Разработка урока кубановедения Тема: «Подвиг донцов и хоперцев . Взятие Азова.»
план-конспект урока по краеведению

Потехина  Наталья Сергеевна

Познакомить учащихся с подвигом донцов и хоперцев во время новой осады крепости Азова, способствовать воспитанию ценностного отношения к защите своей страны на примере боевой истории Кубанского казачьего войска. - раскрыть роль казаков в решении внешнеполитических задач России на южном направлении. Второй поход 1696 Второй поход русской армии против турецкой крепости Азов состоялся в марте — июле 1696 г. В этом походе русские силы, которыми руководил воевода А.С. Шеин, были доведены до 75 тыс. чел .На этот раз в результате совместных действий армии и флота Азов был полностью блокирован. Атаки крымских войск, пытавшихся помешать осаде, были отбиты. Отражен был и натиск со стороны моря. В мае 1696 г. казачьи струги атаковали вошедшую в устье Дона турецкую эскадру с 4-тысячным десантом. Казаки донцы и хоперцы расправились с турецкими судами. Следом за ней на морские просторы впервые вышла русская эскадра и к 12 июня русские корабли сосредоточились против устья Дона. . После этого турецкие корабли покинули район боевых действий . Тогда азовский гарнизон попытался наладить связь с находившимися в степи кубанскими татарами. Но этому помешали украинские и донские казаки, которые сыграли решающую роль во взятии Азова. Отбив попытки кубанских татар прорваться к крепости, хопёрцы совместно с донцами под командованием атамана Ф. Минаева, внезапным ударом 2-тысячного отряда с необычайной удалью и отвагой сумели 17 июля 1696 г. не только захватить два Азовских бастиона с пушками, но и удержать эти стратегически важные пункты обороны крепости. Захват казаками главных бастионов решил её судьбу. 19 июля 1696 г. Азов был взят

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока кубановедения учителя МБОУСОШ№5 г.Тимашевска Потехиной Натальи Сергеевны                                                                                                  Тема:  «Подвиг донцов и хоперцев . Взятие Азова.»

Цель. Познакомить учащихся с подвигом донцов и хоперцев  во время  новой осады  крепости Азова, способствовать воспитанию ценностного отношения к защите своей страны на примере боевой истории Кубанского казачьего войска.                                                                                               Задачи:

1. Образовательные:

- раскрыть роль казаков в решении  внешнеполитических  задач  России на южном  направлении.                                                                                                        - способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления;  

- обобщить и систематизировать знания путем создания условий для интеллектуального развития личности ребенка на уроке;

- развивать историческую  культуру речи;  

  -способствовать формированию познавательных и практических умений учащихся на всех этапах урока;

-оценить качество и определить уровень знаний и умений по теме;

-содействовать созданию условий для самостоятельной работы учащихся.

Развивающие:

-

 интерес;

-содействовать развитию содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий;

-создать условия для развития логического мышления, грамотной письменной и устной речи;

- развивать познавательный у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Воспитательные:

-содействовать осознанию учащимися важности изучаемого предмета;

-помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

-содействовать развитию у детей умений общаться;

- воспитание любви к своему краю, бережного отношения к истории страны.

 -воспитывать историческую  культуру и эстетическое восприятие исторических событий.

Технологии  и  методы работы:

- наглядный

- словесный

- проблемно- диалогический

Формы и приемы обучения:  

- групповая работа                                                                                                                                                         -индивидуальная работа                                                                                                                                                      -самостоятельная работа с иллюстративным и                                                                      информационным материалом.

  - беседа(«Лекция со стопами»)

- игровая («Мозговой штурм», «Журналисты», «Вершина знаний»)                                                                                                                                              - практическая работа с картой

Учебное оборудование.                                                                                                                                   1.  Учебник для 7 кл –Кубановедение  для  общеобразоват. учреждений / Под ред. проф Б.А. Трехбратов, М.В.Бодяев, И.А.Терская, А.Н.Криштопа, К.П.Казарян, С.А.Лукьянов. Кубановедение 7 класс. Краснодар, 2016г

ТСО: мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал, информационные карточки

 Тип урока: проблемно-диалогический                                                            Способ проведения : урок - путешествие                                                                                                                       

 Ход урока:                                                                                                                        1.Организационный момент.                                                                                                        Учитель:-Приветствие  «Добрый день ,ребята!»Поприветствуйте друг друга , повернитесь к своему соседу и скажите «Мне приятно,  с тобой общаться»                                                                                                                    -Готовность к уроку, учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке;                                                                                                                             Учащимся  раздаются  оценочные  таблицы с заданиями.

2. Актуализация знаний

Проверим  ваши знания по  предыдущей теме  урока «Борьба России за укрепление южных рубежей»                                                                                                                                                           Задание № 1. Составьте «Кластер                                                                                                           Слово учителя: Ребята, вам нужно ответить прилагательными на вопрос: «Какой мечтал видеть Россию Пётр1? ( мощной, великой, сильной, развитой, торговой, морской).                                                                                                        

Задания №2. Игра «Мозговой штурм.» Ответы  на вопросы, занесение  в оценочную  таблицу.

3. Определение темы урока и постановка учебной задачи , направление размышления  учащихся  по направлению данной темы. (3мин)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Учитель: прослушайте песни «Славьтесь,казаки». Вопрос. Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?ответ учащихся о казаках                                       Запишите тему урока в тетрадь. «Подвиг донцов и хоперцев . Взятие Азова.     Учитель: сегодня на уроке  вы самостоятельно попытаетесь ответить на вопрос : «Какие факты говорят  о важной роли  хоперских  и донских казаков в успехе второй осады Азова?»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

4.Изучение нового материала, реализация построенной стратегии:                                                                                                                                    Учитель. Прием «Лекция со стопами»                                                                                       Второй поход 1696 Второй поход русской армии против турецкой крепости Азов состоялся в марте — июле 1696 г. В этом походе русские силы, которыми руководил воевода А.С. Шеин, были доведены до 75 тыс. чел .На этот раз в результате совместных действий армии и флота Азов был полностью блокирован. Атаки крымских войск, пытавшихся помешать осаде, были отбиты. Отражен был и натиск со стороны моря. В мае 1696 г. казачьи струги атаковали вошедшую в устье Дона турецкую эскадру с 4-тысячным десантом. Казаки донцы и хоперцы расправились с турецкими судами. Следом за ней на морские просторы впервые вышла русская эскадра и к 12 июня  русские  корабли  сосредоточились против устья Дона. . После этого турецкие корабли покинули район боевых действий . Тогда азовский гарнизон попытался наладить связь с находившимися в степи кубанскими татарами. Но этому помешали украинские и донские казаки, которые сыграли решающую роль во взятии Азова. Отбив попытки кубанских татар прорваться к крепости, хопёрцы совместно с донцами  под командованием  атамана Ф. Минаева, внезапным ударом 2-тысячного отряда с необычайной удалью и отвагой сумели 17  июля 1696 г. не только захватить два Азовских бастиона с пушками, но и удержать эти стратегически важные пункты обороны крепости. Захват казаками главных бастионов решил её судьбу. 19  июля 1696 г. Азов был взят

Учащиеся следят по карте  за учителем, отмечают на карте схему взятия Азова.                                                                                                                                            Задание №3 Работа в парах:
Самостоятельная работа с текстом учебника стр.105-109                                                                          

Заполнить таблицу «Подвиг донцов и хоперцев . Взятие Азова.»

Дата

Участники казаки

 Военные  действия и  Результат

Воинские и человеческие качества  казаков

5. Первичное закрепление с проговариванием  во внешней речи Завершается заполнение таблицы. Проводится обсуждение. Работа в парах. Делаются выводы об участии казаков  в осаде Азова.

6. Физкультминутка                                                                                               7. Самостоятельная работа и закрепление знаний.  

Задание №4.«Синквейн»

1. (Существительное- это тема синквейна )                                            Хоперские и донские казаки                                                                                                       2. (два прилагательных, раскрывающих тему синквейна)_______________________________________                                                              3.  ( три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна) ___________________________________________                                                                                                                             4.  ( фраза, краткое предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.) ______________________________________________________________________________________________________________Учащиеся  зачитывают синквейн и отвечают на проблемный вопрос урока «Какие факты говорят  о важной роли  хоперских  и донских казаков в успехе второй осады Азова?»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

8. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Учитель: Ребята, вы все сегодня хорошо поработали.                                                                                                                         Беседа с учащимися:                                                                                                                           Что нового вы узнали  на уроке?......                                                                                                                               Что  было вам интересно  на уроке? ……..                                                                                                  На протяжении всего урока    учащиеся  выставляли  оценки себе в само оценочные листы.  Учащиеся  оценивают  свой  уровень усвоения  нового материала,  уровень успешности полученных знаний по новой теме и выходят отмечают на  рисунке вывешенном на доске    «Вершина знаний»                                                                                                  Игра «Вершина знаний».  (Рисунок горы с уровнями успешности, усвоения знаний).

9.Домашнее задание  написать  эссе: «  Кто не помнит своей истории, тот не имеет будущего »                                                                                                                                      

                                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока кубановедения по теме "Погодные аномалии"

В уроке рассмотренны основные погодные аномалии Краснодарского края...

Разработка урока кубановедения "Архитектура Краснодара конца 19 - начала 20 века"

Урок посвящен формированию архитектуры Краснодара конца 19 - начала 20 века...

Разработка урока Кубановедения "Костюм казака и казачки" 5 класс

Разработка урока Кубановедения "Костюм казака и казачки" 5 класс, раздел "Искусство Кубани"...

Разработка урока Кубановедения "Декабристы на Кубани" 8 класс

Разработка урока Кубановедения "Декабристы на Кубани" 8 класс...

методическая разработка урока кубановедения в 7 классе

Знакомство учащихся с природными ресурсами родного края. Черное и Азовское моря....

Методическая разработка урока кубановедения "Природные объекты и памятники природы, истории и культуры"

Форма урока: урок – путешествиеМетоды: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная.Технологии, используемые п...

Методичские разработки уроков кубановедения с применением технологии РКМ_5 класс

Методичские разработки уроков кубановедения с применением технологии РКМ_5 класс (Источник: поурочное планирование, рабочая тетрадь, ЭОР  по кубановедению для 5  классов в помощь учител...