Психологический минимум для родителей первоклассников. «Особенности адаптационного периода»: родительское собрание – тренинг
методическая разработка по теме

Петровская Ирина Борисовна

ознакомить родителей с возрастными особенностями первоклассников, с особенностями протекания адаптационного периода, разобрать ситуации наиболее часто встречающиеся в жизни первоклассника.

Оборудование: карточки с ситуациями, памятки для родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskiy_minimum_dlya_roditeley_pervoklassnikov.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический минимум для родителей первоклассников.

«Особенности адаптационного периода»: родительское собрание – тренинг

Цель: ознакомить родителей с возрастными особенностями первоклассников, с особенностями протекания адаптационного периода, разобрать ситуации наиболее часто встречающиеся в жизни первоклассника.

Оборудование: карточки с ситуациями, памятки для родителей.

                                        План

1.Возрастные особенности первоклассников, кризис 6-7 лет.

2.Особенности адаптационного периода.

3. Проблемные ситуации для родителей.

4. Рефлексия

1.Возрастные особенности первоклассников, кризис 6-7 лет.

. Начало обучения в школе – это ответственный момент в жизни ребенка, но это и испытательный срок для родителей.

        Шестилетние первоклассники по уровню своего развития остаются дошкольниками. У них продолжают формироваться процессы, отвечающие за регуляцию своего поведения, внимания. С 6 до 7 лет у ребенка интенсивно формируются умение следовать социальным нормам и требованиям, закладываются основы логического мышления, формируется способность действовать в уме.

        Именно на этот период приходиться третий возрастной кризис- кризис 6-7 лет, который связан с поступлением в школу. Старый опыт дошкольного детства разрушен, а новый еще не приобретен. В связи с этим повышается  трудновоспитуемость ребенка. Трудновоспитуемость проявляется преимущественно в обычной обстановке с близкими людьми (родителями). Это выражается:

- в игнорировании привычных требований и правил, грубости в отношении к родителям;

- в эмоциональной неустойчивости (капризность, кривляние);

- в повышенной утомляемости;

- в повышенном интересе к родителям, когда они были маленькими. Желательно, чтобы вы, родители, отвечали: «Знаешь всякое бывало, было и трудно, но сколько интересного  я узнал благодаря школе».

- в снижении авторитета родителей, на первое место выходит авторитет учителя. Поэтому важно это учитывать. Не в коем случае не умолять авторитет учителя, не обсуждать его в присутствии ребенка.

        Помощь родителей в преодолении кризиса:

- создайте условия для развития интеллекта (игры, чтение, беседы)

- поощряйте общение со сверстниками;

- расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть трудности и как можно сними справиться.

- расширяйте сферы интересов ребенка;

- постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему (собрать портфель и т.д.)

        Результатом кризиса является возникновение у ребенка нового отношения к себе.

Вот с такими возрастными особенностями детей вы имеете на начало первого класса.

2.Особенности адаптационного периода.

        На что стоит обратить внимание родителей в период адаптации.

        Первые шаги в школе, как правило, непростые.

        Действительно обучение в школе, серьезная обязанность, которая влечет за собой перестройку всего привычного образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть к школьным требованиям, усвоить необходимые навыки поведения, освоить учебные ЗУН. Поэтому испытывает потребность в пристальном внимании, поддержке, подбадривании и контроле самых близких людей, родителей.

        Это очень напряженный период, который требует от каждого ребенка активных психологических и физических форм приспособления. Весь организм и психика ребенка находятся в сильном нервно-психическом напряжении практически всех систем организма (опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, эндокринной и т.д.)

        Адаптация должна пройти на трех уровнях:

-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ;

-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ;

-СОЦИАЛЬНОМ.

Физиологическая адаптация предполагает изменения деятельности функциональных систем организма: (дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой и др.), направленных на приспособление к новым условиям. Эта «физиологическая буря» длится 2-3 недели. Затем наступает фаза неустойчивого приспособления, когда организм ищет и находит оптимальные реакции. На первом этапе тратятся все ресурсы. Поэтому родителям важно помнить, какую физиологическую цену платят дети в этот период и почему важно соблюдать режим дня.

Психологическая адаптация предполагает привыкание к новым требованиям окружающих.

Социальная адаптация – установление оптимального взаимодействия личности и коллектива. Усвоение норм и традиций класса, овладение новыми способами и стереотипом поведения.

        Различают: легкую от 4 до 7 недель;

                        Среднюю – 2-3 месяца;

                        Тяжелую от 6 месяцев до 1года.

         Наблюдения за первоклассниками показали, что  большинство детей адаптируются к школе очень быстро в течении первых двух месяцев. Они быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно выполняют требования учителя.

        В норме адаптация проходит 2-3 месяца. Одним из основных критериев благоприятной адаптации является состояние здоровья, сна, и аппетита, настроения и адекватное поведение

        3. Проблемные ситуации для родителей.

        Наблюдения за первоклассниками дает возможность выделить основные сферы, в которых наблюдаются трудности адаптации к школе:

- недостаточное развитие навыков общения и взаимодействия с другими детьми:

- проблемы в обучении;

- неправильное поведение;

Ситуация 1.Неправильное поведение ребенка на уроке.

Ваш сын сегодня не следил за чтением товарищей, весь урок игрался карандашем, на математике рисовал.

- Причина такого поведения?

- Ваши приемы воздействия на сына.

Причина: не приучен к самостоятельной работе, привык действовать в тесном контакте со взрослыми и на уроке, не почувствовав внимания, остался не у дел. Самостоятельно  организовать работу не смог, Умение воспринимать слова учителя когда он лично к тебе не обращается, сосредоточенно справляться с заданием формируются не сразу.

Воздействие:

Если учитель или родители накажут его за это, то в следующий раз он будет  развлекаться, но тайком, чтобы учитель не увидел.

        Родителям надо:

-спокойно объяснить, в чем заключается его участие в общей учебной деятельности на уроке;

- затем выразить свои чувства, что вы огорчены тем. Что он не успел на уроке научиться тому, чему успели другие дети;

- в следующий раз проконтролировать, можно в игровой форме «интервью»: спросите, что сегодня изучали, что говорил учитель, что делали ребята, что нового узнал, чему научился на уроке.

Ситуация 2. Проблемы в обучении.

        У вашей дочери не аккуратные записи в тетради, она плохо пишет, учитель просит чтобы вы с ней позанимались.

- Ваши действия?

        Больше писать, целую страницу под руководством мамы. Родители думают, чем больше ребенок будет тренироваться, тем лучше научится писать. Забывая при этом, что пальцы быстро утомляются, поэтому к концу работы результат может быть хуже, чем в начале. Родители раздражаются, дети начинают бояться наказания, результат не улучшается.

        Лучше, если сначала Вы попросите дочь написать всего несколько букв или цифр. Потом обязательно вместе разобрать все негативы и позитивы написанного, а после этого не торопясь, аккуратно выводя каждый элемент, написать еще одну или две строчки. Норма непрерывного письма в 6 лет

2 мин.40сек.

        В спокойной доброжелательной обстановке ребенок добьется больших результатов. Обязательно похвалите, тогда ребенок осознает, что залог успеха кроется в терпении и труде.

Ситуация 3. Проблемы в отношениях с одноклассниками.

Вы забираете ребенка из школы, интересуетесь как его дела и он вам сообщает, что его ударили (он подрался , его обидели).

        Ваша реакция, что посоветуете ребенку?

- Дай сдачи!

- Кто тебя ударил? Я пойду к его родителям (к учителю) разберусь.

        В этой реакции родителей отражается их проблема: ущемленное чувство собственного достоинства т.о. такая реакция не ведет к решению проблемы, а усугубит ее.

- Расскажи, что произошло?

Умение выслушать, правильно понять, объяснить ребенку почему так поступил его одноклассник (был рассержен, обижен, не знал как ему по другому себя вести).

        Постоянные или частые жалобы детей, также как и частые агрессивные поступки обидчиков – это признак того, что ребенок не умеет налаживать сотрудничество, контакты и ваша задача, родителей, объяснить как необходимо поступать. Учите видеть в другом не только плохое, но и хорошее. Посмотрите вместе мультфильм «Крошка Енот» и обсудите его.

        Помните о влиянии телевидения на детей: ребенок, который ежедневно видит сцены насилия, привыкает к ним и даже испытывает  удовольствие от этих эпизодов. Это приводит к возрастанию уровня агрессии, направленной на сверстников, увеличению количества драк, к агрессии в игре. Задача родителей ограничить просмотр телепродукции подобного характера.

«Пророк и длинные ложки» (притча)

А сейчас, я хочу вам рассказать одну притчу о разных способах общения и соответствующих каждому способу, результатах.

        Один православный человек пришел к Илье-пророку. Он хотел знать что такое «ад и что «рай». Пророк на его вопрос не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Они вошли в большой зал. Там толпилось много разных людей: и бедных и богатых. И молодых и старых… в центре зала  стоял большой котел с бурлящим супом. По всему помещению распостранялся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение учащихся 5 классов в адаптационный период

Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Особенностью социально-психологической ...

Психолого-педагогические особенности адаптационного периода в развитии и образовании пятиклассника

В докладе отражены рекомендации по организации адаптационного периода в 5 классе...

Разработка родительского собрания на тему: "Особенности адаптационного периода пятиклассников"

Представленная презентация является разработкой родительского собрания для родителей пятиклассников.В краткой форме, пользуясь данной презентацией, можно рассказать родителям о том, на что надо обрати...

Применение ритмопластики при профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в адаптационный период.

Применение ритмопластики при профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в адаптационный период....

Применение игротерапии с использованием пальчиковых кукол при профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в адаптационный период.

Данная статья адресована учителям начальных классов, педагогам-психологам, преподавателям дополнительного образования. Одним из направлений  работы по сопровождению ребят в адаптационный пер...

Адаптация учащихся 5 класса к основной школе. Особенности адаптационного периода.

Проблемы школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится всё более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональны...