Рабочая программа по ритмики 1 класс
рабочая программа по теме

Беляева Вера Николаевна

Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма. Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_1klass.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Учебного курса    ритмика в 1 классе

Составитель:  Беляева Вера Николаевна,

учитель ритмики, педагог дополнительного образования, МОУ «Гимназия №19»

САРАНСК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.

В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы.

На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.

Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.

Основные задачи:

Обучающая:  формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.

 Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытие творческого потенциала.

Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.

 Особенностью программы является то, что, программа включает в себя изучение нескольких направлений танцевального искусства.

Оригинальность данной программы – это творческое мышление учащихся. В каждом классе отведено время на то, чтобы учащиеся не только учились определенным движениям и танцам, но и могли изложить свои мысли  на «паркете».

 Программа достаточно вариативная и позволяет проявить индивидуальный творческий подход.

Уже через несколько месяцев учащиеся овладевают минимальными навыками танца и способны показать свое умение на различных праздниках, что вносит в процесс обучения работу на результат.

При разработке программы учитываются способности учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности. Ритмикой могут заниматься все физически здоровые дети, начиная с 6-7 лет.  Годовой объем 72 часа, на изучение в каждом классе отведено по 2 часа в неделю.

Учебный материал включает в себя: диско-танцы, бальные танцы, а также комплексы ритмичных танцевальных упражнений.

СТРУКТУРА УРОКА

Первая часть урока (подготовительная):

- построение детей в несколько линий;

- поклон педагогу;

- разминка.

Вторая часть урока (основная):

- общеразвивающие упражнения (изучение музыкально-ритмического материала, тренировочных вспомогательных упражнений, элементов хореографической азбуки);

 - работа над танцами, танцевальными схемами).

Третья часть урока (заключительная):

- закрепление выученного материала;

- методические рекомендации;

- поклон педагогу.

Подбору музыкальных произведений следует уделять такое же серьезное внимание, как и подбору движений экзерсиса, танцев и танцевальных схем. Музыкальное сопровождение уроков ритмики не только играет прикладную роль, но имеет также важное значение как самостоятельная часть учебного процесса.

Содержание дисциплины

1. Вводное занятие

Учащиеся знакомятся с предметом «Ритмика».

Беседа о целях и задачах, правилах поведения на уроках ритмики, о форме одежды для занятий.

2. Основы хореографии

         1   Поклон  

2   Обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:

- позиции ног;

- позиции рук;

- позиции в паре.

- точки класса;

     Для ориентации лучше всего использовать схему, принятую  А.Я.Вагановой. Это – квадрат, который условно делит зал на восемь равных треугольников. Ц - положение ученика, точки 1 – 8, располагающиеся по ходу часовой стрелки, - это возможные направления поворотов корпуса или движений в пространстве.

При изучении элементов бального и народного танца целесообразно познакомить детей еще с одной схемой – круг, линия танца. Движение танцующих по кругу против часовой стрелки называется «по линии танца», по часовой стрелке – «против линии танца».

3. Разминка

Проводится на каждом уроке в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.

Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.

Примерные упражнения

- наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения;

- вытягивание шеи вперед из стороны в сторону;

- подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих);

- круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого;

- наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево;

- повороты корпуса вправо, влево, круговые движения;

- движения рук «волна»;

- подъем рук через стороны вверх и опускание вниз;

- то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону;

- подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево;

- работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты;

- пружинка на месте по VI позиции;

- перенос веса тела с одной ноги на другую;

- упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп;

4. Общеразвивающие упражнения

Движения по линии танца и диагональ класса:

- на носках, каблуках;

- шаги с вытянутого носка;

- перекаты стопы;

- высоко поднимая колени «Цапля»;

- выпады;

- ход лицом и спиной;

- бег с подскоками;

- галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.

Упражнения на улучшение гибкости

- наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения;

- ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу;

- ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу;

- сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед;

- сидя на полу в парах, наклоны вперед;

- «бабочка»;

- «лягушка»;

- полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны;

- полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны;

- полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад;

- полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад;

- «кошечка»;

- «рыбка».

5. Ритмические комбинации

Отрабатываются разновидности шагов

1. Комбинация «Гуси»:

- шаги на месте;

- шаги с остановкой на каблук;

- шаги по точкам (I, III, V, VII);

- приставные шаги.

Можно исполнить в народном характере. Схема остается та же, только вместо приставных шагов исполняется «гармошка».

2. Комбинация «Слоник»:

- шаг приставка, руками «нарисовать» уши;

- шаг назад, руки вытянуть вперед вверх;

- пружинка на месте, в стороны;

- пружинка назад;

- колено, локоть;

- прыжки.

Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление. 

         3. Комбинация «Ладошки»

Пары встают лицом друг к другу и делают различные хлопки по одному и в парах. Можно добавить притопы

6. Диско танцы

Отрабатываются разновидности шагов.

      1.Танец «Стирка»

Имитируется процесс стирки белья.

- два шага вправо, два шага влево, стираем;

- полощем;

- выжимаем;

- развешиваем;

- устали.

      2. Танец «Лимбо»

- приставные шаги вперед-назад;

- приставной шаг вперед, два кик вперед, приставной шаг назад;       - приставной шаг вперед, два кик вперед и два хлопка, приставной шаг назад, поворот.

 Движения повторяются по четырем точкам (1, 3, 5, 7).

7. Урок-смотр знаний

Урок – смотр знаний проводится в конце каждой четверти в форме зачета.

На этом уроке педагог смотрит на знания и умения детей,  полученные в четверти.

Класс делится на несколько групп, которые выполняют задания, данные педагогом (задания соответствуют пройденному материалу).

Тематическое планирование по дисциплине « ритмика»


п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч

Лабораторные и практические работы,ч

Контрольная

работа, ч

Экскурсии,

ч

Самостоятельная работа.ч

1.

Разминка

7

2.

Основы хореографии

4

3.

Общеразвивающие упражнения

4

4.

Ритмические комбинации

8

1

5.

Движения по линии танца

6

1

6.

Диагональ класса

7.

Танец «Стирка»

1

8.

Танец «Лимбо»

1

итого

68

4

Календарно тематический план


П/П

Наименование

разделов и тем

Всего

часов

Из них

Самостоятельная

работа, ч (доклады)

Дата

проведения занятия

Лабораторные и практические

работы, ч.

Контрольная

работа, ч.

(Урок-смотр знаний)

1

Разминка

7

1

1.1

Схема 1

3

1.2

Схема 2

2

1.3

Схема 3

2

2

Основы хореографии

4

2.1

Постановка корпуса. Основные правила

1

2.2

Позиции рук

1

2.3

Позиции ног

1

2.4

Точки класса

1

3

Общеразвивающие упражнения

2

4

Движения по линии танца

2

5

Ритмические комбинации

6

1

5.1

Комбинация «Гуси»

2

5.2

Комбинация «Слоник»

2

5.3

Комбинация «Ладошки»

2

7

Диагональ класса

2

8

Индивидуальные задания

1

9

Танец «Стирка»

2

1

9.1

Движения танца

1

9.2

Схема танца

1

10

Танец «Лимбо»

4

1

10.1

Движения танца

1

Схема танца

1

Схема танца по точкам

2

Итого

68

4

Знания и умения

- знать позиции рук, ног, точки класса;

- знать движения, выученные за год;

- знать названия движений и танцев;

- знать танцы, выученные за год;

- уметь танцевать в заданном темпе.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

          Специальное оборудование:

- зеркала;

- магнитола;

- музыкальный материал.

Методическое Обеспечение

         В процессе обучения используются следующие методы:

- объяснение;

- показ;

- музыкально-игровой.

В процессе обучения предусмотрены следующие виды контроля:

- текущий, проводимый в ходе учебного занятия, закрепляющий знания по заданной теме;

- итоговый, проводимый после изучения материала одной четверти.

ЛИТЕРАТУРА

                  1. Базарова Н., Мэй В. Азбука классического танца. Ленинград. 1983 год.

2. Барышникова Т Азбука хореографии. Москва. 2000 год.                      

3. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Ростов-на-Дону. 2003. год.

4. Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы. Москва. 1997 год.

5. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. Москва. 2004 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ритмике (1-4 класс) для специальных (коррекционных) школ VIII вида

Рабочая программа по ритмике для 1-4 класса специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида....

Рабочая программа по ритмики 2 класс

Дети младшего школьного возраста отличаются, как известно, большой подвижностью, неустойчивостью внимания, неумением долго сосредотачиваться на одном задании. Поэтому следует ограничиваться небольшим ...

Рабочая программа по ритмике для 1 классов "Ритмическая радуга"

Автор-составитель Прядко Виктория Геннадьевна...

Рабочая программа по ритмике для 1 классов

Программа курса внеурочной деятельности «Ритмика» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и составлена на основе программы «Ритмика и бальные танцы»...

Рабочая программа по ритмике 1-4 класс

Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный ск...

Рабочая программа по ритмике 2 класс коррекционных(специальных) классов

Пояснительная запискаРабочая программа по ритмике для 2 класса составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образо­вательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы под...