Эссе "Я - учитель!"
статья

Булатова Татьяна Николаевна

Моя жизнь – мозаика из трех постоянных составляющих: я училась, учу, учусь. 
Когда окончила школу, передо мною не стояли вопросы: куда пойти учиться, кем стать? Ответы на них были найдены гораздо раньше. Еще в начальных классах, когда мне, как и многим детям, задавали вопрос: «Кем ты будешь, когда вырастешь?», я отвечала: «Учителем».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_-_uchitel_bulatovoy_t.n.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я – учитель»,

учителя информатики МБОУЯСШ №4

Булатовой Татьяны Николаевны

Моя жизнь – мозаика из трех постоянных составляющих: я училась, учу, учусь. Когда окончила школу, передо мною не стояли вопросы: куда пойти учиться, кем стану? Ответы на них были найдены гораздо раньше.  Еще в начальных классах, когда мне, как многим детям, задавали вопрос: «Кем ты будешь, когда вырастешь?», я отвечала: «Учителем». Сначала учителем начальных классов, потом учителем истории, хотела стать учителем иностранных языков, но стала учителем математики и  информатики, а с недавних пор ещё учителем физики и астрономии.

Вспоминаю своё детство. Мне четыре года. На кровати рассажены куклы, мишки. На стуле лежит одна из отцовских книг, тетради, карандаши, и я что-то объясняю своим игрушечным ученикам. А вот ещё картинка из памяти детства. Мне лет пять, мы с папой сидим на диване. Он читает мне книжку о русских богатырях, пока мама хлопочет по дому. Я с умным видом объясняю отцу, почему Илья Муромец победил Соловья-разбойника. А вот мне уже почти шесть. У меня в руках букварь. Мама учит меня читать:

- Л-А-П-А. Получается?

- ЛАПША!- радостно говорю я.

И вот начались школьные годы...

В школе все бурлит, кипит, вертится. Горящие глаза, удивленные и восхищенные возгласы, радостные улыбки, сосредоточенный взгляд. Это все так нравилось мне! А ещё мне нравилось учиться. Мне легко давались все учебные предметы, кроме русского языка. Я с упоением работала на уроках, внимательно слушала учителей, честно и с интересом выполняла домашние задания. И даже русский язык я преодолела в 7-8 классах благодаря своей учительнице русского языка и литературы Неёле Владосовне. Огромное спасибо всем моим педагогам, благодаря которым любила шумную, увлекательную и познавательную школьную жизнь!  Я была активисткой во всём: вот мы вешаем на деревья школьного сада кормушки для птиц, а вот мы стучимся в чужие квартиры, потому что подошло время сбора макулатуры; вспоминаю, как мы с подругой танцуем лезгинку – я в роли джигита наворачиваю круги вокруг своей «дэвушки». А ещё надо успеть в секцию фигурного катания, подготовиться к конкурсам, соревнованиям... Я успевала всё, даже быть старостой, на которой лежала большая ответственность.

Часто пыталась представлять себя в другой профессии, и сейчас понимаю, справилась бы с любой. Вот выпускное сочинение «Моя любимая профессия». Агроном! Удивлены? А как же были удивлены учителя-филологи, которые мне, городской девочке, поставили две «пятёрки». Могла и бухгалтером быть, как советовала мне мама. Получила бы диплом, устроилась на работу, занималась бумажками, да   спокойно попивала бы кофе с булочкой во время обеда. Но нет, выбрала же жизнь беспокойную – проведи уроков столько-то, потом будь там во столько-то, затем сдай отчет во столько-то, а вот это и это нужно сделать уже сегодня и сейчас.

По окончании школы в силу сложившихся обстоятельств (не поступила на исторический факультет) мне посчастливилось год поработать старшей пионервожатой. И я поняла: без школы – не смогу. Поняла, что именно школа – то место, где я нужна, где пригодятся мои знания, где я смогу получать от работы огромное моральное удовлетворение.

Педагогический институт привил мне любовь и интерес к моим предметам: математике, информатике и физике. Расскажу одну  историю из этого периода жизни. Окончание первого курса. Экзамен по педагогике. Мне попался билет, в котором был вопрос о жизни и деятельности великого педагога Василия Александровича Сухомлинского. Готовясь к ответу, я настрочила две станицы. Посмотрев на мой исписанный в каждую строчку листок, преподавательница сказала: «Я не буду всё это слушать. Я поставлю вам «5», если ответите правильно только на эти вопросы: «Что главное в деятельности педагога, по мнению Сухомлинского? Что стоит во главу угла во всей его педагогической деятельности? Ответьте только одним словосочетанием». Она хитро улыбалась... Я растерялась. В голове закружился хоровод спутанных мыслей. И тут как гром с ясного неба! Меня осенила простая мысль. И я робко ответила: «Любовь к детям». К сожалению,  уже не помню, как звали мою преподавательницу по педагогике, но её радостное лицо до сих пор стоит у меня перед глазами. «Отлично!»- сказала она.

Мне повезло. Я была обласканным ребёнком: меня любили родители, обо мне заботились  воспитатели. Мне повезло, я родилась и выросла в Советском Союзе. У меня были самые замечательные учителя в школе и институте. А ещё у меня были книги В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко. Именно на этих книгах я постигала азы учительской деятельности. Всё новое - это хорошо забытое старое. Зачем придумывать колесо, если оно уже имеет место быть?! Я советую всем, кто работает с детьми, обратиться к педагогическому наследию  Сухомлинского и Макаренко. В книгах этих великих русских педагогов много конкретных примеров, очень подробно описаны действия взрослых в сложных ситуациях, которые и нас поджидают каждый момент в общении с детьми, несмотря на то, что прошло много лет, и мы живём в другом социуме.

«Не делай того, за что тебе станет стыдно, учи ребят на своем примере»- моё первое педагогическое кредо. Я часто говорю своим детям, что рядом с вами такие же люди, как и вы, со своими проблемами, трудностями, бедами и радостями, они разные, и всех их надо принимать, уметь общаться с ними. Без законов нравственности и человечности общество существовать не может. К сожалению, не значатся в школьном  расписании  уроки  великодушия,  благородства,  уважения  и внимания к достоинству и  чести  людей. Но  учитель  учит  всему  этому  своих  воспитанников повседневно, ежечасно, ежеминутно, учит каждой  своей  мыслью, жестом, манерой  говорить, слушать, одеваться. Он  непрерывно воспитывает детей всем своим обликом и поведением. Я всегда помню слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Духовная атмосфера в школе живёт не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже приходит в характер воспитанников». Конечно, просто сказать, что ребёнок отбился от рук, и списать на издержки родительского воспитания. А, может быть, нам, учителям, не мешало бы проанализировать своё собственное поведение по отношению к тому или иному ученику? Возможно, разгадка кроется в нас?  

В моём профессиональном опыте было много различных ситуаций, эмоций, чувств: и радость с чувством гордости за достижения моих учащихся, и боль с чувством несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не испытывала чувство скуки и пустоты.

Школа – это постоянное движение вперёд. Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперед. Она требует постоянно быть в курсе всех событий, начиная от глобальных мировых и заканчивая изменениями в молодёжном сленге, моде, музыке и т.п. Она требует использовать в своей работе инновации, различные методики и технологии, в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Она требует повышать свой профессиональный рост за счёт курсов повышения квалификации, конкурсов разного уровня и направления. Личный пример  и по сей день является одним из самых эффективных методов воспитания. Помня об этом, я и сама стараюсь участвовать в научно-исследовательских конкурсах, творческих мастерских, методических днях, в общественной работе.

С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня?  Подготовкой к завтрашним урокам. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Этот круг плотно заполнен приятными событиями, интересными встречами, полезными советами, серьёзными разговорами и не очень, счастливым смехом, удивлением, шумными переменами, совещаниями, родительскими собраниями, заседаниями. У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать. Иногда кажется, что я чего-то не успеваю, недоделываю, недорабатываю. Поэтому часто на уроках мы с ребятами идём с опережением, как говорят педагоги – «ориентируясь на зону ближайшего развития ребёнка». А потом, при изучении новой темы выясняется, что это мы уже «проходили», осталось только закрепить.

Люблю не просто чему-то учить, а учиться вместе с детьми, учиться у детей: они знают намного больше о современных технических новинках и умеют на «ты» общаться с Интернетом и работать с программами лучше меня! Вспоминаю 2005 год. Я впервые пришла работать «школьным» учителем (до этого времени я работала в ПТУ – другой «мир», другие ЭВМ).  Урок информатики в 11 классе. Компьютерный практикум. Ребята выполняют задание, которое я нашла в замечательном по тем временам учебнике Н.Д. Угриновича. Вижу, что некоторые ребята отлично справляются с заданием, но я не понимаю, как они это делают. Тогда я хвалю одного из учеников и прошу объяснить мне, как он справился с поставленной перед ним задачей. Способный молодой человек, как учитель, мне всё подробно объясняет. Это был один из способов изучить ОС  Windows и Microsoft Office так, чтобы ученики не догадались, что в этой области информатики я ещё новичок. И мне не стыдно в этом признаться, потому что учиться у своих учеников – это дорогого стоит. Порой кажется, что дети знают больше нас и заставляют меня идти вперед, постоянно совершенствоваться, узнавать что-то новое и интересное. Я постоянно в творческом и интеллектуальном поиске новых идей или решений. Ни одна другая профессия не дает такой уникальной возможности саморазвития и самовыражения.

Информатика - одна из самых молодых наук. Я была в числе тех учеников, которые первые познакомились с информатикой как учебным предметом. Это было в 1985 году, когда я училась в 9 классе. Поэтому информатик - предмет в школе самый современный и, осмелюсь утверждать, самый интересный. Он помогает открывать мир и преобразовывать его. Новое время диктует новые правила. Сегодняшние дети воспитаны на компьютерах и смартфонах, планшетах и электронных книгах, на Интернете и его сервисах.  

Сегодня Российской Федерации нужны люди, способные принимать нестандартные решения,  способные эффективно работать в информационно-образовательной среде, готовые к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания в условиях постоянно меняющегося мира, умеющие творчески мыслить. Поэтому на уроках я учу детей не только основам алгоритмизации и программирования, свободному владению информационно-коммуникационными и цифровыми технологиями, но и умению осваивать новое, критически мыслить, отбирать нужное. Я учу ребят работать с информацией. И это им пригодится в дальнейшей жизни, когда они покинут привычные школьные стены. Все чаще и чаще на просторах Интернета разворачиваются настоящие информационные войны, взять хотя бы информационное противостояние Запада и России в наши дни. Как раз в таких ситуациях и помогают умения: находить главное, отделять доводы от фактов, собирать и анализировать информацию.

Второе мое педагогическое кредо: «Каждый ученик – личность, и эта личность - талантлива». Талантлива по-своему. Кому то удаются устные ответы, кто-то виртуозно рисует в графическом редакторе, а кто-то с лёгкостью решает логические задачки. Чтобы не пропустить яркую индивидуальность и способствовать развитию творческих способностей, в своей работе использую личностно-ориентированный и системно-деятельностный подход. Цель моего общения с детьми - найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу. Я пытаюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга. Такие методы работы дают возможность ребенку почувствовать себя настоящим взрослым человеком. Для детей очень важно чувствовать себя значимыми, нужными. Поэтому я стараюсь как можно больше их хвалить. Для ученика каждая такая похвала - большая победа над собой. С 2012 года я преподаю в пятых классах. Мне, учителю, привыкшему работать в старшем звене, было непросто найти способы и методы ведения урока для их адаптации, да и для своей тоже. Сейчас я с полной уверенностью могу сказать – мои сегодняшние пятиклассники в восторге от уроков информатики: активно учатся, честно выполняют домашние задания, остаются после уроков, чтобы доделать незаконченное задание. А какие эмоции и чувства они мне демонстрируют, когда заканчивается урок! Вот это рефлексия!

Люблю, когда мои ученики подходят  ко мне на перемене или после уроков, чтобы задать свои вопросы, обсудить свои проблемы, просто поболтать ни о чем. Ведь, если меня посвящают в различные тайны, значит я «дотянула» до определенной ступени доверия, когда со мной советуются и принимают мои советы. Это очень важно для меня.

Люблю, когда на уроке дети делают открытия и восклицают: «Неужели!», «Не может быть!». Как и большинство учителей, я учу их  удивляться и удивлять, учу радоваться жизни и дарить радость другим. Мы вместе, мы рядом, а это значит, что у нас общие победы и поражения, общие шутки на уроках, множество неповторимых мгновений, пережитых вместе, таких ценных и оставляющих что-то теплое в душе. Трудно передать словами, так как это надо почувствовать.

Как же приятно каждый день с учениками делать открытия, решать задачи, изучать окружающий мир. Но еще интереснее делать всё это, используя новые методы обучения, которые сейчас активно внедряются в учебный процесс. Теперь легко и просто с помощью презентаций, интерактивных досок, электронных учебников разбирать новый материал. Появилась возможность, используя Интернет, работать с личным сайтом, обмениваться опытом с учителями всей страны, публиковать свои разработки, тесты, дистанционно общаться и учиться.

А еще приятно работать в школе рядом со своими коллегами, и поэтому я хочу процитировать слова  Александра Сергеевича Пушкина: «Друзья, мои, прекрасен наш союз! Он как душа, неразделим и вечен!» Утверждаю: школа для меня это не только профессия, это мой дом, мое хобби, моя жизнь, моя вторая семья.

Учитель. Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют. Он скульптор, но его труда никто не видит. Он врач, но его пациенты редко благодарят за лечение и далеко не всегда хотят этого. Нас, учителей, любят ругать и родители, и журналисты, и ведущие  с экранов телевизора. Чуть где случился криминал – виноват учитель: недосмотрел, не научил, не воспитал. Все мы привыкли слышать в учительской среде жалобы и недовольства: зарплата маленькая, уважения со стороны родителей и государства нет, нужно готовить множество отчетов, заниматься уборкой, делать ремонт — с детьми-то и работать некогда! Где же взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в осознании нужности своего дела. Нигде нет столько точек приложения своим способностям, планам, идеям, как в школе. Нигде так благодатно не могут раскрыться человеческие возможности.

Трудно быть учителем! Как много приходится пережить, передумать, прежде чем встать у учительского стола и с улыбкой сказать: «Здравствуйте! Начинаем урок!» Иногда, бывают такие моменты, когда на душе камень, в сердце отчаяние, кажется, что всё, больше не могу. Но заходишь в класс, где тебя ждут, видишь блеск сияющих глаз, радость или грусть на лицах ребят, и все становиться на свои места. Урок, ещё урок, и вот ты возрождаешься, как птица Феникс, ибо радости побед  моих учеников сильнее всяких  сомнений, разочарований и неудач.

Я искренне надеюсь, что педагог  станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой и уважаемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям данной специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.        

Конечно, учитель не Бог, не великий мудрец и не может вершить судьбами и предопределять будущее. Но педагог – непосредственный участник в каждой судьбе, и забывать об этом ни на минуту нельзя.

Я люблю свою профессию, горжусь ею. Поразмышляв обо всем, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: я с радостью иду на работу, и с радостью возвращаюсь домой[1]. И завтра я с удовольствием снова пойду в школу. Потому что мне нравится учить и постоянно учиться самой, узнавать что-то новое и интересное. Мне нравится получать вопросы и отвечать на них. Мне нравится зажигать глаза, умы и сердца учеников. Я – учитель!


[1] Счастье – это когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой. Юрий Никулин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...


 

Комментарии

Боровикова Елена Владимировна

Замечательно написано!!! И всё правда)))