Адаптация учащихся 5 класса к основной школе. Особенности адаптационного периода.
материал (5 класс) на тему

Шиляева Ольга Владимировна

Проблемы школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится всё более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:


Проблема адаптации учащихся при переходе из начальной  в среднюю школу представляет сложную теоретическую и практическую проблему для детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь эти «школьники со стажем» находятся теперь в новых условиях.

Проблемы школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится всё более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники».

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Перед педагогами стоит основная задача  –  сделать естественный процесс адаптации более интенсивным, менее болезненным для всех участников образовательного процесса.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.  

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.

В период адаптации важно обеспечить ребенку, особенно с ЗПР, спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал помощь и поддержку взрослых.

Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.

Причины неуспеваемости при переходе в 5-й класс:

Неуверенность в себе. Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переход» с ребёнком из класса в класс. Ребёнок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Это у нас Пронин Кирилл. Неуверенность в себе это может быть повышенная тревожность. Пример: давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий. Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Помочь ребёнку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.

Отсутствие интереса.  Иногда Соколов Е. заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.

 Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или, что учиться надо для общего развития, бессмысленны. Но мы стараемся наглядно показать ребёнку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. Да хотя бы уметь написать свою фамилию.

Таким образом, чтобы помочь ребёнку в адаптации к новым условиям, преподаватели и мы, воспитатели,  учитываем все моменты сложившейся ситуации. Оказываем психологическую поддержку ребёнку не только в период адаптации, но и в течение всего периода обучения.

Причины учебных трудностей пятиклассников.

Желание хорошо учиться, делать всё так, чтобы были довольны, достаточно сильно у пятиклассников.

Снижение интереса к учёбе к концу занятий в начальных классах, «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание. Вот почему так важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учебе, и помогать ему их преодолевать.

Первой причиной трудностей могут стать недостатки учебной подготовки. У многих пятиклассников существуют проблемы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания – с неумением правильно определять корни слов, а значит, и подбирать проверочное слово. Проблема заключается в том, что такие проблемы не всегда легко определить. Поэтому, помогая школьнику в учёбе, важно добиться, чтобы он досконально понял мельчайшие детали выполнения трудного задания. Можно попросить школьника выполнить одно-два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.

Трудности могут быть также связаны с  плохим речевым развитием. Соколов Е, Пронин К, с недостатками развития внимания и памяти.

Второй причиной сложностей, возникающих у школьников в процессе обучения в среднем звене, слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание заставить себя постоянно заниматься.

Хотя пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность,  преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении и внешних и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.

Для них характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к изучению того или иного учебного предмета, причём критерием такой оценки служат не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему.

Такое отношение к собственным возможностям создаёт благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника. Необходимо, чтобы учебные занятия вызывали у пятиклассников положительные эмоциональные переживания.

В этот период жизни ребёнка эмоции доминируют, подчиняют себе и течение психических процессов.

В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определёнными личностными нарушениями (низкая или, напротив, защитно-высокая самооценка, прямая или оборонительная агрессивность, чувство беспомощности и др.). поэтому и в учебных, и во  всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и не успешности и находить ( с помощью взрослых) пути их совершенствования.

В целом, можно выделить следующие психологические факторы, обуславливающие  недостаточную эффективность процесса обучения в школе:

  • В интеллектуальной сфере отмечается недостаточное развитие самостоятельности мышления, осознанного владения приёмами и способами умственной работы;
  • У учащихся недостаточно развиты познавательные интересы;
  • Не развита познавательная потребность  как потребность в приобретении новых знаний;
  • Учащиеся не обладают достаточно развитыми качествами, необходимыми для успешного осуществления учебной деятельности;
  • Умением владеть собой, ответственностью, организованностью, трудолюбием;
  • Не развита способность к самовоспитанию, не сформированы умение планировать свою деятельность и мотивация учения.

Немного об учениках 5 классов:

Для Соколова Е, и Пронина К. адаптация прошла быстро, в их укладе и привычках ничего не поменялось, за внешним видом, за своими вещами, за порядком в спальне как не следили так и не следят.

Соколов Е.– у него больших проблем в обучении нет, у него хорошая память, учебный материал усваивает быстро. Проблема у него – это плохое поведение, вспыльчивый характер, и моментальное решение проблемы при помощи кулаков. Он никак не терпит ни критики, ни насмешек в свою сторону, не любит заниматься  ОП трудом.

Пронин Кирилл. Он очень повзрослел, один из группы, которого что то интересует, задает интересные вопросы на различные темы. Может часами говорить  про животных, любит презентации, сейчас  занялся атласом, изучает страны. Всевозможные виды труда и поручения он выполняет с большим удовольствием и  без лишних напоминаний. Он очень добросовестно относится к своим обязанностям по столовой, за что ставим его в пример другим детям.

Нельзя не сказать несколько слов о дезаптации учащихся 5-х классов.

Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:

1. Интеллектуальная - низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.

2. Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциальность). Это Соколов Е.

3. Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость). Это Пронин

4. Эмоциональная - тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.

Младший подростковый возраст характеризуется, прежде всего, такой особенностью, как чувство взрослости, которое предполагает отношение подростка к самому себе как к взрослому, его представление или ощущение себя в известной мере взрослым. Именно поэтому адаптационный период пятиклассников предполагает значительную долю их самостоятельной, специально организованной, творческой деятельности.

Заключительный этап адаптационного периода пятиклассников должен быть связан с утверждением и осознанием появления нового сообщества – класса.

Список литературы:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во РОУ, 2006.

2. Практическая психология образования  под ред. И.В.Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1997.

3. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов /под ред. Л.П.Пономаренко. - Одесса: Астро Принт, 2004.

4. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Прогресс, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проблемы адаптации 5-классников в основной школе( отчёт классного руководителя)

Период адаптации 5-классников характеризуется появлением внешних и внутрених изменений. Основная задача классного руководителя - создание атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого уучени...

Проблема адаптации 5-классников в основной школе

Период адаптации 5-классников характеризуется появлением внешних и внутренних изменений. Основная задача классного руководителя - создать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки каждо...

Психолого-педагогические особенности адаптационного периода в развитии и образовании пятиклассника

В докладе отражены рекомендации по организации адаптационного периода в 5 классе...

Разработка родительского собрания на тему: "Особенности адаптационного периода пятиклассников"

Представленная презентация является разработкой родительского собрания для родителей пятиклассников.В краткой форме, пользуясь данной презентацией, можно рассказать родителям о том, на что надо обрати...

Психологический минимум для родителей первоклассников. «Особенности адаптационного периода»: родительское собрание – тренинг

ознакомить родителей с возрастными особенностями первоклассников, с особенностями протекания адаптационного периода, разобрать ситуации наиболее часто встречающиеся в жизни первоклассника.Оборудование...

Особенности образовательных потребностей для детей с расстройством аутистического спектра. Адаптация учащихся с РАС в школе.

Дети с РАС видят мир по другому, не любят контактировать с обществом, имеют «странности» в поведении и нарушения речи. Поход в любое незнакомое место или место где ребенок бывает редко мож...