Проект "День пробуждения медведя"
проект на тему

Ключникова Любовь Владимировна

Встречаем весну вместе с просыпающимся мишкой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_probuzhdeniya_medvedya.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«День пробуждения медведя»

Автор: Ключникова Л. В.
Воспитатель дошкольного отделения
ГБОУ Школы № 423

Москва 2018

Проект

/

"День пробуждения медведя"

Вид проекта:

  • исследовательский;
  • творческий;
  • игровой.

Цель проекта:

  • знакомство с новым праздником;
  • формирование представлений о празднике "Комоедица", его особенностях и традициях празднования;
  • формирование экологической культуры и культуры природолюбия;
  • расширение знаний о медведе:

•S как представителе животного мира;

•S героя рассказов, сказок, стихов, в живописи;

S использование его образа в геральдике, символах;

S неоднозначное трактование образа медведя в представлениях

славян.

Участники проекта:

  • воспитатель;
  • музыкальный руководитель;
  • дети средней группы;
  • родители детей средней группы.

Этапы проекта:

> Подготовительный:

•S сбор информации;

работа с методической литературой;

S составление плана работы над проектом.

> Практический:

S реализация проекта:        z

о чтение стихов; о чтение потешек; о отгадывание загадок; о работа с раскрасками; о выставка игрушек;

о вовлечение родителей к участию в проекте.

Актуальность проекта. Жизнь современных детей-дошкольников наполнена многообразием гаджетов, низкосортной литературой. Детям прививаются чуждые традиционной культуре понятия, образ жизни. А ведь очень важно сформировать у детей интерес к русской традиционной культуре, воспитать у них любовь к родной природе, родному дому, семье. Привить детям уважение к истории и культуре родной страны. Таким образом, мы считаем реализацию проекта актуальной, интересной, новой и оригинальной, так как дает нам возможность расширить знания детей, родителей и воспитателей о традициях предков, о могучем животном - медведе.

Исторический аспект возникновения праздника.

"День пробуждения медведя"- это древний праздник, которым славяне встречали наступающую весну, примерно это было 24 марта.У славян исключительным почитанием был окружен медведь. Медвежья сила, ловкость, всеядность, схожесть с человеком (глаза, похожие на человеческие, стояние на задних лапах, любовь к сладкому-мёду и ягодам) делали медведя похожим на людей, которые считали его прародителем человека и родственником человеку. Медведя величали родным, батюшкой, дедушкой. Это величание сохранилось в русских сказках и песнях. Также у славян мы находим двоякое отношение к медведю:

1. Медведь - это священный зверь, покровитель рода. Он "много знает и понимает" (Неклепаев, 1903,стр.76),существует ряд легенд о превращении человека в медведя и наоборот, и о том, что человек и медведь - братья. Медведь-помощник человека, покровитель плодородия (лохматость, ряжение в медведя на свадьбу), даритель богатства и изобилия.

Наши предки считали, что заблудившихся в лесу детей забирает к себе медведица, принято считать, что в медведей превратились спрятанные от Божьего гнева в лесу дети Адама и Евы.

2. Медведь - нечистая сила, медведь связан с подземным миром. Он наказывает тех, кто работает в неурочное время (Мокошь, Параскева Пятница, святая Берта)

Обратимся к этимологии слова медведь. Почему "медведь"?

"Мед" или "Мёд", "Вед"-ведать, знать, получаем "знающий, где мёд". Наши предки заметили особенность этого зверя лакомиться медом и дали ему такое название. А ещё бытует мнение, что люди боялись произносить вслух слово "медведь" и придумывали ему другие имена. МЕДВЕДЬ - ведмедь, черный зверь, лесник, лесной царь "КОМ", хозяин леса, хранитель его богатств, и истинное имя его- "БЕР"- от слова "берлога" (логово бера).

Итак, праздник "День пробуждения медведя", или "Комоедица" - это один из самых почитаемых праздников, связанный с пробуждением природы весной, с днем весеннего равноденствия.

Краткое описание праздника: в этот день готовили "медвежью" еду : гороховую кашу с корнем лопуха и овсяный кисель. Поев , все , от мала до велика, ложились на лавки, как бы засыпая. Полежав немного, начинали переворачиваться с боку на бок (как медведи в берлоге), а затем все "просыпались", потягивались, зевали. Это означало пробуждение медведя весной. В" КОМОЕДИЦУ" никто не работал, не занимался домашними делами. Это был шумный и веселый праздник. Люди ходили в гости друг к другу, затевали шумные игры. Молодежь ходила "будить медведя". Делали яму, берлогу, там "селили" медведя - ряженого человека. Вокруг берлоги водили хоровод, кричали, стараясь разбудить спящего медведя. Бросали в него снежки, ветки и прутья. Но будила "медведя" одна из девушек. Когда медведь просыпался, сразу начинал танцевать, имитируя движения настоящего медведя, затем ряженый-медведь отправлялся искать разбудившую его девушку; найдя её, начинал её щекотать, заключать в крепкие объятия. Лесных жителей в этот день подкармливали и задабривали "комами", блинами по-нашему, чтобы был удачным и урожайным год. Люди верили, что в силу свершившегося обряда,

медведи встанут из берлоги не голодными и не злыми, будут есть растительную пищу. Верили что, нарисованное собственноручно изображение медведя помогает сделать свою жизнь стабильной и разбогатеть.

С наступлением КОМОЕДИЦЫ начинали готовиться к весне. В Сибири до сих пор широко отмечают этот день. Выпекают праздничные булки и блины, относят их в лес, чтобы угостить проснувшегося медведя, лесного хищника, великого "КОМУ".Слово "КОМОЕДИЦА" кажется нам странным, вовсе не связанным со словом "медведь".Но, по-древнеславянски, "КОМЫ" - это и есть медведь. "КОМОЕДИЦА" - день, когда медведь ест. Есть выражение:"Первый блин КОМОМ!", но мы его произносим не совсем верно.Наши предки говорили так:"Первый блин КОМАМ!", то есть медведям. Такой был обычай первые блины отдавать Потапычам. Теперь этот праздник называют МАСЛЕНИЦЕЙ. Образ медведя и пугал , и завораживал. Он присутствовал многих русских праздниках, на ярмарках. Медведь и сейчас - один из ярких представителей животного мира России, пока он не занесен в Красную книгу.

Педагогический аспект проекта.

Мы знакомим детей с образом медведя, формируя представления о том, что этот образ во многом символизирует характер русского народа, недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведем. Еще - это яркий образ в русском искусстве и геральдике (Ярославль, Пермь), символике (партия "Единая Россия").

Мы с детьми прослеживаем неоднозначность отношения к образу медведя в сказках "Маша и медведь", "Мужик, медведь и лиса", "Кот и лиса", "Зимовье зверей", в которых медведю присваиваются такие человеческие черты характера, как легкомыслие, наивность, простодушие и ограниченность.

С другой стороны, образ медведя предстаёт перед детьми как воплощение силы, мощи, величия, доброты, в символах - Олимпийский Мишка, Умка, мишки в картине художника И.Шишкина.

Мы предлагаем родителям в «День пробуждения медведя» отправиться с детьми в цирк на представление или в зоопарк.

В режимных моментах тема медведя проходит:

  • в комплексе утренней гимнастики «Зарядка медвежат»;
  • в беседах «Медведь проснулся», «Кто в берлоге спит зимой»;
  • в занятиях по развитию речи: проговаривание скороговорок, знакомство с пословицами и потешками;
  • чтение рассказов Н. Сладкова «Как медведя переворачивали», «Неслух», «Вот так устроился!»;
  • чтение сказок «Два жадных медвежонка», «Маша и медведь», «Мужик и медведь»;
  • рассматривание журнала «Животные леса» № 1 «Медведь»;
  • заучивание стихотворений Г. Ладонщикова «Без печали, без тревоги...», В. Берестова «Мишка, мишка, лежебока!»;
  • на музыкальных занятиях разучивание и исполнение композиций Т. Боровик «Медвежата», «Я добрый мишка, плюшевый», « Куклы и мишка» и др.
  • рисование мелками и акварелью « Мой мишка»;
  • знакомство с подвижными играми «У медведя во бору», «Как-то мы в лесу гуляли...», «Медведь и пчёлы».
  • Проведение занятия на свежем воздухе, приуроченного к празднику «День пробуждения медведя».

Работа с родителями:

  • организация выставки «Узнаем его получше»;
  • организация выставки игрушек «Мишка, плюшевый мишка». Работа с педагогами:
  • консультация «Как провести праздник «Комоедица»;
  • консультация «Исторический аспект проекта «День пробуждения медведя».

Разработка и сбор методического материала:

  • художественная и научно-популярная литература для детей;
  • подбор интернет-сайтов с информацией по теме проекта;
  • разработка плана реализации проекта.

Итог и результат;

  • развитие и сохранение интереса к истории страны, традициям предков;
  • сформированность знаний о празднике «День пробуждения медведя»; обогащение знаний о медведе как представителе животного мира; воспитание бережного отношения к природе;

взаимодействие детей, родителей и педагога в совместной работе надпроектом.

Краткий итог автора проекта: «КОМОЕДИЦА» дает возможность узнать новое, вспомнить сказки и стихи, научиться рисовать и танцевать, отметить праздник, а , значит, мы можем с удовольствием заняться деятельностью и увлечь наших детей и их родителей!

Приложение

План проекта "УЗНАЕМ ЕГО ЧУТЬ-ЧУТЬ ПОЛУЧШЕ!"

  1. "Без печали и тревоги спал медведь в своей берлоге!" - стихи, рассказы, сказки.
  2. "Мы с медведем топаем и танцуем, громко топаем!" - музыкальное творчество.
  3. "Как-то мы в лесу гуляли и медведя повстречали!"- игры, праздник "День пробуждения медведя ".
  4. "Мишка, плюшевый мишка!" - художественное творчество, выставка игрушечных медведей.
  5. "Мишка косолапый из лесу идет, мишка косолапый что-то нам несет!"- викторина, загадки, потешки- работа с семьей.

Список художественной литературы:

  1. Бойчук И., Попушина Т. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством».
  2. Подрезова Т. «Материал к занятиям по развитию речи: времена года, лес, грибыл.
  3. Ивановская О., Гадасина Л. «Читаем сказки с логопедом».
  4. «Рассказы о животных». Сборник рассказов русских писателей.
  5. Сладкое Н. « Русские сказки о природе».

проект "День пробуждения медведя

Цельпроекта: знакомство с новым празлником, формирование представлений о празднике "Комоедица", его особенностях и традициях празднования. z

Формирование экологической культуры и культуры природолюбия,

расширение знаний о медведе(как представителе животного мира, героя рассказов, сказок, стихов, в живописи; использование его образа в геральдике, символах, неоднозначное трактование образа медведя в представлениях славян)

Участники проекта: воспитатель, муз. руководитель, дети средней группы, родители.

Этапы проекта:

Актуальность проекта: "День пробуждения медведя"- это древний праздник, которым славяне встречали наступающую весну, примерно это было 24 марта.

У славян исключительным почитанием был окружен медведь. Его сила, ловкость, всеядность, схожесть с человеком (глаза, похожие на человеческие, стояние на задних лапах, любовь к сладкому-мёду и ягодам) делали медведя похожим на людей, считали его прародителем человека, родственником человеку.Медведя величали родным, батюшкой, дедушкой.Это величание сохранилось в русских сказках и песнях.

Также у славян мы находим двоякое отношение к медведю:

- это священный зверь, покровитель рода. Он "много знает и понимает"

(Неклепаев,1903,стр.76),существует ряд легенд о превращении человека в медведя и наоборот, и о том, что человек и медведь- братья. Медведь-помощник человека, покровитель плодородия (лохматость, ряжение в медведя на свадьбу), даритель богатства и изобилия.

Наши предки считали, что заблудившихся в лесу детей забирает к себе медведица, принято считать, что в медведей превратились спрятанные от Божьего гнева в лесу дети Адама и Евы.

- относили медведя к нечистой силе, медведь связан с подземным миром. Он наказывает тех, кто работает в неурочное время(Мокошь, Параскева Пятница, святая Берта)

Обратимся к самому названию животного: почему "медведь"?

"Мед" или "Мёд", "Вед"-ведать, знать,получаем "знающий, где мёд". Наши предки заметили особенность этого зверя лакомиться медом и дали ему такое название. А ещё бытует мнение, что люди боялись произносить вслух слово "медведь" и придумывали ему другие имена. МЕДВЕДЬ - ведмедь, черный зверь, лесник, лесной царь "КОМ", хозяин

леса, хранитель его богатств, и истинное имя его- "БЕР"- от слова "берлога" (логово бера).

Вернемся к празднику "День пробуждения медведя", или "Комоедица".

/

Это один из самых почитаемых праздников, связанный с пробуждением природы весной, с днем весеннего равноденствия.

Краткое описание праздника: в этот день готовили "медвежью" еду : гороховую кашу с корнем лопуха и овсяный кисель. Поев , все , от мала до велика, ложились на лавки, как бы засыпая. Полежав немного, начинали переворачиваться с боку на бок (как медведи в берлоге), а затем все "просыпались", потягивались, зевали.Это означало пробуждение медведя весной. В" КОМОЕДИЦУ" никто не работал, не занимался домашними делами.

Это был шумный и веселый праздник. Люди ходили в гости друг к другу, затевали шумные игры.

Молодежь ходила "будить медведя". Делали яму, берлогу, там "селили" медведя - ряженого человека. Вокруг берлоги водили хоровод, кричали, стараясь разбудить спящего медведя. Бросали в него снежки, ветки и прутья. Но будила "медведя" одна из девушек. Когда медведь просыпался, сразу начинал танцевать, имитируя движения настоящего медведя, затем ряженый-медведь отправлялся искать разбудившую его девушку; найдя её, начинал её щекотать, заключать в крепкие обьятия.

Лесных жителей в этот день подкармливали и задабривали "комами", блинами по- нашему, чтобы был удачным и урожайным год. Люди верили, что в силу свершившегося обряда, медведи встанут из берлоги не голодными и не злыми, будут есть растительную пищу.

С наступлением КОМОЕДИЦЫ начинали готовиться к весне.

В Сибири до сих пор широко отмечают этот день. Выпекают праздничные булки и блины, относят их в лес, чтобы угостить проснувшегося медведя, лесного хищника , великого "КОМУ".

Да, слово "КОМОЕДИЦА" кажется нам странным, вовсе не связанным со словом "медведь".Но, по-древнеславянски, "КОМЫ" - это и есть медведь. "КОМОЕДИЦА" - день, когда медведь ест. Есть выражение:"Первый блин КОМОМ!", но мы его произносим не совсем верно.Наши предки говорили так:"Первый блин КОМАМ!", то есть медведям.

Такой был обычай первые блины отдавать Потапычам.

Теперь этот праздник называют МАСЛЕНИЦЕЙ.

Образ медведя и пугал , и завораживал. Он присутствовал многих русских праздниках, на ярмарках.

Медведь и сейчас-один из ярких представителей животного мира России, пока он не занесен в Красную книгу.

А в те времена медведей было много на всей территории средней полсы России(раньше не только жители деревень ходили в лес за ягодами, но и горожанки , и чаете/встречал и там медведей, женщины и девушки,конечно, сразу начинали вопить и кричать, и медведи улепётывали от женского визга)-опять отсупление, но так хочется повернуть колесо истори немного назад и побывать в том времени.

Итак, и сегодня образ медведя во многом символизирует характер русского народа, недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведем. Еще - это яркий образ в русском искусстве и геральдике (Ярославль, Пермь), символике (партия "Единая Россия"). Также прослеживается неоднозначность отношения к образу медведя:

-сказки "Маша и медведь", "Мужик, медведь и лиса", "Кот и лиса", "Зимовье зверей"- легкомыслие, наивность, простодушие и ограниченность в образе медведя);

-с другой стороны, воплощение силы, мощи, величие, доброта (Олимпийский Мишка, партия "Единая Россия", Умка, произведения русского художника И.Шишкина, герои мультфильмов)

можно очень долго углубляться в суть этой проблемы, рассуждать о характере, обрядах древних славян, и т.п.

Я считаю тему проекта интересной, актуальной, новой и оригинальной. Данная тема дает нам возможность расширить знания детей и родителей, воспитателей о традициях предков, о могучем животном - медведе.

И лучше всего в ДЕНЬ ПРОБУЖДЕНИЯ МЕДВЕДЯ отправиться в цирк на представление или в зоопарк с фруктами и медом.

И последнее отступление: говорят, что нарисованное собственноручно изображение медведя помогает сделать свою жизнь стабильной и разбогатеть.

Так что КОМОЕДИЦА дает возможность узнать новое, вспомнить сказки и стихи, научиться рисовать и танцевать, отметить праздник, а , значит, мы можем с удовольствием заняться деятельностью и увлечь наших детей и их родителей!

План проекта мы назовем темой:

"УЗНАЕМ ЕГО ЧУТЬ-ЧУТЬ ПОЛУЧШЕ!"

Без печали и тревоги спал медведь в своей берлоге!" - стихи, рассказы, сказки


Мы с медведем топаем и танцуем, громко топаем!" - музыкальное творчество

"Как-то мы в лесу гуляли и медведя повстречали!"- игры, праздник "День пробуждения медведя"

"Мишка, плюшевый мишка!" - художественное творчество, выставка игрушечных медведей

"Мишка косолапый из лесу идет, мишка косолапый что-то нам несет!"- викторина, загадки, потешки- работа с семьей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Метод проектов как пробуждение исследовательской активности".

Организация исследовательской деятельности старшеклассников в обединении "Парикмахерское дело"...

Урок – пробуждение "Чудеса времён года"

Урок (с элементами театрализации) помогает увидеть внутренним зрением природу времён года в музыке. Учащиеся знакомятся с творчеством русских и зарубежных композиторов( слушают музыку П. И. Чайковског...

Пробуждение духовности силами искусства. Урок "Георгий Победоносец"

Размышления о роли искусства на занятиях по православной культуре...

"Экологическое страноведение" как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению экологических проблем на английском языке

Статья представляет краткие выводы из опыта трехлетней работы учителей кафедры иностранного языка по теме "Экологическое страноведение"....

Статья "Экологическое страноведение" как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению экологических проблем на английском языке.

Статья представляет краткие выводы из опыта трехлетней работы учителей кафедры иностранных языков по теме "Экологическое страноведение"...

"Экологическое страноведение" как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению экологических проблем на английском языке.

Статья представляет краткие выводы из опыта трехлетней работы учителей кафедры иностранных языков по теме "Экологическое страноведение"....

День пробуждения медведя

Занятие для 2 младшей группы...