Особенности адаптационного периода школьников
методическая разработка по теме

Редактируется 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_adaptatsionnogo_perioda_shkolnikov.docx41.1 КБ

Предварительный просмотр:

                     Особенности адаптационного периода школьников

        Школа в современном мире является первым обязательным институтом социализации ребенка, местом, в котором ребенок осваивает необходимый ему в последующем социальный опыт, начиная с того возраста, который определен обществом. Получается, что каждый ребенок с 6 лет вне зависимости от индивидуальных физиологических и личностных особенностей, специфики семейного воспитания и экономических условий жизни должен осваивать свою первую социальную роль – роль школьника.

        Понятно, что для освоения новой роли и новой деятельности любому ребенку потребуется время – его обычно называют адаптационным периодом. Для большинства детей это достаточно трудный период. Освоение ролей осуществляется в первые недели в основном через приспособление ранее имеющихся схем, моделей поведения к требованиям школы.

        А нельзя ли избежать этапа адаптации и связанных с ней проблем? В некоторой степени можно. Но тогда мы лишаем ребенка опыта преодоления трудных ситуаций, к которым он должен быть готов по возрасту. Если и дальше избегать их, он вырастет неустойчивым к стрессу, а соответственно к любым новым жизненным изменениям.

        Адаптация – это не только трудная ситуация, но и возможность победы над ней, возможность для ребенка пережить чувство гордости за то, что он сумел научиться соответствовать правилам, что он успешный школьник. А радость взрослых от его победы еще больше придает ему уверенности в себе.

Однако нередко трудности адаптации могут неблагоприятно сказаться на физическом здоровье ребенка, а в наиболее трудных случаях стать предпосылкой последующих  стойких нарушений в процессе обучения. Обычно причины таких сложностей принято видеть в неготовности ребенка к школе – познавательной или социальной. Ликвидация проблем в познавательной сфере в большей степени ложится на родителей и педагогов. Мы, педагоги-психологи, чаще всего решаем проблемы социальной неготовности  школьников.    

        Можно выделить следующие основные варианты социальной неготовности.

«Не хочу приспосабливаться»

        Этот вариант характерный для детей, окруженных любящими взрослыми, которые сами приспосабливаются к вкусам и требованиям детей. Поэтому такие дети не понимают и чаще всего обижаются, активно протестуют против ситуации, где их вынуждают приспосабливаться.

«Хочу приспособиться, но легко и сразу»

        Этот вариант, когда дети не имели опыта преодоления трудных ситуаций и не могут совершать волевых усилий для овладения новыми формами поведения. Любящие взрослые игрой или подарками облегчали ситуации, требующие приспособления. Такой ребенок, начав выполнять задание, которое чуть сложнее обычного, быстро прекращает его выполнять.

«Очень хочу приспособиться, но боюсь сделать не так»

        В этом случае речь идет о детях с социальными страхами не соответствовать нормам и правилам окружения. Они настолько хотят все делать хорошо и заслужить похвалу взрослых, что у них возникает страх ошибки, который иногда парализует их деятельность.

        Все описанные варианты могут проявляться как в учебном взаимодействии со взрослыми, так и в общении со сверстниками.

        Трудности в сфере общения со сверстниками могут вызывать сильные эмоциональные реакции, которые могут проявляться в двух основных вариантах:

- боязнь общения, избегание общения, не включение в игры со сверстниками;

- избыточно активное навязывание себя другим детям, вторжение в их личное пространство.

        Моя работа по сопровождению адаптационного периода учащихся  проводится по таким направлениям, как:

- работа с учащимися;

- с родителями;

- с педагогами.

        Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя диагностику, консультирование, коррекционную работу, просвещение. Для диагностики адаптационного периода я использую диагностические методики и тесты (тест Филлипса, методика «Незаконченные предложения»(А.Прихожан), методика САН, шкала оценки Спилбергера-Ханина и другие) в зависимости от запроса и возрастной категории учащихся.

        Моя работа с учащимися по исследованию адаптационного процесса    начинается прежде всего с наблюдения при посещении уроков, на переменках, при проведении внеклассных мероприятий. Посещение уроков, а в последующем беседа с педагогом  дает возможность определить  уровень познавательной активности, воспитанности и дисциплинированности учащихся, а также степень взаимодействие учителя и учеников на уроке, стиль  ведения урока учителем.

 Так, при посещении урока одного из первых классов параллели, я наблюдала такую ситуацию: учитель вела урок, дети достаточно активно участвовали в ходе урока. Но на последней парте среднего ряда сидел мальчик, который невнимательно слушал, не подымал руку, в итоге ему стало окончательно скучно, он вытащил игрушку из портфеля и стал играть. На переменке на мой вопрос о мальчике, учитель ответила, что он очень невнимательный, мешает другим, поэтому она его посадила одного на заднюю парту. В дальнейшем я работала с этим ребенком. Оказалось, что ребенку надо несколько больше времени для освоения материала, ему интересно узнавать новое и он любит получать похвалу, но его только ругают. А на задней парте одному ему не нравится и мальчик считает, что он хуже всех в классе, если его туда посадили. По моей рекомендации ученик был пересажен, сидел он уже не на задней парте и не один,  учитель стала уделять ему больше внимания. В последующем при посещении урока в этом классе я увидела, что этот ученик стал более внимательный, он поднимает руку, выполняет задания и не боится спрашивать, если ему что-то непонятно.

        Психологическое здоровье младших школьников напрямую связано с успешностью или неуспешностью в учебной деятельности, поэтому длительное пребывание ребенка в ситуации учебной неудачи может привести к сценарию «неудачника», то есть ожиданию неудач, способствовать повышению тревожности, появлению страхов, снижению самооценки. И если писать и читать ребенок в итоге научиться, то вернуть ему веру в себя будет достаточно сложно.

        Проводя диагностику готовности первоклассников к школьному обучению, я определяю для себя «группу риска», куда  входят дети, с трудностями в общении, обучении, а так же дети со слабым типом нервной системы. Это дети, склонные к психосоматическому реагированию на учебные трудности. Авторитарный стиль педагога может вызвать у таких детей тревогу, дезорганизованность в учебной деятельности, психосоматические реакции. В дальнейшем я планирую коррекционную работу с ними с целью снижения негативного эмоционального реагирования на ошибки.

Так, в группе риска по фактору переживания учебных неудач у меня находилась ученица 2-го класса, которая рыдала от полученной «4» или сделанной ошибки в слове. Таким детям на своих занятиях я показываю, что ошибаться может даже учитель, например,  проигрываю ситуацию, где преднамеренно делаю ошибку и даю возможность ребенку ее исправить.  Тревожные дети чувствуют себя более уверенно, когда с ними проговаривать режим дня, последовательность уроков, планировать работу на следующий день. Все дети хорошо реагируют на доброго, улыбающегося учителя, а тревожные дети рядом с таким учителем успокаиваются.

        Моя коррекционная работа в младшей школе сводится к проведению групповых и индивидуальных психологических занятий с учащимися и родителями, консультированию и просвещению педагогов и родителей. За период полугодия  в первых классах я провела занятия, на которых дети лучше узнали друг друга, а также расширили свои знания о школьных правилах и нормах. Были проведены занятия «Школьник – это я», «Мой друг школьный портфель», «Я и другие», «Лесная школа», во вторых классах- занятие «Умею ли я слушать других», в третьих классах «Эмоциональная тропинка», в четвертых классах «Цветущая поляна». Групповые занятия дают возможность детям продемонстрировать свои лучшие качества, увидеть их у других, научиться общаться друг с другом. Младшие школьники с удовольствием играют в предлагаемые игры, всегда радуются приходу психолога, так как ожидают чего-то нового и интересного. Часто они сами предлагают поиграть в особо заинтересовавшие их игры. Методы коррекционной работы я отразила в таблице.

Неоднократно от учителей младших классов поступали запросы на проведение занятий с целью формирования внимания, усидчивости. Обычно такие занятия для группы из 15 детей и более малоэффективные, лучше когда это индивидуальные занятия или с группой из 4-5 детей. На такие занятия я приглашаю, например, гиперактивных детей  вместе с детьми спокойными, усидчивыми. С застенчивыми  детьми, малообщительными на начальном этапе провожу только индивидуальные занятия. Для первоклассников особое значение имеют телесно-ориентированные, упражнения, например, «Ласковый мелок», «Котенок» и другие.

Для оптимизации отношений в классе я часто провожу коммуникативные игры. Обычно такие игры улучшают настроение учащихся, повышают их активность, способствуют самораскрытию, вызывают чувство гордости за личный успех и успех команды, развивают уверенность в себе.

Обычно дети любят рисовать и на своих занятиях я часто даю возможность детям выразить что-либо в рисунке, например, эмоции, настроение, радость, страх. Потом я каждому ребенку предоставляю возможность продемонстрировать свой рисунок одноклассникам и рассказать о нем. Такая презентация дает возможность детям проявить себя, научиться говорить о своих чувствах, давать им правильную оценку.

Очень важно создавать учащимся условия для развития возрастных новообразований, таких как, умение находить компромисс в отношениях, проявлять лидерство, но в тоже время уметь  приспосабливаться. Дети должны иметь возможность сами без указания взрослых вступать во взаимодействие друг с другом, разрешать конфликтные ситуации, терпеть обиды. Поэтому психологические игры и задания дают возможность детям проигрывания ситуаций, типичных для реальной жизни.

Всегда после проведения психологического занятия я рассказываю классному руководителю о своем  восприятии межличностных отношений в классе, рекомендую, на что следует обратить внимание.

По результатам психологического исследования в начале учебного года в «группе риска» состояло 17 учащихся начальной школы, испытывающих трудности адаптации в поведении, общении, обучении. На конец полугодия 7 учеников улучшили успеваемость, дисциплину, приобрели друзей среди одноклассников, можно сказать, что преодолели  возникшие трудности.

Адаптационный период пятиклассников не менее сложный, поскольку сопровождается началом кризиса подросткового периода. В этот период подросток становится более конфликтным, чаще проявляет агрессию, но в то же время подростки становятся более эмоциональными, обидчивыми, ранимыми. На данном этапе среда сверстников для подростка становится наиболее значимой. Часто происходит разрушение привычных дружеских связей, возникает острое соперничество за лидерство.

В моей практике была ситуация с учащимися 5-х классов, когда дружба с первого класса между двумя девочками была закончена в пятом классе по инициативе одной из них. Для второй девочки расставание с подругой стало настолько острой кризисной ситуацией, что она даже не хотела ходить в школу. По запросу мамы я с ней работала, сейчас эта девочка вполне мирно уживается в классе со своей бывшей лучшей подругой, у нее появились новые интересы, новые друзья, улучшилась успеваемость.

Посещая уроки в пятых классах, я отслеживаю динамику взаимоотношений в классе, что рекомендую обязательно делать классным руководителям.

В 5-6 классах я обычно два раза в год провожу социометрию и выделяю учащихся, не имеющих взаимных выборов. В дальнейшем в индивидуальной беседе с подростком стараюсь выяснить причину создавшейся ситуации. Если ученик в классе является изгоем, то свою работу я начинаю с ним и его родителями. Так в одном из 6-х классов есть мальчик, который практически с первого класса был отвержен одноклассниками. В классе он сидит один, с ним никто не дружит, в отношении него постоянно звучат насмешки, издевки со стороны одноклассников. В индивидуальной беседе с этим подростком я выяснила, что он совсем не страдает от одиночества,  любит быть один,  но его задевают насмешки одноклассников и их попытки вторжения в его личное пространство. Мама мальчика подтвердила, что ребенок любит монотонные занятия, что круг друзей у него небольшой. Я провела в классе занятие на тему «Моя индивидуальность», на котором учащиеся выяснили для себя, что все люди разные и что каждый человек имеет право быть самим собой. Я объяснила детям, что такое темперамент, какое значение в жизни человека играет его характер, и что не нужно пытаться изменить другого только из-за того, что он тебе таким не нравится. На данное время отношение к мальчику в классе изменилось, над ним никто не насмехается, с ним общаются, и хотя друзей у него в классе все еще нет, улыбаться он стал чаще.

Часто ко мне обращаются классные руководители 5-6 классов с просьбой помочь наладить отношения в классе между мальчиками и девочками. Действительно, в этот период между мальчиками и девочками появляется интерес друг к другу, который они не умеют адекватно проявлять. Обычно я рекомендую классным руководителям провести  беседы с мальчиками и с девочками отдельно и объяснить мальчикам, что их внимание через агрессивные формы девочкам совсем не нравится, а девочкам рассказать, что мальчики пока не умеют проявлять свои чувства и не нужно их за это,  например, бить книгами по голове.

Часто среди подростков в этот период может начаться борьба за  перераспределение лидерства.  Происходит нарушение первичной адаптации: ухудшается дисциплина и микроклимат в классе. В такие периоды мы вместе с классным руководителем обсуждаем возникающие с учащимися   конфликтные ситуации, которые решаются с детской позиции. Важно обсудить тему лидерства, выделить качества позитивного лидера, чтобы на классных часах или групповых занятиях сделать акцент на наболевших моментах из жизни класса. Так  в этом году я проводила во всех 5-6 классах классные часы на темы «Как правильно общаться», «Умеем ли мы общаться», «Что значит быть толерантным», «Я глазами других».

        После проведения групповых занятий я всегда напоминаю ученикам, что если у них есть вопросы или возникает  какая-либо проблема я всегда готова их выслушать и может быть помочь. За период с сентября ко мне за помощью обратилось 12 учащихся 5- 7 классов, 6 учащихся 8-9 классов, 3 ученика 10-11 классов. Причинами обращения чаще являются:

- конфликтные отношения с одноклассниками;

- конфликтные отношения в семье или с учителем;

- возникновение первых любовных отношений или же несчастная  любовь.

        Результатом моей работы в средней школе стало решение 6 конфликтных ситуаций между одноклассниками, по моей рекомендации был переведен воспитанник детского дома и ученик  6-го класса в другой класс из-за нескладывающихся отношений с одноклассниками, улучшились отношения между одноклассниками в 6 и 7 классах. В «группе риска» на начало учебного года состояло 8 учеников средней школы, из них 4 ученика практически справились с трудностями адаптации.

        Психологическое сопровождение необходимо не только учащимся, но и их родителям. В начале октября и в конце первой четверти я участвовала в родительских собраниях 1-х и 5-х классов, где с родителями  обсуждались вопросы, с чем связанны  трудности первоклассников, какие возрастные изменения наступают у пятиклассников и как правильно на это реагировать.

   Хочу отметить, что родители учащихся средней школы часто обращаются ко мне с вопросом, что с их ребенком что-то происходит: он стал раздражительным, обидчивым, ничего не рассказывает, при этом снизилась успеваемость и дисциплина. Что делать? Объясняю родителям, что их ребенок взрослеет, что этому периоду соответствует важнейший кризис «отделения» подростка от семьи и семьи от подростка, что возникла необходимость пересмотреть свои отношения с ребенком, чтобы предоставить ему больше самостоятельности, больше ответственности за свое поведение и свою жизнь.

Иногда родителей настолько тревожат изменения, происходящие с их детьми, что приходится их  убеждать, что происходящие с детьми  изменения –это совершенно нормальное явление.

Моя работа с родителями больше сводится к консультативной деятельности и индивидуальным занятиям, где мы вместе с родителями проигрываем конфликтные ситуации, которые возникли в отношениях с их ребенком и ищем способы их разрешения.

Адаптационный процесс переживают и педагоги. Особенно сложно бывает тем, кто выпустил 11-й класс. По запросу учителей и администрации я в начале учебного года провожу групповые занятия с учителями с целью снижения чувства тревоги  и формирования у педагогов чувства единой команды. На протяжении учебного года я обычно в октябре и в марте провожу групповые занятия с классными руководителями 1-х и 5-х классов, где мы рассматриваем различные сложные для учителя ситуации, например, нужно ли показывать подростку свои чувства. Ведь важно не только уметь проявлять свои чувства и эмоции, но для педагога важно и уметь их «сбросить», и в дальнейшем спокойно и уверенно взаимодействовать с подростком.

Ко мне однажды  обратился  учитель за помощью, раскаиваясь в том, что не смог сдержаться по отношению к  вызывающему поведению семиклассника, накричал на него и ученик ушел из класса. В беседе выяснилось, что учитель неоднократно показывал подростку свое негативное отношение к нему, но ученик ничего не делал для того, чтобы стать лучше. Да, если педагог надолго «застревает» в негативных чувствах, то есть риск, что подросток ощутит, что его не принимают, и начнет вести себя так, чтобы оправдать отношение к себе, то есть провоцировать учителя. Это же и произошло в данной ситуации.

Обычно два раза в год по запросу администрации школы я выступаю с лекцией или с беседой на педагогическом совете школы. Так в конце сентября этого года я рассказывала учителям о кризисных ситуациях подростков, которые могут привести даже до суицида. Ведь в подростковом возрасте кризисные ситуации могут возникать по разным причинам и трудности школьной адаптации так же могут стать причиной кризиса.  

Целью моей работы с педагогами является оказывать помощь в кризисных ситуациях, объяснять, обучать и направлять учителя на принятие ученика таким, каким он есть.

Работая педагогом-психологом в школе, я  себе взяла за правило: даже при абсолютной занятости я должна выслушать обращающегося ко мне ученика или учителя, ведь может именно сейчас ему необходимо мое участие.

Ориентация подростков на сверстников предъявляет особые требования к нам, школьным психологам: вне зависимости от возраста подростка я стараюсь занимать в отношении него позицию значимого сверстника, общаться с ним на «равных», без опеки, подчеркивая уважение к его развивающейся взрослости. Считаю, что подростки должны иметь возможность обсуждать наедине с психологом свои чувства, свои действия, особенно при возникновении подростковых романов, так как об этом они обычно не могут рассказать ни родителям, ни даже учителю.

Каких результатов я жду от своей работы в период адаптации учащихся:

1.Положительной динамики в проблемных зонах учащихся,  в которых адаптационные процессы проходят сложно.

2.Меньше конфликтных ситуаций, отягощающих течение образовательного процесса.

3.Формирование положительного эмоционального  фона в учащихся в процессе учебной деятельности.

3.Активного взаимодействия всех участников образовательного процесса по обеспечению комфортности учебной среды.

5.Сохранение психологического здоровья учащихся, педагогов, родителей.

Литература:

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.,2000

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4). М.. 2006.

Хухлаева О.В. Психология подростка.

http://vashpsixolog.ru

http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/adaptatsiya-5-klassa

Методы коррекционной  работы по школьной дезадаптации

Название методов

Содержание работы

1.Ролевые игры:

- ролевая гимнастика

- психодрама

- ролевая ситуация

Использование ролевых образов животных или сказочных персонажей, социальных или семейных ролей (учитель, директор, мама, бабушка и т.д.), невоодушевленных предметов.

    Проигрывание ситуации расправы с пугающими объектами, создание ситуации подвига с подключением эмоционального сопереживания.

     Проигрывание случаев, типичных для реальной значимости

2.Психогимнастические игры: формирование самопринятия и принятия других людей

Принятие своего имени, своих качеств характера, своего прошлого, настоящего, будущего, принятие своих прав и обязанностей

3.Игры и задания на развитие произвольности: осознанное формирование произвольности

Развитие у детей мотивации к формированию произвольности. Размышления над собственным поведением в разных ситуациях.

4.Игры на развитие воображения: действия ребенка в воображаемом мире, отражающее его мышление и поведение в реальной жизни.

Вербальные игры: придумывание окончания к ситуации, коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к слову.

Невербальные игры: изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета.

«Мысленные картинки»: воспроизведение в мыслительном плане какой-либо ситуации, возможно на заданную тему.

5.Задания с использованием терапевтечиских метафор: саморазвитие личности.

Метафорический конфликт: человеку плохо из-за имеющейся у него проблемы;

метафорический кризис: наступление невыносимой ситуации, несущей символику смерти;

поиск и нахождение ресурсов внутри себя: открытие в себе новых возможностей для разрешения кризиса;

торжество и праздник: наступление ситуации успеха, признание окружающими.

6.Релаксационные методы: снятие внутреннего напряжения, скованности, зажатости. Улучшение внимания и успеваемости

Активная нервно-мышечная релаксация: чередование сильного напряжения и быстрого расслабления мышц.

Дыхательная техника: сдерживание дыхания, свободное дыхание, выработка ритмичного дыхания.

Визуально-кинестическая техника: использование визуально-кинестических образов, например, задание «Выжми лимон».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические особенности адаптационного периода в развитии и образовании пятиклассника

В докладе отражены рекомендации по организации адаптационного периода в 5 классе...

Разработка родительского собрания на тему: "Особенности адаптационного периода пятиклассников"

Представленная презентация является разработкой родительского собрания для родителей пятиклассников.В краткой форме, пользуясь данной презентацией, можно рассказать родителям о том, на что надо обрати...

Тематическая консультация для родителей «Психологические особенности учащихся 10-х классов в адаптационный период»

Тематическая консультация для родителей«Психологические особенности учащихся 10-х классов в адаптационный период» Цель: анализ адаптационного периода обучающихся по результатам психологической ди...

Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднее звено).

Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период. Задача классного руководителя - разобраться в том, что происходит на данном этапе с детьми, с какими проблемами они сталкивают...

Психологический минимум для родителей первоклассников. «Особенности адаптационного периода»: родительское собрание – тренинг

ознакомить родителей с возрастными особенностями первоклассников, с особенностями протекания адаптационного периода, разобрать ситуации наиболее часто встречающиеся в жизни первоклассника.Оборудование...

Адаптация учащихся 5 класса к основной школе. Особенности адаптационного периода.

Проблемы школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится всё более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональны...

Изучение индивидуальных особенностей 5-тиклассников в адаптационный период

Изучение индивидуальных особенностей 5-тиклассников в адаптационный период...