Авторское эссе на тему "Я - педагог"
статья по теме

Хохлова Елена Михайловна

Авторское эссе, отражающее собственные педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_hohlova_e.m.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное  эссе на тему «Я - педагог»

                                                       

                                                              ...Каждая  проблема таит в себе  бесценный дар.      

                                                         И ты  создаешь себе проблемы, ведь эти дары тебе крайне  необходимы

 (Р. Бах «Иллюзии»)

  В современном мире большинство выпускников школ, гимназий хотят связать свою жизнь с активной деятельностью, требующей от человека поиска наиболее актуальных и эффективных решений как в бизнесе, так и в других сферах. Передо мной, учителем математики, стоит великая цель: помочь ребенку пройти путь от простой радости быть хорошим учеником до осознания себя частью глобального мира. И быть в нем счастливым. Любовь к знаниям, трудолюбие, стремление к поиску, открытию нового для себя станут основой его профессионального роста в будущем. Нелегко достичь таких задач. Очень ответственно…но интересно. Воспитательную функцию математики осуществляю не столько благодаря её содержанию, сколько за счет использования связанного с этим содержанием обширного материала, расширяющего жизненный опыт, формирующего мировоззрение и убеждения учащихся.

Для меня, учителя математики почти  с четвертьвековым стажем работы в школе и матери четверых детей, очень важно выстраивать отношения с детьми, уметь донести свою мысль через внутреннюю гармонию, порядочность, интеллигентность, трудолюбие, умение дружить.
     
Опираясь на свой педагогический опыт, считаю, что главной задачей обучения математике является не изучение основ математической науки как таковой, а формирование в процессе изучения математики качеств мышления, необходимых для жизни человека в современном  обществе, ведь Vitae, non scholae discimus  (Для жизни, не для школы учимся).  Поэтому хочется, чтобы мои ученики обладали всеми навыками решения проблем: умели получать и обрабатывать информацию, анализировать, грамотно мыслить, быстро принимать решения в незнакомой ситуации.

Математика дает огромные просторы для развития аналитического, логического и творческого мышления. Значит, акцент в преподавании перемещается со знаниевого аспекта на деятельностный.
       
Казалось бы, математика – это наука цифр, точности, скрупулезности, но если за стеною формул располагаю литературные цитаты, исторические даты, интересные факты из жизни известных людей, то наука оживает! Например, одним из элементов  воспитательной работы на уроке математики  является  использование эпиграфа к конкретной теме. И совсем необязательно цитата должна быть посвящена математике. При изучении дробей беру философскую мысль Льва Николаевича Толстого: «Человек подобен дроби. Числитель… есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе». Мне, как математику, хочется продолжить: «Чем больше знаменатель, тем меньше дробь…» А высказывание Герберта Спенсера: «Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир; дороги те, которые превращаются в умственные мышцы » подвело моих учеников к выводу, что новому мы учимся не ради оценки, а для развития интеллекта и расширения кругозора.  
   
Учебное исследование как метод обучения математике не только формирует, развивает мышление учеников, но и способствует формированию высшего типа мышления – творческого мышления. Использование мною исследовательских методов в процессе обучения и воспитания учащихся позволяет развить дарованную от природы склонность к познанию окружающего мира. Для этого организовываю работу так, чтобы обучающиеся усваивали процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы. Учебное исследование – это, по сути дела, учебная задача с высоким уровнем проблемности, все этапы решения которой ученик осуществляет самостоятельно. Как учитель, формирую в процессе исследования универсальные учебные действия всех типов, которые позволяют развивать  не только предметные и учебно-познавательные, но и ценностно-смысловые, коммуникативные, общекультурные   и личностные  компетенции.
     

          В основе моего практического опыта лежит исследовательская деятельность обучающихся 5-11 классов. В урочной деятельности темы исследования и проектов предсказуемы. Они, как правило, не выходят за рамки школьной программы, а во внеурочной деятельности темы могут быть очень разнообразны. Так, выбирая проблематику той или иной исследовательской задачи, стараюсь опираться на основы знаний, полученные в ходе изучения различных учебных дисциплин. Например,  исследовательская работа «Земля и апельсин» содержит некоторый философский подтекст. Решая задачу о зазорах, которые теоретически образуются у Земли и апельсина,  юная исследовательница  сначала выдвигает гипотезу с точки зрения «здравого смысла», которую потом опровергает путем строго математического доказательства, тем самым убеждая нас, что успех приносит не столько применение готовых рецептов, сколько математический подход к явлениям реального мира.

Живой интерес к научной деятельности - это обязательная составляющая  учительского труда, без которой процесс профессионального развития невозможен.  Согласна с мнением А. Дистервега, утверждающего, что без стремления к научной работе педагог оказывается во  власти  механистичности, рутинности и банальности. Научный интерес помогает учителю формировать уважение к своему предмету и учить учащихся видеть связь своей науки с общими процессами человеческого развития.
       Дороги для меня ответы учеников с осознанными примерами; интересно наблюдать за ассоциативным рядом их размышлений при изучении, казалось бы, сложной темы. Наряду с развитием навыков владения интеллектуальными умениями и мыслительными операциями, учу воспитанников организованности, дисциплинированности, творческому, практическому подходу. Горда, что благодаря выбранной мной профессии изо дня в день причастна к увлекательному процессу познания жизни в целом.  Я счастливый человек, потому что я – педагог! Учу! Учусь! Радуюсь победам открытий своих учеников!!!

                                                                     Хохлова Е.М., учитель математики

                                   МАОУ «Гимназия»  г. Полярный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Педагог - Homo informatikus"

Эссе для конкурса «Педагог года ЮЗАО - 2013»...

Эссе на тему «Исследовательский подход на уроке нужен для педагога или учащихся?».

Педагогическое рассуждение на тему актуальности деятельностного подхода в преподавательской практике....

Педагогическое эссе на тему "Роль педагога в современном обществе "

Меняется время -жизнь не стоит на месте. В связи с этим и роль учителя меняется и меняются требования к профессии ..Моё представление об этом процессе..новшества в моей работе ......

Авторское эссе учителя математики на тему «Моё педагогическое кредо: смысл, ценности, приоритеты»

Почему я выбрала профессию учителя, ведь во все времена это означало «совершить поступок», взять на себя огромную ответственность? Ответ на этот вопрос никогда не считала простым.Множество причин подт...

Эссе на тему "Педагог - профессия века?! - настоящее и будущее профессии"

Из опыта работы учителя технологии Рудновой И.В....