Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Терпение и терпимость"
план-конспект урока на тему

Хабаху Эмма Шумафовна

 

Цели:

сформировать у учащихся представление о терпимости и терпении (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

формировать у учащихся коммуникативные навыки: навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

развивать критическое мышление;

развивать способность к самостоятельной и оценочной работе с информацией;

способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok-seminar_uchitelya_orkse.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Ю.К.Намитокова»

а.Понежукая

        

Открытый урок по ОРКСЭ

в 4 классе Б

 на тему:

        «Терпимость

        и терпение»

Урок подготовила

учитель высшей категории

Хабаху Э.Ш.

а.Понежукай

2017г.

Цели:

сформировать у учащихся представление о терпимости и терпении (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

формировать у учащихся коммуникативные навыки: навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

развивать критическое мышление;

развивать способность к самостоятельной и оценочной работе с информацией;

способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

Оборудование: презентация; карточки- ладошки;  карточки  с проблемной ситуацией;

Ход урока.

1.Актуализация знаний.

Ребята, мы уже много знаем о нормах морали. О каких понятиях мы говорили на прошлом уроке ? (честь и достоинство) .Я предлагаю поиграть в игру « Я хочу задать вопрос».Вы можете задать  вопрос по данной теме .

.

2.Определение темы урока.

Здравствуйте! Я вас встретил впервые.
Но я человек, и вы – человек,
Мы люди на этой земле… (В.А. Солоухин)
.

   Все мы разные: блондины и брюнеты (слайд №1), люди разных рас и национальностей

 (слайды № 2): африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над  другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. 
        Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Предположите, какова будет тема нашего урока? /версии учащихся /

Проверим ваши предположения.

Внимательно, вдумчиво прочитаем тему.

(слайд № 3) 

Терпимость и терпение.

Итак, это проблема, которую мы обсуждаем. Работаете в группах. Каждая группа получила задание :найти в источниках определённую информацию , по ходу урока вы поделитесь с нами этой информацией .Итак слово предоставляется 1 группе.

   (Слайд № 4) 

Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. 
         Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В ней проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.

         

3. Введение и объяснение понятия толерантность.
        Как называется терпимость в зарубежных странах?

Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово “толерантность”.Что такое толерантность .Слово -2 группе.

2 группа

 (Слайд № 5,6)

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Толерантность – слово заимствованное, малопонятное.

Откуда оно произошло? Слово предоставляется 3 группе.

На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран  Шарль, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации.

А что означает  слово толерантность на других языках?

На английском – готовность быть терпимым;

 На китайском – быть по отношению к другим великолепным;

На испанском- способность принимать решения, отличные от собственных.

Арабском- милосердие, терпение , сострадание.

Давайте обобщим. Что же такое Толерантность или терпимость?

 (Слайд № 11) 

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

4.Самостоятельная работа по группам.

- В наши дни ситуация в мире очень не спокойная.

Можете  ли вы назвать события, угрожающие миру? 
        - Война,   теракты ….
 - Множество людей , после этих событий стали беженцами. Они были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.

         - Почему происходят войны? /версии детей/

(Конфликты из-за территории , не смогли договориться между собой, …)
        - Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых. 
С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
        - Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. 
        Мы должны проявлять милосердие!

       -Следует ли различать слова терпимость и терпение? Что такое терпение?(выдержка, самообладание).

5.Закрепление.

_А сейчас я предлагаю вам обсудить в группах и выбрать, какими качествами характера обладает толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

1 группа                                  2 группа                                         3 группа                                  

Милосердие                            Честность                                        Чуткость                        

Агрессивность                     Терпимость                                     Доверие                                                                                                                                                                                                                            

Смелость                              Злость                                         Раздражительность                Равнодушие                        Сотрудничество                                 Сопереживание                   

( Выбранные качества вывешивают на доску.)

Какие  карточки остались?

Равнодушие ,злость, раздражительность.  

6. Физкультминутка

Потрудились — отдохнём

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

-А сейчас каждой группе нужно изобразить слово толерантность с помощью друг друга.

7. Анализ ситуаций.

Проанализировать ситуации. Найти нужные решения.

Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться

понимать своих родителей, друзей, одноклассников.

Давайте проверим:

  1. Развито ли у вас это качество;
  2.   Какой  выход найдёте из сложившейся ситуации.

Соблюдайте правила толерантного взаимоотношения,  работая в группе. 

Работа в группах

(Слайд14)

Правила работы в группе.

1.Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

3. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

-  А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Учитель даёт листок с ситуацией, дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?

Ситуации.

В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три  «2». Кто-то говорит, что он «неумеха», не будем с ним дружить!» Твои  действия.

Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?

Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой),  потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?

Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать  ему о долге или лучше промолчать?

8. Рефлексия.(задание по группам)

У вас на столах лежат ладошки- символ толерантности. Попробуйте на них написать синонимы к слову толерантность.


Толерантность – терпимость, уважение, лояльность, чуткость, милосердие, сострадание.

(запись слов- синонимов на  карточках-ладошках)

Слайд 15,16

Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности. Ребята, будьте толерантными, терпимыми друг к другу, ко всем окружающим людям.

- Что мы узнали на уроке? / Почему толерантность  или терпимость приводит к миру?/

Стихотворение «Что такое толерантность?».

Толерантность. Что это такое? —
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся».

Непонятно? Что же, объясняю:
Это счастье на Планете всей.
Это то, что я всех принимаю.
Всех людей, кто веры не моей.

Толерантность, — я сказала, — это
То, на чем стоит Планета вся,
И другого не найти ответа.
В этом я уверена, друзья.

Толерантность — это всепрощенье
Тех, кто нам обиды наносил.
Толерантность — это примиренье
Всех враждебных в этом мире сил.

Толерантность — это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность — слово для живых!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по ОРКСЭ ( ОПК) "Зачем творить добро"

Урок по предмету ОРКСЭ ( Основы православной культуры)  направлен на развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личностиЗадачи:Разъяснить обуч...

Разработка урока по ОРКСЭ ( модуль ОИК) по теме Сотворение добра

технологическая карта урока, презентация...

Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Наша Родина - Россия"

С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.А может, она начинается С той песни, что пела нам мать, С то...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ для 4 класса. Совесть.

Методическая разработка урока по ОРКСЭ. Совесть.  4 класс. Преподавателям ОРКСЭ....

Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Наша Родина - Россия"

закрепить знания детей  о понятии Россия - наша Родина, о символике России....

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...

разработка урока по ОРКСЭ

В данном материале мы раскрываем тему "Россия - наша Родина", знакомим с основными понятиями: Малая Родина, Отечество, патриот, Президент, воспитываем любовь и преданность Родине....