«О роли музыкального оформления в играх-инсценировках и работе театрального кружка»
материал на тему

Королёва Татьяна Александровна

Сообщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_roli_muzykalnogo_oformleniya.doc39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад №15 «Ладушки»

«О роли музыкального оформления в

играх-инсценировках и работе театрального кружка»

Сообщение в рамках педсовета «Театральный ринг»

Подготовил:

музыкальный руководитель

Веснина Т.А.

Согласовано: старший воспитатель Топчиева Т.Ф.

г.Камень-на-Оби

2016г.

Музыка в театральной практике существует, вероятно, столько же времени, сколько существует сам театр.

Театральные зрелища, как известно, возникли в древности и описаны Аристотелем, который определил их связи с музыкальным искусством.

Первые театральные действия включали в себя слово и пение, танец и движение. Подобные действия так гармонично сливались, что зритель не мог вычленить их в своём сознании и оценить каждую форму отдельно.

Вследствие того, на что в процессе формирования театральной постановки делался акцент, сформировались виды театрального искусства опера, балет, оперетта (хотя одни учёные считают её самостоятельным видом театрального искусства, другие - жанром, как например, мюзикл) и драматический театр. Его главное выразительное средство - слово, через него раскрывается смысл происходящих событий, характеры действующих лиц. При этом драматический театр в наибольшей степени является искусством синтетическим: он может включать в себя в качестве полноправных элементов и вокал, и танец, и пантомиму.

Но, заметьте, ни один вид театрального искусства, из возможных, не представляется и не был бы полноценным без музыкального сопровождения. Ведь музыка - один из важнейших элементов театрализованного представления почти любого жанра.

Мы все же остановимся на роли музыки в драматическом спектакле, т.к. применимо к нашей деятельности, мы рассматриваем игры-инсценировки и спектакли театральных кружков.

Юрий Завадский, советский актер и режиссер, сказал: «Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в мелодии речи. Музыка нас учит услышать то, что в театральном обиходе называется атмосферой спектакля, то, что воспринимается как внутреннее зерно, как несказанный смысл, то, что заражает, что поселяется в душе, что продолжает расти, расцветать в сознании и в сердце».

Отсюда следует, что звуковое оформление имеет важное значение для любого спектакля, но музыка в спектакле не самоценна, важна ее созвучность с данным драматическим действием. Часто какой-нибудь номер театральной музыки сам по себе не имеет особых музыкальных достоинств, но, написанный для конкретной пьесы, оттеняя игру актеров, производит большое впечатление на зрителя.

И это естественно —- театральная музыка должна участвовать в создании общей тональности спектакля незаметно, лишь оттеняя его драматическое и эстетическое звучание.

Иными словами, музыка в драматическом театре неизбежно занимает | подчиненное положение. Но, несмотря на это, в спектакле она должна давать самостоятельное толкование происходящих событий, по-своему интерпретировать содержание, тему произведения, помогать развитию сюжетных линий и тем самым активно влиять на восприятие зрителя.

Точный и яркий музыкальный образ всегда помогает действию. Даже если музыка - всего лишь фон, она должна выполнить это свое скромное, но необходимое по отношению ко всем остальным компонентам назначение.

Музыка активно формирует впечатление зрителя, но делает это, как правило, незаметно, ненавязчиво, почти всегда оставаясь вне его конкретного восприятия. Зритель обычно уносит общее впечатление о спектакле, оценивает игру актеров, режиссерское решение, художественное оформление, но почти никогда не задумывается над тем, что именно внесла музыка в это общее впечатление.

Музыка для спектакля может быть написана как специально, так и может быть подобрана из ранее написанных произведений.

Необходимо отметить еще одну существенную особенность театральной музыки: ее воздействие не только на зрителя, но и на творческое состояние актера. Музыка помогает ему сосредоточиться, войти в роль, влияет на творческое воображение.

“Вообще правильно говорить - «звуковое оформление» спектакля - музыкальное, шумовое и звукотехническое оформление. К музыкальному оформлению относится включение в спектакль вокальных произведений, танцев, инструментальных пьес, фрагментов симфонических произведений, хора - одним словом, музыки всех жанров и форм. К шумовому оформлению - включение в сценическое действие театральных шумов, а также таких звуков, как крики животных, колокольный звон и т. п. Общий замысел, план такого оформления называется звуковым решением спектакля.

Хороший режиссер не оформляет спектакль музыкой и шумами как чем-то второстепенным, дополнительным и не просто организует сопровождение, он ищет то единственное, необходимое, органичное соединение сценического действия с музыкой, шумом, звуком, которое вытекает из смысла постановки. Создание по ходу сценического действия с помощью тех или иных средств эха, пролета самолета, прохода поезда, и т.п. осуществляется не просто ради эффекта, а для достижения художественной правды спектакля.

Сейчас в основном используют музыкальную фонограмму. Существенно упростилось шумовое оформление, появилась возможность отказаться от громоздких и не всегда совершенных аппаратов для получения сценических шумов. Отпала надобность в бригаде шумовиков, составлявшей до недавнего времени непременную часть театрального организма.

Наиболее наглядно роль музыки проявляется тогда, когда нужна j характеристика персонажу, когда музыкальная пьеса исполняется самим героем. Через музыку герой может выразить не только свое настроение, но и черты характера, склонности, темперамент, уровень культуры. Прием этот в театре распространен весьма широко: любая песня, инструментальная пьеса и даже короткий наигрыш, исполняемый действующим лицом, в той или иной степени неизбежно становится его характеристикой.

Музыкальная характеристика, как правило, многозначна. Музыка может характеризовать не только героя, но и ситуацию, а также и отношения, возникающие между героями.

Музыка позволяет создать и определенный колорит той или иной эпохи, характеризовать отдельные группы людей. Сущность таких музыкальных номеров в том, что все они становятся составной, а иногда и неотъемлемой частью того или иного события или ситуации. Так, для русских великосветских балов были характерны полонез, мазурка или вальс; для сельской вечеринки - частушки; для ресторана - джазовая или просто развлекательная музыка; для свадьбы - веселая народная песня или пляска и т. д. и т. п.

Сюжетная музыка, звучащая за сценой, так же как и музыка, звучащая непосредственно на сцене, может создать определенную атмосферу сценического действия.

Но чаще всего функции музыки многозначны, то есть любая музыка в спектакле выполняет, как правило, несколько функций одновременно. Выражая, например, переживания героя, музыка может в то же время эмоционально предвосхитить последующий этап действия.

Одна из общих функций музыки в спектакле - иллюстративность. Это прямая связь музыки со сценическим действием: персонаж получил радостное известие - напевает веселую песенку или танцует под звуки радиоприемника. Таким образом, иллюстративная музыка при творческом ее решении может помочь зрителю полнее прочувствовать сценическое действие, дополнить и разнообразить впечатление от видимого на сцене.

Вывод

Музыка, способна ярче и полнее выявить и донести главную мысль, основную эмоцию действия и тем самым помочь зрителю глубже осмыслить происходящее на сцене. Она берёт на себя формообразующую роль - раскрывает и «уточняет» смысл сцен, создаёт настроение спектакля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы театрального кружка "Арлекин"

Методическая разработка программы театрального кружка. Календарно-тематическое планирование и расчасовка занятий. Эта программа заинтересует ребят, а , главное, черезгод у вас будет театральная т...

Практические рекомендации для педагогов детских театральных кружков, студий в работе над голосом, дыханием, звукоизвлечением из опыта работы педагогов по вокалу.

Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначе...

План работы математического кружка "Театральная студия математиков"

Работа математического кружка расчитана на учащихся 8 классов. Ребята готовят мини-сценки как для учащихся начальных классов, так и для своих свертников....

Программа работы театрального кружка

Рабочая программа театрального кружка с тематическим планрованием....

Программа работы театрального кружка

Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.Театр - это в...