Конспект занятия
материал на тему

Харченко Владимир Викторович

cgjcxgikhkigfyi

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые Председатель и члены Государственной Аттестационной Комиссии!

Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: Развитие детского творчества в учреждении дополнительного образования детей

На сегодняшний день наблюдается тенденция роста потребности общества в человеке, которые имеет развитую способность творчески подходить к решению задач, нетрадиционно и качественно выходить из проблемных ситуаций. Такая потребность обуславливается ускорением темпов развития общества, что приводит к появлению необходимости подготовки подрастающего поколения к быстро изменяющимся условиям.

Важно так же отметить, что стратегия современного образования направлена на предоставление возможности всем обучающимся проявлять свои таланты и творческий потенциал, который заключается в эффективной возможности реализовывать личные планы.

Проблемой исследования является поиск оптимальной и эффективной работы с обучающимися, которая будет способствовать развитию творческих способностей детей посредством игры на гитаре при условии обучения в учреждении дополнительного образования.

Объектом исследования творческие способности детей.

Предметом исследования является развитие творческих способностей детей на занятиях по  гитаре в учреждении дополнительного образования

Цель исследования изучение особенностей проявления детского творчества в учреждении дополнительного образования.

Поставленная цель исследования предполагает решение следующих задач:

1. Теоретически изучить основные подходы к содержанию сущности детского творчества и его развитию в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить уровень развития творческих способностей обучающихся.

3. Разработать и апробировать программу развития детского творчества на занятиях по гитаре.

4. Провести анализ эффективности результатов опытно-экспериментальной работы.

База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» города Когалыма. В нем приняли участие младшие подростки в возрасте 11-12 лет в количестве 20 человек.

Психологическая литература говорит о том, что творчество представляет собой общественную ценность, призванную давать новую продукцию. Однако детское творчество не может полностью соответствовать такому пониманию.

Ученые выделяют несколько компонентов креативности, т.е. детского творчества, среди которых можно назвать следующие:

1. Перцептивный компонент, который заключается в наблюдательности и особой концентрации внимания.

2. Интеллектуальный компонент, содержащий в себе интуицию, воображение, обширность знаний, гибкость и самостоятельность, быстроту мышления.

3. Характерологической компонент, заключающийся в стремлении ребенка к открытиям, в желании обладания фактами,  способности удивляться и непосредственности

В психологии существует несколько подходов к проблеме творческих способностей. Рассмотрим три основных подхода, которые можно сформулировать таким образом:

1. Психологический подход, говорящий о том, что творческих способностей как таковых не существует. Сторонники данного подхода, среди которых А. Маслоу, А. Олох, Д.Б. Богоявленская и др., указывают, что интеллектуальная одаренность является необходимым, однако не достаточным условием для творческой активности личности. Авторы так же говорят о том, что главная роль в детерминации творческого поведения отводится мотивации, ценности и личностным чертам. Что касается основных черт творческой личности, то исследователи относят к ним когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях [20].

2. Представители следующего подхода к проблеме творческих способностей, среди которых К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев, говорят о том, что творческая способность является самостоятельным фактором, который не зависит от интеллекта человека. Авторы указывают, что нет творческой личности с низким интеллектом, однако встречаются интеллектуалы, имеющие низкий уровень креативности.

3. Еще один подход говорит о том, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта [30].

Однако следует заметить, что творческие способности присущи каждому индивиду, возникая и развиваясь в процессе той или иной деятельности. При этом, важное значение для развития творческих способностей личности имеет социальная воспитательно-образовательная среда.

На сегодняшний день идет поиск новых эффективных технологий развития детей для разного школьного возраста, которые смогут максимально раскрывать творческих потенциал.

Поэтому теория и практика проблемы формирования творческой личности ребенка определяет некоторые общие подходы, которые дают возможность разработать технологии обучения школьников, которые формируют творчески мыслящую личность.

Такая технология включает в себя следующие компоненты:

•        факторы и условия, которые влияют на развитие творческих способностей;

•        принципы, которые стимулируют творческую активность участников процесса:

•        общие задачи развития креативности личности;

•        локальные задачи развития творческих способностей детей

•        этапы технологии;

•        методы и приемы, которые способствуют развитию творческого потенциала обучающегося;

•        развивающий комплекс упражнений и методические рекомендации к их проведению.

Для изучения особенностей детского творчества мы организовали исследование компонентов креативности, среди которых ученые выделяют следующие:

1. Перцептивный компонент (наблюдательность и особая концентрация внимания)

2. Интеллектуальный компонент (интуиция, воображение, быстрота мышления, гибкость и самостоятельность)

3. Характерологической компонент (способности к удивлению, непосредственность, поиск новых методов решения проблем).

Первая методика представляет собой тест С. Медника, который позволяет диагностировать вербальную креативность подростков.

Данный тест предназначается для диагностики вербальной креативности, определяющейся как процесс перекомбинирования элементов ситуации. Другими словами, для испытуемого предлагается словесная триада (тройка слов), элементы которой относятся к взаимно отдаленным ассоциативным сферам. Испытуемый должен устанавливать ассоциативную связь между ними посредством поиска четвертого слова, объединяющего все элементы так, чтобы каждое слово могло образовать словосочетание с ним.

Второй методикой, позволяющей исследовать интеллектуальный компонент, была выбрана методика «Выделение существенных признаков».

Данная методика направлена на выявление уровня логичности мышления, а также умения сохранять направленность и устойчивость способов рассуждения. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от кажущегося очевидным, но неверного решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Для изучения характерологического компонента была подобрана следующая методика направления на определение уровня творческого мышления детей – Тест дивергентного (творческого) мышления Вильямса.

Испытуемым предлагались 12 рисунков с заданием постараться нарисовать необычную картинку, такую, которую никто другой придумать не сможет, а затем назвать ее. На выполнение задания давалось 20 минут.

Данные, полученные в результате проведения теста, позволяют оценивать уровень творческого мышления по пяти факторам:

1. Беглость

2. Гибкость

3. Оригинальность

4. Разработанность

5. Название

На рисунке 1 мы можем увидеть, что в основном подростки имеют средний уровень креативности – 71%. Подростков, которые проявляли творческое мышление только 14%, а низкие показатели творческого мышления обнаружены у 15% подростков.

Опираясь на проведенный анализ можно сказать, что количество подростков, которые имеют вербальную креативность выше нормы, в целом незначительное, поэтому можно сделать вывод о том, что группа респондентов не проявляет своего творческого потенциала.

На рисунке 2 мы видим, что после проведения второй серии заданий, количество подростков, которые продемонстрировали высокий уровень вербальной креативности увеличился до 20%, однако такой показатель незначителен. Это говорит нам о том, что раскрыть свой скрытый творческий потенциал удалось только небольшой части подростков.

В основном испытуемым характерно проявление среднего уровня вербальной креативности - 55%. Но есть и достаточно низкие показатели, поскольку 25% подростков имеют уровень творческого мышления ниже нормы.

На рисунке 3 мы можем увидеть, что 40% испытуемых имеют низкий уровень проявления логического и творческого мышления, что говорит нам о низкой способности принимать необычные решения.

45% подростков показали средний уровень развития способности и только 15% испытуемых проявляют креативность мышления и показывают примеры нестандартных решений поставленной перед ними задачи.

При этом, после проведения всех методик исследования можно сказать, что большинству подростков присущи средние показатели креативности и творческого мышления. Высокого уровня по всем методикам практически ни у кого из испытуемых нет. Такое положение так же подтверждает актуальность использования программы развития детского творчества. В связи с этим для подростков, занимающихся игрой на гитаре была разработана программа развития творческого потенциала и творческого мышления.

Дополнительное образование детей и подростков – это создание условий для развития личности с учетом её индивидуальных способностей, потребностей, ценностных ориентаций и мотивов. Поэтому в основе методологии дополнительного образования подростков находится идея развития личности, ее самоопределения и самореализации, то есть личностно-ориентированной педагогики и социально-педагогической поддержки личности подроста.

Музыкально-эстетическое воспитание – необходимое условие всестороннего и гармоничного развития личности. Музыкальное искусство как «язык чувств» оказывает непосредственное влияние на эмоции человека, а уже через них воздействует на весь внутренний мир подростка, вносит в его жизнь красоту, знания, наслаждения, творчество, игру воображения, духовность. Музыкальное искусство способно формировать духовные интересы и потребности, моральные качества, идеалы, влиять на сознание и подсознание, развивать способности, влиять на волю.

Исследуя и анализируя программы по обучению игре на гитаре, используя технологии личностно-ориентированной педагогики и социально-педагогической поддержки личности подростка, была выработана инновационная система, в основе которой - идея развития личности.

Программа ставит своей целью формирование музыкальной культуры, способностей и вкусов у старших школьников (13-17 лет) в ходе овладения навыками игры на шестиструнной гитаре и рассчитана на 3 года.

Основными задачами обучения и воспитания являются:

•        приобщить подростков к музыкальному искусству, привить им интерес и любовь к музыке;

•        дать обучающимся определённые знания, умения и практические навыки, необходимые для развития творческих способностей, музыкальной культуры и вкусов;

•        сформировать у подростков сознание и понимание социальной значимости и общественно-полезного характера музыкально-творческой деятельности.

После проведения занятий по музыке с подростками был организован контрольный этап эксперимента.

Первой методикой было повторное изучении вербальной креативности. Полученные данные в процентном соотношении отражены на следующем рисунке.

На рисунке 4 мы видим, что подростки исследуемой группы на контрольном этапе эксперимента по первой серии заданий показывают более высокие результаты, проявляя свою творческую активность и креативности. Так, высокий уровень представлен у 60% испытуемых, средний у 30% подростков, а на уровне ниже нормы только 10% детей.

Так, мы видим, что подростки после развивающей программы имеют лучшие показатели творческого мышления и креативности. Если на констатирующем этапе эксперимента мы видели только 14% подростков с высоким уровнем вербальной креативности, то на контрольном этапе высокий уровень обнаружен у 60% испытуемых, что говорит об успешности проведения с детьми уроков игры на гитаре.

Подростки, которые ранее были на среднем уровне в количестве 71%, перешли на высокий уровень, и в ходе контрольного этапа средний уровень креативности у 30%.

Что касается второй серии заданий на проверку вербальной креативности, то полученные результаты отражены на следующей диаграмме.

На рисунке 6 мы видим, что после проведения с детьми развивающей программы по игре на гитаре в условиях дополнительного образования показатели скрытой креативности улучшились.

На высоком уровне обнаружено 70% подростков, на среднем 20%, а на низком только 10%.

Это говорит нам об эффективности занятий игры на гитаре для развития креативности подростков.

На контрольном этапе эксперимента большинство подростков смогли раскрыть свой творческий потенциал и тем самым повысился уровень креативности с 20% до 70%.

На среднем уровне мы видим 20% подростков, а на уровне ниже нормы только 10%.

Тем самым мы можем сказать, что практически всем подросткам свойственно проявление вербальной креативности после проведения занятий по игре на гитаре в ходе формирующего этапа эксперимента.

Таким образом, уровень логического мышления и креативности подростков на контрольном этапе эксперимента значительно повысился. На высоком уровне мы видим 65% подростков, на среднем – 30%, а на низком только 5% испытуемых.

Мы можем проследить положительную динамику развития логического мышления и креативности подростков после проведения с ними развивающей программы по игре на гитаре в организации дополнительного образования.

Высокий уровень способности с 15% вырос до 65%. Это говорит о том, что подростки в ходе игры на гитаре смогли развить свои творческие способности, воображение, творческое и логическое мышление.

На среднем уровне стало 30% подростков, а на низком только 5%, что доказывает эффективность программы развития детского творчества в ходе обучения игры на гитаре.

Одной из основных форм развития творчества у детей является их обучение в образовательных учреждениях дополнительного образования. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую функции.

Многопрофильное учреждение дополнительного образования реализует дополнительные общеразвивающие программы в интересах личности, общества и государства, развивающее мотивацию личности к познанию и творчеству.

Дополнительное образование потенциально располагает богатыми социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные, зачастую уникальные познавательные интересы личности и при стандартизации общего образования не потерять одаренного и талантливого ребенка, поднять его на качественно новый уровень индивидуального развития, открыть массу возможностей для самореализации и самовоспитания. Оно помогает формированию мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей и включению учащихся в социально полезную деятельность.

Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Творческий человек склонен к нестандартным, оригинальным действиям, он самостоятелен в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано ее отстаивать. Но самое главное, у юного таланта развивается эмоциональная сфера, его чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.

Занятие «Волшебные пальчики».Цель:  Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи:        I....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....