования культуры здорового и безопасного образа жизни – формирование антинаркотического мировоззрения детей и молодежи, профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ), представляющих собой «химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие (наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотиносодержащие вещества и другие средства и вещества)»[3]. Организационные, содержательные, методические, научные, правовые основы организации в образовательном учреждении профилактики употребления ПАВ определяются рядом федеральных документов: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» (статьи 32, 51), Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон от 24.06.99 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 сентября 2005 г. №ВФ-1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях», Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. №690), Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. №2128-р), Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №1563-р) и другие.  

Утверждению качественно нового подхода к предупреждению распространения и употребления ПАВ как базового компонента общей государственной системы предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью призвана способствовать Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (утв. Министерством образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г.), которая основывается на «формировании в обществе культуры и ценностей здорового и безопасного образа жизни» и представляет собой «систему принципов, организационных подходов и мер, направленных на исключение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ в образовательной среде, с конечной целью – максимального исключения ПАВ из жизни несовершеннолетних». В соответствии с Концепцией в Мурманской области разработана и реализуется долгосрочная целевая программа «Профилактика наркомании и алкоголизма в молодежной среде» на 2012-2014 годы (утверждена постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2011 №487-ПП).

В этих документах четко определены в качестве приоритетных задачи первичной профилактики. Первичная профилактика нацелена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ здоровых детей и лиц из групп риска. К группам риска по употреблению ПАВ относятся не только несовершеннолетние и молодежь, в чьем ближайшем окружении выявлены систематические потребители алкоголя и/или наркотических средств, но и несовершеннолетние, находящиеся в трудных жизненных обстоятельствах и неблагоприятных семейных или социальных условиях. Первичная профилактика основана, в первую очередь, на формировании и развитии культуры здорового образа жизни и других социально значимых ценностей: духовного и нравственного совершенствования человека, творчества, самореализации – и предполагает формирование и развитие у обучающихся, воспитанников таких личностных ресурсов, которые повышают их устойчивость к негативным воздействиям среды и обеспечивают эффективную социальную адаптацию.

В профилактической деятельности такого рода используются универсальные педагогические методики и технологии, например лекции, беседы, тренинги, дидактические игры, «мозговой штурм», проектная деятельность, диспут, дискуссия, мастерская и т.д. В нормативных документах указывается, что универсальные педагогические технологии должны служить основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие на адресные группы профилактики.

При всей разработанности нормативно-правовых, методологических, методических основ организации профилактической работы перед учителем-практиком как субъектом такой работы в образовательном учреждении встает проблема отбора содержания профилактической обучающей программы. Прежде всего, как указано в Концепции, в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью до настоящего времени сохраняется информационно-образовательный подход, имеющий низкую эффективность, от которого необходимо отказаться при разработке содержания таких программ. Кроме того, содержание программ первичной профилактики употребления ПАВ должно соответствовать требованиям безопасности (безопасность предполагает тщательный отбор информации и форм воздействия на несовершеннолетнего для предотвращения провоцирования интереса к ПАВ), возрастной адекватности (содержание педагогической профилактики строится с учетом особенностей социального, психологического развития в конкретном возрасте, а также с учетом реальных для того или иного возраста рисков возможного вовлечения в употребление ПАВ).

Т.о., вопрос о содержании обучающих программ профилактики употребления ПАВ – одна из актуальных проблем современного образования, нацеленного на формирование культуры здорового образа жизни. В то же время педагогической практикой не задействован целый пласт современной культуры, ориентированной на здоровый образ жизни и его пропаганду, - городская уличная культура, или урбан-культура (англ. urban — городской). Современная уличная культура включает в себя много различных по характеру компонентов: к её основным направлениям относятся экстремальный спорт, граффити (urban art), уличная мода (urban fashion), мобильное видео (urban mobile video), брейк-данс (urban dance), битбокс, фристайл, рэп. Молодежная городская субкультура ярко воплощает в себе свойственное молодежи «желание изменить несовершенный мир», поэтому является «полигоном контркультуры». Урбан-культура, как всякая другая контркультура, «нормы и ценности которой противоречат основным чертам господствующей культуры», направлена «на создание альтернативных форм общественного бытия»[4], связанных с культурой здорового образа жизни: современному обществу потребления, ориентированному на рекламный слоган «Побалуйте себя», она предлагает ценности духовного и физического самосовершенствования, преодоления трудностей, самостроительства, гражданской активности, творческой самореализации.

На дидактические возможности одного или нескольких направлений урбан-культуры часто указывают политики, общественные деятели, чиновники. Так, например, первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева в ходе Межрегионального семинара-совещания, посвященного вопросам организации работы волонтерского антинаркотического движения обучающейся молодежи образовательных учреждений всех типов и видов, подчеркнула: «Здесь главное – переключить энергию молодежи с вредной привычки на активный образ жизни (физическая культура, экстремальные виды спорта, военно-патриотические акции (экспедиции, военно-спортивные лагеря, исторические реконструкции и так далее)). Волонтеры выступают в качестве лидеров этих молодежных движений, и там, где это происходит, эффект очевиден»[5]. М. Черниченко, руководитель Адыгейской региональной Общественной приемной Председателя партии «Единая Россия», на открытии первой в Майкопе урбан-зоны, обращаясь к представителям этой субкультуры, сказал: «Вы – пример для подражания для всей молодежи, желающей добиться успеха в жизни. Умение преодолевать эти препятствия помогает вам легче проходить и через барьеры на жизненном пути». Руководитель Общественной приемной Председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева назвал райдеров (велосипедистов, скейт-бордистов, роллеров и т.д.) и трейсеров (спортсменов, занимающихся паркуром) «кадровым резервом для элитных подразделений нашей армии и органов внутренних дел», подчеркнул, что «знания, навыки, молниеносная реакция», которыми спортсмены «овладевают в ходе длительных тренировок», «занятий этим полезным спортом», «незаменимы в десанте и спецназе»[6]. Руководитель Липецкой общественной организации «Здоровая нация – ДА!», член Политсовета Октябрьского отделения партии «Единая Россия» А. Степанов использует урбан-культуру с целью пропаганды здорового образа жизни среди юношества, т.к. считает, что «только системная работа и неформальный подход к ней позволит сформировать коллективное здоровье будущих поколений  россиян». По справедливому утверждению А.Степанова, «занятия танцами и экстремальными видами спорта требуют хорошей физической подготовки и отказа от никотина и алкоголя»[7]. Можно привести целый ряд таких примеров.

Педагогический потенциал этой субкультуры в формировании у обучающихся ценности здорового образа жизни практически не реализуется в силу целого ряда причин. Прежде всего, из-за недостатка осведомленности педагогов урбан-культура в их сознании ассоциируется с негативными проявлениями других молодежных субкультур. Немаловажно и то, что основной канал распространения информации о развитии урбан-культуры – малодоступные для педагогов молодежные социальные сети, Интернет-сообщества. Данные факторы препятствуют использованию возможностей городской уличной культуры для формирования ценности здорового образа жизни, профилактики употребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи.  

Однако в силу этих же факторов урбан-культура обладает особенной привлекательностью для подростков и старших школьников и активно осваивается ими, причем процесс этот носит стихийный характер. Стихийное, бесконтрольное приобщение несовершеннолетних к различным направлениям городской культуры таит в себе опасности не только травматизма, но и формирования неправильных социальных установок: подростки могут попытаться самостоятельно освоить экстремальные виды спорта, воспринять только внешнюю, «мятежную» сторону молодежной культуры. Кроме того, в поисках необходимой информации о том или ином направлении городской культуры подросток может получить доступ к вредоносной, не соответствующей его возрасту информации. Особую актуальность эти проблемы приобретают в условиях небольшого города, поселка городского типа с недостаточно развитой инфраструктурой, где урбан-культура порой является единственно возможным способом спортивного, культурного досуга и отдыха для подростков, а интернет-ресурсы – единственным источником информации о ней.

Различных негативных последствий можно избежать в случае осуществления педагогического руководства освоением основ урбан-культуры подростками и молодежью. Т.о., педагогическое руководство приобщением обучающихся к урбан-культуре не только помогает предупредить возможные негативные последствия, но и дает возможность решать проблему профилактики употребления ПАВ и формирования здорового образа жизни у школьников средствами физического воспитания.

На достижение этой цели направлена данная программа «Здоровая Урбания».

Основой разработки программы «Здоровая Урбания» для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (далее – программа) являются требования к результатам освоения основной образовательной программы по физической культуре. При её составлении учитывались ключевые принципы и основные направления «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)»:

- сбережение здоровья каждого ребенка (В Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни),

- привлечение институтов гражданского общества … в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью,

- обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни;

- внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций;

- внедрение новых видов отдыха и досуга для подростков, исключающих традиции курения, употребления алкогольной продукции;

- обеспечение культурного, здорового досуга детей и подростков, проживающих в малых городах и сельской местности.

Цель программы – создание условий для профилактики употребления ПАВ и формирования разносторонне развитой личности, обладающей способностью совершенствовать свои физические духовные и нравственные качества в органическом единстве, а также осознанно использовать доступные средства современной городской культуры в укреплении своего здоровья и организации здорового образа жизни.

В соответствии с основной целью программа ориентируется на достижение следующих практических задач:

  1. развитие основных физических качеств и способностей подростков, укрепление физического и нравственного здоровья, закаливание организма;
  2. освоение знаний о современной городской культуре и её возможностях в формировании здорового образа жизни;
  3. формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни и стремления его пропагандировать;
  4. внедрение новых видов отдыха и досуга для подростков, исключающих традиции курения, употребления алкогольной продукции и других ПАВ;
  5. развитие у обучающихся навыков коллективного взаимодействия;
  6. формирование информационной и правовой компетентности, навыков безопасного поведения в интернет-среде.

Актуальность программы обусловлена также необходимостью обновления содержания физического воспитания в связи с введением третьего часа физической культуры в образовательных учреждениях. В ходе заседания 6 ноября 2012 г. Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта В.В.Путин отметил: «…для большинства детей (я хочу это подчеркнуть, именно для большинства) занятия спортом все еще остаются малодоступными. …Не намного лучше дела и в школах. Мы ввели дополнительный урок физкультуры, но программа обучения фактически осталась прежней. Ещё встречается формальный подход, который мало повлиял на решение проблемы широкого вовлечения детей в занятия физической культурой и спортом, а значит, притормозил выбор ими того или иного вида спорта, которым они могли бы заниматься и добиваться успехов впоследствии. Очевидно, что такое положение нужно менять»[8]. Данная программа предлагает вариант обогащения традиционного содержания физического образования в школе, т.к. позволяет включить материал, посвященный современной городской культуре, в основной курс. Новизна и универсальность программы состоит также в том, что она может реализовываться как параллельно с основным курсом в виде тематических «пятиминуток», вкраплений в урок, так и отдельно, по выбранным учителем модулям,  на третьем уроке физической культуры.

Использование программы должно мотивировать учителя физкультуры к повышению профессиональной квалификации, в первую очередь путем самообразования и сетевого взаимодействия, общения в социальных сетях, к обмену опытом профилактики предупреждения ПАВ путем приобщения обучающихся к основам урбан-культуры, привлечению к проведению уроков интересных людей, специалистов в каком-либо виде современной городской культуры. Т.е. реализация программы способствует не только повышению педагогической культуры учителей, но и созданию условий для повышения качества занятия физической культуры, увеличения его практического значения, решения проблемы профилактики употребления ПАВ средствами физического воспитания в школе.

2.2. Общая характеристика программы

Предмет образования в области физической культуры – двигательная (физкультурная) деятельность, своей направленностью и содержанием связанная с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии с современными представлениями о структуре двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности). В процессе овладения этой деятельностью обучающийся укрепляет свое здоровье, совершенствует физические качества, осваивает определенные двигательные действия, получает возможность для развития мышления, творческих способностей  и самостоятельности.

Содержание программы представлено в виде модулей. В каждом модуле представлены знания об урбан-культуре (информационный компонент), указаны основные виды деятельности (мотивационно-процессуальный и операциональный компоненты), приведен список литературы и интернет-источников.

Реализация программы «Здоровая Урбания» должна создать условия для  физического, эмоционального, интеллектуального и социального развития личности обучающихся, живущих в небольших городах и поселках городского типа, формирования потребности в здоровом образе жизни и умения творчески использовать возможности урбан-среды для удовлетворения данной потребности, соблюдая нормы правопорядка.

2.3. Место программы в учебном плане по предмету «Физическая культура»

В настоящее время программа «Здоровая Урбания» апробируется в форме небольших тематических «пятиминуток», соотнесенных с основным содержанием курса «Физическая культура». Возможно использование программы в рамках преподавания предмета «Физическая культура» в качестве третьего часа из расчета 1 час в неделю.

2.4. Результаты освоения программы

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования устанавливают требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Физическая культура». С данными требованиями соотнесены результаты освоения программы «Здоровая Урбания».

Результаты освоения программного материала представлены метапредметными, предметными и личностными результатами.

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;

• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

В области нравственной культуры:

• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области трудовой культуры:

• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;

• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;

• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

В области физической культуры:

• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;

• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

 • знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;

• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

• способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;

• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;

• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;

• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;

• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

В области коммуникативной культуры:

• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;

• способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументированно вести диалог по основам их организации и проведения.

В области физической культуры:

• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;

• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;

• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;

• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;

• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;

• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;

• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;

• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;

• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

В области физической культуры:

• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

2.5. Содержание модульной программы

Модуль 1. Урбан-культура и здоровый образ жизни

Модуль направлен на общее выявление степени осведомленности обучающихся в вопросах урбан-культуры, их предпочтений и интересов, на создание атмосферы доверительной беседы на занятии. При проведении занятий акцент делается на философии здорового образа жизни, которую воплощают в своем творчестве лучшие представители современной городской культуры (образ жизни, социальные проекты, тексты и др.).  

Определение и история развития урбан-культуры, её основные направления:  экстремальный спорт, уличные танцы (urban dance), граффити, битбокс, фристайл, уличная мода (urban fashion), мобильное видео (urban mobile video), уличная музыка. Разнообразные формы пропаганды здорового образа жизни представителями основных направлений урбан-культуры.

Поиск информации в Интернете и подготовка индивидуальных сообщений о социальных проектах, пропагандирующих здоровый образ жизни средствами городской уличной культуры. Обсуждение содержания тематически направленных текстов рэп-исполнителей.  Конкурсы граффити, мобильного видео по тематике, связанной с профилактикой употребления ПАВ и с формированием ЗОЖ.

Литература

Ахмадуллин Г.Физкультура и спорт – основа здорового образа жизни // Спорт в школе. 2007г. №12.

Валиахметов Р.М., Емелева Т.Ф. А почему бы не так? //Физическая культура в школе. 2012г. № 4.

Добрынина Е.Ю., Тирских И.В. , Зайчиков А.А. Формирование здорового образа жизни //Физическая культура в школе. 2010г. № 6. С. 29 – 35.

Дьякова Н., Болгова А., Скуридина А., Бесполов Д.Урок общения. Проект программы третьего часа физической культуры// Спорт в школе. 2011г. №16.

Кулева О. Здоровый образ жизни// Спорт в школе. 2008г. №2.

Латыпов И. Как составить программу элективного курса// Спорт в школе. 2008г. №20.

Шитов Д.Роман в одну строку. Использование афоризмов на уроках физической культуры // Спорт в школе. 2012г. №5.

Шамсутдинов В.К. Физическая культура и спорт против наркомании// Физическая культура в школе. 2012. № 2. С 55- 57.

http://olympics.world-sport.org – Мир спорта

http://www.high-sport.ru – Все о спорте, фитнесе и здоровом образе жизни

Модуль 2. Экстремальный спорт

Модуль направлен на предупреждение травматизма обучающихся при самостоятельных занятиях экстремальными видами спорта, освоение идеологии урбан-спорта как альтернативы пагубным привычкам, приобщение обучающихся к основам экстремальных видов спорта. Занятия предполагают знакомство с фактами биографии знаменитых спортсменов-экстремалов, просмотр видеосюжетов о нарушениях техники выполнения спортивных элементов и обязательный разбор ошибок, предоставление возможности обучающимся продемонстрировать свои самостоятельные спортивные достижения с соблюдением всех требований техники безопасности.

  1.  Велосипедный спорт

Понятие «велоспорт» и основные дисциплины велоспорта: маунтин-байк, гонки на треке, фигурная езда, велокросс, велобол, bmx-dirt. Роль велосипедного спорта в укреплении организма и формировании здорового образа жизни. Техника безопасности при занятиях велосипедным спортом. Соблюдение правил дорожного движения при занятиях велосипедным спортом. Фигурная езда на велосипеде как сложнокоординационный вид спорта.

Упражнения на развитие умения сохранять равновесие. Элементарные упражнения одиночной езды: езда на двух колесах, езда «восьмеркой», езда на заднем колесе, езда стоя.

Литература

Залевский А. Урок на велосипеде// Спорт в школе. 2009г. №20.

Смирнова Л. На повышенной опоре. Игры для развития равновесия// Спорт в школе. 2012г. №8.

Удивительный мир спорта. Маунтинбайк// Спорт в школе: Газета в газете. №24/2007.

  1.  Скейтбординг

Понятие «скейтбординг». Здоровый образ жизни как обязательное условие занятия скейтбордингом. Правила выбора экипировки скейтбордиста. Роль защитного снаряжения и правила его выбора.  Техника безопасности при занятиях скейтбордингом. Соблюдение норм общественного правопорядка и правил дорожного движения при катании на скейтборде. Стили катания на скейт-борде:  флэтленд (англ. flatland; flat — ровный, land — земля), стрит (англ. street), фристайл (англ. freestyle), верт, парк. Роман о скейтбордисте «Слэм» Н.Хорнби – произведение «о подростке, который ведет себя как мужчина».

Элементы техники катания на скейтборде: основная стойка, базовые элементы на баланс и владение скейтбордом, техника торможения, поворота. Упражнения (трюки) на скейтборде: олли (оllie), флипы, грэбы, мэнуалы.

Литература

Хорнби Н. Слэм. – М.: Амфора, 2008.

http://skateboarding.ru – скейтбординг в России

  1.  Катание на роликовых коньках

Техника безопасности роллера. Правила выбора экипировки роллера. Роль защитного снаряжения и правила его выбора. Основные правила катания на роликах. Соблюдение норм общественного правопорядка и правил дорожного движения при катании на роликовых коньках.  

Упражнение на формирование правильной стойки на роликах. Техника старта на роликовых коньках. Упражнения для освоения техники катания: «Шаг», «Лыжи», «Змейка». Техника торможения на роликовых коньках, в т.ч. с использованием штатного тормоза. Техника бега на роликовых коньках. Техника поворота. Техника падения и вставания после падения на роликовых коньках. Преодоление препятствий на роликовых коньках: техника въезда на препятствие (параллельное, перпендикулярное), техника спуска с препятствия.  

Литература

Фатеева О.Роликовая подготовка// Спорт в школе. 2010г. №9.

http://omskroller.ru – сайт о катании на роликах, обучающее видео

  1.  Сноубординг

Здоровый образ жизни как обязательное условие занятия сноубордингом. Правила выбора сноубордического снаряжения, определения ширины и жесткости сноуборда. Роль защитной экипировки и правила её выбора.  Техника безопасности при занятиях сноубордингом.

Упражнения на месте и в движении при привыкании к снаряжению. Упражнения с одной пристёгнутой ногой (на месте) Упражнения с одной пристёгнутой ногой (в движении). Техника падения и вставания после падения на сноуборде. Регулирование скорости при прямолинейном движении в траверсе, разгон и торможение. J-повороты как подготовительные упражнения при освоении техники поворота. Элементарные приемы: Перенос инвентаря. Повороты на месте. Перемещение по ровному месту. Подъем в гору. Умение падать и вставать. Прямые и косые спуски: Стойка. Стойка прямого и косого спуска. Косой спуск. Торможение плугом на пологом склоне. Боковое соскальзывание. Простейшие повороты: Повороты плугом (скользящий, резаный). Отлогие повороты на пологом склоне. Серия поворотов к склону из упора (гирлянда). Повороты из упора (скользящий, резаный). Упражнения на угловую стойку и боковое равновесие.

Литература

Белоножкина Т. «Снежные люди», или Сноуборды как искусство//Спорт в школе: Газета в газете. №3/2009.

Горбунов В. Сноуборд // Спорт в школе: Газета в газете. №3/2010.

Дойхен О. Уроки сноубординга// Спорт в школе. 2009г. №4, №5.

Дойхен О.Уроки сноубординга // Спорт в школе. 2008г. №14.

Мелентьева Н., Румянцева Н.По снегу – как по льду//Спорт в школе. 2011г. №2.

Удивительный мир спорта. Сноубординг// Спорт в школе: Газета в газете.-№3/2008.

http://ski-school.ru -  сайт Автономной некоммерческой организации дополнительного образования "Учебный центр Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России"

http://vimeo.com/18319120 -Учебный фильм «Обучение технике катания на сноуборде» (начальный уровень), подготовленный  при содействии Федерации горнолыжного спорта и сноуборда РФ и Департамента образования Москвы. 2010 г.

http://www.abc-of-snowboarding.com – сноуборд (на англ. языке)

  1.  Паркур

Девид Белль как основатель идеологии и разработчик основной техники  паркура – современной разносторонней дисциплины, сочетающей в себе навыки рационального перемещения, а также работу трейсера над своим сознанием для оценки жизненных ситуаций и принятия в них максимально верных решений. Техника безопасности трейсера. Соблюдение норм общественного правопорядка при занятиях паркуром. Связь паркура с гимнастикой, легкой атлетикой, брейк-дансом, капоэйрой, скалолазанием, боевыми искусствами.

Упражнения на освоение техники приземления. Элементы паркура и техника их выполнения: прыжки, опорные прыжки, прохождения стен, приземления, балансы. Тренировочные элементы-упражнения, основная цель которых – развитие общей физической подготовки и навыков равновесия и координации, собственно базовые элементы, использующиеся для перемещения и преодоления препятствий, и сложнокоординационные акробатические элементы.

Литература

Копылов Ю.А. Безопасность на уроках гимнастики// Физическая культура в школе. 2012.  №7. С. 36 – 37.

Семенов В.От гимнастики – к паркуру. Обучение опорным прыжкам // Спорт в школе. 2011г. №16.

Списков О.Методика обучения стойке на руках//Спорт в школе. 2007г. №21.

Смирнова Л. Гибкость против травматизма. Упражнения для развития эластичности мышц и связок кисти // Спорт в школе. 2012г. №1.

http://wiki.parkourforum.ru/index.php - Паркур-вики, свободная русскоязычная энциклопедия паркура и фрирана.

http://traceur.ru/pravila-parkura-dlya-nachinayushhix - правила паркура для начинающих

Модуль 3. Уличные танцы (urban dance)

Модуль направлен на освоение ценностей демократизма, красоты и здорового образа жизни, присущих уличному танцевальному искусству, совершенствование умения работать в группе. Предполагает просмотр видеофильмов, изучение элементарных танцевальных движений под музыку, проведение “джемов” и “батлов” (соревновательных мероприятий, где обучающиеся показывают свои умения).

История возникновения и развития городского уличного танца (брейк-данс, гоу-гоу, хип-хоп). Физические умения и навыки, необходимые для выполнения танцевальных движений. Классификация движений танца. Известные исполнители. Международные соревнования по уличным танцам.

Упражнения на развитие музыкально-ритмических способностей обучающихся, на освоение базовых танцевальных движений, присущих конкретному виду танца. Упражнения на формирование правильной осанки, необходимых позиций туловища, головы, конечностей, обучение правильному дыханию во время исполнения танца. Практическое освоение обучающимися правил «джема» и «батла».

Литература

Барыбин О. Танцы на завтрак, танцы на обед… Вариант введения третьего часа физической культуры// Спорт в школе. 2012г. №1.

Бесполов Д., Репина В. Музыкальные мини-проекты на уроках физической культуры// Спорт в школе. 2005г. №14.

Лисицкая Т. Брейк-данс. Битва, в которой нет проигравших// Спорт в школе. 2011г. №15.

Лисицкая Т.Гимнастика и танец// Спорт в школе. 2011г. №12.

Малухин И.В. Программа дополнительного образования по направлению "Нижний брейк-данс" http://festival.1september.ru/articles/313763/ 

Петров В. Танцы на любой вкус// Спорт в школе: Газета в газете. №7/2010

Танцующая школа. Региональный проект // Спорт в школе. 2011г. №13.

Черентаева Н. Элементы современного танца на уроке // Спорт в школе. 2004г. №12.

2.6. Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Ахмадуллин Г.Физкультура и спорт – основа здорового образа жизни // Спорт в школе. 2007г. №12.
  2. Бальсевич В.К., Шестаков М.П. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания школьников / Спорт, духовные ценности, культура. Выпуск седьмой. М.: РГАФК, 1997. С. 232 – 237.
  3. Барыбин О. Танцы на завтрак, танцы на обед… Вариант введения третьего часа физической культуры// Спорт в школе. 2012г. №1.
  4. Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов.- М.: ФиС, 1987.
  5. Белоножкина Т. «Снежные люди», или Сноуборды как искусство// Спорт в школе: Газета в газете. №3/2009.
  6. Бесполов Д., Репина В.Музыкальные мини-проекты на уроках физической культуры // Спорт в школе. 2005г. №14.
  7. Бесполов Д.В. Музыкальные мини-проекты на уроках физической культуры // Спорт в школе. 2005. № 14.
  8. Бутурлина Т. Танцы // Спорт в школе: Газета в газете. №14/2010.
  9. Валиахметов Р.М., Емелева Т.Ф. А почему бы не так? //Физическая культура в школе. 2012г. № 4.
  10. Винер И.А. О новом содержании урока физической культуры// Физическая культура в школе № 3, 2012г. С. 40 – 46.
  11. Горбунов В. Сноуборд // Спорт в школе: Газета в газете. №3/2010.
  12. Давыдов В. Ю. Меры безопасности на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие / В. Ю. Давыдов. – М. : Советский спорт, 2007. 140 с.
  13. Добрынина Е.Ю., Тирских И.В. , Зайчиков А.А. Формирование здорового образа жизни //Физическая культура в школе. 2010г. № 6. С. 29 – 35.
  14. Дойхен О. Уроки сноубординга// Спорт в школе. 2009г. №4, №5.
  15. Дойхен О.Уроки сноубординга // Спорт в школе. 2008г. №14.
  16. Дьякова Н., Болгова А., Скуридина А., Бесполов Д.Урок общения. Проект программы третьего часа физической культуры// Спорт в школе. 2011г. №16.
  17. Залевский А. Урок на велосипеде// Спорт в школе. 2009г. №20.
  18. Копылов Ю.А. Безопасность на уроках гимнастики// Физическая культура в школе. 2012.  №7. С. 36 – 37.
  19. Кулева О. Здоровый образ жизни// Спорт в школе. 2008г. №2.
  20. Кучкильдин Э.Нестандартные упражнения на уроках физической культуры// Спорт в школе. 2007г. №22
  21. Латыпов И. Как составить программу элективного курса// Спорт в школе. 2008г. №20.
  22. Лисицкая Т. Брейк-данс. Битва, в которой нет проигравших // Спорт в школе. 2011г. №15.
  23. Лисицкая Т.Гимнастика и танец // Спорт в школе. 2011г. №12.
  24. Лубышева Л.И. Спортизация общеобразовательных школ России: новые векторы развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 1. С. 63 – 65.
  25. Лукьяненко В.П. Концепция модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России. - М.: Советский спорт, 2007. 95 с.
  26. Лукьяненко В.П. Основные заблуждения в понимании проблем школьной физической культуры// Физическая культура в школе 2012г. № 2. С. 46 – 50; 2012г. №3. С. 13 – 17.
  27. Малухин И.В. Программа дополнительного образования по направлению "Нижний брейк-данс" http://festival.1september.ru/articles/313763/ 
  28. Мелентьева Н., Румянцева Н.По снегу – как по льду// Спорт в школе. 2011г. №2.
  29. Петров В. Танцы на любой вкус// Спорт в школе: Газета в газете. №7/2010
  30. Семенов В.От гимнастики – к паркуру. Обучение опорным прыжкам // Спорт в школе. 2011г. №16.
  31. Сергеев В. Нужна дальнейшая разработка // Физическая культура в школе. 2000. № 4. С. 2 – 5. 
  32. Скуридина  А.А. Методические мелочи. Уметь. Хотеть. Мочь // Спорт в школе. 2011. № 7. 
  33. Смирнова Л. На повышенной опоре. Игры для развития равновесия// Спорт в школе. 2012г. №8.
  34. Смирнова Л. Гибкость против травматизма. Упражнения для развития эластичности мышц и связок кисти// Спорт в школе. 2012г. №1.
  35. Списков О.Методика обучения стойке на руках// Спорт в школе. 2007г. №21.
  36. Танцующая школа. Региональный проект// Спорт в школе. 2011г. №13.
  37. Трофимишин П.И. «Экстремальные» упражнения// Физическая культура в школе. 2008. №5. С. 20 – 23.
  38. Удивительный мир спорта. Маунтинбайк// Спорт в школе: Газета в газете. №24/2007.
  39. Удивительный мир спорта. Сноубординг// Спорт в школе: Газета в газете. №3/2008.
  40. Фатеева О.Роликовая подготовка // Спорт в школе. 2010г. №9.
  41. Черентаева Н. Элементы современного танца на уроке // Спорт в школе. 2004г. №12.
  42. Шамсутдинов В.К. Физическая культура и спорт против наркомании// Физическая культура в школе. 2012. № 2. С 55- 57.
  43. Шитов Д.Роман в одну строку. Использование афоризмов на уроках физической культуры // Спорт в школе. 2012г. №5.
  44. Шленкин В. "Нестандартные" упражнения и соревнования в спортивно-массовой работе // Спорт в школе. 2005г. №7.
  45. Щербинина Л.Внедряем инновации// Спорт в школе. 2009г. №12.

2.7. Материально-техническое обеспечение программы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Количество

Видеопроектор

1

Компьютер с выходом в Интернет

1

Устройства аудиовоспроизведения

1

Велосипед

5 – 7

Защитная экипировка для занятий экстремальными видами спорта

7 – 10 компл.

Скейтборд

5 – 7

Роликовые коньки

2 – 3

Сноуборд

5 – 7

2.8. Нормативные правовые акты

Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 8 октября 2010 г. № ИК-1494/19)

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (статьи 32, 51)

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 сентября 2005 г. № ВФ-1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях»

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690)

Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 г. №2128-р)

Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №1563-р)

Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (утв. Министерством образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г.)

Долгосрочная целевая программа «Профилактика наркомании и алкоголизма в молодежной среде» на 2012-2014 годы (утверждена постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2011 №487-ПП)

2.9. Список основных терминов (понятий), используемых в работе (глоссарий)

Дидактический потенциал – образовательные, воспитательные возможности, которые заложены в том или ином явлении бытия, не предназначенном специально для сферы образования, и могут быть реализованы при соответствующем педагогическом сопровождении с целью положительного воздействия на учащихся.

Психоактивные вещества (ПАВ) - химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие (наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотиносодержащие вещества и другие средства и вещества).

Урбан-культура – городская  уличная культура, современная уличная культура, включающая в себя: экстремальный спорт, граффити (urban art), уличная мода (urban fashion), мобильное видео (urban mobile video), брейк-данс (urban dance), битбокс, фристайл, рэп.


Раздел III. Описание опыта реализации программы

С момента её создания и по настоящее время программа «Здоровая Урбания» в МБОУ ООШ № 4 п.г.т. Росляково ЗАТО Североморск апробируется в форме небольших тематических «пятиминуток», соотнесенных с основным содержанием курса «Физическая культура» с учетом результатов анкетирования обучающихся, проведенного в начале реализации программы.

Анкетирование проводилось по разработанной нами анкете (см. Приложение 1) с целью выявить осведомленность обучающихся в вопросах урбан-культуры, их предпочтения (вопросы 1-3) и желание поделиться своим опытом освоения городской уличной культуры (вопросы 4-5).

В результате анализа анкет был составлен рейтинг элементов урбан-культуры (см. Приложение 2): первое место в нем досталось фигурной езде на велосипеде (средний показатель – 3,72), самыми непривлекательными для обучающихся оказались уличные танцы (средние показатели от 8,16 до 10,12 из максимальных 13).

Больше всего обучающихся (39%) на первое место поставили паркур, мотивируя интерес к нему таким образом: «мне нравится лазить, и это пригодится в жизни»[9], «там можно трюки делать», «пригодится в жизни, и ещё мне нравится прыгать и лазить по стенам», «нравится везде лазить и крутить сальто», «нравится делать манны, и я люблю ритм паркура», «хорошо узнавать новые трюки». Однако паркур занимает третье место в рейтинге, т.к. 16% анкетируемых (только девочки) поставили его на последнее место, исходя из следующих соображений: «не умею его делать», «это очень травмоопасно. А ещё я считаю, что это занятие никому не нужно. Просто тратить время, а потом ходить с синяками на ногах и с царапинами на руках», «мне неинтересно это занятие, потому что большинство этим занимаются мальчики».

Фигурная езда на велосипеде привлекает обучающихся и теми эмоциями, которые она вызывает: «просто ездишь себе, и никакого напряжения нет», «можно хорошо покататься с ветерком с друзьями», и техникой («можно делать трюки и прыгать через препятствия», «я прыгаю на велосипеде, делаю простые трюки»), и своей доступностью («я чаще всего этим занимаюсь»). На первое место этот элемент урбан-культуры поставили 20% анкетируемых, причем на последнее, 13-е место, не поставил никто.

Никто не поставил на последнее место и граффити (urbanart). 8% отдали ему первое место, остальные тоже оценили граффити достаточно высоко, что обеспечило ему 4-е место в рейтинге («я очень люблю рисовать баллоном, и у меня это неплохо получается»).

Интересными для анализа и планирования дальнейшей работы являются такие факты: никто не поставил на 1-е место маунтинбайк, гоу-гоу и хип-хоп, 16% поставили на последнее место уличную моду, достаточно низко оценен рэп. Основной мотив низкой оценки – «меня это не интересует», «я не знаю ничего об этом».

Как положительный мы оцениваем тот факт, что 68% анкетируемых указали своё имя: у этих обучающихся есть желание заявить о себе, поделиться своими первыми успехами в освоении тех или иных элементов урбан-культуры, что необходимо использовать на уроках для достижения дидактических и воспитательных целей.

В целом анкетирование достигло своих целей и позволило спланировать дальнейшую работу по реализации дидактического потенциала урбан-культуры в профилактике употребления ПАВ в молодежной среде как одного из направлений формирования ЗОЖ обучающихся.

В ходе реализации программы нами используются такие формы, как:

- задания на поиск информации в книжных изданиях, периодической печати и Интернете и подготовка индивидуальных сообщений о социальных проектах, пропагандирующих здоровый образ жизни средствами городской уличной культуры,

- конкурсы граффити (Приложение 3), мобильного видео по тематике, связанной с профилактикой употребления ПАВ и с формированием ЗОЖ,

- обсуждение содержания тематически направленных текстов рэп-исполнителей (Приложение 4),

- беседы по технике безопасности при выполнении упражнений,

- отработка элементарных трюков, умений,

- показательные выступления, баттлы,

- дискуссии по этическим вопросам, связанным с урбан-культурой.

В качестве первых итогов работы по программе мы рассматриваем такие результаты, как повышение интереса обучающихся к урокам физической культуры (телепередача «Любимые предметы с ТВ-21! Проект «Классный час» продолжается![10]), увеличение количества желающих участвовать в спортивных и физкультурных мероприятиях, рост результативности участия обучающихся МБОУ ООШ № 4 п.г.т. Росляково в физкультурных мероприятиях разных уровней (Приложение 5).

В перспективе программа «Здоровая Урбания» будет дополнена модулем «Воркаут (street workout)»[11] - современное спортивное уличное направление, базирующееся на упражнениях с собственным весом с акцентом на развитие силы и выносливости.


 


[1] Лазебникова Ю.А. и др. Массовая культура: Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 256 с.

[2] Урбан-культура в Майкопе выходит на новый этап. Режим доступа: http://er.ru/news/2012/6/29/urban-kultura-v-majkope-vyhodit-na-novyj-etap/

[3] Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12090282/#1000 

[4] Лазебникова Ю.А. и др. Массовая культура: Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 256 с.

[5] Яковлева: Лекциями и беседами проблему наркомании не решить. Режим доступа: http://er.ru/news/2012/4/19/yakovleva-lekciyami-i-besedami-problemu-narkomanii-ne-reshit/

[6] Урбан-культура в Майкопе выходит на новый этап. Режим доступа: http://er.ru/news/2012/6/29/urban-kultura-v-majkope-vyhodit-na-novyj-etap/

[7] «Здоровая нация – ДА!» предлагает заменить курение экстримом и танцами. Режим доступа: http://er.ru/news/2012/5/30/zdorovaya-naciya-da-predlagaet-zamenit-kurenie-ekstrimom-i-tancami/ 

[8] Владимир Путин провёл заседание Совета по развитию физической культуры и спорта. 6.11.2012. Режим доступа: http://президент.рф/новости/16760 

[9] В работах обучающихся исправлены орфографические и пунктуационные ошибки

[10] Режим доступа http://www.tv21.ru/our_morning/2012/11/30/?newsid=51744 (последний вход 22.05.2013) Проект «Классный час» продолжается, и сегодня у нас урок физкультуры. Шестой класс росляковской школы. 25 мальчишек и девчонок. Класс уникальный. В четвертой школе он - единственный. Учатся ребята, как говорят, неплохо, уроки не прогуливают, особенно в почете у них физкультура.

[11] В Мурманской области пройдут соревнования по воркауту. Режим доступа http://www.b-port.com/sport/item/105121.html (последний вход 22.05.2013)



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Анкета

Уважаемый ученик МБОУ ООШ №4 п. Росляково!

Приглашаем тебя принять участие в анкетировании на тему «МОЕ ОТНОШЕНИЕ К УРБАН-КУЛЬТУРЕ» и ответить на 5 вопросов:

1.Известно, что городская уличная культура, или урбан-культура (англ. urban — городской), включает в себя много компонентов. Какие из них тебе наиболее интересны? Составь твой личный рейтинг (по убывающей), присвоив I место самому интересному:

Элемент урбан-культуры

Рейтинг

Фигурная езда на велосипеде

Маунтинбайк

Скейтбординг

Катание на роликовых коньках

Сноубординг

Паркур

Брейк-данс (уличные танцы)

Гоу-гоу (уличные танцы)

Хип-хоп (уличные танцы)

Граффити (urbanart)

Уличная мода (urbanfashion)

Мобильное видео (urban mobile video)

Рэп

 2. Напиши, пожалуйста, чем тебе интересно то, что ты поставил на I место, и каковы твои успехи в этом.  

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Кратко поясни, что и почему ты поставил на последнее место. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Укажи, в каком классе ты учишься_______________ .

5. Если хочешь, укажи свои имя и фамилию.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Спасибо!



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Рейтинг элементов урбан-культуры (по результатам анкетирования обучающихся МБОУ ООШ №4 п.г.т. Росляково)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 4

Фрагменты песен рэп-исполнителей для обсуждения в классе

(на примере творчества Миши Маваши)

  1. Быстрее, выше, сильнее и добавить можно –
    Воспитанней, умнее, проще — это не сложно.
    Осторожно. Грань такая тонкая очень!
    Наша зависимость — тренировки днем и ночью!
  2. Спорт не нужен для того, чтоб отрывать всем бошки,
    Нужно просто быть в порядке, а не в подвортнях вошкать.
    Культура разума, равновесие бесценно!
    Хоть молотком долби по моим железным нервам!
  3. Сильнее воли в полсотни, каменным ударом!
    Быстрее звука. Выше своего предела.
    Железный сплав — заменяет это тело.
    Подгоны змея черного не нужны и даром!
  4. Вечер — для какого-то пьянка, а кому бассейн теплый нужен,
    И не надо моросить, что от нагрузок будет хуже.
    Всё постепенно. Система тренировок мочит.
    Наша зависимость — тренировки днем и ночью!
  5. Вроде как дыханья нет, но знаю, сейчас придет второе,
    Это вам не вены дырявить или уходить в запои.
    Зал спортивный — дом второй, любовь навечно!
    Истина всегда проста для каждого, давно замечено.

Маваши

Из размышлений обучающихся (по фрагменту 1): 

Он говорит о спорте! что надо вести здоровый образ жизни, смотреть выше! и стремиться ко всему! добиться всего того, чего ты хочешь! :)

Тут правильно  про спорт говорится!!) Типа, только спорт и больше ничего, никакой дури) ну я так понимаю :)

Спортсменами не рождаются, спортсмены тренируются! Человек должен больше всего времени уделять тренировкам! Надо развиваться физически и умственно, тренироваться с теми, кто сильнее.:)



Предварительный просмотр:

Ежегодная Всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности

Приложение 5

Результативность участия обучающихся МБОУ ООШ № 4 п.г.т.Росляково в физкультурных и спортивных мероприятиях разных уровней

Уровень

Мероприятие

Результат

муниципальный

Праздник Севера по лыжным гонкам (II этап «Гонка Чемпионов»)

Лучкин Данил – 2 место

муниципальный

Всероссийские спортивные состязания школьников «Президентские состязания 2012-2013 гг.»

общекомандное первенство среди обучающихся 6 классов – 3 место

общекомандное первенство среди обучающихся 7 классов – 3 место

Беляк Н., 6 кл. – 1 место (в виде «Прыжок в длину с места»)

Сергеев Н., 6 кл. – 2 место (в виде «Прыжок в длину с места»)

Беляк Н., 6 кл. – 1 место (в виде «Челночный бег»)

Сергеев Н., 6 кл. – 3 место (в виде «Челночный бег»)

Бабов А., 7 кл. – 3 место (в виде «Прыжок в длину с места»)

Турдакунова М., 7 кл. – 3 место (в виде «Челночный бег»)

Кукевич Я., 7 кл. – 2 место (в виде «Челночный бег»)

Бабов А., 7 кл. – 2 место (в виде «Челночный бег»)

Каравашкина Д., 7 кл. – 2 место (в виде «Челночный бег»)

международный

Конкурс-игра по физической культуре

Севостьянова Е., 5 кл. – в конкурсе-игре 15 место; в регионе – 3 место

Бойкова Ю., 6 кл. – в конкурсе-игре 7 место; в регионе – 1 место