Программа "Основы светской этики" 4 класс
рабочая программа на тему

Антипина Валентина Михайловна

Программа ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_osnovy_svetskoy_etiki_orkse.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1

Акбулакского района Оренбургской области»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

 по предмету  ОРКСЭ

модуль «Основы светской этики»

для 4 классов

на 2017-2018 учебный год

Составитель: Антипина В.М.,

учитель ОРКСЭ

высшей квалификационной категории 

2017

Рабочая программа по Основам светской этики

  1. Пояснительная записка 

Важнейшей задачей для современной российской школы является формирование патриотизма как основы толерантности, которая в условиях многонационального государства выступает гарантом межнациональной стабильности и комфортности. Особую роль для достижения данной стратегической задачи выполняет комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» сопряжено с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающим готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и социализации в будущем.

Рабочая программа по курсу разработана на основе нормативно – правовых и инструктивно-методических документов Минобразования и науки РФ:

  • Закон Российской Федерации  от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»  (с последующими изменениями и дополнениями)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17.12.2010 г. №1897 "Об утверждении федерального компонента       государственных образовательных стандартов основного общего образования";
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении   СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 32с. – (Стандарты второго поколения);
  • Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков
  • Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632)
  • Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.10.09 г. № 1578-р.
  • - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004  №1312»;
  • - Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • - Приказ Министерства образования Оренбургской области  от  03.08.2017 № 01-21/1557  «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Оренбургской области в 2017-2018 учебном году»;
  • - Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. № 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию";
  • - Приказ Минобрнауки России от  5 июля 2017 года № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
  • - Устав  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Акбулакская средняя  общеобразовательная школа № 1» Акбулакского  района Оренбургской области;  
  • - Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Акбулакская средняя  общеобразовательная школа № 1 Акбулакского  района Оренбургской области»;
  • - Учебный  план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Акбулакская средняя  общеобразовательная школа № 1 Акбулакского  района Оренбургской области»  на 2017 - 2018 учебный год.

Основная цель комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» -  формировании у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Он направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значение в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.

Задачи курса:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре, морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

2. Планируемые  результаты учебного курса

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

У  учащихся будут сформированы:

  • основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • самостоятельная и личная ответственность за свои поступки на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

У учащихся могут быть сформированы:

  • доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;
  • навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • понимать и принимать  ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • Учащиеся получат возможность научиться:
  • осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия 

Учащиеся научатся:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));

Познавательные универсальные учебные действия 

Учащиеся научатся:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные универсальные учебные действия 

Учащиеся научатся:

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
  •  выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  •  в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
  •  проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Учащиеся получат возможность научиться:      

  • самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

  1. Содержание учебного курса Модуль «Основы Светской этики»

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Россия – наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики часть 1. Основы светской этики (16 часов) Что такое светская этика? Мораль и культура. Особенности морали. Добро и зло. Добродетели и пороки. Свобода и моральный выбор  человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным? Творческие работы учащихся. Презентация творческих работ.

 Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики часть 2.  Этика и ее значение в жизни человека  (12 часов) Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Семейные праздники.

Блок 4.  Духовные традиции  многонационального народа  России (5 часов).  Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм. Творческие работы учащихся. Презентация творческих работ.

        

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1 ч

2

Блок 2.  Основы религиозных культур и светской этики часть 1. Основы светской этики

16ч

3

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики часть 2. .  Этика и ее значение в жизни человека 

12ч

4

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России

5 ч

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

уроков ОРКСЭ

Модуль «Основы светской этики» 4 класс

Автор Студеникин М.Т.

Количество часов - 34

п/п

Тема

Кол-во ча-сов

Дата по плану

Фактически

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Введение в предмет

1

Блок 2.  Основы религиозных культур и светской этики часть 1. Основы светской этики (16ч)

2,3

Россия – Родина моя

1. Родина. Россия на карте

2.Россия – многонациональное государство

2

4,5

Этика и этикет.

1.Этика. 2.Этикет

2

6,7

Вежливость.

1.Вежливость, уважение. 2.Недостатки и слабости людей

2

8,9

Добро и зло

1.Добро. 2.Зло

2

10,11

Дружба и порядочность

1.Дружба. 2.Порядочность

2

12,13

Честность и искренность

1.Честность 2.Искренность

2

14,15

Гордость и гордыня

1.Гордость. 2.Гордыня

2

16,17

Обычаи и обряды русского народа

1.Обычаи русского народа. 2.Обряды русского народа

2

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики часть 2. .  Этика и ее значение в жизни человека (12ч)

18,19

Терпение и труд

1.Терпение. 2.Труд

2

20,21

Семья

1.Семья. 2.Фамилия

2

22,23

Семейные традиции

1.Традиции. 2.Разнообразие традиций

2

24,25

Сердце матери

1.Роль матери в семье. 2.Мать – творец человека

2

26,27

Правила твоей жизни

1.Дисциплина учащихся в школе

2.Культура общения школьников

2

28,29

Праздники народов России

1.Праздники. 2.Мусульманские праздники

2

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5ч)

30,31

Защитники Отечества

1.День Защитника Отечества

2.Защита Родины – долг каждого гражданина РФ

2

32,33,34

Итоговое повторение

1.Этика и её значение в жизни человека.

2.Государство и мораль гражданина.

3.Любовь и уважение к Отечеству

3

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"

Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс...

ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСЭ Рабочая программа   по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...

Проект по учебному курсу ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Мой класс – мои друзья". 4-й класс

Проект по учебному курсу ОРКСЭ (модуль светская этика)Тема: "Мой класс – мои друзья". 4-й класс...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....

Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики

1.Рабочая прграмма  "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...