Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке
статья на тему

Онопринко Елена Владимировна

Статья содержит практические приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке.

На мой взгляд, ученики охотно учатся, а значит, активно мыслят, если у них есть мотив деятельности. Он может быть разным. В начальной и средней школе – это чаще всего интерес, желание быть лидером, победителем, желание получить похвалу, поддержку и одобрение одноклассников. В старшей школе – стремление успешно сдать экзамены, получить хороший аттестат, профессиональные интересы. Следовательно,  приемы активизации мыслительной деятельности отличаются.

             Так как образовательный процесс должен быть направлен на системно-деятельный подход, то большую часть времени нужно уделять самостоятельной работе учащихся. Делаешь – значит, знаешь.

      На практике в средних классах на этапе «Первичное усвоение новых знаний» мне помогает такой приём: один ученик, имеющий высокий уровень подготовки, выполняет задание за доской для будущей самопроверки, другой ученик это же задание выполняет на доске сзади для поддержки слабых учеников, при этом работает приём «Не оглянусь». Ученики, выполнившие задания правильно и раньше других, становятся консультантами. Достаточно 3- 5человек. Они проверяют решение у других учеников и оказывают им помощь. По окончании работы консультантов, они отмечают в ведомости успехи своих подопечных. Далее идёт самопроверка, опора на доске. Такой  приём развивает коммуникативные навыки учащихся, стимулирует и активизирует мыслительную деятельность.

       В более старших классах хорошо работает приём «Пойми меня».

Класс разбивается на команды: то ли по рядам, то ли «Девочки» и Мальчики» и др. Выполняют задания команды по очереди. Один человек – ведущий. Путём наводящих вопросов ведёт решение у доски. Задача: правильно решить задание, набрав при этом как можно больше баллов. Варианты критериев зависят от цели. Например, если вы преследуете дифференцированный подход, то при ответе слабого ученика (нападающий – отвечает первый, имитация игры футбол) команда получает 3 балла, при ответе защитника (средний уровень подготовки ученика) – 2 балла, если отвечает вратарь (высокий уровень подготовки) – 1 балл. Если преследуете цель – использование глубоких, интересных вопросов, то поможет приём «Толстые и тонкие вопросы». В данном случае каждый вопрос и ответ оценивает в баллах учитель. Ведущий меняется после решения одного задания. Обычно, игра захватывает учеников, и и счёт игры переносится на следующие уроки. Согласитесь, управлять мыслями других людей труднее, чем выполнить задание самому. Такой приём развивает мышление, речь, помогает отрабатывать понятийный аппарат, активизирует мыслительную деятельность. Этот приём своего рода комментированное управление (идея Софьи Николаевны Лысенковой) развивает умение пошагово мыслить, разбивать процесс на отдельные операции.

Пример. – Найдите площадь четырёхугольника.

- Опишите около данного четырёх угольника  прямоугольник. Какие стороны он имеет? (5х4)

- Площади каких фигур не входят в площадь данного четырёхугольника, то есть являются лишними? (4 треугольника)

- Есть ли среди них равные треугольники? (по два треугольника с катетами 2 и 3, 1 и 3.

- Каким свойством площади обладают равные фигуры? (Равные фигуры имеют равные площади)

- Как найти площадь прямоугольника?

- Как найти площадь треугольника?

- Как вычислить площадь данного четырёхугольника7  

- Дайте ответ. (5*4 – 2* 0,5 *2 * 3 – 2 *  0,5 * 1 * 3 = 20 – 6 – 3 = 11)

F:\Найдите площадь фигуры.tif

    При работе у доски помогает поддерживать интерес и активность учащихся такой приём. Если отвечающий попал в затруднительную ситуацию, он может обратиться за помощью к ребятам, которым доверяет. Своего рода «Помощь класса». Этот приём повышает авторитет знающих учеников, стремление завоевать авторитет других ребят.

       Активизировать мыслительную деятельность и поддерживать интерес учащихся на уроке помогают интернет – ресурсы. Одним  из моих любимых сайтов является  https://learningapps.org

Здесь Вы можете найти интересные задания по всем предметам и по всем классам. А также сохранять понравившиеся задания, создавать свои. Здесь предусмотрены игровые ситуации «Найти пару»,  «Классификация» - 3,  «Хронологическая линейка» - 1,2,   «Простой порядок» - 1, «Ввод текста2» - 1,2, «Сортировка картинок» - 2, «Викторина с выбором правильного ответа – 2, «Заполнить пропуски», «Сетка приложений», «Кто хочет стать миллионером», «Пазл» - 3, «Кроссворд» - 1,2, «Виселица» - 2, «Найти на карте», «Где находится это?», «Скачки», «Игра парочки», «Оцените».

          Как говорила Коко Шанель: «Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать».

Закончить наше выступление хотим мультфильмом, который настроит вас на позитивное мышление, научит не поддаваться трудностям, принимать нестандартные решения, учиться на своих ошибках, доверять друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.

Эксперимент является важнейшим элементом процесса обучения физике. Он выполняет несколько дидактических функций: повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническ...

«Активизация мыслительнной деятельности учащихся на уроках основ православной культуры

«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках основ православной культуры"   В своей работе разделить историю, кубановедение, ОПК  мне сложно и говорить я буду об интеграции или ...

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории

Главная цель  современного образования-формирование активности учащихся, изменение роли и места учителя на уроке ,взаимоотношений между учителем и учеником ....

Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.

Эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физикиПопова Л.Л. учитель физикиМБОУ  «СОШ № 14» имени А.М. Мамоноваг. Старый Оскол, Белгородской Области....

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

       Данный опыт соответствует периоду обучения русскому языку в 5-11 классах, в том числе и в профильных (10-11) классах различных направлений....

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории

Главная цель  современного образования-формирование активности учащихся, изменение роли и места учителя на уроке ,взаимоотношений между учителем и учеником ....

«Эффективные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики».

laquo;Эффективные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики»....