Методические рекомендации для воспитателей
методическая разработка по теме

Базитова (Малюшева) Екатерина Юрьевна

Изобразительная  продуктивная  деятельность с использованием  нетрадиционных  техник рисования является  наиболее  благоприятной для  развития творческих способностей  детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны  развития ребёнка.

Доступность использования нетрадиционных техник рисования определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_studentov.docx44.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Методические рекомендации

 для воспитателей детских садов

и педагогов дополнительного образования

«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей седьмого года жизни»

Педагог

дополнительного образования

Е.Ю. Базитова

Куйтун -  2014

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. 

Поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно педагогических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов дошкольных учреждений. Для этого необходимо наряду с традиционными методами и способами изображения включать и нетрадиционные техники рисования. 

Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. 

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. 

Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.

  Работая   в  дошкольном  учреждении,   я убедилась  в  том,  что  изобразительная  деятельность  приносит  маленькому  ребёнку  большую  радость. Раньше я, как  и  многие  педагоги, в  основном  придерживалась  стандартного  набора  изобразительных  материалов  и  традиционных  способов  передачи  полученной  информации.  И  порой, сама  того  не  желая,  ограничивала  проявление  творческих  способностей  детей.  Традиционных  подходов  часто   недостаточно  для   развития  творчества  у  современных  детей.  В  последнее время  появились  новые  программы,  технологии,  которые  позволяют  сделать  процесс  изобразительного  творчества  более  интересным,  более  продуктивным.

Опыт  моей  работы  свидетельствует: рисование  необычными  материалами  позволяет  детям  ощутить  незабываемые  положительные  эмоции,  реализовать свой  творческий  потенциал.  А  эмоции,  как  известно – это  и  процесс, и  результат  практической  деятельности, прежде  всего  художественного  творчества. По  эмоциям  можно  судить о том, что  в  данный момент  радует,  интересует,  огорчает,  волнует  ребёнка,  что  в  свою  очередь  характеризует  его  сущность,  характер,  индивидуальность.

В  основу  моей  методической  разработки  легли  материалы Р.Г.Казаковой, Г.Н.Давыдовой, О. А . Белобрыкиной и  свой  личный  опыт.

Изобразительная  продуктивная  деятельность с использованием  нетрадиционных  техник рисования является  наиболее  благоприятной для  развития творческих способностей  детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны  развития ребёнка.

Цель:  развитие  творческих  способностей детей  дошкольного  возраста через нетрадиционные  техники изобразительной деятельности

Задачи:

  1. Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования;
  2. Учить манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами;
  3. Учить детей дошкольного возраста самостоятельно находить приемы изображения как в отдельных видах изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование), так и при их интеграции;
  4. Развивать у детей дошкольного возраста наблюдательность, внимание;
  5. Развивать способность  к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции, ритма);
  6. Воспитывать чувство прекрасного.

 Я  проанализировала    и    отобрала    для    работы   с   детьми   те  нетрадиционные  техники рисования,  которые  наиболее  доступны,  понятны  и   интересны    ребёнку – дошкольнику по возрасту.

 Доступность использования нетрадиционных техник рисования определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Возрастная группа

Нетрадиционные техники рисования

II младшая группа

  1. рисование пальчиками;
  2. оттиск печатками из картофеля;
  3. рисование ладошками.

Средняя группа

  1. тычок жесткой полусухой кистью.
  2. печать поролоном;
  3. печать пробками;
  4. восковые мелки + акварель;
  5. свеча + акварель;
  6. отпечатки листьев;
  7. рисунки из ладошки;
  8. рисование ватными палочками;
  9. волшебные веревочки.

Старший дошкольный возраст

  1. «рисование песком;
  2. рисование мыльными пузырями;
  3. рисование мятой бумагой;
  4. кляксография с трубочкой;
  5. монотипия пейзажная;
  6. печать по трафарету;
  7. монотипия предметная;
  8. кляксография обычная;
  9. пластилинография.

Изобразительная  деятельность  с  применением  нетрадиционных  материалов  и  техник  способствует  развитию  у  детей:

  • мелкой  моторики  рук  и  тактильного  восприятия;
  • пространственной  ориентировки  на листе  бумаги,  глазомера  и зрительного  восприятия;
  • внимания,  образного и логического мышления, памяти, воображения,  речи;
  • изобразительных навыков  и  умений,  наблюдательности, эстетического  восприятия,  эмоциональной  отзывчивости;
  • креативности  (оригинальности);
  • самостоятельности, навыков  контроля  и самоконтроля;  
  • творческих  способностей;
  • способствуют снятию детских страхов;
  • развивает уверенность в своих силах.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

Рисование пальчиками (пальчикавая живопись), ладошками

Нету кисточки пропала,

Только я грустить не стала,

Обмакну я пальчик в краску,

Нарисую пальцем сказку.

Рисование пальчиками.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.


Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск печатками из картофеля.


Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.

Вверх-вниз, вправо-влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком, 
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнем
И опять стучать начнем

Мы рисуем: раз, раз…
Все получится у нас.

Возраст: с трех лет

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.


Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Оттиск пробкой.


Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка. 


Оттиск поролоном.


Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. 

Оттиск пенопластом.


Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт. 


Оттиск печатками из ластика.


Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку. 


Оттиск смятой бумагой.


Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага. 


Восковые мелки + акварель.


Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

 Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.


Свеча + акварель

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

 Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Волшебные веревочки (ниткография)

Нитку волшебную в руки возьми,

В краски ее хорошо обмокни.

Листок белоснежный сложи пополам

Нитку эту протягивай сам.

Раскрыв, ты увидишь  листок не простой,

Рисунок его украшает чудной

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия.

 Материалы: нити х/б, плотная бумага, акварель - гуашь.

Способ получения изображения: берется нить диной 30-50 см, красится акварелью или гуашью. Один конец нитки длиной 10-15 см остается неокрашенным. Покрашенная нить произвольно выкладывается на листе бумаге, немного выше его середины. Сверху кладется лист и слегка прижимается рукой. Другой рукой за неокрашенный конец втягивается нить.

Кляксография

На альбом упала клякса,

На листе осталась клякса.

Пририсую ей глаза,

Пусть летает стрекоза.

Кляксография обычная.


Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

 Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.


Кляксография с трубочкой

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.


Кляксография с ниточкой

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг, рисование щетками

Посмотрите, что такое?

Из  под щетки брызжет море.

Лебедь по морю плывет

И лебедушку зовет.


Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, зубная щетка, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Монопития

Монопития такая,

Рисовать нам помогает,

Нарисую пол странички, и сложу как две сестрички.

Монотипия предметная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Печать по трафарету.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.


Отпечатки листьев.


Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. 


Акварельные мелки.


Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.


Тычкование


Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см),

журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей детского сада по обучению дошкольников английскому языку

Методические рекомендации для воспитателей детского сада по обучению дошкольников английскому языку...

Методические рекомендации для воспитателей, социальных педагогов, социальных работников приюта для установления благоприятных взаимоотношений с детьми и подростками.

Буклет содержит методические рекомендации для воспитателей, социальных педагогов, социальных работников приюта для установления благоприятных взаимоотношений с детьми и подростками находящимися в труд...

Методические рекомендации для воспитателей по подготовке и проведению родительского собрания в ДОУ

Методические рекомендации для воспитателей по подготовке и проведению родительского собрания в ДОУ.ПАМЯТКА   ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯПриемы, исп...

Методические рекомендации для воспитателей и педагогов дополнительного образования по озеленению

Тема: Подготовка к самостоятельной работе воспитанников с ограниченными возможностями на занятиях сельскохозяйственного труда. Содержание:Актуальность.Условия, необходимые для теоретической части...

"Организация самоподготовки" (методические рекомендации для воспитателя)

Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в школе - интернате.Цель самоподготовки: прививать учащимся навыки самообразовательной работы....

Методические рекомендации для воспитателей (вожатых) загородных лагерей

Методические рекомендации для воспитателей (вожатых) загородных лагерей...