"Организация самоподготовки" (методические рекомендации для воспитателя)
методическая разработка по теме

Максимова Надежда Васильевна

Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в школе - интернате.

Цель самоподготовки: прививать учащимся навыки самообразовательной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_samopodgotovki.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

        «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОПОДГОТОВКИ»
          (методические рекомендации для воспитателей)

Выполнение домашних заданий - один из наиболее ответственных моментов режима дня в школе - интернате, как для учащихся, так и для воспитателя. Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы школы-интерната является самоподготовка.
Самоподготовка - организационная форма учебной деятельности под руководством воспитателя, в ходе которой целенаправленно формируются навыки самостоятельной учебной работы учащихся.
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы школы-интерната является самоподготовка.

Самоподготовка одна из форм организации учебного процесса в школе - интернате. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога - воспитателя. 

Цель самоподготовки: привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении. Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конкретных задач:


  • Расширение границ учебной работы;

  • Углубление содержания учебных предметов;

  • Получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;

  • Закрепление и повторение изученного на уроках материала;

  • Упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;

  • Развитие интереса к учению;

  • Приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;

  • Формирование исполнительских навыков.



Самоподготовка - это не урок. В отличие от урока эта форма обучения, несмотря на то,

что она организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе

самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями

учеников.

В дополнение к уроку в школьных группах она становится второй основной формой

обучения.

Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные

функции:

Образовательные функции:


  1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления
    и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через
    различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной
    индивидуальной работы.

  2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов
    учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В
    процессе самоподготовки' развиваются внимание, память, мышление, речь детей,
    совершенствуются в целом все психические процессы.

  3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков
    планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения
    возможностей.

  4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного
    отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.

  5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных
    знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом
    самовыражении.


Воспитательные функции:


  1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.

  2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе систематической
    самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять
    полученные знания на практике. В результате появляется интерес к
    самообразованию, положительное отношение к учению.

  3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному
    формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств
    личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и
    многие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся
    достоянием ученика.

  4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки,
    необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению
    домашних заданий - оформление доски, хронометраж времени…


При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать: уровень обще учебных навыков и умений учащихся, уровень навыков самостоятельной работы, возрастные и индивидуальные особенности детей.

Обеспечение нормального хода самостоятельной работы опирается на соблюдение определенных требований в структуре ее организации. 

Самоподготовка имеет следующие структурные части, правомерность которых доказана опытом:


  1. Организационный момент (организация начала самоподготовки).

  2. Фонетическая и речевая зарядка (подготовка артикуляционного аппарата)

  3. Подготовка к самостоятельной работе

  4. Самостоятельная работа учащихся

  5. Проверка воспитателем результатов выполнения письменных и устных заданий, самопроверка, взаимопроверка

  6. Подведение итогов самоподготовки.


Так как режимом дня на самоподготовку отведено по времени 1 час (мл. классы), 1,5 (ср. и ст. классы), то необходимо проведение краткой физминутки для снятия статического напряжения мышц (рук, плечевого пояса, туловища, ног). Воспитатель сам должен по состоянию детей определить момент проведения физ. минутки.

Сюда включаются упражнения для разных групп мышц (небольшая дозировка) - ходьба, покачивания, похлопывание руками, подпрыгивания, наклоны, приседания, сопровождаемые речёвкой. Текст должен быть легко запоминаемым, интересным для детей. Можно использовать музыкальное сопровождение - ритмическую музыку. Сигналом к выполнению физ. минутки может служить рисунок, плакат со схематично изображенным физкультурником или словесное приглашение воспитателя на физ. упер- я. 
Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент. 
По времени он занимает 2-3 минуты. Организуя детей на учебную деятельность, воспитатель предлагает ребятам подготовить своё рабочее место, надеть наушники или индивидуальные слуховые аппараты. Учащиеся готовят учебники и тетради, делают из пеналов письменные принадлежности и отчитываются о проделанной работе. Можно использовать такие приёмы, активизирующие деятельность детей на данном этапе самоподготовки, как вывешивание плаката, где нарисованы сказочные персонажи, выполняющие уроки, организация соревнования «Кто быстрее и лучше подготовит своё рабочее место». В 1-2 классах можно использовать игровой момент. Например, сказочный персонаж кукла - незнайка (или другой), находясь на столе воспитателя, «проверяет», кто быстро и правильно подготовился к работе. Конечно, дети понимают, что это только игра, но они охотно в неё включаются. Помогает также игра «Светофор». У детей на столах лежат два кружка - зелёный и красный. Приготовил рабочее место - поднимай зелёный кружок.
Следующий этап проведения самоподготовки фонетическая и речевая зарядка.
Работа над звукопроизношением планируется на четверть, это позволяет сконцентрировать внимание, как учителя, так и воспитателя на отработке, автоматизации звукопроизношения определённых звуков в словах, фразах, их дифференциации со сходными по звучанию звуками, поработать индивидуально с учащимися, которые ещё неуверенно произносят эти звуки, испытывают трудности. Произносить звуки, слоги, фразы в разном темпе, с разной силой голоса индивидуально и фронтально. После фонетической зарядки воспитатель может поработать над фразами из речевого материала, планируемого на четверть. подбирая их по определённой теме, например «Погода», «Семья», «Школа» т.д. Буквально 5-6 фраз ежедневно в течение недели, помогут учащимся активно пользоваться ими в повседневной жизни. Следует отметить, что работа

воспитателя над звукопроизношением отдельных «трудных» звуков или их сочетаний является лишь продолжением работы реабилитаторов, ни в коей мере не подменяет её и ведётся лишь по рекомендации индивидуальных реабилитаторов по предложенному ими материалу.

Обычно материал фонетической зарядки записан на запасной доске или на обратной стороне доски и рассчитан на неделю, затем меняется. Следует обратить внимание воспитателей на важность этого этапа самоподготовки.
Фонетическая и речевая зарядка не должны проводиться формально.
Подготовка к самостоятельной работе
Перейдём к третьему этапу самоподготовки. Подготовка к самостоятельной работе не должна занимать много времени. Здесь воспитатель 
осуществляет связь урока и самоподготовки. Уместна фронтальная форма организации детей. Воспитатель сообщает план выполнения дом. заданий. Например, первой выполняется задание по математике. Чтобы напомнить ребятам ход решения примеров данного типа или задачи, воспитатель

вместе с детьми решает 1-2 примера аналогичных тем, что заданы. Или наводящими вопросами выясняет, понимают ли учащиеся смысл задачи и как они запишут условие. Здесь уместно обратить внимание детей на аналогичные примеры и задачи, решаемые в классе. Воспитатель знает возможности своих учеников и может предложить одним детям сразу выполнять задание в тетради, а другим попробовать решить на черновике.

Задача, стоящая перед воспитателем, - формирование навыков и умений самостоятельной учебной деятельности.

Всем ребятам хочется выполнить работу быстро, аккуратно и красиво. Но у одних это получается сразу, а другим требуется время, т.к. есть ребята со слабым знанием материала, неуверенные в себе и т.д.

Здесь и начинается индивидуальная работа - помощь, контроль, поддержка этих ребят. Написав решение на черновике, ученик может ещё раз убедиться в

правильности записей, показать записи воспитателю, и только потом аккуратно переписать в тетрадь.

Это повышает самооценку ребёнка (запись в тетради аккуратная, правильная) и приучает серьёзно подходить к выполнению домашнего задания. Воспитатель, видя проблемы ребёнка (пробелы в знаниях, неуверенность) может предложить повторить правило, таблицу (умножения, деления), дать дополнительные задания для закрепления материала.

В итоге это позволяет ученику стать более уверенным в своих знаниях, а значит и самостоятельнее.

Таким образом, навыки и умения самостоятельной работы - это система приёмов, которые помогают ученику самостоятельно и качественно выполнять домашние задания.

Условия для формирования навыков самостоятельной работы создаются учителем на уроке и воспитателем в процессе самоподготовки. Они включают в себя подробный инструктаж по выполнению домашнего задания на уроке, варианты домашнего задания для различных групп учеников, индивидуальные задания по карточкам, работу по аналогии, по образцам, которые есть в тетради.

Большое значение имеет обучение учащихся планированию своих действий, работе по плану, а также выбору рациональных приёмов счёта, решение задач.

Для формирования навыков самоконтроля необходимо приучать детей прочитывать написанное, проверять решение задач, примеров. Перед началом самостоятельного выполнения задания каждый учащийся должен уяснить содержание задания, самостоятельно или с помощью воспитателя составить программу собственных действий.

Для этого учащимся предлагаются памяткиНапример, содержание памятки «Самостоятельно выполняй упражнение» выглядит так:


  1. Найди упражнение в учебнике.

  2. Прочитай внимательно задание. Вспомни правило его выполнения.

  3. Если забыл, как выполнять, посмотри, как выполняли упражнение в классе.

  4. Пиши, не торопясь, но не очень медленно, не отвлекайся посторонними делами.

  5. Если не понимаешь задания, спроси у воспитателя.

  6. Прочитай написанное, сверь с текстом учебника.

  7. Проверь, правильно ли выполнено задание к упражнению.


Подготовку к самостоятельной работе воспитатель проводит дифференцированно. Подробный инструктаж необходим, когда дети приучаются работать самостоятельно, либо в начале изучения новой темы. Если у учащихся сформированы навыки, предусмотренные программой, им предоставляется большая самостоятельность. Самостоятельная работа школьников - основной элемент самоподготовки. На неё отводиться большая часть времени. В самостоятельной работе выделяют два этапа: подготовительный (ориентировочный) и исполнительский. Если на подготовительном этапе ученик осмысливает задание, то на исполнительском - выполняет и проверяет его. Отсюда определяется структура самостоятельной работы ученика: анализ предстоящей работы, объём заданий, поиск способов его выполнения, планирование действий, выполнение задания, самопроверка, самооценка, взаимопроверка.

Итак, дети начинают работать самостоятельно, воспитатель поддерживает обстановку сосредоточенной работы, не делает замечаний, чтобы отвлекать внимания других детей. Каждый работает самостоятельно, не мешая товарищам. В то же время детям разрешено обращаться к воспитателю в случае необходимости. Для активизации мотивов самостоятельной работы можно подбадривать учащихся фразами: «Подумай и у тебя получится», «Постарайся написать чисто», «Будь внимательнее», «Молодец, написал упражнение аккуратно», «Также запиши предложение» и т.д.

Это побуждает учащихся проявлять волю, настойчивость, учит доводить дело до конца, приучает к аккуратности в записях.

Поскольку темп работы учащихся различен, что определяется индивидуальными особенностями детей, что, создаёт определённые трудности для воспитателя. Широко используется такой приём: на столе воспитателя стоят часы с крупным циферблатом и воспитатель приучает детей работать по часам, экономить время. Учащимся, быстро справляющимся с домашними заданиями можно предложить дополнительные задания на карточках, задания на смекалку, сообразительность, назначить их консультантами-помощниками воспитателя. Консультанты помогают товарищам найти ошибки и исправить их, помогают в составлении пересказа, повторяют таблицу и правила. В любом случае консультанты помогают выяснить причины отставания некоторых учащихся от товарищей, ликвидировать пробелы в знаниях у детей.

Воспитатель, таким образом, держит под индивидуальным контролем всех учащихся, не даёт им отвлекаться, работает как с сильными, так и со слабыми учащимися. Требует от всех выполнение необходимого объёма домашних заданий по предметам, выявляет пробелы в знаниях учащихся, предупреждает типичные ошибки при выполнении письменных заданий. В итоге свои замечания он записывает в тетради связи с учителем, чтобы учитель мог скорректировать свою работу с учащимися.

Наряду с индивидуальной формой организации учебной деятельности широко используется групповая работа, работа в парах. Эта форма уместна для подготовки пересказа по чтению, заучивание стихотворений, при ответах на вопросы по содержанию, прочитанному. Например, один ребёнок пересказывает, другие слушают и дополняют. Все ищут ответ в тексте на поставленные вопросы, кто нашёл первый, поднимает руку. Или: по очереди отвечают на последовательно заданные вопросы. В парах работа ведётся аналогично. Групповая работа полезна тем, что ребята уточняют свои понятия, представление, знания, глубже осмысливают изучаемый материал, стараются ответить лучше, точнее, быстрее, учатся соотносить свои действия с коллективом.
Проверка и оценка результатов учебной деятельности
Ещё один структурный элемент самоподготовки - проверка и оценка результатов учебной деятельности. Прежде чем самому проверить работу детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает детей контролировать свои действия. С первого класса необходимо приучать детей прочитывать необходимое в тетради по любому предмету. Правильно ли выполнено упражнение по грамматике или решена задача, дети могут проверить, обращаясь к правилу, аналогично выполненному упражнению в классе, проверив пример, задачу обратным действием. В некоторых случаях полезно организовывать взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе. К взаимопроверке привлекаются все ученики, они выступают в роли проверяющих и проверяемых одновременно.

Приём организации взаимопроверки может быть таким: дети по заданию воспитателя обмениваются тетрадями, проверяют работу своего товарища, нет ли ошибок при списывании, верно ли решены примеры и задачи, красиво и правильно ли написаны буквы, составляют отчет о проделанной работе.

Самоподготовка заканчивается подведением итогов работы. Воспитатель оценивает деятельность детей. Кто работал прилежно, старался, а кто не проявил должного усердия. Она подбадривает ребят, быстро справляющихся с заданиями и помогавших товарищам, воспитателю.

Хочется, остановится на использовании детьми разговорной речи на самоподготовке, развитию её, упражнению детей в речеговорении. Следует уделить внимание словарю, специфичному для самоподготовки, выделяя тот словарь, который дети должны использовать в своей самостоятельной речи. Это наиболее употребительные вопросы, просьбы с которыми учащиеся обращаются к воспитателю, друг другу, ответы на вопросы воспитателя. Например: что будем делать? Будем выполнять домашнее задание по математике, чтению, письму. Что задано по математике, чтению, письму? По математике будем решать примеры и задачу, по чтению - пересказ. Что ты сделал? Я прочитал (написал, выполнил). Я решил задачу и примеры. Я выучил стихотворение. Сначала я повторил правило, потом сделал упражнение. Посмотрите, пожалуйста, мою тетрадь. Можно помочь Жене? У кого самая чистая тетрадь? У кого самая хорошая работа? Ваня написал чисто, ошибок нет. Почему ты не выполнил работу? Я не умею. Я не знаю как. Я забыл.

Воспитатель должен тщательно готовиться к проведению самоподготовки. Продумать вопросы выполнения заданий, продумать форму проверки результатов работы детей. Он должен предусмотреть, кого из детей нужно проверить более тщательно, кому предоставить самостоятельность, какой материал будет предложен для инд. работы с учащимися, быстро выполняющими задание. На что обратить внимание при индивидуальной работе с отстающими детьми, над какими фразами разговорной речи поработать индивидуально и фронтально, какой словарь закрепить, как использовать естественные ситуации для организации общения с учащимися, как создавать искусственные речевые ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей детского сада по обучению дошкольников английскому языку

Методические рекомендации для воспитателей детского сада по обучению дошкольников английскому языку...

Методические рекомендации для воспитателей, социальных педагогов, социальных работников приюта для установления благоприятных взаимоотношений с детьми и подростками.

Буклет содержит методические рекомендации для воспитателей, социальных педагогов, социальных работников приюта для установления благоприятных взаимоотношений с детьми и подростками находящимися в труд...

Создание позитивного микроклимата в группе - рекомендации для воспитателей

В данном разделе представлены рекомендации для воспитателей ДОУ о формах, методах и мероприятиях  по созданию позитивного микроклимата в группе: "Ковер мира", "Уголок настроения", "Эмблема и деви...

Методические рекомендации для воспитателей по подготовке и проведению родительского собрания в ДОУ

Методические рекомендации для воспитателей по подготовке и проведению родительского собрания в ДОУ.ПАМЯТКА   ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯПриемы, исп...

Рекомендации для воспитателей "Организация музыкальной деятельности в летний период"

Рекомендации для воспитателей "Организация музыкальной деятельности в летний период"...

Консультация для педагогов "Рекомендации для воспитателей по организации речевых игр"

Руководство дидактическими играми с целью развития речи детей в дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответс...