РП геометрия 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему

Ермолаева (Меркулова) Ульяна Викторовна

Мерзляк

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_8.docx589.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«основная общеобразовательная школа п. Кострово»

Утверждено

Директор школы ___________

Ю.А.Афанасьева

приказ №_____от «____»____20___г.                      

Рассмотрено и утверждено                        на заседании МО учителей - предметников

протокол № _____ от «____»_____20___г.

Рассмотрено и утверждено на заседании  педагогического совета

протокол № ___от «____»___20___г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Геометрия»

8 класс

Количество часов в год – 70

Составитель:

Меркулова У.В, учитель математики

п. Кострово

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника по геометрии для 9 класса А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (М.: Вентана-Граф).

На изучение геометрии в 8-ых классах  отводится 2 ч в неделю,  70 часов в год. Уровень обучения – базовый.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

Личностными результатами изучения предмета «Геометрия» является формирование следующих умений и качеств:

  • способность к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,  отличать гипотезу от факта;
  • воля и настойчивость в достижении цели.

Средством достижения этих результатов является:

  • система заданий учебников;
  • представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;

использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология системно - деятельностного подхода в обучении, технология оценивания.

Метапредметными результатами изучения курса «Геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • сличать способ и результат  своих действий с заданным алгоритмом, обнаруживать отклонения и отличия от него;
  • проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • оценивать достигнутый результат;
  • принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение планировать и осуществлять  деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Познавательные УУД:

  • строить логические цепи рассуждений;
  • сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
  • сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • выделять и формулировать проблему;
  • умение понимать и использовать математические средства  наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • давать определение понятиям;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
  • интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
  • представлять информацию в понятной форме;
  • устанавливать и сравнивать  разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного обучения, организация работы в малых группах, также использование личностно-ориентированного и  системно - деятельностного обучения.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

        Содержание учебного предмета

Данная рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по математике, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования.

1.Повторение  курса 7 класса. (3 часов) Треугольник,  виды треугольников, признаки равенства треугольников. Параллельные прямые.  Окружность и касательная. Признаки и свойства. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства.

2.Четырехугольники (23 часа). Четырехугольник, его элементы. Параллелограмм, свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция, виды трапеции, свойства. Средняя линия трапеции.  Центральные и вписанные углы. Описанная и вписанная окружности четырехугольника.

3.Подобие треугольников.(12 часов) Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.

4.Решение прямоугольных треугольников.(15 часов) Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.

5.Многоугольники. Площадь многоугольника.(12 часов) Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника, треугольника, трапеции.

6.Повторение курса 8 класса.(3 часа) Четырехугольники, виды, свойства и признаки. Формулы площадей. Подобные треугольники. Центральный и вписанный угол.

Резерв (2 часа)

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • пользоваться геометрическим языком  для описания предметов  окружающего  мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
  • существо понятия алгоритма;
  • распознавать и строить четырёхугольники и их элементы,  определять виды  четырехугольников, применять  их свойства;
  • распознавать, строить и  находить среднюю  линию  треугольника, среднюю  линию  трапеции;
  • распознавать центральные и вписанные углы, применять их свойства
  • строить вписанную в четырехугольник  окружность и описанную около него, применять признаки существования данных окружностей;
  • оперировать понятием «подобные треугольники», применять признаки подобия;
  • применять теорему  Пифагора;  метрические  соотношения в прямоугольном треугольнике;
  • формулировать определения тригонометрических функций, записывать формулы, выводить основное тригонометрическое тождество, находить значения тригонометрических функций  основных углов;
  • распознавать многоугольники, равновеликие  многоугольники, понятие площади многоугольника;
  • находить площади четырехугольников  различных видов, различных треугольников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
  • для решения несложных практических задач (например: размечать грядки различной формы);
  • для решения практических задач, связанных с нахождением периметра треугольника, измерением отрезков и углов, построением перпендикулярных и параллельных прямых
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЙ МОДУЛЬ

Внутрипредметный модуль «Практическая геометрия» (15 ч)

Внутрипредметный модуль «История геометрии» (3 ч)

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Повторение курса 7 класса (3ч)

План.

Факт.

1

Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства  треугольников

2

Параллельные прямые. Признаки и свойства

3

Окружность, касательная и секущая. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства.

Четырёхугольники (23ч)

4

Четырёхугольник и его элементы.

5-6

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

7-8

Признаки параллелограмма

9

Прямоугольник. Свойства прямоугольника

10

Признаки прямоугольника

11

Ромб. Свойства ромба

12

Признаки ромба. Внутрипредметный модуль «Практическая геометрия

13

Квадрат

14

Контрольная работа №1 на тему: «Параллелограмм. Виды параллелограмма"

15

Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника

16

Средняя линия треугольника. Внутрипредметный модуль «Практическая геометрия

17-18

Трапеция. Виды трапеции.

19

Средняя линия трапеции.

20

Решение задач по теме: «Трапеция». Внутрипредметный модуль «Практическая геометрия

21-22

Центральные и вписанные углы. Их свойства

23

Описанная окружность четырехугольника. Внутрипредметный модуль «Практическая геометрия

24

Вписанная окружность четырехугольника. Внутрипредметный модуль «Практическая геометрия

25

Признак принадлежности четырёх точек одной окружности

26

Контрольная работа №2 на тему «Вписанная и описанная окружности. Трапеция.»  

Подобие треугольников (12ч)

27

Анализ контрольной работы. Теорема Фалеса. Внутрипредметный модуль «История геометрии»

28-29

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Внутрипредметный модуль «Практическая геометрия

30

Подобные треугольники

31

Первый признак  подобия треугольников. Внутрипредметный модуль «Практическая геометрия

32

Свойство пересекающихся хорд, свойство касательной и секущей

33

Теорема Менелая, теорема Птолемея. Внутрипредметный модуль «История геометрии»

34

Решение задач по теме: «Первый признак подобия треугольников»

35

Второй признак  подобия треугольников. Внутрипредметный модуль «Практическая геометрия

36

Третий признак  подобия треугольников. Внутрипредметный модуль «Практическая геометрия

37

Повторение и систематизация учебного материала

38

Контрольная работа №3 по теме: « Подобие треугольников»

Решение прямоугольных треугольников(15ч)

39

Анализ контрольной работы. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

40-41

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

42-43

Теорема Пифагора. Внутрипредметный модуль «История геометрии»

44

Повторение и систематизация учебного материала

45

Контрольная работа №4 по теме: «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике»

46

Анализ контрольной работы. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

47

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

48

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Внутрипредметный модуль «Практическая геометрия

49-51

Решение прямоугольных треугольников. Внутрипредметный модуль «Практическая геометрия»

52

Повторение и систематизация учебного материала

53

Контрольная работа №5 по теме: «Решение  прямоугольных треугольников»

Многоугольники. Площадь многоугольника(12ч)

54

Анализ контрольной работы. Многоугольники. Сумма углов  многоугольника. Внутрипредметный модуль «Практическая геометрия»

55

Понятие площади многоугольника. Площадь многоугольника. Внутрипредметный модуль «Практическая геометрия

56-57

Площадь параллелограмма. Внутрипредметный модуль «Практическая геометрия

58-60

Площадь треугольника. Внутрипредметный модуль «Практическая геометрия

61-63

Площадь трапеции

64

Повторение и систематизация учебного материала

65

Контрольная работа №6  по теме: «Площади четырехугольников»

Повторение  курса 8 класса (3ч)

66

Четырехугольники. Виды, свойства, признаки

67

Подобные треугольники.

64-66

Метрические соотношения. Решение прямоугольных треугольников. Внутрипредметный модуль «Практическая геометрия»

69-70

Резерв

Приложение 1

2 001

4 001

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ.

  1. В равностороннем треугольнике со стороной 6см проведен отрезок, соединяющий середины двух сторон. Определите вид получившегося при этом треугольника и найдите его периметр.
  2. Постройте острый угол, если его косинус равен .
  3. Найдите площадь квадрата, если его диагональ равна 16см.
  4. Одна из сторон параллелограмма на 2 см больше другой, а его периметр равен 24см. Определите стороны параллелограмма.
  5.  Одна из его диагоналей ромба равна его стороне. Определите углы ромба.
  6.  В равнобедренной трапеции высота, проведенная из вершины тупого угла, делит большее основание на отрезки 6см и 30см. Найдите основания трапеции.
  7.  В прямоугольном треугольнике АВС даны катет ВС = 8см и А = 400. Найдите катет АС, гипотенузу АВ и В.
  8.  Прямая МК параллельна стороне АС треугольника АВС. Найдите ВК, если ВС = 12, МК = 8, АС = 15.
  9.  Прямоугольник вписан в окружность радиуса 5см. Одна из его сторон равна 8 см.  Найдите другие стороны прямоугольника.
  10.  Диагонали ромба равны 10см и 24 см. Найдите длины его сторон.
  11.  Постройте:

а) ромб с заданными диагоналями;

б) параллелограмм по двум сторонам и углу между ними;

  1.   АВСD – трапеция с основаниями ВС и АD, О – точка пересечения диагоналей.

а) Докажите, что ∆ADO подобен ∆СВО.

б) Найдите основание ВС, если AD = 15см, ВО = 4см, DO = 5см.

  1.  Прямая, АС параллельна стороне DM, АК:DК = 5:6. Найдите площадь ∆ DКМ,      если площадь ∆ АКС равна 175 см2.

КОМПЛЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ НА КОНЕЦ ГОДА

1

Объясните, какая фигура называется многоугольником.  Назовите элементы многоугольника.

2

Какой многоугольник называется выпуклым?

3

Выведите формулу для вычисления суммы углов выпуклого n-угольника.

4

Чему равна сумма углов выпуклого четырехугольника?

5

Дайте определение параллелограмма, ромба, прямоугольника, трапеции, квадрата.

6

Сформулируйте и докажите свойства параллелограмма.

7

Сформулируйте и докажите признаки параллелограмма.

8

Сформулируйте и докажите свойство  прямоугольника.

9

Сформулируйте и докажите свойств диагоналей ромба.

10

Сформулируйте и докажите свойства квадрата.

11

Введите понятия осевой и центральной симметрии. Приведите примеры фигур, обладающих осевой и центральной симметрией.

12

Расскажите, как измеряются площади многоугольников.

13

Сформулируйте основные свойства площадей многоугольников.

14

Сформулируйте и докажите теорему о вычислении  площади прямоугольника.

15

Сформулируйте и докажите теорему о вычислении площади треугольника. Как вычислить площадь прямоугольного треугольника.

16

Сформулируйте и докажите теорему об отношении площадей треугольников, имеющих равные углы..

17

Сформулируйте и докажите теорему о вычислении площади трапеции.

18

Сформулируйте и докажите теорему о вычислении площади ромба.

19

Сформулируйте и докажите теорему Пифагора и обратную ей теорему.

20

Дайте определение подобных треугольников.

21

Сформулируйте и докажите теорему об отношении площадей подобных треугольников.

22

Сформулируйте и докажите признаки подобия треугольников.

23

Какой отрезок называется средней линией треугольника. Сформулируйте и докажите теорему о средней линии треугольника.

24

Сформулируйте и докажите утверждение о точке пересечения медиан треугольника.

25

Сформулируйте и докажите утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике.

26

Что такое коэффициент подобия?

27

Что называется синусом, косинусом, тангенсом острого угла прямоугольного треугольника?

28

Какое равенство называется основным тригонометрическим тождеством?

29

Чему равны значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600?

30

Сформулируйте выводы о взаимном расположении окружности прямой.

31

Какая прямая называется секущей по отношению к окружности?

32

Какая прямая называется касательной к окружности? Как называется общая точка прямой и окружности?

33

Сформулируйте и докажите теорему о свойстве касательной к окружности и обратную теорему.

34

Докажите утверждение об отрезках касательных к окружности, проведенных из одной точки.

35

Какой угол называется центральным углом? вписанным углом?

36

Как определяется градусная мера дуги?

37

Как определяется градусная мера центрального и вписанного угла?

38

Сформулируйте теоремы о четырех замечательных точках треугольника.

39

Какая окружность называется вписанной в многоугольник? описанной около многоугольника?

40

Какой многоугольник называется вписанным в окружность? описанным около окружности?

41

Сформулируйте теоремы о вписанной в треугольник и описанной около треугольника окружностях.

42

Каким свойством обладают стороны четырехугольника, описанного около окружности? вписанного в окружность?

ЛИТЕРАТУРА

1. Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2015.

2. Геометрия: 8 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.:Вентана-Граф, 2015.

3. Геометрия: 8 класс: рабочие тетради №1,2/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2015.

4. Геометрия: 8 класс: методическое пособие/Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2015.

Справочные пособия, научно-популярная и историческая литература:

  1. Агаханов Н.Х., Подлипский O.K. Математика: районные олимпиады: 6-11 классы. — М.: Просвещение, 1990.
  2. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика: 5-11 классы. — Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике. — М.: ИЛЕКСА, 2007.

4. Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики. — М.: Педагогика-Пресс, 1994.

5. Шарыгин И. Ф.,Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия. – М. : МИРОС, 1995.

6.Пойа Дж. Как решать задачу? — М.: Просвещение, 1975,-

7. Гусев В. А. Сборник задач по геометрии: 5-9 классы. – м. : Оникс 21 век : Мир и образование, 2005.

8.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе : 5- 11 классы. — М. : Айрис-Пресс, 2005.

9.Энциклопедия для детей. Т. 11: Математика. — М.: Аванта-+, 2003.

10.http://www.kvant.info/ Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки модульной технологии по геометрии. * класс тема: "Окружность, касательная к окружности, центральные и вписанные углы"

Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы.Комплексная дидактическая цель – расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По геометрии Класс: 7 «а»

Количество часов: всего 68 часов (в неделю 2 часа)...

Рабочая программа по спецкурсу. Предмет: геометрия Класс 8

Дополнительная образовательная программа «Решение задач по теме Четырехутольники»   предназначена   для учащихся 8 классов, желающих расширить и углубить свои знания по...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         11 Учитель      Асессорова Е.М....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ГЕОМЕТРИЯ» КЛАСС 11

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:1.Закона «Об образовании» от 10 июля1992 года № 3266-1 (в последующих редакциях).2. Федерального компонента государ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ГЕОМЕТРИЯ» КЛАСС 8

Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативныхдокументов:1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года№1987 «Об утверждении федеральн...