Рабочая программа по ритмике
рабочая программа на тему

Капранова Наталья Николаевна

Программа по ритмопластике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ritmike.docx38.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Пояснительная записка

Рабочая программа «Ритмика» составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы«Ритмика» для детей дошкольного возраста, рассчитанной на 4 года обучения. Программа направлена на целостное развитие личности детей и включает все необходимые разделы: содержание психолого-педагогической работы с детьми на основе музыкально-ритмической деятельности, рекомендации к организации педагогического процесса, планированию работы и проведению мониторинга.

Программа построена на основе следующих принципов:

∙ принцип развивающего образования: реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

∙ сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости: содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста: в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования: обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

принцип последовательности и систематичности: каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.

принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей: развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода.

Содержание программы направлено на развитие компетентности воспитанников в области ритмопластики и игрового творчества, навыков самостоятельного композиционного решения в танцах и играх.

 Сведения об обучающихся: группа имеет средний уровень подготовки, занятия проходят в соответствии с календарно-тематическим планом, что позволяет реализовать программу полностью.

 Цель программы:формировать активное восприятие музыкального искусства через осознание драматургии музыкального произведения, воспитывать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.

Задачи программы:

 Образовательные:

- способствовать овладению музыкально-ритмическим движением,

  свободной пластикой;

- способствовать овладению техникой импровизации;

- обучать владению техникой исполнения основных  элементов танца;

- формировать знания о различных музыкальных понятиях

     Развивающие:

-  развивать основы музыкальной культуры;

- развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на

музыку, слуховые представления, музыкально-ритмические чувства);

- развивать творческие способности, предлагая задания на импровизацию,

этюды;

- формировать красивую осанку, выразительность и пластику движений и

жестов.

     Воспитательные:

     - формировать ценностные ориентиры на здоровый образ жизни;

     - воспитывать морально-волевые качества;

     - формировать у учащихся положительную мотивацию и устойчивый интерес к занятиям;

     - оказывать положительное психологическое воздействие, формировать навыки социально поведения, организованность, целеустремленность.

Режим занятий:1 раз в неделю (общий объем - 30 занятий).

Формы и методы проведения занятий:

- словесный метод обучения (анализ и разбор структуры композиции игры, танца);

- наглядный метод обучения (показ, исполнение педагогом, прослушивание и просмотр CD, DVD);

- практический метод обучения (непосредственное исполнение, тренировочные упражнения);

- репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы исполнения)

 Формы организации деятельности на занятиях:

Занятия проводятся с группой, с подгруппой.

         Формы проведения занятий:

традиционное, комбинированное, практическое, сводная репетиция, концерт, конкурс, фестиваль.

Организация контроля освоения программы

Вид контроля

Формы контроля

Срок контроля

Промежуточный

Открытое мероприятие, участие в празднике

декабрь

Итоговый

Отчетный концерт

май

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты:

- продолжение формирования правильной осанки, походки, сценическогодвижения;

    - развита способность к выразительному и одухотворенному исполнению;

 - дети умеют исполнять ритмопластические импровизации под незнакомую музыку;

    -  развито умение ориентироваться в пространстве;

    - правильное и выразительное выполнение основных движений, танцевальных элементов, характерных и образных движений под музыку;

    -  сочинение собственных танцевальных и музыкально - игровых импровизаций на предложенную музыку;

    -  выполнение построения и перестроения в танцах и плясках;

    -  выполнять ритмические упражнения с музыкальным заданием;

    - различение простейших музыкальных понятий, понимание характера музыкального образа;

    -  выразительное движение в соответствии с характером и ритмом музыки.

Содержание

       Формирование восприятия детьми музыкального искусства через осознание его драматургии, подведение детей к тонкому чувствованию музыки, ее стиль.

       Выполнение детьми творческих заданий, использование знакомых танцевальных элементов в различных сочетаниях, создание новых танцевальных «па».

       Совершенствование развития чувства ритма в различных видах деятельности (с использованием различных предметов).

       Совершенствование навыков основных движений, выполняемых на музыку различных музыкальных размеров: 2/4,3/4, 4/4, 3/8, 6/8, 12/8 (разные виды ходьбы, бега, подскоков, топающего шага, мягкой пружинной ходьбы).

       Самостоятельное решение задач пространственного ориентирования в танцах, играх, упражнениях (колонны, шеренги, диагональ, концентрические круги, пары, тройки, цепочки, хороводы).

Упражнения

           Позволяют совершенствовать физические качества, осваивать физические и двигательные действия.

Общеразвивающие: включают гимнастическую ходьбу, легкий бег; упражнения на укрепление мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища.

Плясовые: разнообразные движения для отработки основных элементов пляски.

Основные: специальные упражнения для формирования рефлекса правильной осанки; упражнения на развитие ловкости, равновесия, на развитие динамической и статической координации.

Имитационные: разнообразные упражнения, включающие движения подражательного характера, либо раскрывающие содержание музыкальной пьесы

Танцевальные элементы

Включают знакомство и отработку основных и дополнительных элементов танца, постепенное включение их в разнообразные танцевальные композиции.

Ритмическая гимнастика

 Упражнения для развития гибкости и подвижности рук, ног, тела; общий тренаж взамен резких тренирующих элементов.

Развитие творческих способностей

 Свободные формы движения, самостоятельно выбранные детьми, чтобы передать собственное эмоциональное восприятие музыкального образа.

Музыкальные игры

 Постановка учебных задач музыкального или организующего порядка – ориентировку в строении музыкального примера, концентрацию внимания, быструю реакцию на сигнал, задачи обличены в игровую форму.

 

Учебно-тематический план

Раздел программы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводные и теоретические занятия

0,5

-

0,5

2.

Упражнения

0,8

7

7,8

Общеразвивающие

0,2

2

2,2

Плясовые

0,2

2

2,2

Основные

0,2

2

2,2

Имитационные

0,2

1

1,2

3.

Танцевальные элементы

0,5

7,5

8

4.

Ритмическая гимнастика

0,5

4,5

5

5.

Развитие творческих способностей

0,5

2,2

2,7

6.

Музыкальные игры

0,2

2,8

3

7.

Культурно-досуговые мероприятия

-

2

2

8.

Начальная диагностика, аттестация

-

1

1

Всего часов:

3

27

30

Календарно-тематическое планирование

 

Тема

 

Содержание

 

Дата проведения

по плану

по факту

1.

Ритмика.

Введение в специализацию по всем разделам.

Беседа по технике безопасности.

 

2.

Ритмика.

Гимнастика.

Игра «Эстафета».

Ритмичный шаг под музыку.

Разогрев под музыку.

Тренировка слухового внимания.

 

3.

Ритмика.

Гимнастика.

Определение характера музыкальных фраз и воплощение в движение.

Разогрев, тренировка.

 

4.

Ритмика.

Пластика.

Закрепление навыка выразительно и ритмично выполнять упражнения.

Разучить упражнения для рук.

 

5.

Пластический тренинг.

Игра «Птицы».

Развитие восприятия музыкально-ритмического рисунка.

6.

Ритмика.

Пластика – гимнастика рук.

Игра «Курочка».

Ритмичное движение в характере музыкальной темы.

Разогрев мышц, наработка гибкости.

Тренировка внимания и наблюдательности.

7.

Ритмика – шагистика.

Пластика рук.

Игры: изображение птиц.

Шагистика в различных ритмах и темпах.

Закрепление комплекса упражнений пластики рук.

Самостоятельный выбор формы движения.

8.

Ритмика-гимнастика.

Пластика рук.

Разогрев, тренировка.

Закрепление навыка выразительно и ритмично двигаться в характере музыки.

9.

Ритмико-гимнастический комплекс.

Контрольное занятие.

Проверка качества освоения материала.

10.

Ритмические рисунки.

Пластика рук.

Развитие восприятия музыкально-ритмического рисунка.

Дальнейшее ознакомление с понятиями о пластике.

11.

Ритмические рисунки.

Пластика рук

Хороводные шаги – разучить.

Работа над гибкостью суставов.

12.

Ритмическая гимнастика.

Ритмические рисунки.

Разогрев, тренировка мышц.

Разучить и закрепить хороводные шаги.

13.

Ритмика-шагистика.

Ритмические рисунки.

Научиться определять музыкальный размер.

Разучить приставные шаги.

14.

Ритмическая гимнастика.

Пластика рук.

Игра «Паучок».

Разогрев мышц, растяжки.

Усложнение комплекса упражнений.

Учимся точным подражательным движениям.

15.

Ритмические рисунки.

Пластика рук.

Игры: «Паучок», «Эстафета».

Контрольное занятие по проверке качества исполнения и выполнения заданий.

Точность, тренировка наблюдательности.

16.

Ритмика – ходьба в ритмических рисунках.

Пластика ног.

Анализ музыкальной темы, движение в ее характере.

Разбор основных  понятий.

17.

Ритмика- шагистика.

Пластика ног.

Умение начинать упражнение после музыкального вступления.

Подвижность ног.

18.

Ритмическая гимнастика.

Пластика ног.

Темп мелодии – умение быстро реагировать на сигнал.

Качество выполнения упражнений.

19.

Ритмическая гимнастика.

Пластика ног.

Игра «Паучки».

Разогрев, гибкость, подвижность суставов.

Тренировка внимания.

Точность подражательных движений.

20.

Ритмика- виды прыжков.

Пластика ног.

Игра «Медузы».

Разучить прыжковый комплекс.

Качество выполнения упражнений.

21.

Ритмика- виды прыжков.

Пластика рук и ног.

Закрепление пройденного материала.

Соединение в один комплекс комплексов рук и ног.

22.

Ритмика – шагистика.

Игра «Эстафета».

Навык танцевальной шагистики.

Распознавание ритма.

23.

Ритмика, гимнастика.

Пластика ног, рук.

Игра «Хаос».

Повтор пройденного материала.

Правильное исполнение всего комплекса упражнений.

24.

Ритмика, гимнастика.

Игра «Эстафета ритма».

Выделение музыкальных фраз хлопками и притопами.

Разогрев, подвижность суставов.

Фиксация внимания.

25.

Ритмика – бег под музыку.

Пластический тренинг.

Игра «Зверята».

Разбор основных понятий выполнения комплекса.

Гибкость, подвижность суставов.

Образность и точность исполнения.

26.

Ритмика: виды прыжков.

Пластика.

Игра «Зверята».

Разогрев, тренировка, умение ритмично двигаться.

Просмотр и совместный анализ домашних зарисовок.

 

27.

Ритмика – гимнастика.

Пластические игры: «ЛЕС».

Разогрев, тренировка мышц.

Самостоятельный подбор движений на заданную тему.

28.

Ритмическая гимнастика.

Пластический тренинг.

Игра «Куклы».

Разбор основных понятий выполнения комплекса.

Гибкость, подвижность суставов.

Образность и точность исполнения.

29.

Ритмика.

Пластика.

Закрепление навыка выразительно и ритмично выполнять упражнения.

Разучить упражнения для рук.

30.

Ритмические зарисовки.

Пластический рисунок.

Контрольное занятие.

Показ лучших пластических, ритмических рисунков, совместное обсуждение

Список литературы

     1.  Буренина А. И. «Ритмическая мозаика»: Программа по ритмической

пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб., 2015.

     3.   Матов В.В., Ланцберг Л.А., Иванова О.А., Ритмическая гимнастика.

М.: Знание, 2016.

     4. Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх иупражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт, 2015.

5.Двигательные качества и моторика, их развитие у дошкольников./Сост. Н. А. Ноткина. – Спб.: Образование, 2014.

     4.  Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 2017. – Ч. І-ІІ.

     5. Крылова И. И., Алексеева И. В. Театрализованная ритмопластика,СПб, 2015.

6. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски для детей

дошкольного и младшего школьного возраста. М., «Советский композитор», 2015.

7. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду /Сост. Е.Раевская, С. Руднева, Г. Соболева, З. Ушакова, В. Царькова. 3-е изд. М.: Просвещение, 2016.

     10. Мы танцуем и играем  /Сост. С. Бекина, Ю. Комальков, Э. Соболева.- М., 2014.

    11. Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт, 2015.

     12. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников, СПб, издательство «Речь», 2014.

      13.Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

     14. С. Д. Руднева, Э. М. Фиш. Музыкальное движение. 2-е издание, переработанное и дополненное, СПб, Издательский центр «Гуманитарная академия», 2016.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ритмике (1-4 класс) для специальных (коррекционных) школ VIII вида

Рабочая программа по ритмике для 1-4 класса специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида....

Рабочая программа по ритмики 1 класс

Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается в...

Рабочая программа по ритмики 2 класс

Дети младшего школьного возраста отличаются, как известно, большой подвижностью, неустойчивостью внимания, неумением долго сосредотачиваться на одном задании. Поэтому следует ограничиваться небольшим ...

Рабочая программа по ритмике для 1 классов "Ритмическая радуга"

Автор-составитель Прядко Виктория Геннадьевна...

Рабочая программа занятий ритмикой 1класс.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3685593","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 275px; height: 206px;"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"36...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ НА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Начальная школа

Рабочая программа по ритмике направлена на реализацию следующих задач:- овладение музыкально-ритмической деятельностью в разных ее видах (ритмическая шагистика, ритмическая гимнастика, танец, пластика...