Творческий проект "Тайна огня" для детей старшего дошкольного возраста
проект на тему

Балабан Виталий Алексеевич

Проблема безопасности жизнедеятельности человека современных условиях — одна из самых актуальных. Основы знаний по безопасности жизнедеятельности, закладываются уже в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара. Но именно у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями. Детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Воспитание у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности — одна из важных задач дошкольного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peranidze_kirill_sektsiya_tehniki_i_fiziki.docx1016.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс научно-исследовательских работ и творческих проектов воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций

«Я – юный исследователь»

Тайна огня

Автор проекта:

Перанидзе Кирилл

воспитанник подготовительной группы МАДОУ «Ягодка».

Руководитель проекта:

Балабан Виталий Алексеевич

социальный педагог

МАДОУ «Ягодка»

город Лабытнанги

2018 год


АННОТАЦИЯ

Проблема безопасности жизнедеятельности человека современных условиях — одна из самых актуальных. Основы знаний по безопасности жизнедеятельности, закладываются уже в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара. Но именно у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями. Детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Воспитание у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности — одна из важных задач дошкольного воспитания.


ВВЕДЕНИЕ

«Огонь бывает разный Бледно-желтый, ярко-красный, Синий или золотой, Очень добрый, очень злой»

Е. Ильин

Цель моего проекта: узнать, что такое огонь, выяснить, какие тайны он в себе хранит.

Объектом: моего исследования стал огонь.

Предметом являются свойства огонь.

Гипотеза: Если мы узнаем свойства огня, то будем знать, как его потушить.

Чтобы достичь цели я поставил себе ряд задач:

  • Узнать что такое огонь, и какой он бывает, его свойства.
  • Выяснить чего огонь боится.
  • Провести эксперименты с огнем и как его потушить.

В работе над проектом были использованы методы и приёмы: наблюдение, беседа, просмотр видеоролика, эксперимент, интервью.

По окончании проекта мною были получены следующие результаты:

  • Огонь бывает как полезным (дает свет и тепло, возможность проводить разные исследования), так и опасным (пожары).
  • Огонь выделяет тепло, пламя огня бывает разного цвета.
  • Выяснил, что огонь тухнет, если полить его водой, засыпать землей, или песком, а также, если накрыть его.

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ

Однажды придя в детский сад, я увидел, что к нам приехали пожарные, которые очень быстро двигались и что-то делали. Как оказалось, рядом возле детского сада загорелся гараж. Мне стало интересно, как же они его будут тушить, ведь на улице сильный ветер. Но, к сожалению, увидеть этого не получилось. Я задумался, что мне известно об огне? Чем можно потушить огонь?

Я решила начать собственное исследование и найти ответы на мои вопросы. Подумав я вспомнил, что если что-то горит, получается огонь, он очень горячий и можно обжечься, но как его тушить мне неизвестно. Вечером, когда папа забрал меня из детского сада, я решил у него разузнать все, что он знает об огне, как пожарные тушат огонь, ведь он у меня работает в пожарной службе. Папа сказал, что огонь это процесс горения какого-либо вещества, огонь бывает как полезным, так и опасным. Полезный огонь это когда человек обращается с ним аккуратно и соблюдает технику безопасности, опасным огонь становиться, когда человек не может его контролировать и он несет угрозу жизни людям. Тушат огонь пожарные водой, но если потушить не получается то тогда пожарные применяют пену. Я сделал вывод, что огонь может быть полезным и даже другом, но обращаться с ним нужно осторожно и только с взрослыми.

Получив ответы у папы на свои вопросы, мое любопытство к огню не пропало, а стало еще более сильным. Я решил обратиться к Виталию Алексеевичу за помощью. Вместе с ним мы решили исследовать огонь с помощью экспериментов, чтобы изучить огонь. В эксперименте мы можем контролировать огонь, поэтому он для нас будет безопасным. Свое исследование мы решили начать с рассматривания горящей свечи, чтобы узнать характеристики огня. Мне стало интересно, что произойдет, если горящую свечу накрыть стаканчиком. Из нашего эксперимента я узнал, что если поднести руку к огню то можно ощутить тепло, и чем выше я её поднимал, тем меньше ощущал тепло, а если накрыть её стаканчиком то огонь погаснет (Приложение 1). Огонек в низу огонь был голубой, в середине серый, а вверху желтый. Огонек дрожал и вытягивался вверх. Стало интересно, бывает ли огонь другого цвета, и мы решили поискать ответ в сети «Интернет». Там мы узнали, что огонь бывает самых разных цветов, и красный, и синий, и даже зеленый.

Огонь от газовой плиты голубого цвета. Огонь от свечи — снизу голубой, в середине серый, вверху желтый. Огонь от костра, в печке — яркий, красный, а если в костер кинуть медную проволоку, то огонь в костре станет зеленого цвета. Эксперимент был очень интересен, и хотелось продолжить узнавать новые тайны, которые хранит в себе огонь.

Второй эксперимент мы назвали «Огонь волшебник». Мы сначала на металлическую крышку положили сухое горючее, потом сверху на него надо было положить несколько таблеток «кальция глюконата» и поджечь. После того как огонь все сильнее и сильнее разгорался, стало происходить что-то непонятное, из огня стали появляться как будто щупальца, которые все росли и росли. Оказывается огонь, нагревая одно вещество, заставляет его превращаться в совершенно новое, другое вещество. Такие же реакции мы можем наблюдать, когда происходит пожар, когда то, все что горит, превращается в пепел (Приложение 3).

Третий эксперимент был магическим. Мы взяли новую таблетку сухого горючего, положили её на металлическую крышку и подожгли. Потом я взял маленькую ложку, на которую Виталий Алексеевич насыпал немного какого-то порошка и я потихоньку высыпал его на огонь. Я увидел, как в пламене огня стали появляться маленькие искорки ярко оранжевого цвета. Чтобы потушить огонь мы решили попробовать использовать землю, и у нас это получилось (Приложение 2).  

После проведенных экспериментов хотелось узнать, какие еще есть способы чтобы потушить огонь, ведь если мы не сможем контролировать огонь он может привести к пожару. Ответ на этот вопрос мы решили искать, проведя опрос среди родителей группы, а также пригласив к нам в гости работника пожарной службы.

Среди полученных ответов наиболее распространенными были следующие ответы:

  • Если очаг огня небольшой, надо его накрыть, огонь умирает, если ему закрыть доступ кислорода.
  • Залить водой.
  • С помощью огнетушителя.
  • Засыпать землей.

Встреча со специалистом пожарной службы прошла в виде интервью. Я задавал много вопросов касающихся огня, пожаров. Это были такие вопросы: Какую опасность приносит огонь? Как и чем пожарные тушат огонь? После интервью с пожарным мне стало понятно, что от огня могут возникнуть пожары, у пожарных есть специальные машины, они везут в них воду, или специальную пену, тушат пожар они с помощью длинных шланг - рукавов из которых течет вода или пена, не могут обойтись пожарные без складной лестницы, с помощью которой они добираются в трудно-доступные места.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря своему проекту я понял, что огонь хранит в себе множество тайн. Изучив в процессе экспериментов свойства огня мне стало понятно, что огонь горит, если рядом есть воздух, а если воздух заканчивается, то огонь гаснет. И теперь я знаю, что для того чтобы  потушить огонь достаточно лишить его возможности дышать. Сделать можно это с помощью воды, земли, песка, специальной пены, или огнетушителя.

Моя гипотеза подтвердилась. 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://www.tavika.ru/2015/04/color-fire.html
  2. http://www.tavika.ru/2015/05/experiment-s-ognem.html

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на изучение процессов развития творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционного рисования....

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник аппликации

Специфика занятий изобразительным творчеством даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития творческого отношения у детей к окружающей действительности. Чтобы создать условия для лич...

Статья «Использование мультфильмов, как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

На первом плане в условиях развития образования в современном обществе возникает вопрос творческой самореализации личности. Ребенок более, чем взрослый, отзывчив на все, что звенит, трещит, шелестит, ...

"Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"

      Актуальность опыта обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. А...