Внеурочная деятельность «Лепка. Декоративно - прикладное искусство" в 4 классе по художественно - эстетическому направлению в соответствии ФГОС НОО
рабочая программа на тему

Настоящая образовательная программа разработана согласно ФГОС начального общего образования...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_i_dpi_4_klass.docx72.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ваховская общеобразовательная средняя школа»

Нижневартовский район

Согласовано:_________________

зам. директора по УР Л.В. Зуенок

« 31»                 08                2018 г.

Программа

по художественно-эстетическому направлению внеурочной деятельности

«Лепка и декоративно- прикладное искусство"

для учащихся 4 класса.

разработала учитель ИЗО

Званская Любовь Валентиновна

Рассмотрено  на  заседании  МО

Протокол  № 7  от «28»  мая  2018 г.

Руководитель  МО _____________________ Артемьева Н.М.

Ваховск

2018 год

Пояснительная записка

  освоения курса внеурочной деятельности  по художественно-эстетическому направлению

 «Лепка и декоративно – прикладное  искусство».

               Настоящая  образовательная  программа  разработана согласно:

  -  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации    от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (c изменениями от 26 ноября 2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373», от 22 сентября 2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», от 18 декабря 2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»,  от 29 декабря 2014 года №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»);

   - письма  Минобрнауки России от 18.08.2017г. № 09 - 1672 "О направлении методических рекомендаций" о внеурочной    деятельности и реализации дополнительных образовательных программ ;

  - письма  Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ  от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»),

  - письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа–Югры         от 1.06.2012 г.№4696/12«Об организации внеурочной деятельности»;

- Приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 мая 2017 г. № 845 «О реализации шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

 - Образовательная программа МБОУ Ваховская ОСШ (приказ от 38.08.2015г. № 374 с изменениями от 31.08.2018 № 333).

   А также программ Лыковой  И. А.  «Лепим, фантазируем, играем»; Соломенниковой О. А.  «Радость творчества»;  авторской программы «АдекАРТ»  (школа акварели) М. С. Митрохиной; авторской программы художницы « Досуг» изобразительного творчества СП ГБУДК «Досуг» С.  И.  Шауловой.


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению

«Лепка и декоративно – прикладное искусство».

Планируемые результаты.

  Данная программа способствует формированию у обучающих следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

 Личностные универсальные учебные действия:

  • формировать основы духовно – нравственных ценностей личности:
  • способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе и другим людям, обществу, государству, Отечеству, представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • овладеть выразительными средствами изобразительного искусства: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом; различными художественными материалами для воплощения собственного художественно – творческого замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета;
  • использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, графике;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  •  договариваться и приходить к общему решению в работе;
  •  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  •  определять общую цель и пути ее достижения;
  •  оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Обучающиеся должны знать:

  •  названия основных и составных цветов;
  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, ассиметрия, силуэт, пятно, обжиг, роспись, лепка, керамика;
  •  изобразительные основы декоративных элементов;
  •  материалы и технические приемы оформления;
  •  названия инструментов, приспособлений;
  •  об особенностях работы акварельными, гуашевыми красками и восковыми мелками.

Обучающиеся должны уметь:

  •  пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой, восковыми мелками;
  •  подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  •  владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешением;
  • выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно – обобщенных форм животного и растительного мира, а также из геометрических форм;
  • составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов.

Ожидаемые результаты:

  • владение навыками работы с графическими материалами;
  • теоретические знания по цветоведению;
  • владение навыками работы гуашью и акварелью;
  • знание некоторых оригинальных техник выполнения работ;
  • владение основами изображения объемных предметов простой геометрической и комбинированный формы;
  • культура подачи графических и живописных работ;
  • интерес и уважение к художественному творчеству.
  1. Содержание программы  курса  «Лепка и декоративно – прикладное  искусство»

Основными формами организации внеурочной деятельности являются:  беседы; практические занятия; индивидуальные и групповые занятия; коллективная работа; экскурсии.

1. 1. Вводное занятие.

  Вводное занятие. Знакомство с произведениями народного искусства и современного декоративно-прикладного искусства. Вводный инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в школе на выставку для ознакомления с образцами народного творчества.

Практические работы. Сбор различных природных материалов, посещение музея. Освоение правил просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.

1. 2.  Работа с бумагой.

  Знакомство с бумагой: виды, свойства. Виды работ с бумагой: оригами, аппликация, обрывная аппликация, мозаика. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.Изготовление изделий из бумаги.

Практические работы. Выполнение творческих работ с бумагой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.

1. 3. Соломенных дел мастера. Аппликация из соломки.

  Знакомство с современным искусством – аппликацией из  соломки. Создание эскиза изделия или его выбор.Алгоритм работы с аппликацией из соломки (последовательность, инструменты и приспособления). Способы выполнения аппликации. Технология ее.

Практические работы. Освоение безопасных приёмов работы с ножницами.Изготовление плоскостных и объемных изделий: подбор соломки с учетом цвета; определение лицевой и изнаночной сторон; обводка и отделение деталей; резание ножницами по линиям контура; клеевое соединение деталей подвижное и неподвижное; соединения деталей.

Декоративное оформление изделия с помощью выжигательного аппарата.

1. 4.  Работа с БАТИКОМ.

  Знакомство с современным искусством – батиком. Создание эскиза изделия или его выбор.Алгоритм работы с батиком(последовательность, инструменты и приспособления). Способы выполнения. Технология ее.

 Правила безопасной работы с  материалами.

Практические работы.Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия.

Практические работы. Вязание столбиков. Картины из связанных столбиков.

1. 5.  Поделки из всего на свете.

   Работа по эскизу. Использование всей цветовой гаммы. Размеры, цвета ленточек. Прищепки. Техника безопасности.  Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы формообразования деталей изделия.  

Практические работы.Изготовление творческих изделий из, прищепок, старой варежки. Декоративное оформление изделия окрашиванием  и т. д.

Примечание. Содержание данного раздела является вариативным. Оно может меняться в зависимости от желания детей или их родителей освоить тот или иной вид современного декоративно-прикладного искусства (утверждение содержания будет производиться каждый год с учетом результатов опроса учащихся и их родителей).

 1. 6. Рисунок.

Практические работы, используя технику работы -  акварели, восковыми мелками, гуашью, тушью.

1. 7. Творческая мастерская.

  Практические работы: городецкая роспись, используемая в росписи коня, барыни.

1. 8.    –  раздел КУЛЬТУРА КОРЕННОГО СЕВЕРНОГО НАРОДА:  «Орнамент-отражение глубинных слоев народного сознания».

- раздел «История Югорской земли» предполагает формировать знания о растительном  и животном мире Югры, развивать познавательные способности детей, их кругозор, любознательность, умение работать со справочной литературой. Данное направление включает изучение следующей темы:«Растительный и животный мир Югры»; «Промыслы и ремесла Югорской земли»;«Национальные постройки коренных народов, архитектурные особенности»;

« Импровизация на тему «Северная лайка»;«Памятники архитектуры - наследие предков. В мире национального зодчества. Город Ханты-Мансийск»;«Жизнь и творчество коренных северных народов ханты и манси».

- раздел «Как мир хорош в своей красе  нежданной…» предполагает формирование знания о корнях культуры хантыйского и мансийского народов, о взаимоотношениях человека и природы, развитие коммуникативных способностей, воспитание умения видеть внутреннюю красоту природы. Данное направление включает изучение следующих тем:«Северная фантазия»; «Олененок быстроногий»;«Живаязябь»;«Радость моя, земля»; «Поле зыблется цветами»;«Легенды и сказки о священных деревьях обских угров».

Практическая работа:Аппликация из соломки. Батик. Оригами. Лепка.

1. 9.  Отчётная выставка работ учащихся. 

  Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки детских работ. Организация и проведение школьной выставки

поделок ребят. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ по номинациям. (Желательно отметить всех учащихся по какой- либо номинации). Организуется фотосессия учащихся с выполненными работами.

Практическая работа: проведение выставки.

1. 10.  Наши результаты.

  Тематика проектных и исследовательских работ учащихся:

-  мои изобретения по оригами;

-  альбом «Обрывная аппликация»;

-  бумага – замечательный материал;

-  пластилин « Сказки моего народа»;

-  книжка «Ах, эти новогодние снежинки»;

-  в «Мастерской Деда Мороза»;

-  открытки « Открытки»;

-  новогодние ёлки из разных материалов;

-  волшебный мир ёлочных игрушек;

-  вторая жизнь конфетных фантиков;

-  глина – волшебство в руках;

-  лепим с удовольствием;

- тесты;

- индивидуальные карточки-задания, дешифраторы для самопроверки;

- компьютерные тесты;

- кроссворды, различные задачи;

- компьютерные дидактические игры.

Работа с родителями:

-  анкетирование;

-  разработка правил, памяток;

-   объявления,  выставки;

Итогом детской деятельности и результативностью курса являются:

- организация выставок (раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду);

- выход за пределы занятий (участие в мероприятиях школы, поселка; в конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня; размещение интересных работ в Интернете;

- Портфолио достижений учащихся.

Основными формами организации внеурочной деятельности являются:  беседы; практические занятия; индивидуальные и групповые занятия; коллективная работа; экскурсии.

Занятие 1.   Вводная часть. " Хочу все знать". ДПИ.

Пейзаж Югры.

Задание. Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

 Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

Материал.  Бумага.

Техника.  Гуашь.

Занятие 2.   Волшебные листочки. " Листопад".

Задание.   Наблюдать за разнообразием объектов природы. Осознать красоту и неповторимость этих объектов. Высказываться и приводить примеры из личного опыта. Изображать при помощи линий.

Материал.  Аппликационная бумага.

Техника.  Конструкция из бумаги.

Занятие 3.   «Дары осени»

Задание. Осваивать характерные особенности фруктов, ягод, овощей фактурой разного материала

Материал. Пастель, бумага, пластилин.

Техника.Сюжетная  лепка.

Занятие 4. «Чудо - дерево»

Задание. Научить показывать разные изображения дерева на основе общей формы  - круга

Материал. Бумага: белая, чёрная.

Техника.  Гуашь.

Занятие 5.   « Море».

Задание. Узнать о вариантах построения композиции, о законе «ближе-дальше», «больше- меньше».

Материал.  Бумага.

Техника.  Гуашь.

Занятие 6.   «Белоснежные стволы»

Задание. Научиться передавать линией и цветом единство формы, пластичность образа березки (объемное, плоскостное изображение).

Материал.  Бумага, пластилин.

Техника.  Смешанная.

Занятие 7.   «Шляпки для феи Осени»

Задание. Научить  передавать  образ шляпки феи Осени с помощью характерных атрибутов (ягоды, грибы, фрукты,  листья.)

Материал.  Бумага.        

Техника.  Смешанная.

Занятие 8.   «Лесной домик»

Задание. Научить  передавать особенности формы лесного домика в разных изобразительных техниках

Материал.  Бумага.

Техника.  Конструирование из бумаги.

Занятие 9.  «Зонтик»

Задание. Научить  передавать особенности формы зонтика в разных изобразительных техниках.

Материал.  Бумага, клей ПВА.

Техника.  Гуашь.

Занятие 10.   «Птички на веточке»

Задание. Передавать в материале особенности формы, строения, окраски птиц».

Материал.  Пластилин.

Техника.  Сюжетная лепка.

Занятие 11.   «Рыжая кошечка»

Задание. Научиться лепить кошечку, используя способ лепки из солёного теста.

Материал.  Солёное тесто.

Техника.  Сюжетная лепка.

Занятие 12.   «Цветы для моей мамы»

Задание. Передавать линией и цветом единство формы, пластичность образа цветка (объемное, плоскостное изображение).

Материал.  Бумага.

Техника. Гуашь.

Занятие 13.   «Портрет мамы»

Задание. Познакомиться  с жанром изобразительного искусства - портретом.  Выразительная передача образа мамы

Материал.  Бумага.

Техника.  Гуашь.

Занятие 14.   «Волк и лиса»

Задание. Передавать линией  силуэтом характерную особенность образов лисы,  волка.

Материал.  Бумага.

Техника.  Конструирование из бумаги.

Занятие 15.   «Украшения из снежинок»

Задание. Освоить передачу ажурности линий снежинок в полоске или круге.

Материал.  Бумага.

Техника. Конструирование из бумаги.

Занятие 16.   «Карнавальная  маска»

Задание. Создавать карнавальную атрибутику, желание проявить инициативу и самостоятельность при их украшении (выбор цвета, элементов росписи).

Материал. Бумага

Техника.  Конструирование из бумаги

Занятие 17.   «Карнавальная  маска»

Задание. Создавать карнавальную атрибутику, желание проявить инициативу и самостоятельность при их украшении (выбор цвета, элементов росписи).

Материал.  Бумага.

Техника.  Конструирование из бумаги.

Занятие 18.   «Дед Мороз»

Задание. Научиться передавать характерные особенности цвета и формы наряда Деда Мороза в разных изобразительных техниках. Цвета: красный, золотой, белый.

Материал.  Бумага.

Техника.  Гуашь.

Занятие 19.   «Снегурочка»

Задание. Передавать характерные особенности цвета и формы наряда Снегурочки в разных изобразительных техниках

Материал.  Бумага.

Техника.  Гуашь.

Занятие 20.   «Синички»

Задание.  Научить  передавать разными материалами характерные особенности синички (форма, цвет)

Материал.  Бумага.

Техника.  Конструирование из бумаги.

Занятие 21.   «Отважные солдатики»

Задание. Передавать в разных техниках обобщенный, стилизованный образ солдата

Материал.  Бумага.

Техника.  Конструирование из бумаги.

Занятие 22.   «Отважные солдатики»

Задание. Передавать в разных техниках обобщенный, стилизованный образ солдата

Материал.  Бумага.

Техника. Конструирование из бумаги.

Занятие 23.   Роспись по ткани. Холодный батик. «Цветы».

Задание. Овладение алгоритмом работы в техники «Батик» с использованием акриловых красок и резервирующего состава, а также цветных контуров по ткани.

Материал.  Шёлк.

Техника.  Акриловые краски.

Занятие 24. Роспись по ткани. Холодный батик. «Цветы».

Задание. Овладение алгоритмом работы в техники «Батик» с использованием акриловых красок и резервирующего состава, а также цветных контуров по ткани.

Материал. Шёлк.

Техника. Акриловые краски.

Занятие 25.   Ажурные решетки.

Задание.  Знакомство с бумагой: виды, свойства.  Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления), изготовление изделия из бумаги.

Материал.  Бумага.

Техника.  Конструирование из бумаги.

Занятие 26.  «Слонёнок»

Задание. Научиться лепить из целого куска, закрепить приемы: оттягивание с моделированием.

Материал. Пластилин.

Техника.  Сюжетная лепка.

Занятие 27.   «На прогулке»

Задание.  Научиться  создавать сюжетную композицию с фигурами детей в движении

Материал.  Бумага.

Техника.  Конструирование из бумаги.

Занятие 28.   «Жар – птица»

Задание.  Научиться  передавать выразительность образа Жар – птицы (сказочность, пластику, яркость) формой и цветом.

Материал.  Рисунок – коллаж – витраж.

Техника. Смешанная.

Занятие 29.   «Городские птицы»

Задание. Научиться создавать выразительный образ вороны  линией, цветом.

Материал. Бумага.

Техника.  Гуашь.

Занятие 30.   «Городские птицы»

Задание. Научиться создавать выразительный образ вороны  линией, цветом.

Материал. Бумага.

Техника. Гуашь.

Занятие 31.   Творческая мастерская.  Роспись.

Филимоновская  роспись «Конь».

Задание.  Продолжать знакомство с традициями народных художественных промыслов.

  Знакомиться с мастерами филимоновской игрушки и с традициями этих мастеров. Выполнять эскизы для росписи игрушек. Выполнять декоративную роспись по заранее изготовленной игрушке.

Материал. Глина.

Техника. Предметная лепка.

Занятие 32. Творческая мастерская.  Роспись.

Филимоновская  роспись «Конь».

Задание.  Продолжать знакомство с традициями народных художественных промыслов.

 Знакомиться с мастерами филимоновской игрушки и с традициями этих мастеров. Выполнять эскизы для росписи игрушек. Выполнять декоративную роспись по заранее изготовленной игрушке.

Материал.  Глина.

Техника.  Предметная лепка.

Занятие 33. Творческая мастерская.  Роспись.

Филимоновская  роспись «Конь».

Задание.  Продолжать знакомство с традициями народных художественных промыслов.

  Знакомиться с мастерами филимоновской игрушки и с традициями этих мастеров. Выполнять эскизы для росписи игрушек. Выполнять декоративную роспись по заранее изготовленной игрушке.

Материал. Глина.

Техника. Предметная лепка.

Занятие 34.   Композиция «Отдыхаем на море»

Подведение итогов. Награждение детей.

  1. Задание. Активно искать способы лепки корабликов и катамаранов, людей в движении.

Материал.  Пластилин.

Техника.  Сюжетная лепка.

  1. Задание. Обобщить свои знания по теме года ДПИ.  Использовать свои знания в выражении своих ответов.

Закончить создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности.

  1. Разделы освоения курса  «Лепка и декоративно - прикладное искусство».

Раздел программы

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Рисование и конструирование из бумаги:

25

25

- техника «Акварель»

-

-

-

- техника «Гуашь»

11

-

11

- техника «Цветные карандаши, фломастер»

-

-

-

- техника «Тушь, перо»

-

-

-

- смешанная техника

2

-

2

- конструирование из бумаги.

10

-

10

- акриловые краски

2

-

2

3.

Лепка

8

8

- предметная лепка

3

-

3

- сюжетная лепка.

5

-

5

- декоративная лепка по мотивам народной пластики

-

-

-

4.

Заключительное занятие.

1

1

Итого

34 ч.

34 ч


IV. Календарно - тематическое планирование  курса  «Лепка и декоративно – прикладное искусство»

Дата факт

Дата план

Тема занятий

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Региональное содержание предмета

1.

03.09

03.09

Вводная часть. " Хочу все знать". ДПИ.

Пейзаж Югры.

1

    Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

 Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

Зори – Югры.

Пейзаж разными средствами изобразительного искусства.

2.

10.09

10.09

Волшебные листочки. " Листопад".

1

Наблюдать за разнообразием объектов природы. Осознать красоту и неповторимость этих объектов. Высказываться и приводить примеры из личного опыта. Изображать при помощи линий.

Осень на Югорской земле.

Флористика. Осенний пейзаж из засушенных растений и листьев.

3.

17.09

17.09

«Дары осени»

1

Осваивать характерные особенности фруктов, ягод, овощей фактурой разного материала

4.

24.09

24.09

«Чудо - дерево»

1

Показывать разные изображения дерева на основе общей формы  - круга

5.

01.10

01.10

" Море".

1

Узнать о вариантах построения композиции, о законе «ближе-дальше», «больше- меньше».

6.

08.10

08.10

«Белоснежные стволы»

1

Научиться передавать линией и цветом единство формы, пластичность образа березки (объемное, плоскостное изображение)

Священное дерево хантов и манси.

7.

15.10

«Шляпки для феи Осени»

1

Научиться передавать  образа шляпки феи Осени с помощью характерных атрибутов (ягоды, грибы, фрукты,  листья.)

8.

22.10

«Лесной домик»

1

Научиться передавать особенности формы лесного домика в разных изобразительных техниках.

9.

29.10

«Зонтик»

Научиться передавать особенности формы зонтика в разных изобразительных техниках.

10.

12.11

«Птички на веточке»

1

Передаватьвматериале особенности формы, строения, окраски птиц»

11.

19.11

«Рыжая кошечка»

1

Научиться «конструировать» кошечку, используя способ лепки из солёного теста.

Вариативность в разделе:

Как мир хорош в своей красе нежданной… -

Олененок быстроногий.

Изготовление из пластилина олененка и роспись национальным орнаментом.

12.

26.11

«Цветы для моей мамы»

1

Передавать линией и цветом единство формы, пластичность образа цветка (объемное, плоскостное изображение)

13.

03.12

«Портрет мамы»

1

Познакомиться  с жанром изобразительного искусства - портретом.  Выразительная передача образа мамы.

14.

10.12

«Волк и лиса»

1

Передавать линией  силуэтом характерную особенность образов лисы, волка.

15.

17.12

«Украшения из снежинок»

1

Освоить передачу ажурности линий снежинок в полоске или круге.

16.

24.12

«Карнавальная  маска»

1

Создавать карнавальную атрибутику, желание проявить инициативу и самостоятельность при их украшении (выбор цвета, элементов росписи).

17.

14.01

«Карнавальная  маска»

1

Создавать карнавальную атрибутику, желание проявить инициативу и самостоятельность при их украшении (выбор цвета, элементов росписи).

18.

21.01

«Дед Мороз»

1

Передавать характерные особенности цвета и формы наряда Деда Мороза в разных изобразительных техниках

19.

28.01

«Снегурочка»

1

Передавать характерные особенности цвета и формы наряда Снегурочки в разных изобразительных техниках

20.

04.02

«Синички»

1

Передавать разными материалами характерные особенности синички (форма, цвет)

Как мир хорош в своей красе нежданной…

Северная фантазия.

21.

11.02

«Отважные солдатики»

1

Передавать в разных техниках обобщенный, стилизованный образ солдата

22.

18.02

«Отважные солдатики»

1

Передавать в разных техниках обобщенный, стилизованный образ солдата.

23.

25.02

Роспись по ткани. Холодный батик. «Цветы».

1

Овладение алгоритмом работы в техники «Батик» с использованием акриловых красок и резервирующего состава, а также цветных контуров по ткани.

«Любовь к малой Родине».

Создание батика «Родной дом».

24.

04.03

Роспись по ткани. Холодный батик. «Цветы».

Овладение алгоритмом работы в техники «Батик» с использованием акриловых красок и резервирующего состава, а также цветных контуров по ткани.

25.

11.03

Ажурные решетки.

1

  Знакомство с бумагой: виды, свойства.  Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления).Изготовление изделия из бумаги.

«Памятники архитектуры - наследие предков. В мире национального  зодчества. Город Ханты – Мансийск».

Создать национальные архитектурные здания, выполненные в технике оригами.

26.

18.03

«Слонёнок»

1

Научиться лепить из целого куска, закрепить приемы: оттягивание с моделированием.

27.

01.04

«На прогулке»

1

Создать сюжетную композицию с фигурами детей в движении

28.

08.04

«Жар – птица»

1

Передать выразительность образа Жар – птицы (сказочность, пластику, яркость) формой и цветом.

29.

15.04

«Городские птицы»

1

Научиться создавать выразительный образ вороны  линией, цветом.

ВОРОНА – ( по мансийски  «Вурны-хатл»)

30.

22.04

«Городские птицы»

1

Развитие  зрительских  навыков.

Научиться создавать выразительный образ вороны  линией, цветом.

31.

29.04

Творческая мастерская.  Роспись.

Филимоновская  роспись «Конь».

1

Продолжать знакомство с традициями народных художественных промыслов.

  Знакомиться с мастерами филимоновской игрушки и с традициями этих мастеров. Выполнять эскизы для росписи игрушек. Выполнять декоративную роспись по заранее изготовленной игрушке.

32.

06.05

Творческая мастерская.  Роспись.

Филимоновская  роспись «Конь».

1

Продолжать знакомство с традициями народных художественных промыслов.

  Знакомиться с мастерами филимоновской игрушки и с традициями этих мастеров. Выполнять эскизы для росписи игрушек. Выполнять декоративную роспись по заранее изготовленной игрушке.

Импровизация на тему «Северная лайка»

Лепка из пластилина фигурки северной лайки и роспись национальным орнаментом.

33.

13.05

Творческая мастерская.  Роспись.

Филимоновская  роспись «Конь».

1

Продолжать знакомство с традициями народных художественных промыслов.

  Знакомиться с мастерами филимоновской игрушки и с традициями этих мастеров. Выполнять эскизы для росписи игрушек. Выполнять декоративную роспись по заранее изготовленной игрушке.

34.

20.05

Композиция «Отдыхаем на море».

Подведение итогов. Награждение детей.

1

Активно искать способы лепки корабликов и катамаранов, людей в движении.

Обобщить свои знания по теме года ДПИ.  Использовать свои знания в выражении своих ответов. Закончить создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности.

                                                                    Итого:

34 часа

Мониторинг успешности деятельности.

Успехи и достижения ребенка во внеурочной деятельности

Учебный год

Событие

( конкурсы, выставки,  ДПИ)

Результаты

Имена

2018 г.

2019 г.

Педагогическая диагностика.

Для выявления степени овладения ребенком навыки изобразительной деятельностью можно определить воспользовавшись диагностированием (разработанной доктором педагогических наук Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества»).

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе:

1-й – 3 балла

2-й – 2 балла

3-й – 1 балл

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок — 45, низшее — 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.

Анализ продукта деятельности:

1.Содержание изображения (анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения)

2.Передача формы:

форма переда точно;

• есть незначительные искажения;

• искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

• части расположены верно;

• есть незначительные искажения;

• части предмета расположены неверно.

4.Композиция(для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а)  расположение изображений на листе:

• по всему листу;

• на полосе листа;

• не продумана, носит случайный характер;

б)  соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

•  соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

• есть незначительные искажения;

•  пропорциональность разных предметов передана неверно.

5. Цвет(в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризую передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая — творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом;:

а) цветовое решение изображения:

•  передан реальный цвет предметов;

• есть отступления от реальной окраски:

• цвет предметов передан неверно:

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

•  многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

•  преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

•  безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса деятельности:

1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

а) характер линии:

• слитная;

• линия прерывистая;

• дрожащая (жесткая, грубая);

б)  нажим:

• средний;

• сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

• слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

•  мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

• крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

•  беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура; г) регуляция силы нажима:

•  ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура:

• ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;

• ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2. Регуляция деятельности этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а)  отношение к оценке взрослого:

• адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;

• эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при критике — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

•  безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б)  оценка ребенком созданного им изображения:

•  адекватна;

•  неадекватна (завышенная, заниженная):

•  отсутствует:

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

•  к предложенному заданию:

•  к процессу деятельности;

•  к продукту собственной деятельности.

  1. Уровень самостоятельности:

•  выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

•  требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

•  необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4. Творчество:

а)  самостоятельность замысла:

б)  оригинальность изображения;

в)  стремление к наиболее полному раскрытию замысла.