Конспект по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»
план-конспект на тему

Колпакова Елена Сергеевна

 Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в старшей группе.

Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»

Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

-формировать у детей навык построения связного монологического высказывания;

-учить пересказывать художественный текст

Коррекционно-развивающие:

-расширять знания детей о домашних животных;

-развивать самостоятельную связную речь;

-закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом.

Оборудование: текст рассказа Л. Толстого «Котенок»,предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей, игрушка кошки

Предварительная работа: беседа о домашних животных: чем питаются, какую пользу приносят людям, почему называются домашними. Г. Гагарин-Михайловский «Тема и Жучка», В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?», А. Шибаев «Кто кем становится»,К. Чуковский «Путаница» с последующим обсуждением. Рисование домашнего питомца.

Ход занятия

Организационный момент

В группе слышится мяуканье. Воспитатель подходит к двери, берет игрушку кошки.

-Посмотрите, ребята, кто к нам пришел. Она что-то хочет мне сказать. (воспитатель подносит к уху кошку)

-Кошка говорит, что ее зовут Мурка,и еще говорит,на скотном дворе переполох Животные потеряли своих детенышей. Она тоже пошла искать своего детеныша и заблудилась. Давайте поможем Мурке отыскать своего котенка и другим животным своих детенышей?

Игра «Назови детеныша»

На доске вывешены картинки животных. На столе лежат картинки детенышей. Воспитатель задает вопрос:

-Как называется детеныш овцы?

Дети: ягненок.

Один ребенок выходит к доске, находит изображение ягненка и вывешивает на доску рядом с овцой.

-У лошади-жеребенок

-У коровы-теленок

-У козы-козленок

-У кролика-крольчонок

-У свиньи- поросенок

- У собаки- щенок

-У кошки-котенок

Вот и нашли детеныша кошки!

Воспитатель садит кошку на стол. Обращается к ней: - Посиди с нами и послушай одну очень интересную историю.

Объявление темы

-Сегодня мы узнаем, какая история произошла с котенком, о котором написал Лев Николаевич Толстой.

Чтение рассказа Л. Толстого «Котенок» с последующим обсуждением.

Воспитатель объясняет детям значение слов амбар, щавель.

Амбар- помещение, склад для хранения зерновых культур

Щавель- растение с крупными листьями,имеет кислый вкус. Из щавеля готовят щи, очень вкусную начинку для пирогов, листья заготавливают на зиму, делают пюре, салаты.

Котёнок

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

— Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

— Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

После прочтения воспитатель задает вопросы:

-О ком этот рассказ?

-Что случилось весной?

-Что услышали дети, когда играли возле амбара?

-Что сделал Вася?

-Что он там увидел?

-Куда побежала Катя? Что она принесла?

-Что сделали дети, когда котята подросли?

-Как выглядел котенок, которого выбрали дети?

-Как обращались дети с котенком?

-куда однажды дети вышли погулять с котенком?

-Почему они оставили котенка одного?

-Кого увидели дети?

-Какая опасность грозила котенку?

-Как поступила Катя?А Вася?

-Почему дети решили больше не брать котенка в поле?

Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Воспитатель повторно читает рассказ дети внимательно слушают.

Пересказ рассказа детьми

Физминутка

А теперь, ребята, мы немного разомнемся

Вот какой коташка – идут кошачьим шагом

Круглая мордашка -гладят лицо

А на каждой лапке-

Коготки-царапки -изображают когти

Все ему игрушки-

Кубик и катушка -прыжки на месте

Котик словно мячик,

По квартире скачет -прыгают друг за другом по кругу.

Продолжение пересказов детей (2-3 человека)

Итог занятия

Какие вы молодцы, ребята! Скажите, пожалуйста, как назывался рассказ, который мы сегодня пересказывали? Кто его написал? Какого котенка выбрали себе дети? Как они к нему относились? Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?

Давайте попрощаемся с кошкой и отпустим ее к своему котенку!

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Конспект занятия развитие речи в старшей группе для детей с ОНР

Обучать детей умению задавать вопросы и составлять загадки на материале занятия по автоматизации звука "Ч"....

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки К. Д.Ушинского «Как аукнется, так и откликнется»

Цель: Познакомить со сказкой К.Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».Задачи:Обучающие: Формировать у детей умение внимательно слушать других, продолжать пересказ с любого места.Уч...