ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
методическая разработка на тему

Бознякова Татьяна Владимировна

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

"Духовно-нравственное развитие личности школьника во внеурочной деятельности через обращение к традициям Православной культуры"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_karta_innovats._opyta.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Форма представления информации

о наличии инновационного педагогического опыта

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Бознякова Татьяна Владимировна

Организация, в которой работает автор опыта

МБОУ СОШ № 8 г. Вязьмы Смоленской области

Адрес

215110, Смоленская область, г Вязьма, ул. Ленина, 77

Номер контактного телефона

8(48131) 4-26-61

Должность

Учитель ОПК

Преподаваемый предмет или выполняемый функционал

ОРКСЭ,

Основы православной культуры,

История православной культуры земли Смоленской

Стаж работы в должности

16 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

"Духовно-нравственное развитие личности школьника во внеурочной деятельности через обращение к традициям Православной культуры"

Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики

В настоящее время остро ощущается необходимость духовного возрождения России, ее Преображения - постоянного внутреннего изменения человека, ведущего по пути добра и света. Но, стремясь к более совершенному человеческому образу, невозможно обойтись без Православной веры. Для воспитания высоконравственной личности гражданина и патриота особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием, ценности которого благотворно воздействуют  на Преображение человека (уважение к старшим, почитание родителей, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие…).

На Руси с почтением и трепетом относились к вере, духовным традициям. Ведь именно Православие более тысячи лет было щитом русского народа во всех бедах и напастях. На его фундаменте сформировались лучшие черты его характера. И детям надо это знать. Ведь не зная прошлого, невозможно построить будущего. «…Отрыв от корней – большая опасность в современном мире: потерявшая корни жизнь становится противоестественной, лишенная корней душа – безбожной» (И. Ильин. "Книга раздумий". С. 62).

Поэтому необходимостью времени стала религиозная образованность  граждан, знание традиций Православия, национальной культуры родного края. Все это раскрывает перед учащимися духовно-нравственные идеалы, которые воспринимаются как надежный и верный ориентир в современном мире. Ведь будущее нашего Отечества зависит от степени духовности, нравственности молодого поколения.

Программа факультативного курса   «Преображение» разработана в соответствии с требованиями  «Закона об образовании в Российской Федерации», «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», на основании «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».      Авторская программа конкретизирует  также содержание предметных тем  учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», раскрывающих систему базовых ценностей, лежащих в основе православной традиции.

        Данная программа факультативного курса входит в образовательную область "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи

Цели: духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям Православной культуры; осознание причастности к судьбе  Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

• воспитание патриотизма и гражданственности, знакомство с историко-культурным  наследием, приобщение учащихся к духовному наследию своего народа;

• формирование ценностных ориентиров, способности видеть и понимать окружающий мир с духовно-нравственной позиции;

•  закреплению и сбережению традиционных  для русской жизни ценностных ориентиров и нравственных норм;

• воспитание любви к родителям, близким, дому, изучение и сохранение семейных традиций;

•    выработка умений по ведению исследовательской работы в области духовного краеведения. Строить внеклассную и внешкольную работу как продолжение, дополнение и углубление работы по духовно- нравственному образованию, получаемому на уроках.

Концепция изменений

     Концепция программы является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. И представляет собой ценностную основу взаимодействия всех участников образовательного процесса с семьями учащихся, отделом по образованию и катехизации Вяземской и Гагаринской епархии РПЦ, Советом ветеранов, Центральной районной и детской библиотеками, городским клубом «Краевед» с  целью совместного обеспечения условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

       Концепция формулирует социальный заказ  общества современной школе   на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач государства в сфере образования. 

      Главный акцент программы   направлен на усвоение школьниками и претворение в практическую деятельность и поведение  высших духовных ценностей. Этот процесс происходит через сотворчество  на занятиях педагога и детей, формирование и развитие творческого потенциала и навыков общения каждого ребенка, создание условий для деятельного взаимодействия родителей и детей.

      Общение школьников со сверстниками воспитывает коллективизм и ответственность за общее дело, понимание важности добрых взаимоотношений друг с другом. Ведь дополнительное образование  дает возможность  объединения в одну группу детей с разным потенциалом: одаренных, слабоуспевающих, с ограниченными  возможностями здоровья, но имеющих  одинаковые творческие интересы.

       Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:

  • в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
  • в формах и методах обучения (индивидуальная, групповая работа, деятельность свободного общения, художественно-творческая деятельность); 
  • методах контроля (наблюдение; тестирование;  выполнение творческих, проектных  заданий;  анкетирование родителей и детей);

 средствах обучения (кабинет, мультимедийное оборудование). 

Сущность ИПО

       Программа факультативного курса предназначена для проведения дополнительных занятий в школе как культурологического цикла, являющегося реализацией прав будущего гражданина и просто человека получать необходимый объем знаний о национально-историческом и духовно-культурном наследии страны.

        Направление программы - духовно-нравственное, включающее следующие виды учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, социологию, литературу, искусство. Программа позволяет существенно повысить воспитательные возможности социально - гуманитарного образования, раскрывает для учащихся взаимосвязь всех сфер духовной культуры: науки и образования;  философии и идеологии; истории и духовного краеведения; литературы и искусства.

        Содержание программы факультатива охватывает и проблемы развития индивидуальности и творческих способностей ребенка, что является основой самоутверждения. Учитываются запросы детей, потребности семьи, реализация школьной программы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Укрепляются связи семьи и школы; программа помогает системе взаимоотношений внутри социальной среды города, объединяя – образование, культуру, церковь, различные общественные организации.

         Наличие национально - регионального компонента в данной программе обеспечивает ее вариативность, т.е. дает возможность включать в программы общеобразовательных школ, использовать на уроках ОПК,  литературы, истории, классных часах, внеклассной работе.

         Отличительные особенности воспитательной  программы в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств выражения. При этом используются эвристические и проблемные методы обучения. Ценностные ориентиры в преподавании курса:

  • ценность жизни и человека, живущего по заповеди: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»;
  •   ценность общения - понимание важности общения как одного из основополагающих элементов культуры;
  •   ценность добра и истины - осознания себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями;
  •   ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»;
  •  ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, доступной каждому в сфере его деятельности.

 

Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски

       Модернизация школы проводится с целью более эффективного формирования нового человека: духовного и физически здорового. Высокая миссия учителя православной культуры - спасение молодого поколения от растления души и обращение к вечным ценностям: красоте, добру, вере, любви, надежде. Достигнуть этого можно, лишь признав приоритет воспитания, создав ситуацию, когда образование станет опираться на развитие добродетелей и созидательных качеств. Педагогика нравственного воспитания должна строиться в соответствии с внутренним духовным ростом ребенка, а педагог должен создать условия для этого роста.

Принципы и особенности организации содержания программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Принцип следования нравственному примеру

  • пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим;
  •  особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип диалогического общения

  • в формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение ребенка со сверстниками, родителями, учителем и другими взрослыми;
  • диалог исходит из признания и уважения права воспитанника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную;
  • выработка личностью   собственной системы ценностей, поиска смысла жизни невозможны без диалогического общения ребенка со взрослыми.

Принцип идентификации (персонификации)

  • духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами;
  • идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть - нравственную рефлексию личности, мораль – способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность - готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

Принцип системно - деятельностной организации воспитания

  • воспитание как деятельность должно охватывать все  виды   образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной;
  • системно-деятельностный подход предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации должна быть по возможности согласована.

В основе программы данного курса лежат принципы как классической дидактики, так и современных педагогических технологий, которые позволяют учитывать уровневую дифференциацию обучающихся.

Формы деятельности  различны: практические занятия,  конференции, литературно-музыкальные композиции, благотворительные акции, составление проектов, изготовление поделок, написание мини-сочинений по ПОПС - формуле (ПОПС - формула - это алгоритм изучения конкретной проблемы. Дается проблема или вопрос и составляется мини-сообщение на 3 - 4 предложения по следующей формуле:

               П - позиция "Я считаю, что ..."

        О - обоснование "Потому что ..."

        П - пример "Я могу подтвердить это тем ..."

        С - следствие "В этой связи я делаю вывод ..."),

    В процессе теоретического обучения происходит знакомство с истоками возникновения и развития православного искусства (архитектурой, живописью, литературой).

Условия реализации изменений

       Реализация задач возможна при условии проведения систематических занятий с учащимися, последовательного изучения курса, использования разнообразных форм  и практических методов обучения, способствующих организации активной познавательной  и мыслительной деятельности ученика. Большая роль на занятиях отводится самостоятельной работе детей. Педагог должен создать такие условия, при которых у ребенка появилась бы потребность заниматься поиском дополнительного материала по теме занятия.

       И как результат этой работы - самостоятельная подготовка отдельных сообщений, презентация своих творческих работ, участие  в  разработке  проводимого мероприятия, умение анализировать  ход прошедшего мероприятия, оценивать его эффективность, применять имеющийся запас знаний с учетом решаемых задач.

      Основной принцип реализации данной программы: обучение через действие, понимание через познавание и освоение положительного духовного опыта.

      Организация реализации программы: экскурсии в краеведческий музей, посещение святых мест родного города, паломнические поездки, участие в районных фестивалях «Рождественские колядки», «Веселая Масленица», «Пасхальные дни милосердия», участие в районных, областных, всероссийских конкурсах духовно-нравственного направления, создание экспозиции школьного музея «Семейная реликвия», сбор материалов по теме «Война в судьбе моей семьи», исследовательская работа, социальные практики.

Результат, полученный автором в ходе реализации

      Внедрение различных форм и методов  воспитания  в практическую деятельность, способствует интеллектуальной активности учащихся на занятиях факультатива. Они проявляют активность, творческий подход к решаемым проблемам во время работы: самостоятельность в определении цели занятия, выборе способов деятельности, этапов работы; внимательно слушают, размышляя; наблюдают, думают; читают, анализируя; осмысленно выполняют практические задания, участвуют в конкурсах  муниципального, регионального, всероссийского уровней. 

     Положительным результатом работы по формированию нравственных качеств личности школьников является тот факт, что дети становятся спокойнее, дружнее, терпимее друг к другу и к окружающим, требовательнее к себе. Эти качества помогут им многого добиться в жизни. Меняется и общий уровень нравственного развития с переходом из класса в класс: в ситуациях, связанных с проблемой нравственного выбора, уменьшается число предпочтений, связанных с себялюбием, эгоизмом, увеличивается количество выборов высоконравственных поступков.

        Рост познавательного интереса учащихся.

                             2016-2017 учебный год

  • XII Международный конкурс "Гренадеры, вперед" - Диплом Победителя.
  • Региональный конкурс "Красота Божьего мира" - Диплом I степени/
  •    Районные  Аркадьевские чтения (школьная секция) - Диплом I степени, Диплом II степени.
  •     Городской  фестиваль "Рождественские колядки" - Грамота за победу в викторине "Традиции Рождества".
  •     II Епархиальный фестиваль постных блюд - Благодарственные письма каждому участнику за презентацию проекта "И гусары хотят есть".
  •     Участие в YIII областном фестивале православной культуры "Отечество мое Православное".
  •     Участие во Всероссийском детском краеведческом конкурсе "Путешествие к истокам"".   

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Публикации на сайтах:

www.vyazma-school8.edusite.ru

www.vyazmaeparh.ru

http://comp.podvig-uchitelya.ru/user

Ф.И.О. составителя карты

Форма распространения представленного опыта, уровень распространения

1. Участие во Всероссийском конкурсе "За нравственный подвиг учителя".

1. Областные курсы по ОПК. Мастер-класс на тему "Использование современных педагогических технологий на уроках и внеурочной деятельности ".

2. Выступления на районном методическом объединении учителей ОПК

  • "Алгоритм разработки авторской программы по ОПК".
  • "Внеурочная деятельность по модулю ОДНКНР как условие духовно-нравственного роста школьника".

3. Открытое мероприятие для заместителей директоров по воспитательной работе школ города и района "Святые имена земли Русской. Слово о князе Владимире".

Дата составления информационной карты (число, месяц, год)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя 2010-2011 учебный год

В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы д...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА Леонтьевой Марины Сергеевны

Информационно- коммуникационные технологии в обучении позволяют:- реализовать такую модель учебного процесса, которая дает возможность раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, активизир...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА ЖУРАВЛЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ

Тема инновационного педагогического опыта: интеграция биологии с другими предметами , с использованием ИКТ...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА

Тема инновационного педагогического опыта  :интеграция уроков биологии с другими предметами , с использованием ИКТ....

информационная карта инновационного опыта

Изменениероли иностранного языкав российском обществк,в сузе.Противоречиямежду требованиямик изучению языка и содержанием обучения послужили одной из причинк апробированию данной технологии....

Информационная карта инновационного опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)Использование ИКТ  и проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе как средства формирования социокультурной компетентности учащихся...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

Тема инновационного педагогического опыта «Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессах» В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентирован...