Методические рекомендации для воспитателей (вожатых) загородных лагерей
учебно-методический материал на тему

Методические рекомендации для воспитателей (вожатых) загородных лагерей

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vospitatel_vozhatyy.ppt808.5 КБ
Microsoft Office document icon rekomendatsii.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ЗАГОРОДНЫХ ЛАГЕРЕЙ МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МАРЬЯСОВА Г.А УСПЕХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ/ВОЖАТОГО ЗАВИСИТ ОТ УСПЕХА ЕГО ОБЩЕНИЯ С ВОСПИТАННИКАМИ

Слайд 2

СТРУКТУРА СМЕНЫ Этап адаптации (1-6 день) - Выявление личностных особенностей детей; Выявление лидеров; Формирование отрядов; Сплочение отрядных коллективов; Выработка индивидуального подхода к детям. Этап Индивидуализации (6-12 день) - Создание условий для самореализации и творческого роста личности в различных видах деятельности; Контроль и коррекция психологического климата в отряде; Диагностика и профилактика конфликтов. Этап интеграции (12-18 день) - Коррекция отрицательных психологических состояний; Повышение самооценки детей; Предвидение определенных отношений между мальчиками и девочками. Этап подготовки к расставанию (18-21 день) - Повышение дисциплины; Анализ личностных и групповых ощущений: Подведение итогов смены, поощрение ее активных участников.

Слайд 3

НОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Внешний вид воспитателя/вожатого Отношения между сотрудниками лагеря Отношение к воспитанникам Голос, тон, дикция воспитателя/вожатого Отношения воспитателя/вожатого к своим обязанностям Отношение к лагерю, его администрации, коллегам, обслуживающему персоналу Соблюдение этических норм и отношения с родителями воспитанников

Слайд 4

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА - это не только оценка изучения личностных качеств, но и направленность движения педагога и ребенка от одной цели к другой Первичная диагностика Медицинская информация Анкетирование детей ( первичное и вторичное) Наблюдение за поведением детей Изучение развития ребенка Учет возрастных особенностей

Слайд 5

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА Совет: Организуйте подвижные игры с ограничением прыжков и бега; Развивайте умения лазать и пользоваться качелями; Используйте ритмические виды деятельности, пение, драматические постановок; Обучайте правильным навыкам труда; Обеспечьте детей конкретными поручениями и творческой свободой при выполнении; Предоставляйте детям свободу действия, развивайте способности.

Слайд 6

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ (6 – 10 ЛЕТ) Со сверстниками: Внеситуативно-личностное обшение, идет половая идентификация, ребенок строит отношения с детьми, сталкивается с проблемами разрешения ситуаций фрустрированного общения. Со взрослыми: Отстаивает право на автономность, желает быть равноправным с другими людьми, предъявляет требования и оценивает поведение.

Слайд 7

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ (11 – 15 ЛЕТ) Со сверстниками: По новому оценивает отношения со сверстниками, появляется потребность в друге, притязание на признание, взаимопомощь, взаимовыручка и дружба, совместное отчуждение от взрослых. Общение со сверстниками противоположного пола и первая любовь. Со взрослыми: Впервые овладевает опытом целенаправленного обособления. В семье отчуждение и негативизм. Потребность в доверительном общении со взрослыми, стремление быть и казаться взрослым.

Слайд 8

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА Совет: Поощряйте детей и хвалите; Используйте такие виды деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности; Организуйте коллективные спортивные игры, занятия по интересам; Организуйте разумное руководство, пробудите в ребятах интерес к окружающему миру.

Слайд 9

РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ Совет: Проводите коллективные (спортивные) игры ; Используйте общий энтузиазм при выполнении различных заданий; Воздействуйте опосредованно – через друзей, рассказы о своих проблемах, демонстрацию различных вариантов поведения и его результатов ; Постройте руководство поведением подростков так, чтобы оно происходило без лишнего вмешательства и давления со стороны взрослых; Создавайте необходимые условия для отдыха .

Слайд 10

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ (15 – 21 ГОД) Со сверстниками: Идентификация со сверстниками. Участие в общественной жизни, формальных и неформальных организациях. Любовь и ранний брак. Соперничество и борьба со сверстниками, предвзятость в отношениях, неприятие себя и других, страх перед близостью, одиночество. Со взрослыми: Твердое отстранение от родных, независимость, потребность общения с кумиром и референтной группой. Осознание существования динамики в отношениях близких взрослых

Слайд 11

ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ПРОБЛЕМЫ Проблемы детей младшего возраста Стремление к самостоятельности, самоутверждению, преобладает мотив «Я должен» над «Я хочу» (негативизм, непослушание, упрямство) Проблемы детей среднего возраста Влияние конституционных сдвигов формирует новое представление о себе (оригинальность, независимость) Проблемы детей подросткового возраста Биологически взрослый, но социально нет (чувство неполноценности, разочарование, независимость, замыкание на самом себе)

Слайд 12

СТИЛИ РУКОВОДСТВА ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ «Приказание, конкретное поручение» «Распределение и стимулирование» «Участие в принятии решений» «Передача полномочий»

Слайд 13

«Красные флажки» - слова вызывающие негативную реакцию собеседника. Вопросы Кто это сделал? Когда ты будешь... Вы уверены что вы правы, что не ошиблись? Отрицания Не стоило этого делать У нас так не принято Это ни к чему хорошему не приведет Нет. Никогда Указания Я требую... Вы обязаны... Замолчите. Выполняйте что сказано. Оценка личности Копуша Неудачник Маменькин сынок Трус Лжец Домыслы Вы всегда... Вы никогда... Вам не хватает... Ваша слабость... Угрозы Если вы... то я вынужден... Иначе я.... Я ведь могу... Вы пожалеете об этом.

Слайд 14

Предполагаемая реакция собеседника на демонстрацию «красных флажков» Внутренний дискомфорт Агрессия Замешательство Оправдание Отзеркаливание Уход

Слайд 15

Рефлексия – внутренняя деятельность человека, ориентированная на осознание, осмысление своих действий и состояний. 1. Текущая рефлексия – осуществляется по ходу занятия (мероприятия): Доволен ли ты тем, как прошло занятие, мероприятие? Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания? Был ли ты активен на занятии, мероприятии? Ты с удовольствием выполнял задания? Был ли вожатый (педагог) внимателен к тебе? С каким настроением ты идешь с занятия, мероприятия? 2. Итоговая (завершающая) рефлексия, осуществляется в конце смены Какое мое самое большое достижение за смену? В чем я изменился за смену? Какой мой самый большой успех? Как я его достиг? Какова моя самая большая трудность? Как я её преодолел и буду преодолевать? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? Чему я научился? Какова моя будущая цель?? Что я буду делать, чтобы её достичь?



Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей (вожатых) загородных лагерей
и лагерей с дневным пребыванием детей

  1. Упражнения на знакомство:
  • «Снежный ком» - имя + прилагательное на эту букву.
  • «Будь внимательным» - закрыв глаза поднять руку тем у кого сосед с карими глазами...
  • «Никто не знает» - имя + никто не знает, что я ...
  • «Знакомство» - ходить по кругу и здороваться с каждым за руку говоря «привет как твои дела?», руку освобождаем после того как другая рука начнет здороваться еще с кем то.
  • «Добрые слова» - сесть в круг взяться за руки, глядя в глаза соседу сказать несколько добрых слов и улыбнуться. Принимающий кивает головой и говорит спасибо, мне очень приятно.
  • «Самопризентация» - «молодой воспитанный крокодил (имя) ищет себе друзей».
  • «Качества» - имя + пять наиболее ярких качеств которые вам импонируют.
  • «Презентация партнера» - в парах за пять минут подготовиться к представлению партнера всей группе (привычки, привязанности, хобби, качества, умения)
  • «Слава Богу, ты пришел, потому что...» - сидя в кругу говорим соседу с права по очереди и объясняем причины своей радости.

Упражнения на сплочение коллектива:

  • Вспомните ради кого вам пришлось отказаться от собственного удовольствия

 - кто этот человек?

 - родственник, друг или незнакомец?

При каких обстоятельствах вы совершили этот поступок?

 - это была ваша инициатива?

 - вас попросили, потребовали, приказали.

 - вы колебались или сразу выполнили просьбу?

Приведите пример.

  • «Язык мимики» - встать в затылок друг другу, передать мимикой, жестами задуманное чувство. Последний в колонне говорит какое чувство он получил.
  • «Поменяйтесь местами»: у кого шнурки, кроссовки...
  • «Внимание опасность» - движение хаотично по команде «внимание опасность» сгруппироваться как можно теснее.
  • «Найди и коснись» - расхаживая по комнате касаться разных вещей

 - чего-либо красного,

 - холодного на ощупь и т.д.

Упражнения подготовки к расставанию

  • «Ритуал прощания» - встали в круг, протянули правую руку для общего рукопожатия и говорят: «мы вместе, до скорой встречи»
  • «Комплемент» - разбиться на пары и сказать комплемент друг другу и поблагодарить.

Материалы подготовила:   педагог-психолог   Марьясова Г.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации летнего экологического лагеря "Экопрофи" на базе школы

Методические рекомендации по организации летнего экологического лагеря "Экопрофи" на базе школы предназначены для педагогов-организаторов, вожатых, учителей занятых организацией летнего отдыха....

Методические рекомендации для воспитателей детского сада по обучению дошкольников английскому языку

Методические рекомендации для воспитателей детского сада по обучению дошкольников английскому языку...

Методические рекомендации для воспитателей, социальных педагогов, социальных работников приюта для установления благоприятных взаимоотношений с детьми и подростками.

Буклет содержит методические рекомендации для воспитателей, социальных педагогов, социальных работников приюта для установления благоприятных взаимоотношений с детьми и подростками находящимися в труд...

Методические рекомендации для воспитателей по подготовке и проведению родительского собрания в ДОУ

Методические рекомендации для воспитателей по подготовке и проведению родительского собрания в ДОУ.ПАМЯТКА   ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯПриемы, исп...

Методические рекомендации для воспитателей и педагогов дополнительного образования по озеленению

Тема: Подготовка к самостоятельной работе воспитанников с ограниченными возможностями на занятиях сельскохозяйственного труда. Содержание:Актуальность.Условия, необходимые для теоретической части...

Методические рекомендации для воспитателей

Изобразительная  продуктивная  деятельность с использованием  нетрадиционных  техник рисования является  наиболее  благоприятной для  развития творческих способносте...

Методические рекомендации по организации работы оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей

Методические рекомендации по организации работы оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей...