Работа по реализации программы "Доступная среда"
статья на тему

Шинкарева Наталья Вениаминовна

Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является её готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счёт собственного гибкого переструктурирования, учёта особых образовательных потребностей каждого включаемого ребёнка.

Создание инклюзивной образовательной среды, направленной на развитие личности ребёнка и признающей его уникальность, неповторимость и право на качественное образование происходит в рамках реализации государственной программы «Доступная среда».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_realizatsii_programmy_dostupnaya_sreda.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по реализации программы «Доступная среда»

Шинкарева Н.В.

Последнее время в Российской Федерации для инвалидов проводятся различные мероприятия для привлечения внимания общества к сложностям, с которыми сталкиваются инвалиды в повседневной жизни. Возросло количество телевизионных передач, которые всё чаще освещают проблемы лиц с ограниченными  возможностями здоровья. Проводятся различные мероприятия,  направленные на социализацию инвалидов. Происходят изменения в окружающей среде, связанные с созданием условий для людей с особыми потребностями. Всё это говорит о том, что имеющиеся в обществе проблемы (а число инвалидов и людей с ограниченными возможностями значительно возросло) стали не только проблемами определённого круга граждан и медицины.  

Одним из злободневных вопросов на сегодняшний день является вопрос создания условий для полноценного воспитания и обучения детей-инвалидов, адекватного их состоянию и здоровью. В частности, введение инклюзивного образования выделено в один из приоритетов социальной политики государства.

Работа по внедрению инклюзивного образования ведётся и в  Белгородской области. Внедрение его в образовательные организации региона осуществляется с опорой на имеющийся опыт и научно-методическую базу обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.  Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является её готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счёт собственного гибкого переструктурирования, учёта особых образовательных потребностей каждого включаемого ребёнка.

Создание инклюзивной образовательной среды, направленной на развитие личности ребёнка и признающей его уникальность, неповторимость и право на качественное образование происходит в рамках реализации государственной программы «Доступная среда».

На территории Белгородской области в муниципальных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах- интернатах обучается 5118 детей – инвалидов. За последние три года выявлено достаточно большое количество детей с особенностями развития, из них, более 2000 детей – инвалидов, которым необходимо повышенное внимание, комплексное психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение.

В регионе сложилась определённая система по оказанию помощи такой категории детского населения: раннее выявление, проведение комплексного обследования, целенаправленная работа специалистов коррекционных служб. Ведущую роль в решении данного вопроса играют департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, муниципальные органы управления образования, Центральная межведомственная постоянно действующая психолого–медико-педагогическая комиссия, зональные и территориальные психолого-медико-педагогические комиссии, дошкольные и школьные психолого-медико-педагогические консилиумы.

Сегодня в школах Корочанского района обучается 75 детей-инвалидов и детей с ОВЗ, относящихся к категории дети-инвалиды и дети с ОВЗ, из них 36 обучается на дому, 39 - инклюзивно. Три школы района работают в условиях реализации программы «Доступная среда». В их число вошла и наша МБОУ «Соколовская СОШ». Это стало возможным после проведения в этом году  капитального ремонта.

В рамках реализации мероприятий государственной программы «Доступная среда» в школе создаются все условия для комфортного пребывания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов. Без реконструкции архитектурной среды здесь не обошлось. Было проведено строительство пандуса и реконструкция крыльца. Осенью 2015 года работы по ремонту выполнены в полном объёме.

Помогают по школе передвигаться и специальные световые «маяки» («выход»). Сделаны расширенные дверные проёмы, что позволяет детям-инвалидам свободно передвигаться,  беспрепятственно заходить во все помещения.

В школе приобретён специализированный модульный комплекс для поддержки поясничного отдела у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, который можно применять как в качестве стола-вертикализатора для пассивного стояния, так и в качестве стола-опоры. Модульная система используется как отдельный элемент оснащения ученического места для меня. Специализированная регулируемая рабочая поверхность настроена под индивидуальные особенности физиологического строения.

Конструкция системы с регулируемой рабочей поверхностью обладает функцией регулирования рабочей поверхности, что позволяет разместиться на оптимальном расстоянии от поверхности стола. Правильное размещение помогает стабилизировать положение глаз, головы, туловища и даёт возможность более свободного движения лопатками, плечами, руками и запястьями.

 На современном этапе актуальными являются проблемы сенсомоторного развития детей. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного и психического развития человека, а полноценное развитие мира – это база для успешного овладения многими видами деятельности.

Сенсомоторное развитие имеет важное значение для становления личности. Формирование походки, развитие интеллекта, навыки устной и письменной речи – всё это неразрывно связано с нормальным сенсомоторным развитием. Поэтому в школе уделяется внимание сенсомоторному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе с отклонениями в развитии речевого и интеллектуального развития.

В рамках реализации программы «Доступная среда» в школе функционирует комната комплексного развития детей, которая позволяет через разнообразные сенсорные игры развивать восприятие и чувственные ощущения ребёнка-инвалида. Занятия в комнате направлены для повышения эффективности коррекционно-развивающих занятий по сенсомоторному развитию. Используются мягкие модули  как для организации сюжетно-ролевых игр, развития двигательной активности, внимания, памяти, образного и логического мышления, пространственного и цветового восприятия, сенсомоторных навыков, так и в качестве строительных материалов, способствующих развитию фантазии, творческих и конструктивных способностей.

Во время занятий в этой комнате, имеющиеся модули используются при построении гимнастических маршрутов, которые позволяют мне тренировать умение управлять своим телом, развивать равновесие, координацию движения, тренировать различные группы мышц. Набор их помогает организовать безопасное пространство, позволяющее стимулировать и компенсировать недостаточность двигательной активности: улучшается мышечная память, нормализуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Для развития моторной функции, эмоционально-волевой сферы и интеллектуального развития на занятиях используется вертикальный устойчивый стенд с отверстиями-мишенями различного диаметра, формы и цвета, что позволяет закрепить понятия «форма», «цвет», «величина», «размер».

Для развития локомоторной функции, динамического равновесия  проводятся подвижные занятия с помощью  троп-платформ прямоугольной и Y- образной формы, пеньки-платформы разных размеров и цвета  с целью улучшения общей двигательной активности, опороспособности, координации и ориентировки в пространстве, развития ощущения формы, цвета и особенностей фактуры.

Использование модулей увеличивает эффективность занятий, создаёт особую атмосферу, мотивирует ребёнка к действию. Яркая окраска привлекает, стимулирует внимание, двигательную активность.

Имеющееся современное оборудование и специальная мебель помогут усовершенствовать образовательный процесс. Техника нового поколения позволит детям с ограниченными физическими возможностями и детям-инвалидам активно включиться в школьную жизнь, почувствовать себя полноценными членами общества. В рамках программы успешно реализуются задачи социализации.

 

Литература

  1. Методические материалы. Комплект многофункциональных модулей для  комплексного развития детей. – М.: АНО НМЦ «СУВАГ», 2012. – 47 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Прозвища в школьной среде"

В данной работе представлен материал о происхождении школьныш прозвищ,их этимологии....

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Система работы по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельсности в условиях реализации ФГОС

Мастер-класс "Системы работы по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС"...

Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» МБОУ "СОКШ №4" за 2020-2021 учебный год.

Отчет о работе (мониторинг) по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотич...

План работы по реализации комплексной Программы «Профилактика экстремизма и терроризма в подростковой среде»

Сегодня молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера.Тенденци...