«Участие педагогов в профессиональных конкурсах как ресурс их профессионального развития и повышения престижа образовательного учреждения»
статья на тему

Яхияева Саидат Магомедовна

Выступление на республиканском семинаре - совещание "Стратегия развития образования РД. Педагогический поиск. Сотрудничество. Качество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursy_professionalnogo_masterstva.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

            «Участие педагогов в профессиональных конкурсах как ресурс их профессионального развития и повышения престижа образовательного учреждения»

Концепцией модернизации российского образования определена первоочередная задача — достижение современного качества образования - сложнейшая и одновременно интереснейшая задача, к решению которой существует  множество путей.  На мой взгляд, формирование новых подходов к образованию невозможно без изменения самого учителя, его мобильности, без его постоянного профессионального роста. Признание учеников, слова благодарности от родителей — это дорогие для каждого из нас мгновения жизни и, безусловно, весомая оценка эффективной работы. Однако, наиболее высокое достижение — признание в среде коллег, оценить степень своего профессионализма учителю помогают конкурсы профессионального мастерства. Профессиональные конкурсы — это не только смотры педагогических талантов , они помогают поддерживать престиж профессии, способствуют выявлению  инновационных проектов и методик. Это  также прекрасный пример для учеников, их  активного  участия в конкурсах различного уровня.

 Обычно статус учителя определяется текущей оценкой его деятельности администрацией ОУ. Иногда оценка складывается стихийно или под влиянием отношения педагога к работе, лояльности его к администрации и может  не всегда является объективной.

 Конкурсы педагогического мастерства помогают устранить это противоречие.  Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, педагоги, которых ситуация достижений не пугает, а, наоборот, стимулирует. Они, как правило, имеют высокий уровень притязаний, а также мотивацию и способность к достижениям. Это, безусловно, люди, стремящиеся к успеху. Однако успехом они могут считать как реальные профессиональные достижения, подтвержденные победой в конкурсе, так и вознаграждения, которые рассчитывают получить, став победителем: признание, известность, статус в коллективе, премию, категорию, возможность получения ведомственных наград и др. Таким образом,  мотивацией  участия в конкурсе может быть как внутренняя, так и внешняя.

Но, почему же не каждый педагог стремится попробовать свои силы в педагогических конкурсах? Какие возникают проблемы у педагога, участвующего в конкурсах профессионального мастерства?

Причиной этому, на мой взгляд,  является нехватка  времени, загруженность работы. Учителя не хотят участвовать в конкурсах, так как большой объем подготовительной работы, испытывают трудности, составляя документацию к конкурсу. Для кого-то сложно систематизировать накопленный педагогический опыт; пугает огромное количество материала для представления своего опыта. Конкурс – это публичное выступление учителя перед коллегами, стрессовая ситуация, которая может принести ему как успех и признание, так и неудачу. Наверное, немалую группу составляют педагоги, которые не очень уверены в себе, сдерживают честолюбивые порывы, сожалея о своей пассивности. . Участие в конкурсе воспринимается как тяжёлое испытание.

 Ситуация кардинально меняется если же в достойном представлении опыта работы конкурсанта заинтересована административная команда школы.  И дело не только в том, что необходимо увеличить число помощников в подготовке к конкурсу, а в первую очередь, в командном подходе к организации процесса, в чётком распределении обязанностей, в слаженности действий всех членов команды, в поддержке конкурсанта на каждом этапе подготовки . Тогда конкурс становится делом всего образовательного учреждения, участие в этом мероприятии - гарантированно успешным, а подготовка к нему - одной из эффективных форм повышения профессионального мастерства всего педагогического коллектива.

      Понять значимость конкурсов в жизни учителя может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. О педагогических конкурсах знаю не понаслышке, так как в своё время участвовала в очень большом количестве профессиональных конкурсов как школьного , так и муниципального уровнях. Последний – «Учитель Года- 2018» , где  оценивается не только мастерство ведения урока, а система работы учителя  в целом.

Самым сложным моментом является первый шаг – решиться участвовать в конкурсе. Это решение я приняла осознанно, когда по рекомендации Гаджи Магомедовича посетив конкурс годом ранее в 2017 году, проходил в лицее №9., почувствовала  творческую атмосферу, познакомилась со спецификой конкурса.

А далее , как говорится процесс пошел. На подготовительном  этапе , анализируя свою деятельность (что удалось, чем можно поделиться, какие возникают трудности), систематизирует свой педагогический опыт, работая с документами, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство. Чтобы подготовиться к любому конкурсу, педагогу необходимо самому  знать как можно больше, перелистать сотни страниц книг и педагогических журналов.      Появляется возможность показать, что ты  являешься современным учителем, потому что используешь современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные. Систематизируя  накопленный педагогический опыт, все что преподаватель имеет в своем профессиональном багаже,  он пересматривает, сортирует, отбрасывает устаревшее и неэффективное, дополняет и приводит в порядок все свои  методические материалы. Результатом этой работы становится обновленная, систематизированная и усовершенствованная рабочая концепция, которая позволит сделать деятельность учителя более  эффективной. Педагог, подвергающий свою деятельность скрупулёзному анализу, понимает, в каком направлении ему следует двигаться дальше, в каких именно моментах улучшить своё мастерство.

Нужно отметить, что  подготовка к конкурсу позволяют  учителю «выходить» за пределы образовательного учреждения, осмысливать происходящее в современной школе. Просмотры видеоуроков и мастер - классов учителей – участников всероссийского конкурса мне помогали широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию.

Ситуация конкурса — это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение. И большое влияние на это оказывает не только предыдущий накопленный опыт  участия в подобных мероприятиях, но наличие методического  и административного сопровождения  для подготовки к конкурсу. Действительно, только заручившись поддержкой школы и семьи, можно вступать на этот путь. Он нелёгкий : объём подготовительной работы большой. Бывали минуты усталости, пессимизма, и вернуть уверенность мне помогала   творческая группа,  с которой я готовилась к конкурсу. За 2-3 недели до начала очного этапа проводились подготовка презентаций, репетиции выступлений, которые могут быть подготовлены по условиям конкурса заранее. Затем  обсуждались достоинства и недостатков выступления, совместными усилиями  отрабатывались  различные детали. Системный подход в подготовке к конкурсу открывает широкие возможности для всех, кто был  причастен к этому творческому процессу. Таким образом ,каждый  внося свой вклад в подготовку конкурсанта, помогал  подготовить целостное, красивое, яркое выступление.

 Успешность участия были обеспечены благодаря : 1. Единству целей. 2. Работе  команды. 3. Созданию комфортных условий . 4 Моральной и психологической  поддержке. Именно от правильной организации действий всех лиц, задействованных, в конкурсе зависел  положительный результат.

Что дало  мне участие в этом профессиональном конкурсе? Могу на своём опыте утверждать, что подготовка к конкурсу учит анализировать свой труд, происходит переосмысление всей   деятельности. Педагог видит себя как бы со стороны глазами экспертов. Видит как свои сильные стороны, так и те моменты, которые проработаны  недостаточно, понимает, над чем ещё надо работать. Я думаю, что в первую очередь конкурс помог мне преодолеть себя, поменял мое отношение к себе как профессионалу, и я поняла, что я - человек творческий.

 Я рассматриваю конкурс «Учитель Года» - как мир общения с интересными людьми, где каждый преподаватель, так же как и его разработки, уникальны, поэтому изучая мастерство конкурсантов всегда можно, а порой даже нужно ,что-то позаимствовать для собственной работы  и в то же самое время предоставить свой

собственный опыт. Именно эта атмосфера  единения и сотворчества учителей во время подготовки и проведения конкурса оказала влияние на заинтересованность моих коллег в дальнейшем участии в других конкурсах профессионального мастерства. Подтверждением этому стало успешное участие  Ванатиевой  Наиды  Герейхановны ,учителя начальных классов ,на муниципальном  туре  конкурса «Классный классный», где она заняла 2 место.

      В СОШ №34, где я работаю почти 20 лет , очень много достойных педагогов ,имеющих  целый кладезь ценных разработок, идей,  накопленных в результате своей  деятельности, а также молодых только начинающих учителей с хорошей  базовой  подготовкой , которым есть  что показать. Однако, им  необходимо методическое сопровождение позволяющее научить грамотно и успешно представлять свой опыт,  преодолевать свои комплексы и страхи,  не бояться вызовов времени, получить  внешнюю оценку своей профессиональной деятельности.  На этот случай у меня есть предложение: ввести в ОУ должность «Координатор профессиональных  конкурсов».  

      По моему мнению, развитие  конкурсного  движения  является важным направлением в профессиональном развитии педагога .  На сегодняшний день существуют возможности реализовать свой творческий потенциал в условиях состязания  как традиционных конкурсах «Учитель года», «Лучший урок с использованием ИКТ», «Лидер  в образовании», так и дистанционных ,заочных конкурсах,  таких как «Инновационные технологии», «Открытый урок» и т.

 Подобные мероприятия рождают уверенность в собственных силах и устремляют  каждого участника вперед . Можно считать, что участие в профессиональных конкурсах - дело личное, но на самом деле это достижение школы. Ни для кого не секрет, что результативное участие в конкурсах - это престиж самого педагога и учреждения в целом. А повышение статуса образовательного учреждения в итоге результативного участия педагогов в конкурсах является как полезным, так приятным итогом совместной продуктивной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ КАК РЕСУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Размыщления о конкурсах профессионального мастерства, что они дают педагогу в сфере его профессионального развития....

«Сетевые сообщества, форумы, интернет конкурсы, как ресурс, способствующий профессиональному росту учителя».

Сетевые сообщества педагогов, форумы, интернет конкурсы способствуют профессиональному развитию учителя. Кто – то возразит, что мы и без этого постоянно занимаемся самообразованием: читаем нужную лите...

«Сетевые сообщества, форумы, Интернет-конкурсы как ресурс, способствующий профессиональному росту учителя в условиях введения ФГОС ООО»

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Актуальные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики в свете требований ФГОС новог...

Участие в деятельности экспертных комиссий, апелляционных комиссий, жюри профессиональных конкурсов

Участие в деятельности экспертных комиссий, апелляционных комиссий, жюри профессиональных конкурсов...

Статья. "ПРЕСТИЖ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ПОКАЗАТЕЛЬ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ"

Переход к рыночным отношениям определил новые доминанты структуры ценностей. В современных условиях свободы выбора получения образования на смену традиционному понятию элитарного образования, приходит...