Программа "Основы православной культуры" 4 класс
рабочая программа на тему

Антипина Валентина Михайловна

Программа ОРКСЭ модуль  "Основы православной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_osnovy_pravoslavnoy_kultury_orkse.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1

Акбулакского района Оренбургской области»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

 по предмету  ОРКСЭ

модуль «Основы православной культуры»

для 4 классов

на 2017-2018 учебный год

Составитель: Антипина В.М.,

учитель ОРКСЭ

высшей квалификационной категории 

2017

Рабочая программа по Основам православной культуры

  1. Пояснительная записка 

Важнейшей задачей для современной российской школы является формирование патриотизма как основы толерантности, которая в условиях многонационального государства выступает гарантом межнациональной стабильности и комфортности. Особую роль для достижения данной стратегической задачи выполняет комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» сопряжено с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающим готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и социализации в будущем.

Рабочая программа по курсу разработана на основе нормативно – правовых и инструктивно-методических документов Минобразования и науки РФ:

  • Закон Российской Федерации  от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»  (с последующими изменениями и дополнениями)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17.12.2010 г. №1897 "Об утверждении федерального компонента       государственных образовательных стандартов основного общего образования";
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении   СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 32с. – (Стандарты второго поколения);
  • Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков
  • Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632)
  • Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.10.09 г. № 1578-р.
  • - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004  №1312»;
  • - Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • - Приказ Министерства образования Оренбургской области  от  03.08.2017 № 01-21/1557  «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Оренбургской области в 2017-2018 учебном году»;
  • - Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. № 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию";
  • - Приказ Минобрнауки России от  5 июля 2017 года № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
  • - Устав  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Акбулакская средняя  общеобразовательная школа № 1» Акбулакского  района Оренбургской области;  
  • - Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Акбулакская средняя  общеобразовательная школа № 1 Акбулакского  района Оренбургской области»;
  • - Учебный  план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Акбулакская средняя  общеобразовательная школа № 1 Акбулакского  района Оренбургской области»  на 2017 - 2018 учебный год.

Основная цель комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» -  формировании у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Он направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значение в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.

Задачи курса:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре, морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

2. Планируемые  результаты учебного курса

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

У  учащихся будут сформированы:

  • основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • самостоятельная и личная ответственность за свои поступки на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

У учащихся могут быть сформированы:

  • доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;
  • навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • понимать и принимать  ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • Учащиеся получат возможность научиться:
  • осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия 

Учащиеся научатся:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));

Познавательные универсальные учебные действия 

Учащиеся научатся:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные универсальные учебные действия 

Учащиеся научатся:

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
  •  выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  •  в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
  •  проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Учащиеся получат возможность научиться:      

  • самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

3. Содержание учебного курса   Модуль «Основы православной культуры»

Структура модуля «Основы православной культуры» представлена четырьмя тематическими блоками (разделами).

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).  Тема: Россия – наша Родина. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни каждого человека и общества в целом.

Блок 2. Основы православной  культуры, часть 1 (16 часов). Содержание: Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.  Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная  культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.

Блок 3. Основы православной  культуры, часть 2 (12 часов).

Содержание: Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

Второй и третий тематические блоки дополняют друг друга, представляя собой полное содержание учебного модуля «Основы православной культуры». 

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).  Содержание: Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Четвертый блок является практическим, обобщающим и оценочным, так как предусматривает подготовку и презентацию проектов на основе изученного материала, что позволит оценить качество знаний обучающихся по предмету. В ходе подготовки своих проектов, которые  могут быть как индивидуальными, так и коллективными, дети получают возможность повторить и обобщить ранее изученный материал, но уже в творческо–деятельностной форме.

        

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Блок 1. Введение

1 ч

2

Блок 2. Основы православной культуры, часть 1

16ч

3

Блок 3. Основы православной культуры, часть 2

12ч

4

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России

5 ч

Итого

34


Календарно-тематическое планирование

уроков ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры» 4 класс

Автор Кураев А.В.

Количество часов - 34

Тематическое  планирование

 

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Фактически

Блок 1. Введение 1ч

1

Россия – наша Родина

1

Блок 2. Основы православной культуры, часть 1 (16 ч)

2

Культура и религия

1

3

Человек и Бог в православии

1

4

Православная молитва

1

5

Библия и Евангелие

1

6

Проповедь Христа

1

7

Христос и Его крест

1

8

Пасха

1

9

Православное учение о человеке

1

10

Совесть и раскаяние

1

11

Заповеди

1

12

Милосердие и сострадание

1

13

Золотое правило этики

1

14

Храм

1

15

Икона

1

16

Творческие работы учащихся

1

17

Подведение итогов

1

Блок 3. Основы православной культуры, часть 2 (12ч)

18

Как христианство пришло на Русь

1

19

Подвиг

1

20

Заповеди блаженств

1

21

Зачем творить добро?

1

22

Чудо в жизни христианина

1

23

Православие о Божием суде

1

24

Таинство Причастия

1

25

Монастырь

1

26

Отношение христианина к природе

1

27

Христианская семья

1

28

Защита Отечества

1

29

Христианин в труде

1

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 ч)

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

31

Подготовка творческих проектов учащихся

1

32

Выступление учащихся  со своими творческими работами

1

33

Выступление учащихся  со своими творческими работами

1

34

Презентация творческих проектов

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».

Тема разработанного мною урока есть  в программе А. Я.  Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается  использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)

Цели и задачи:1.      Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православ...

Интегрированное внеклассное мероприятие по модулю «Основы православной культуры» и по предмету «Немецкий язык» в 4-5 классах "История создания Православного храма архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области"

Интегрированное внеклассное мероприятие «История создания Православного храма Архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области», соединяющее два предмета: модуль «Основы православной ку...

Разработка урока по основан православной культуры в 10 классе "Кубань православная"

Интегрированный  урок  -  кубановедения и основ православной культуры. Форма урока: Паломническое путешествие по святым местам Кубани. Цели урока: Формирование представлений о культур...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...