Главные вкладки

    Рабочая программа по ритмики 1 класс
    рабочая программа по теме

    Беляева Вера Николаевна

    Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма. Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_1klass.doc91.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа

    Учебного курса    ритмика в 1 классе

    Составитель:  Беляева Вера Николаевна,

    учитель ритмики, педагог дополнительного образования, МОУ «Гимназия №19»

    САРАНСК

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.

    В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы.

    На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.

    Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.

    Основные задачи:

    Обучающая:  формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.

     Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытие творческого потенциала.

    Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.

     Особенностью программы является то, что, программа включает в себя изучение нескольких направлений танцевального искусства.

    Оригинальность данной программы – это творческое мышление учащихся. В каждом классе отведено время на то, чтобы учащиеся не только учились определенным движениям и танцам, но и могли изложить свои мысли  на «паркете».

     Программа достаточно вариативная и позволяет проявить индивидуальный творческий подход.

    Уже через несколько месяцев учащиеся овладевают минимальными навыками танца и способны показать свое умение на различных праздниках, что вносит в процесс обучения работу на результат.

    При разработке программы учитываются способности учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности. Ритмикой могут заниматься все физически здоровые дети, начиная с 6-7 лет.  Годовой объем 72 часа, на изучение в каждом классе отведено по 2 часа в неделю.

    Учебный материал включает в себя: диско-танцы, бальные танцы, а также комплексы ритмичных танцевальных упражнений.

    СТРУКТУРА УРОКА

    Первая часть урока (подготовительная):

    - построение детей в несколько линий;

    - поклон педагогу;

    - разминка.

    Вторая часть урока (основная):

    - общеразвивающие упражнения (изучение музыкально-ритмического материала, тренировочных вспомогательных упражнений, элементов хореографической азбуки);

     - работа над танцами, танцевальными схемами).

    Третья часть урока (заключительная):

    - закрепление выученного материала;

    - методические рекомендации;

    - поклон педагогу.

    Подбору музыкальных произведений следует уделять такое же серьезное внимание, как и подбору движений экзерсиса, танцев и танцевальных схем. Музыкальное сопровождение уроков ритмики не только играет прикладную роль, но имеет также важное значение как самостоятельная часть учебного процесса.

    Содержание дисциплины

    1. Вводное занятие

    Учащиеся знакомятся с предметом «Ритмика».

    Беседа о целях и задачах, правилах поведения на уроках ритмики, о форме одежды для занятий.

    2. Основы хореографии

             1   Поклон  

    2   Обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:

    - позиции ног;

    - позиции рук;

    - позиции в паре.

    - точки класса;

         Для ориентации лучше всего использовать схему, принятую  А.Я.Вагановой. Это – квадрат, который условно делит зал на восемь равных треугольников. Ц - положение ученика, точки 1 – 8, располагающиеся по ходу часовой стрелки, - это возможные направления поворотов корпуса или движений в пространстве.

    При изучении элементов бального и народного танца целесообразно познакомить детей еще с одной схемой – круг, линия танца. Движение танцующих по кругу против часовой стрелки называется «по линии танца», по часовой стрелке – «против линии танца».

    3. Разминка

    Проводится на каждом уроке в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.

    Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.

    Примерные упражнения

    - наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения;

    - вытягивание шеи вперед из стороны в сторону;

    - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих);

    - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого;

    - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево;

    - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения;

    - движения рук «волна»;

    - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз;

    - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону;

    - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево;

    - работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты;

    - пружинка на месте по VI позиции;

    - перенос веса тела с одной ноги на другую;

    - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп;

    4. Общеразвивающие упражнения

    Движения по линии танца и диагональ класса:

    - на носках, каблуках;

    - шаги с вытянутого носка;

    - перекаты стопы;

    - высоко поднимая колени «Цапля»;

    - выпады;

    - ход лицом и спиной;

    - бег с подскоками;

    - галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.

    Упражнения на улучшение гибкости

    - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения;

    - ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу;

    - ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу;

    - сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед;

    - сидя на полу в парах, наклоны вперед;

    - «бабочка»;

    - «лягушка»;

    - полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны;

    - полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны;

    - полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад;

    - полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад;

    - «кошечка»;

    - «рыбка».

    5. Ритмические комбинации

    Отрабатываются разновидности шагов

    1. Комбинация «Гуси»:

    - шаги на месте;

    - шаги с остановкой на каблук;

    - шаги по точкам (I, III, V, VII);

    - приставные шаги.

    Можно исполнить в народном характере. Схема остается та же, только вместо приставных шагов исполняется «гармошка».

    2. Комбинация «Слоник»:

    - шаг приставка, руками «нарисовать» уши;

    - шаг назад, руки вытянуть вперед вверх;

    - пружинка на месте, в стороны;

    - пружинка назад;

    - колено, локоть;

    - прыжки.

    Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление. 

             3. Комбинация «Ладошки»

    Пары встают лицом друг к другу и делают различные хлопки по одному и в парах. Можно добавить притопы

    6. Диско танцы

    Отрабатываются разновидности шагов.

          1.Танец «Стирка»

    Имитируется процесс стирки белья.

    - два шага вправо, два шага влево, стираем;

    - полощем;

    - выжимаем;

    - развешиваем;

    - устали.

          2. Танец «Лимбо»

    - приставные шаги вперед-назад;

    - приставной шаг вперед, два кик вперед, приставной шаг назад;       - приставной шаг вперед, два кик вперед и два хлопка, приставной шаг назад, поворот.

     Движения повторяются по четырем точкам (1, 3, 5, 7).

    7. Урок-смотр знаний

    Урок – смотр знаний проводится в конце каждой четверти в форме зачета.

    На этом уроке педагог смотрит на знания и умения детей,  полученные в четверти.

    Класс делится на несколько групп, которые выполняют задания, данные педагогом (задания соответствуют пройденному материалу).

    Тематическое планирование по дисциплине « ритмика»


    п/п

    Наименование разделов и тем

    Максимальная нагрузка учащегося, ч.

    Из них

    Теоретическое обучение, ч

    Лабораторные и практические работы,ч

    Контрольная

    работа, ч

    Экскурсии,

    ч

    Самостоятельная работа.ч

    1.

    Разминка

    7

    2.

    Основы хореографии

    4

    3.

    Общеразвивающие упражнения

    4

    4.

    Ритмические комбинации

    8

    1

    5.

    Движения по линии танца

    6

    1

    6.

    Диагональ класса

    7.

    Танец «Стирка»

    1

    8.

    Танец «Лимбо»

    1

    итого

    68

    4

    Календарно тематический план


    П/П

    Наименование

    разделов и тем

    Всего

    часов

    Из них

    Самостоятельная

    работа, ч (доклады)

    Дата

    проведения занятия

    Лабораторные и практические

    работы, ч.

    Контрольная

    работа, ч.

    (Урок-смотр знаний)

    1

    Разминка

    7

    1

    1.1

    Схема 1

    3

    1.2

    Схема 2

    2

    1.3

    Схема 3

    2

    2

    Основы хореографии

    4

    2.1

    Постановка корпуса. Основные правила

    1

    2.2

    Позиции рук

    1

    2.3

    Позиции ног

    1

    2.4

    Точки класса

    1

    3

    Общеразвивающие упражнения

    2

    4

    Движения по линии танца

    2

    5

    Ритмические комбинации

    6

    1

    5.1

    Комбинация «Гуси»

    2

    5.2

    Комбинация «Слоник»

    2

    5.3

    Комбинация «Ладошки»

    2

    7

    Диагональ класса

    2

    8

    Индивидуальные задания

    1

    9

    Танец «Стирка»

    2

    1

    9.1

    Движения танца

    1

    9.2

    Схема танца

    1

    10

    Танец «Лимбо»

    4

    1

    10.1

    Движения танца

    1

    Схема танца

    1

    Схема танца по точкам

    2

    Итого

    68

    4

    Знания и умения

    - знать позиции рук, ног, точки класса;

    - знать движения, выученные за год;

    - знать названия движений и танцев;

    - знать танцы, выученные за год;

    - уметь танцевать в заданном темпе.

    УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

              Специальное оборудование:

    - зеркала;

    - магнитола;

    - музыкальный материал.

    Методическое Обеспечение

             В процессе обучения используются следующие методы:

    - объяснение;

    - показ;

    - музыкально-игровой.

    В процессе обучения предусмотрены следующие виды контроля:

    - текущий, проводимый в ходе учебного занятия, закрепляющий знания по заданной теме;

    - итоговый, проводимый после изучения материала одной четверти.

    ЛИТЕРАТУРА

                      1. Базарова Н., Мэй В. Азбука классического танца. Ленинград. 1983 год.

    2. Барышникова Т Азбука хореографии. Москва. 2000 год.                      

    3. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Ростов-на-Дону. 2003. год.

    4. Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы. Москва. 1997 год.

    5. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. Москва. 2004 год.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по ритмике (1-4 класс) для специальных (коррекционных) школ VIII вида

    Рабочая программа по ритмике для 1-4 класса специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида....

    Рабочая программа по ритмики 2 класс

    Дети младшего школьного возраста отличаются, как известно, большой подвижностью, неустойчивостью внимания, неумением долго сосредотачиваться на одном задании. Поэтому следует ограничиваться небольшим ...

    Рабочая программа по ритмике для 1 классов "Ритмическая радуга"

    Автор-составитель Прядко Виктория Геннадьевна...

    Рабочая программа по ритмике для 1 классов

    Программа курса внеурочной деятельности «Ритмика» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и составлена на основе программы «Ритмика и бальные танцы»...

    Рабочая программа по ритмике 1-4 класс

    Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный ск...

    Рабочая программа по ритмике 2 класс коррекционных(специальных) классов

    Пояснительная запискаРабочая программа по ритмике для 2 класса составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образо­вательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы под...