Исследовательская работа "Дорога к храму"
творческая работа учащихся (9 класс) на тему

Оболенских Алла Анатольевна

Исследовательская работа "Дорога к храму" проводилась в рамках Межрегиональной открытой научно-практической конференции "Куряне- подвижники Святаго Духа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doroga_k_hramu.docx44.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Безлепкинская  основная общеобразовательная  школа» Мантуровского района Курской области.

XIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ  НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАМЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ

«Христианская нравственность как условие выживания человеческой цивилизации»

Межрегиональная  открытая научно-практическая конференция «Куряне-подвижники Святаго Духа»


Исследовательская работа

 «   Дорога к храму »


                                                       Выполнила : Путивцева  Елена , обучающаяся

                                         9 класса  МОУ«Безлепкинская  основная

                                         общеобразовательная школа»

                                         Мантуровского  района  Курской области.

                                         Руководитель: Оболенских Алла Анатольевна

                                          учитель  географии.

                               

с. Безлепкино

2018 год.

                                                   Содержание

I. Введение…………………………………………………………………

1.1 Актуальность  темы исследования.

1.2. Цели и задачи.        

1.3.Объект исследования

1.4.Методы  исследования.

II. Основная часть.

2.1. Храм божий на Руси…………………………………………………..        

 2.2 Из истории  возникновения храма  Святого  Великомученика  Димитрия  Солунского.

2.3.Воспоминания старожилов   …………………………………....

III. Заключение………………………………………………………………

IV.Литература………………………………………………………………

V. Приложение……………………………………………………………..







I. Введение

1.1 Актуальность темы  исследования


Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но все в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

                                                       Н. Гумилев.

            Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Я солидарна  с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, готового «Отчизне посвящать души прекрасные порывы», начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного села,  если лишён памяти о своём наследии?

            Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Это признает и Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина.

         Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Кремль с его златоглавыми куполами - это тот образ столицы, который защищали от немецких захватчиков наши воины. Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у честных старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу. «За веру, Царя и Отечество» - эти слова наполняли мужеством и отвагой солдатские сердца.

       В нашем селе Репец  Мантуровского района  есть  храм. Какова же  его историческая судьба ? Какова история ? На эти и другие вопросы я решили найти ответы в ходе исследования.

          Рождается человек, и его жизнь начинается с храма — это Крещение, Миропомазание и  Причащение. А потом в течение жизни Храм Своею Благодатью освящает каждого человека, просвещает его жизненный путь и провожает его в обители вечные.

            Как не любить Храм? Как не искать к нему дорогу? Как не войти в него, чтобы потом навсегда остаться в храме и с храмом?

Актуальность темы исследования   вызвана тем, что мы должны интересоваться духовной жизнью нашего села. Считаю, будущее поколение  должно хранить память о духовном прошлом своей малой родины.  

1.2. Цели и задачи

Цель исследования – получение исторических сведений о прошлом и настоящем храма  Святого  Великомученика  Димитрия  Солунского, находящегося   в селе Репец  Мантуровского  района.

Задачи:

Развитие  навыков  исследовательской работы в области православной культуры.

активизация  интереса к духовному  наследию;

- воспитание чувства  патриотизма и гражданственности, духовной  связи со святыми православными  местами  родного  края;

- расширение  исторических знаний  и представлений  о храме  Святого  Великомученика  Димитрия  Солунского;

- развитие навыков исследовательской деятельности;

- развитие  творческого  потенциала  подрастающего поколения.

1.3. Объект исследования.

Объект данного исследования – храм  Святого  Великомученика  Димитрия  Солунского,   построенный  в 1801 году, находится   на территории  администрации Репецкого  сельсовета  (ул.  Лазорьевская, д 33)  ( фото 1.)

1.4.Методы  исследования.

      Для достижения цели исследования я  использовала  следующие формы и методы исследовательской работы:

- изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов;

- ознакомление с литературой, содержащей рекомендации по сбору краеведческого материала;

- поиск очевидцев событий с целью сбора интересующих данных; запись рассказов и воспоминаний;

- интервью с настоятелем  храма Святого  Великомученика Димитрия  Солунского отцом  Сергием.

Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большую значимость. Проводя краеведческие изыскания, я лучше стала понимать историю своей малой родины.

II.Основная часть.


2.1  Храм божий на Руси

             Православный храм можно приметить везде с первого взгляда. Его вид отличается от обычных зданий. Строгая торжественная прелесть и особенная грация линий, светлая, радостная окраска строения, а высоко вверху сверкают золотом, отражая небесный свет, нарядные купола. Обычно храм ставили на возвышенное место, чтобы отовсюду он был виден, чтобы далеко-далеко разносился звон колоколов, или, как говорят верующие, была ближе к Богу.

             Все православные храмы строятся по одной системе. Строятся они всегда алтарем на восток, туда, где восходит солнце, потому что для верующего Бог – сам свет немеркнущий. Чаще всего храм устраивают в виде креста, так как посвящен распятому на кресте Господу. Иногда основание его делается в виде продолговатого корабля, символа Ноева ковчега; в форме круга как напоминание о вечности Бога; в форме восьмиугольника, похожего на звезду, для сравнения с путеводной звездой. Купол церкви воплощает собой небо. Вверху купол завершается главою, на которую ставится крест.

    2.2 Из истории  возникновения храма  Святого  Великомученика  Димитрия  Солунского.

    Много - много  лет назад в   селе  Репец  существовала  деревянная церковь имени Святого Великомученика Димитрия Солунского  об этом свидетельствуют сохранившийся  до наших дней  воспоминания   Панкова  Афанасия Ильича  (родился  в  1883  году):  «Деревянная  церковь в селе  Репец  была  построена еще до прихода монголо -татарского  ига на Русь. Она стояла  на месте  дома  Должикова В.И   Рядом  находилось  сельское кладбище. В нашем селе были монголо – татары. Их конница  двигалась  со стороны поселка  Троицкий Губкинского  района  Белгородской  области. Наблюдательный пункт  жителей  села был  расположен  на  Угле  на  меловой  горе.  На день  Святой Троицы  монголы  согнали  в  деревянную  церковь  всех  крестьян, стариков,  детей и  женщин. Церковь   подожгли.  От алтаря  церкви  остался  только  один  камень, который  до сих пор  сохранился.

          Новую  каменную  церковь строили  всем  миром. Кирпичи   изготовили  местные  крестьяне.  Они  ходили по дворам  и  собирали  куриные  яйца. В  раствор,  скрепляющий  кирпичи, добавляли  эти яйца.  В  этом  заключается  секрет  прочности  здания.  Церковь  в  селе строили  на  самом  высоком  месте. Место  выбирали  самое  удобное  и  спокойное, где  всегда  ложились  овцы».

       Храм  Святого Великомученика  Димитрия  Солунского - старинный каменный  храм, который сохранился  до наших  дней в первозданном  виде. Он был  отстроен  чуть  более  200 лет  назад ( вместе  с колокольней.)

           Каждый храм посвящен Богу и носит имя какого-нибудь события религиозной жизни или святого.          Из  уст  церковнослужителей  и  изученной   литературы стало известно, что Святой  Великомученик  Димитрий  Солунский  был  сыном  римского проконсула  в  Фессалониках (современные  Салоники, славянское  название – Солунь). Отец и мать  святого Димитрия  были  тайными  христианами. В тайной  домовой  церкви, бывшей в доме проконсула,  мальчик  был  крещен и наставлен в христианской  вере. Когда  умер отец , а Димитрий  уже достиг  совершеннолетия,  император Галерий  Максимиан, вступивший  на престол в 105 году, назначил  его на место  отца проконсулом  Фессалоникийской  области. Главная  задача, возложенная на  молодого старателя  Димитрия, состояла в обороне  города от варваров  и истреблении  христианства. Приняв назначение, Димитрий тотчас  исповедовал и прославлял  Господа  нашего Иисуса Христа. Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им  проконсул – христианин и многих  римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу  императора не было  границ.  Возвращаясь из похода,  император решил вести  армию через   Фессалоники, полный  желания  расправиться  с  солунскими  христианами.  Узнав  об этом, святой  Димитрий  заблаговременно  повелел  своему  верному  служителю  Луппу  раздать  имение нищим. А сам  предался  посту и молитве, готовя  себя  к  принятию  мученического  венца. Когда император  вошел  в город, вызвали  к нему Димитрия, и он смело  исповедовал  себя  христианином  и  обличил  неправду  и  суетность  римского  многобожия. Максимиан  приказал  заключить исповедника  в темницу, но Ангел сошел к нему  в удилище,  утешая и укрепляя в подвиге.

Но на рассвете  26 октября 306 года  в подземную  темницу святого узника явились воины  и пронзили   копьями его тело.

Тело святого великомученика  Димитрия было выброшено на съедение  диким  зверям,  но солунские христиане взяли  его  и  тайно предали земле.

При святом равноапостольном  Константине (306 – 337 ) над могилой  святого  Димитрия  была воздвигнута  церковь. Сто лет спустя,  при  строительстве  нового  величественного  храма на месте  ветхого,  обретены  были  нетленные  мощи  святого мученика. С VII  века начинается чудесное  истечение благовонного  мира, в связи с чем  великомученик  Димитрий  получает  церковное  именование Мироточивого.

       Несколько раз почитатели  солунского  чудотворца  делали  попытки к перенесению его святых  мощей  в  Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял  свою волю остаться покровителем и защитником  родных Фессалоник.  Неоднократно  подступавшие  к  городу  славяне – язычники  были отогнаны от  стен  Салуни.

С именем  святого  великомученики  Димитрия  Солунского  связаны  страницы  русской  летописи. Русские  воины всегда  верили, что они  находятся  под особым покровительством  святого  великомученика Димитрия.

        Церковное  почитание  святого великомученика  Димитрия  в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу  70 годов XI столетия  относится  основание  Димитриевского  монастыря  в Киеве. Мозаичная  икона  святого  Димитрия  Солунского из собора  Димитриевского  монастыря  сохранилась до наших дней и находится  в Государственной  Третьяковской галерее. Чудотворная  икона  святого  Димитрия   Солунского  из  иконостаса  собора  также  ныне  находится  в  Москве в  Третьяковской  галерее. Память  святого Димитрия  Солунского  издревле  связывалась  на Руси  с воинским  подвигом,  патриотизмом и защитой  Отечества.  Святой  изображается  на иконах  в виде  воина  в пернатых  доспехах,  копьем и  мечом  в руках. На свитке  (в более  поздних  изображениях) писали  молитву, с которой  святой  Димитрий  обращался  к Богу о спасении  родной  Солуни. Святому Димитрию молятся о даровании прозрения и о помощи при нашествии врагов.

         Все алтари  в храме, исключая главный, называются пределами. «К названиям церквей, возводимых на Руси, обычно добавлялось «обыденная», «ружная», «проща». Обыденный храм строился по обету – во время неурожая, чумы, мора и т.п. – из деревянных заготовок за один день. Утром на заре закладывали фундамент, а к ночи церковь освящали. Ружная церковь находилась на постоянном жаловании у государства (до 1917 года). Проща – прощание грехов, исцеление. Церкви эти назывались по находящимся в них чудодейственным иконам.

     Красота и  благолепие  храма  неописуемы.  Сохранился старинный  иконостас.  Он  представляет  собой    историческую ценность  как памятник  истории  и  культуры и  подлежит  охране  в соответствии   с  требованиями  ст. 35  Закона «Об охране  и  использовании  памятников  истории и  культуры».(фото2)

     В нашем  храме построены  приделы  из красного  кирпича  в честь Пресвятой  Богородицы  Иверской  Божией  Матери – это  левая  часть  церкви (фото 3  )

и  Преподобного Серафима  Саровского,  нашего земляка, в миру  Прохора  Мошнина – это  правая часть  церкви.(фото 4  )

        Приделы были  пристроены  в 1911 году на средства  помещика  Иоанна  Федоровича  Адамова,  жившего  в деревне  Лески. Ему принадлежали  земельные угодья  и водяная  мельница  на реке  Репецкая Плата. Крестьяне села обжигали кирпичи из местного строительного материала (глина, песок). Ямы, в которых обжигали кирпичи, были расположены в районе Репецкой МТФ.  

        Инициалы  Адамова  написаны  на  стене  у входа в церковь.

2.3     Воспоминания   старожилов.

           По словам  старожилов,  рядом  с  храмом  действовала  церковно – приходская  школа, давшая    образование  не  одному  поколению. Закон  Божий  преподавал   священник Свято – Димитриевского  храма (фамилию установить не удалось). Лучшие   ученики  школы  пели на  клиросе в церковном хоре, помогали священнику в проведении церковной службы. С приходом советской власти в здании церковно – приходской школы разместилась восьмилетняя школа и просуществовала до 1977 года.  Напротив  придела  Иверской  Божией   Матери  сохранилась  надгробная  плита с надписью: «Потомственная  почетная  гражданка  Савенкова  Олимпиада  Георгиевна, 1852 г  1 июля – 1910 г. 23 ноября».  Вся  церковная  территория   была  обнесена  оградой.  Звон  колокольни, по утверждению  старожилов,  был  слышен  даже  в  селе  Ястребовка.      

        Но в период  Великой  Отечественной  войны большой колокол был снят и  отправлен  на переплавку. Во  времена  сталинских  репрессий  церковь  чудом  сохранилась, причем  не только само здание,  но и настенная  роспись.

         Говорят, чтобы  спасти храм, председатель  колхоза им. Ворошилова, верующий  человек,  засыпал святое  место  зерном, и до 1943 года  церковь  безмолвствовала. Во времена  оккупации  была  похищена и вывезена  в Германию  часть  старинных  икон. А  в переломный  43 – й  год, после освобождения  от  немецкого  ига, храм  приступил  к соборной  молитве  за весь  мир, а  «паче всего – за Россию». И отступили  супостаты  с земли русской.  По сей день  с того времени  не прекращается  церковная  служба.

         Захоронения священнослужителей, расположенные около церкви, до настоящего времени  сохранились. Прихожане села  своих умерших родственников  предают земле  на Репецком  кладбище                                                                                          

         Проследить численность духовенства, составлявшего причт Репецкой церкви на протяжении всей истории прихода, достаточно сложно.

           Из числа священников памятны прихожанам иерей Скворцов Александр Иванович (прослужил на приходе около 14 лет), отец Владислав (Нефедов), священник Тихановский Иван Васильевич (01.03.1929 г. – 02.08. 1995 г.), захоронение его находится в церковной ограде.

        В настоящее время настоятелем храма является отец Сергий. (фото5)

         Храм собирает в праздники местных жителей. К сожалению, население небольшое, прихожан не очень много, но тот, кто приходит, верит в Бога, искренне молится и просит о помощи, благодарит за  благое.

III Заключение.

        Здание церкви находится в хорошем состоянии. В 2011 году храм отреставрировали снаружи. Теперь это, прочное и довольно красивое здание. В солнечном свете на куполах храма сияют православные кресты.

        Сегодня настоятель восстанавливает внутренний вид  храма. По его словам, местные жители вносят посильный вклад в это благое дело. Планируется заменить электрическую проводку, оконные рамы, сделать реставрацию икон.

      Атмосфера храма производит неизгладимое впечатление. Его величественность позволяет чувствовать себя частью очень светлого, значимого, таинственного. Прихожане храма отличаются простотою, чистотой души, нравственностью и набожностью.

       Я иногда вместе с мамой посещаю храм.  Народу бывает не совсем много. немного. Когда  входишь в храм, волнуешься, потом волнение отходит,   успокаиваешься .Наступает умиротворение. Оно  просто разливается во мне. Все мысли, не имеющие  отношения к храму , куда – то уходят и я невольно вслушиваюсь в то, что читает на распев батюшка. Вот тогда  и происходит то, что кажется мне чудом.  Я  преклоняюсь перед ликами  святых  на иконах в красивых резных рамках. С умилением слушаю церковное  песнопение.

        Каждый раз  церковное пение поражает  меня, восхищают  иконы в красивых резных рамах.

        На сегодняшний день храм действует, здесь совершаются обряды: крещение младенцев, венчание супружеских пар, отпевание умерших. Торжественно и многолюдно проходят церковные праздники. (фото  6,7, 8 , 9 ),

        И чтобы достойно жить,  нужно  просто любить Родину, заботиться о сохранении Великой Истории, Веры, Культуры и любить друг друга.

        Мы знаем свою историю и уважаем память людей разных поколений. Мы хотим вернуть себе свои православные традиции, веру и духовные ценности. Верующие люди убеждены, что Божья помощь необходима человеку в любом деле, в любом начинании. Человек приходит к Богу и молится ему. Помогает ли ему молитва? Разрешает ли она его сомнения, проблемы? Многие верят в это, иные сомневаются, но очень многие надеются и надежды не теряют, посещают храм, соприкасаясь с духовным миром.  

      Я испытываю чувство удовлетворения от того , что могу посещать храм и смогла  собрать воедино  материал о храме, который в памяти многих людей остается  святыней.

IV  Литература.

1.Краткое  житие  преподобного  Серафима   Саровского  чудотворца,  Православный  церковный  календарь  на 2008 год.  Курск: Издание  Курской  епархии  2002 г.

  2.  Занозина Л. О  Наименования  курских  календарных  праздников  и  праздничных  периодов: Курск: ООО  «Учитель»,  2002 г

    3 Житие преподобного  отца  нашего  Серафима  Саровского, иеромонаха,  пустынножителя  и  затворника :С Пб,  1998г.

    4. Ильин В .И. Преподобный  Серафим  Саровский. М.,  Международный  Центр,  2006  г.

      5. Лебедева  О. В., Ачкасов В. А. Православие  и школа  в системе  государственного  и  муниципального  образования  Курской  области.  Издательство  Курск  гос. Унт – та  2004  г.

       6.  Основы  православной  культуры.  С.Э.Нарерстникова,  

В.М. Меньшиков  и др.  Курск  гос Унт –та  2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».

Дом  Божий…  Так  называют  христиане  храм  или церковь  -  особый  дом,  посвященный  Богу.  Православную  Церковь  примет...

Поисково-исследовательская работа отнесена к разделу История нашей родной станицы Тема : « История храмов - нашей малой родины»

Родина моя - Старонижестеблиевская.           Тихо течет Ангелинский ерик. Как бы краеведы ни объясняли его название, все равно ассоциация с тихим ан...

Исследовательский проект «Храмы земли Сергачской"

Исследовательский проект по историко-краеведческому направлению в рамках духовно-нравственного воспитания учащихся...

Исследовательская работа "История восстановления Храма Пресвятой Богородицы в с. Кемля"

Исследовательская работа ученицы 11 класса Просвирниной Марии, занявшая на всероссийском конкурсе 3-е место, о восстановлении Храма в селе Кемля Ичалковского района РМ....

Учебно-исследовательская работа на тему: «Храм преподобного Сергия Радонежского в Волгограде: вчера и сегодня»

Учебно-исследовательская работана тему:«Храм преподобного Сергия Радонежского в Волгограде: вчера и сегодня»...

Исследовательская работа "История одного храма. Никитская церковь"

Исследовательская работа на тему " Никитская церковь" была выполнена группой учащихся для участия в конкурсе "История одного храма"...