"Методический семинар" (Конкурсное задание "Учитель года -2019")
статья по теме

Магорина Татьяна Валерьевна

"Методический семинар" (Конкурсное задание "Учитель года -2019")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «Методический семинар».

Тема: «Современные методы на уроках иностранного языка, развивающие мотивацию обучения у учащихся в школе (CLIL и проектная деятельность)»

    Здравствуйте, уважаемые члены жюри и коллеги! В своем выступлении я хочу рассказать о современных методах на уроках иностранного языка развивающие мотивацию обучения у учащихся.

    Но для начала я хотела начать свое выступления  словами Ждона Дьюи, который сказал: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

    Образование обновляется и изменяется в зависимости от потребностей сегодняшнего и завтрашнего развития общества. Сегодня абсолютной ценностью является человек (субъект), следовательно, целью образования является обеспечение личностного роста учащегося, его социального и профессионального становления. На современном этапе развития образования перед учителем стоит задача не просто передать знания, а способствовать воспитанию мотивированной, инициативной личности учащегося, ориентированной на успех и карьеру, на построение и реализацию своего профессионального и жизненного пути, способной к функционированию в современных условиях через формирование и развитие компетенций 21 века.

      Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные задачи.
Обучение иностранному языку начинается в школе и многие задаются вопросом: Каким должен быть современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС?
Урок  – это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только  важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса  обучения и воспитания.  Хороший урок – дело не простое. Антон Павлович Чехов сказал: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело». Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Обучение иностранному языку преследует реализацию личностных, предметных и метапредметных компетенций, и направлено на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности.

        Использование на уроках современных образовательных методов позволяет разнообразить процесс обучения, представить учебный материал более наглядным и доступным для восприятия учащимися, обеспечивают реализацию индивидуального подхода и самостоятельной работы учащихся.

     И одним из таких современных методов, о котором я хотела сегодня рассказать – это метод предметно – языкового интегрированного обучения (CLIL.)

    CLIL (Content and Language Integrated Learning или предметно-языковое интегрированное обучение) – один из самых интересных и распространенных в последнее время подходов к обучению иностранному языку. CLIL как термин был сформулирован Дэвидом Маршалом в 1994 году, хотя на самом деле этот метод используется с древних времен, и на данный момент многие преподаватели используют его даже не подозревая, что такой метод получил свое официальное название. С каждым годом CLIL популяризируется все большим количеством школ в мире, и этому способствуют его преимущества перед другими методами, а также спрос на такой подход в современных условиях обучения.

   Ключевые принципы подхода предметно-языкового интегрированного обучения базируются на двух основных понятиях – «язык» и «интеграция». CLIL условно делят на hard CLIL и soft CLIL. Hard CLIL означает, что любой школьный предмет может проходить на  иностранном языке (при условии, что он является не родным языком для учащихся). В ходе такого урока ученики исследуют географию, литературу, биологию, физику или даже спортивные игры посредством иностранного языка. Преподаватели иностранного языка используют soft CLIL, их задача состоит в обратном: изучить иностранный язык, используя темы и материалы из других предметов. При этом учитель иностранного языка должен не просто рассказать материал из других предметов, но и  показать на примерах, что является не объемлемой частью данного метода. Учитель иностранного языка использует простейший знания из других предметов то, что он сам изучал из школьного уровня, что не требует специального образование в сфере естественно – научного цикла.

Принципы CLIL

  • CLIL – это в первую очередь обучение общим знаниям, а не многоязычию, поэтому последнее является только дополнительной функцией;
  • обучение проходит, базируясь на основных 4 «С»: content, communication, cognition and culture. содержание, общение, мыслительные способности и культурологические знания. Все эти составляющие находятся в непрерывной связи между собой;
  • требует построения безопасного психологического климата на занятии;
  • подразумевает использование исключительно одного (иностранного) языка, одного и того же преподавателя и аудитории;
  • для лучшего понимания материала преподаватель может подключать мимику, жесты, картинки, звук, презентации и т.д.

Преимущества CLIL:

  • позволяет учащимся более эффективно общаться друг с другом, используя иностранный язык;
  • расширяет межкультурные знания учащихся;
  • развивает навыки общения на иностранном языке в естественных условиях;
  • развивает мышление и открывает творческий потенциал учащихся;
  • повышает мотивацию учащихся и их уверенность в себе;
  • тренирует все языковые навыки;
  • улучшает языковую компетенцию и навыки естественной устной речи;
  • развивает интерес к иностранному языку, к использованию его в разных сферах жизни;
  • не требует дополнительных часов обучения.

    Применение CLIL-технологии в обучении на уроках иностранного языка может быть очень успешно благодаря тому, что методика позволяет одновременно преподавать материал для учащихся с разным уровнем знания иностранного языка. Даже в рамках одной и той же темы, учащиеся познают предмет, используя лексику и грамматику своего уровня, но при этом качество понимания материала страдать не будет.

Современный стандарт образования требует метапредметный подход к организации уроков. CLIL-технология позволяет создавать множество интегрированных уроков на всех ступенях образовательного процесса.

   В начальном звене урок иностранного языка можно интегрировать с уроками математики, ИЗО, технологии, окружающего мира и музыки. В среднем звене возможны интегрированные уроки со всем естественно - научным циклом предметов, с точными науками.

    Применяя CLIL-технологию на уроках иностранного языка, у учащихся снимается языковой барьер, материал урока усваивается лучше, а это, в свою очередь, повышает мотивацию к учению и, как следствие, влияет на повышение качества знаний учеников.

     Для наглядности я хотела привести пример, использование  метода предметно – языкового интегрированного обучения на уроке. Где урок иностранного языка был интегрирован с уроком окружающего мира и ИЗО. На уроке немецкого языка в 4 классе в первой четверти учащиеся проходят  тему осень, в которой изучают цвета (коричневый, розовый, желтый и другие). Ученикам было задано на урок принести кленовые листья и краски. На уроке учащиеся познакомились с информацией, почему листья осенью желтеют и опадают, далее учащиеся перечислили, какие цвета присутствуют на их осенних листах,  затем им было задано задание, с помощью красок сделали листья ярче, в конце уроке, каждый ученик презентовал  с описанием на иностранном языке свои осенние листья. Тем самым учащиеся получили информацию из естественно – научного цикла на иностранном языке, и изучили новые лексические единицы из своего учебного курса.  В конце четверти учащиеся писали контрольную работу, где одно из заданий содержало лексику из данной темы. Учащиеся выполнили данное задание на отлично, что доказывает, что данный метод предметно – языкового интегрированного обучения дает хорошие результаты.

    Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. С педагогической и методической точки зрения проектная деятельность базируется на концепции предметного – языкового интегрированного обучения, связывающей урок иностранного языка с    предметами естественно – научного цикла. Где организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий.

    Проекты призваны привлечь внимание школьников к локальным проблемам и мотивировать их к активной деятельности по решению этих проблем.   Самой актуальным направление в проектной деятельности считается экология и окружающая среда

     Школьники проводят исследования под руководством учителей иностранного языка, а также учителей биологии, экологии, химии, физики или географии. Совместно они разрабатывают конкретные идеи для защиты окружающей среды и проводят экологические акции, привлекая таким образом внимание широкой общественности к актуальным экологическим проблемам. «Едва ли найдется тема, которая так сильно волнует подростков во всём мире, как защита окружающей среды», - подтверждает д-р Анне Ренате Шёнхаген, руководитель языкового отдела Гёте- Института в Москве и регионе Восточная Европа и Центральная Азия.

     Проектная деятельность реализует концепцию предметно – языкового обучения, что на практике означает преподавание таких предметов, как экология или химия, на иностранном языке. Таким образом, эти дисциплины оказываются связанными с уроком иностранного языка. Это повышает интерес школьников к дисциплинам естественно – научного цикла и одновременно мотивирует их изучению иностранного языка

      В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования  прописано необходимость разработки и внедрения образовательных технологий, позволяющих включение исследовательских задач в учебный процесс. Проектная деятельность направлена на укрепление интереса школьников к предметам естественно – научного цикла и к изучению иностранного языка, призвана способствовать формированию экологического сознания современной молодёжи, основ учебно – исследовательской, творческой деятельности и экологической культуры, а также получению опыта участия в социально значимом труде.

    Важнейшим пунктом в проектной деятельности считается знания разницы между докладом и проектом. Примерно 70 % школьных проектов считаются докладами. Так как школьники не видят разницы между проектом и докладом. Доклад - это развёрнутое изложение на определённую тему. Проект – не повторяющаяся деятельность или совокупность действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели. Очень важно при создании проекта всегда помнить, что проект не может быть одноразовым, он должен работать.

    В нашей школе уже второй год учащиеся 10 класса принимают участие в конкурсе «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать», который проводит Гёте - Институт. Ребята совместно с учителем иностранного языка и биологии подготовили и отправили на конкурс свой экологический проект «Вторая жизнь дерева». Цель проекта доказать, что необходимо экономично использовать бумагу.  Научить бережно относиться к природным ресурсам области и Планеты в целом. Экологический  проект предлагает путь сохранения лесных ресурсов через рациональное использование бумажной продукции и ее вторичное использование. Учащимися 10 класса было изучено и проанализировано много информации, как на русском так и на иностранном языке.

     Учащиеся организовали сбор макулатуры, подготовили информационные плакаты на иностранном языке. Участниками проекта были собраны желуди на территории села для посадки дубов на территории школы. Ребята показали, как можно использовать вторично бумагу. В ходе данной практической работы учащиеся пришли к выводу, что изделия из бумаги требуют бережного к себе отношения. Все свои действия и информацию ребята описали на иностранном языке. Что доказывает, что учащиеся получили большое количество знаний по иностранному языку (было выучено много новых лексических единиц, был повторен большой оббьем грамматического материала). И я могу сказать с уверенностью, что их проект не одноразовой, он работает и сейчас  в нашем подсознании. Ребята научились экономно использовать бумагу.

   В заключении я бы хотела сказать, что применение метода предметно – языкового интегрированного обучения позволяет школьникам увидеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета и эффективности образовательного процесса в целом.

   Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методический семинар" конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской области - 2015"

"Использование технологии критического развития через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы" Методический семинар. Конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской о...

Методический семинар Учитель года -2019

Презентация к методическому семинару "Активные виды и методы работы классного руководителя в Гражданско-патриотическом воспитании школьников"...

Методический семинар на муниципальном этапе "Учитель года - 2019"

laquo;Говорение как один из способов формирования коммуникативной компетенции при обучении английскому языку»           Цель: создание условий для повышения ...

Итоги муниципальных конкурсов профессионального мастерства "Учитель года-2019" и "Воспитатель года - 2019"

Приказ о подведении итогов муниципального этапа конкурса "Учитель года - 2019" проходил с 19 по 21 марта 2019 года по двум номинациям: "Учитель года" и "Воспитатель года"...