Рабочая программа по шахматам
рабочая программа на тему

Юдина Ольга Витальевна

Данная программа по шахматам для детей в возрасте от 8 до 10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shahmaty_2018_litsey_shahmaty.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр»

Рабочая программа

по шахматам

физкультурно-спортивной направленности

на 1 год

возраст учащихся 10 лет

Автор – составитель:

Юдина Ольга Витальевна,

педагог дополнительного образования

Губкин, 2018

Пояснительная записка

              Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа  по шахматам реализуется в рамках физкультурно-спортивной направленности,  составлена на основе шахматных учебников: авторы ( В. А. Пожарский; Н.И. Журавлёв; Р.Я. Горенштейн; Ю.Л. Авербах и М.И.Бейлин) ,  в соответствии с  Федеральным  Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года, СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных  организаций дополнительного образования детей», Уставом МБУДО ДООСЦ, утвержденным Постановлением администрации Губкинского городского округа от 22 июля 2014 года №1564-па.

         Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность состоит в рациональном сочетании учебных занятий разной направленности, в правильном сочетании нагрузки и отдыха, как в учебном занятии, так и в целостном учебном процессе, в ведении специальных восстановительных микроциклов и профилактических разгрузок,  в выборе оптимальных интервалов и видов отдыха.

Цель: способствовать физическому и интеллектуальному развитию учащихся через приобщение их к игре в шахматы.

              Задачи:

  • укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков;
  • усвоение элементарных знаний по теории шахмат;
  • создание интереса к избранному виду спорта;
  • развитие мышления, культуры поведения, выработка «шахматного зрения» (внимательность), усидчивость, стремление к самоообразованию ;
  • постепенное подведение к соревновательной борьбе путём применения средств, необходимых для волевой подготовки  учащихся, используя занятия как в группе так и в домашних условиях.

Отличительные особенности данной  программы от уже существующих программ  таковы:

- на начальном этапе занятий  одной из ключевых задач в шахматах является способность добиваться успехов благодаря способностям и настойчивости в достижении цели.

          Возраст: для детей, участвующих в реализации дополнительной  образовательной программы по шахматам – 7-10  лет, срок реализации программы– 1 год  

              Курс рассчитан на 216 часов в год. Учебные занятия проводятся во внеурочное время, 3 раза в неделю по 90 мин. С перерывом  10 мин.

Количество человек в группе: 12

          Формы проведения занятий: групповые занятия, индивидуальные, соревнования различного ранга, теоретические занятия (лекции, беседы).

              Ожидаемые результаты и способы их проверки:

              В конце учебного года учащиеся должны знать (понимать) общие сведения о шахматной игре и шахматном спорте;

           Правила игры (доска и фигуры; шахматная партия; цель игры). Стратегия, тактика и техника середины игры и окончания.

        Формы подведения итогов реализации рабочей программы по шахматам:

        Тесты по комплексной оценке подготовки учащихся по шахматам:

  1. Дебют
  2. Меттельшпиль
  3. Эндшпиль
  4. Тактические приемы
  5. Стратегические приемы.

             Стратегические цели: 

- улучшение положения фигур; оттеснение с хороших позиций фигур противника;

- проведение выгодных  ходов  фигур;

- укрепление своей позиции; ослабление позиции соперника;

- подготовка и проведение наступления (атаки) на позицию противника с целью поставить мат или достичь материального преимущества;

- ограничение контригры противника.

Прежде, чем делать конкретные ходы в партии, шахматист выбирает стратегические цели (намечает стратегический план игры).

          Стратегический план в течение партии может изменяться в зависимости от     игры противника и изменения позиции.

           Основы стратегии: 

           Элементы шахматной стратегии:

  • развитие фигур и центральных пешек в дебюте;
  • наличие материального преимущества;
  • оптимальная для данной ситуации расстановка фигур;
  • концентрация фигур на важном участке борьбы и осуществление взаимодействия между ними;
  • овладение пространством, особенно в центре;
  • вскрытие и захват важнейших линий (вертикалей и диагоналей);
  • стеснение фигур противника и ограничение их подвижности;
  • гармоничное (взаимосвязанное) расположение фигур и пешек и ослабление их у другой стороны;
  • создание «хороших» фигур у себя и «плохих» у соперника;
  • овладение слабыми полями противника.

           Окончания:

           Логику шахмат начинающим легче всего освоить, изучая окончания, когда на доске сравнительно небольшое количество фигур. С первых занятий полезно знакомить детей с простейшими окончаниями, прежде всего, пешечными и ладейными. Окончания отличаются от других стадий шахматной партии двумя принципиальными особенностями:

  - одна из задач окончания — проведение пешки в ферзи;

  - король, который в начале и в середине партии прятался на последней линии за своими пешками, в окончании становится активной, атакующей фигурой.  

          Тактические удары и комбинации:

          Грозным средством комбинационной борьбы являются тактические удары и комбинации. Тактический удар — это неожиданный ход, использующий дефекты позиции соперника и связанный с мнимой жертвой. Комбинация — это вариант (или несколько вариантов) в шахматной партии с жертвой фигуры или пешки, приводящий к получению преимущества или уравнению позиции.

Учебно-тематический план ( I года обучения)

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Теория

Практика

I.

Вводное занятие. 

Техника безопасности.

Этика поведения игры в шахматы.

Физическая культура и спорт в России.

Исторический обзор развития шахмат. Знакомство с понятиями «устарелые правила игры в шахматы»

6

1

1

1

2

1

6

1

1

1

2

1

-

-

-

-

-

-

II.

Шахматный кодекс России.

История развития шахмат в России и на Белгородчине. 

Исторический обзор «Знаменитые шахматисты».

2

1

1

2

1

1

-

-

III.

Шахматная азбука

Знакомство с шахматными фигурами:

Шахматная доска, фигуры.

Ладья.

Конь.

Слон.

Пешка.

Ферзь.

Король.

Правила поведения во время игры

Ходы фигур:

Нападение.

Защита.

Значение короля. Шах.

Мат (цель игры)

Ничья. Вечный шах.

Бешеная фигура-ладья, ферзь.

Пат.

Ценность фигур.

Относительная ценность фигур в зависимости от положения и ситуации партии.

Шахматная нотация.

Мат одинокому королю.

Мат ферзём.

Мат ладьёй.

Мат двумя слонами.

Непосильная задача для 2-х коней.

89

4

3

2

3

2

4

2

2

4

4

8

6

4

4

4

4

4

2

4

4

2

4

4

3

4

35

1

1

-

1

-

1

-

1

2

-

-

4

2

2

1

2

2

-

1

2

2

1

2

2

3

2

54

3

2

2

2

2

3

2

1

2

4

4

2

2

2

3

2

2

4

1

2

2

1

2

2

-

2

IV.

Элементы шахматной партии.

Принцип быстрейшего развития фигур.

Борьба за центр.

Гармоничное пешечное расположение.

Что делать после дебюта?

Как играть в эндшпиле?

Реализация материального перевеса.

Мат в три хода.

Мат в 4 хода.

52

4

8

8

9

5

6

6

6

21

2

2

2

4

2

2

2

2

35

2

6

6

5

3

4

4

4

V.

Основы шахматной тактики.

Тактические приёмы.

Комбинация и её составные части.

Двойной удар.

Связка.

Открытое нападение.

Открытый шах.

Мельница.

Миттельшпиль.

Задачи на мат в один ход.

Длинная и короткая рокировка и её правила.

Эндшпиль.

Матование одинокого короля.

Судейство и организация соревнований.

65

7

4

4

7

6

4

4

2

6

4

8

4

2

18

2

2

1

2

2

1

2

1

2

2

3

-

-

47

5

2

3

5

4

3

2

1

4

2

5

4

2

Итоговое занятие

4

-

4

Всего:

216

90

126

Содержание программы

 I. Вводное занятие (6 часов)

- Техника безопасности (1 ч.)

- Этика поведения игры в шахматы (1 ч.)

- Физическая культура и спорт в России, этика поведения (1 ч.)

- Исторический обзор развития шахмат (2 ч.)

- Знакомство с понятиями «устарелые правила игры в шахматы» (1 ч.)

II. Шахматный кодекс России (2 часа)

- Исторический обзор «Знаменитые шахматисты» (1 ч.) 

-  Судейство и организация соревнований (1)

III. Шахматная азбука (87 часов)

- Шахматная доска, фигуры (4 ч.). Ладья (3 ч.). Конь (2 ч.). Слон (3 ч.). Пешка (2 ч.). Ферзь (3 ч.). Король (2 ч.). Ходы фигур (3). Нападение (4 ч.). Защита (8 ч.). Значение короля. Шах (6 ч.). Мат. Цель игры (4 ч.). Ничья. Вечный шах (4 ч.). Бешеная фигура-ладья, ферзь(4 ч.). Пат (3 ч.). Ценность фигур (4 ч.). Относительная ценность фигур в зависимости от положения и ситуации партии (2ч.). Шахматная нотация (4 ч.). Правила поведения во время игры (4 ч.). Мат одинокому королю (4 ч.).  Мат ферзём (3 ч.). Мат ладьёй (4 ч.). Мат двумя слонами (4 ч.). Непосильная задача для 2-х коней (3 ч.).

IV. Элементы шахматной партии (56 часов)

- Принцип быстрейшего развития (6 ч.). Борьба за центр (8 ч.). Гармоничное пешечное расположение (6 ч.). Что делать после дебюта (6 ч.). Как играть в эндшпиле (6 ч.). Реализация материального перевеса (6 ч.). Мат в 3 хода (6 ч.). Мат в 4 хода (4 ч.).

V. Основы шахматной тактики (65 часов)

Тактические приёмы (6 ч.). Комбинация и её составные части (4 ч.). Двойной удар (5 ч.). Связка (6 ч.). Открытое нападение (6 ч.). Открытый шах (4 ч.). Мельница (5 ч.). Миттельшпиль (5 ч.). Задачи на мат в один ход (6 ч.). Длинная и короткая рокировка и её правила (4 ч.). Эндшпиль (8 ч.). Матование одинокого короля. (4 ч.). Судейство и организация соревнований (2 ч.).

Методическое обеспечение  программы

1. Структура учебных занятий по шахматам

2. Методические разработки открытых занятий

3. Контрольные нормативы.

Оборудование:

1.   Столы – 13шт.

2.   Стулья – 30шт.

3.   Набор шахмат– 7 шт.

4.  Магнитная доска- 1 шт.

5. Цветной картон – 15 комплектов.

Список литературы:

1. Авербах М.А. Бейлин «Путешествие в шахматное королевство» Москва «Физкультура и спорт», 2008 г. – 272 стр.

2. В. Пожарский «Учебник шахмат в партиях чемпионов» Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2014 г. - 479 стр.

3. www.infourok.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по шахматам

Рабочая программа по шахматам...

Рабочая программа кружка: "Шахматы".

Данная программа расчитана на 1год обучения. Программа предусматривает 23 часа занятий в течении года-по 1часу в неделю. Программа может быть легко изменена как по часам занятий в неделю, так и по кол...

Рабочая программа по шахматам

Рабочая программа внеурочной деятельности “Шахматы в школе” предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.Грамотно поставленный пр...

Рабочая программа кружка «Шахматы»

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловле...

Рабочая программа по Шахматам

УтверждаюДиректор МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурака имени Тамдын-оол С. С. – Героя Социалистического труда________________Ёнзак Д.Д.«_...

Рабочая программа по шахматам

Рабочая программа по шахматам...

Рабочая программа по шахматам. 1-4 класс

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расш...