Исследовательская работа "История одного храма"
проект на тему

История церквей села Спасское

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_odnogo_hrama.docx438.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Спасский Дом детского творчества»

исследовательская работа

«История одного храма»

Тема: «История церквей в селе Спасском»

Автор: 

Надежда Сергеевна Бутрина,

педагог дополнительного образования

с.Спасское

2014г

Предисловие

Перед революцией 1917 года в русских селах Спасского района возвышалось 19 приходских православных храмов, в том числе 10 каменных, две приходские единоверческие церкви, около десятка старообрядческих молельных   домов, действовали  две православные женские общины и старообрядческий монастырь. В татарских селах имелось 13 мечетей.

        В 30-е годы  XX века народу было отказано в праве, открыто исповедовать религию предков. Культовые здания закрывались под различными благовидными предлогами. Потом их сносили или перестраивали под культурно – образовательные учреждения и хозяйственные помещения. Многие оставшиеся храмы со  временем становились бесхозными и постепенно разрушались.

        Восстановление некоторых храмов началось в конце 80-х годов. К концу XXI века в Спасском районе в разной  степени сохранности уцелели здания (или их части) 12 церквей и двух мечетей, сооруженных в дореволюционный период. Вновь действуют в четырех селах, построены шесть новых мечетей в татарских населениях пунктах.

1

История

С православием тесно связана древнейшая писаная история Спасского края. Религиозное содержание имеют легенды об основании села Спасского - самого древнего населенного пункта района, судя по которым в XIV веке у родника, впоследствии известного под названием Карашева колодца, была воздвигнута первая в округе часовня с образом Спаса.

            C:\Users\Nout1\Desktop\1 002.jpg

Карашев колодец - легендарное место основания села Спасского

и Спасо-Преображенская часовня,

установленная в 1999г.

По мере расширения сети русских селений росло и число местных церковных приходов (приход объединял население собственно села, где сооружалась приходская церковь, и окрестных деревень).

2

Мне пришлось выяснить, что особенным же величием отличалась

Спасо-Преображенская церковь в селе Спасском, к сожалению,

не сохранившаяся, но есть фотографии.

C:\Users\Nout1\Desktop\1 001.jpg

                                                                                                       

                                                                                                       

                                                                                                       

Спасо-Преображенская церковь в селе Спасском.

Фото начало XX века

C:\Users\Nout1\Desktop\фото.Спасская церковь в 1930 г..jpg

Храм, со строгими архитектурными формами гордо возвышаясь над базарной площадью села. Входы в него украшали высокие портики с колоннами.

 Стройная пирамидная колокольня была выполнена в виде последовательно уменьшающихся в объемах ярусов и завершалась небольшим куполом с вознесенным над ним шпилем с крестом.

Величие этого храма подчеркивало исключительное значение села в экономической и духовной жизни округи и высокий достаток многих его жителей.                                                                                                              3

Местный благочинный, священник села Троицкого Е.Световидов, обследовавший в 1865году подведомственные ему храмы, отмечал следующее: «В числе 1-ти сел моего ведомства церковь села Спасского отличается перед всеми прочими особенным благолепием. Она богата библиотекой, в которой, кроме богослужебных книг, много имеется книг поучительных и духовных журналов разных названий. Церковь села Спасского, очень была богата напрестольную утварию и священнослужительскими облачениями.  Священник села Спасского Иоанн Слободской отличается перед прочими пастырскою ревностью, усердным проповедованием слова Божьего и пользуется  любовью и расположением прихожан».

К этому следует добавить, что в названном храме хранилось напрестольное Евангелие 1657года. Значение церкви подчеркивал и расширенный штат служителей, возглавляемых  двумя священниками и тремя дьяконами.

Спасское, впервые упоминается в 1399г. как селище, с 1621г. сельцо, затем село – приходская церковь во имя Преображения Господня (Спасо-Преображенская)  с приделами Введения в храм Пресвятой Богородицы и Святого Апостола Иоанна Богослова – первоначало было построена из дерева на Поповой горе между 1630 и 1648гг.; в 1769г. сгорела, но вскоре была отстроена заново; в 1829г. ее вновь уничтожил пожар, после чего местные жители на сельском сходе решили возвести каменный приходской храм на базарной площади; финансирование строительства осуществлялось за счет доходов с еженедельного базара и специально учрежденных с  этой целью летней и осенней ярмарок, а также  на пожертвования прихожан; каменная церковь была построена в 1831-1840 гг. и являлась самым большим сельским храмом в Васильсурском уезде; закрыта в 1934г., впоследствии разрушена, сейчас на ее месте находится асфальтированная площадка рядом с пристроем к Спасской средней школе.

        

4

Прочитав некоторые издания про Спасский край, оказывается, было  еще несколько церквей в моем селе.

Одна была деревянная приходская единоверческая Никольская церковь на Гласовом порядке (соврем. ул. Большая Кустарная) – преобразована из однокупольного молельного дома единоверческой общины, к которому в 1889-1897гг. были пристроены алтарь с куполом над ним и колокольня, но она также была закрыта в 1930-е годы, не сохранилась.

Другая была построена в 1903г. на средства одного из самых богатых спасских предпринимателей-старообрядцев  П.А. Матяева рядом с его домом, освещена во имя Святителя Николая, в 1911г. звонницу предполагалась  разобрать, а к западной части молельного дома вместо деревянного крыльца пристроить каменную колокольню, но это не было осуществлено, молельный дом закрыли в 1929г., в перестроенным виде сохранился до наших дней на ул.Окябрьской здание мельницы за сельской администрацией, рядом был также выстроен дом священника – здание сельской администрации, в 1908г.  при молельном доме был открыт раскольнический женский монастырь.

                   

        C:\Users\Nout1\Desktop\1.jpg

Молельный дом Белокриницкой общины                 Внутренний вид молельного дома

(Австрийская церковь  П.А.Матяева)                              Белокриницкой общины.

       в селе Спасском.

Оба фото из журнала «Церковь» №42, 1909г.

5

Как закрывали храмы

Религия во всех формах ее проявления за многие столетия стала неотъемлемой частью российской общества. С приходской церковью была связана вся жизнь человека. В ней крестили младенцев, являясь средоточием духовной жизни округи, обычно располагалась в центре населенных пунктов, придавая им неповторимый облик.

В первое десятилетие после Октябрьской революции 1917года верующие еще имели возможность посещать храмы.

Но уже в конце 20-х годов борьба с религией приняла более жесткий характер. В 1927 году была ликвидирована Крестомаровская община.

В селе Спасском первой была закрыта так называемая Австрийская церковь – молельный дом Белокриницкой общины. По словам его строителя и председателя  общины П.А.Матяева, произошло это следующим образом: «24 мая 1929года к нам в здание нашей общины пришли два гражданина, один из них Миндрин – председатель  сельсовета – просто попросил отпереть церковь, чтобы посмотреть, но, когда я им отдал ключи, они посмотрели, закрыли и ушли, не имея никакого ордена и разрешения, даже постановления. На другой день они пришли с милиционером и сделали опись и оценку имущества». И оказалось, что все это осуществлялось на основании решения Спасского волисполкома о передаче молельного дома под детясли. В  действительности же он был превращен в театр.

Дело по ликвидации  приходской Спасо-Преображенской церкви в райцентре, затянулось на год. Началось все с того, что 19 января 1934года верующие решили провести традиционный крестный ход и молебен на льду  Карашева пруда по случаю праздника Крещения Господня.  Но председатель Спасского сельсовета запретил подобное мероприятие, внеся соответствующую резолюцию: «Как уличные, так и подводные крестные ходы допускаемы быть могут». А 4 марта, накануне Пасхи, появилось постановление райисполкома: «Учитывая требование рабочих и служащих  с.Спасского,  воспретить ночной и повседневный звон с 7 по 15 апреля, как мешающий работе учреждений и организаций и нарушений отдых рабочих и служащих». Несколько месяцев спустя колокольный звон запретили вообще.

10 июля 1935года ВЦИК окончательно утвердил решение краевой и районной властей о закрытии Спасской церкви. Впоследствии храм под Дом культы так и не перестроили, а разрушили до основания. Подобное происходило и в других селах.

6

В конце 80-х годов, когда свобода совести в России перестала быть лишь декларативным положением, у верующих Спасского района появилась надежда на возобновление деятельности храмов. Первой была отреставрирована и открыта Христорождественская церковь в Красном Ватрасе.

В 90-е годы была воссоздана православная Спасо-Преображенная община в райцентре. Под ее молельный дом, а затем (после пристройки алтаря) церковь перестроили здание бывшего универмага.

И по сегодняшний  день эта церковь радует жителей села Спасского и Спасского района.

G:\церковь\IMG_0700.jpg

Современная Спасо-преображенская церковь

в селе Спасское

Фото сделано в 2013г.

7

C:\Users\Nout1\Desktop\1 003.jpg

8

Литература:

  1. «Под сенью креста и полумесяца»: православные и мусульманские храмы Спасского района Нижегородской области в прошлом и настоящем./ автор Сергей Михайлович  Ледров- Нижний Новгород: Педагогические технологии, 2004.- 40с., илл.

  1. «Малая Родина – Спасский край». /автор Сергей Михайлович Ледоров – Нижний Новгород. «Литер». 1999г.

9

Содержание

  1. Предисловие – 1 стр.

  1. История – 2 стр.

  1. Как закрывали храмы – 6 стр.

  1.  Карта центра религиозных общин Спасского района в XVII –начале XXI веке – 8 стр.

  1. Литература  - 9 стр.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».

Дом  Божий…  Так  называют  христиане  храм  или церковь  -  особый  дом,  посвященный  Богу.  Православную  Церковь  примет...

Поисково-исследовательская работа отнесена к разделу История нашей родной станицы Тема : « История храмов - нашей малой родины»

Родина моя - Старонижестеблиевская.           Тихо течет Ангелинский ерик. Как бы краеведы ни объясняли его название, все равно ассоциация с тихим ан...

Исследовательский проект «Храмы земли Сергачской"

Исследовательский проект по историко-краеведческому направлению в рамках духовно-нравственного воспитания учащихся...

Исследовательская работа "История одного храма. Никитская церковь"

Исследовательская работа на тему " Никитская церковь" была выполнена группой учащихся для участия в конкурсе "История одного храма"...

Исследовательская работа "Одни из немногих"

  В своем исследовании через  биографию наших односельчан наши учащиеся пытаются заново проследить историю своей страны, чтобы понять настоящую ее суть, спрятанную за жизнями людей, ж...