Доклад
материал

Ехлакова Светлана Алексеевна

           Формирование у детей с ОВЗ навыков чтения и письма, овладение         техникой  речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ehlakovoy_s.a.odt32.87 КБ

Предварительный просмотр:

           Формирование у детей с ОВЗ навыков чтения и письма, овладение         техникой  речи

Одной из важнейших целей своей учебной деятельности я считаю – формирование у детей с нарушениями интеллекта навыков чтения и письма, овладение техникой речи. Для достижения данной цели я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Задача повышения культуры устной и письменной речи; своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей с отклонениями в и интеллектуальном развитии.
  2. Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по данному  вопросу;
  3. Изучение и обобщения опыта работы учителей начальных классов.
  4. Разработка системы упражнений для эффективного проведения уроков и коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

            Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна.

          Проблема развития речи является актуальной при работе на уроке чтения в школе VIII вида. Речь связана с коммуникативной, познавательной и регуляторной функциями, как утверждал Л. С. Выготский, первоначально средствами общения между людьми, а затем орудием мышления и произвольной регуляции поведения.

            Овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления. Психолог Н. И. Жилкин писал: «Речь-это канал развития интеллекта... Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Знание, факты, то есть информация - материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления. Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику? Я, считаю, что речь должна быть содержательной и логической: говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь, лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, другим, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искрение переживания, а предложения будут последовательны и четко построены.

          Для детей с отклонениями в развитии характерно тотальное недоразвитие всех нервно - психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект сочетается с нарушением моторики, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы и речи. Слабость логического мышления заключается в низком уровне развития обобщения, сравнения предметов и явлений окружающей действительности, в невозможности понимания переносного смысла пословиц, метафор. Нередко у детей с ограниченными возможностями наблюдается стойкость отставания в речевом развитии. Такие дети с трудом вступают в речевое общения, их односложны и эхалоличны. Характерной особенностью детей с отклонениями в развитии является недостаточность у них знаний и представлений об окружающей действительности. Известно, что в становлении психики важная роль отводится взаимоотношению действия и речи. Хотя действенный анализ и синтез предшествует развитию словесного способа познания, в формировании правильных и осмысленных представлений необходимо участие речи.

            Администрация нашей школы создала все условия для работы педагогов. Школа хорошо оснащена компьютерной техникой: имеется компьютерный класс, где по специализированным современным программам работает дефектолог, в кабинете логопеда имеется компьютерная программа «Дельфа-142», которую можно использовать педагогам начальных классов совместно с логопедом, очень много развивающих игр для детей, фонд библиотеки периодически пополняется новой литературой для детей и педагогов. В школе создана домашняя обстановка: зимний сад, зона отдыха, аквариумы, фонтаны, - все это способствует формированию психически и физически здоровой личности.

            Я стараюсь строить свои уроки, опираясь на принципы обучения в специальной (коррекционной) школе:

1. Принцип развивающего обучения.

2. Принцип доступности.

3. Принцип наглядности.

4. Принцип индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении.

            По возможностям обучения дети с отклонениями в развитии делятся на 4 группы. I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

        Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

          Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в моей помощи, как активизирующей, так и организующей.

           К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной, и предметно- практической).

            К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом школы VIII вида на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ.  Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников необходимо сделать обучение желанным процессом. Воспитание интереса к своему предмету, активизацию познавательной деятельности учащихся считаю важной и актуальной.

             Чтобы на высоком уровне обучать и воспитывать детей, нужно постоянно учиться и приобретать новые знания. Для этого нужно повышать свою квалификацию. В ноябре 2003 года я окончила Новосибирский государственный педагогический университет по специальности «Педагогика и методика начального образования», квалификация учитель начальных классов. С 31.03.2008г. по 11.04.2008г. прошла обучение в Областном центре информационных технологий по программе «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника», 72 часа. С 15.06.2010г. по 14.12.2011г. прошла  профессиональную переподготовку «Олигофренопедагогика» 1110 часов.

            Основным направлением моей работы стала коррекция и развитие личности ребенка через ненасильственное взаимодействие учителя с учащимися. Боязнь допустить ошибку сковывает мысль и отбивает желание самостоятельно работать. Важно вовремя поддержать ребенка. Состояние успешности помогает развиваться личности, а для этого широко использую приемы типа: «не спеши, подумай, выбери, обратись к словарю, спроси у товарища, у учителя и другое». Не боюсь быть доброй, ласковой с детьми. Для меня важно не только сформировать знания, но и раскрыть способности каждого, развить желание учиться, пробудить интерес, робость познания. Урок только тогда эффективен, когда учитель всесторонне изучил ученика. С этой целью я уделяю большое внимание различным фурмам внеклассной работы. Такие мероприятия как «КВН», «Умники и умницы», «Пушкинская викторина» вызывают интерес учащихся к родному языку, воспитывает патриотизм, способствуют развитию творческих способностей, закрепляют практические навыки устной и письменной речи.

            Для привлечения интереса к уроку использую работу в парах, нестандартные формы уроков (урок-соревнование, урок КВН, урок путешествие, урок-загадка, различные диктанты, инсценирование, нестандартное начало урока, познавательные игры, разрешение проблемных ситуаций, анализ жизненных ситуаций).

 Разнообразие методов обучения, четкая организация урока, умелое использование средств наглядности, самостоятельность учащихся на уроках активизируют школьников, и повышает их успеваемость.

            Обращаю особое внимание на объяснение нового материала. До урока я на доске пишу название темы, иногда слова и предложения, необходимые для объяснения новой темы, а также предложения для грамматического разбора. Это ускоряет процесс объяснения и дает детям возможность воспринимать материал не только на слух, но и зрительно, что очень важно для наших детей. Большое значение на уроках имеет использование картин и таблиц. Активизирует процесс обучения и карточки, сделанные самими учащимися. После изучения каждой темы провожу проверочный диктант, затем идет контрольный вопрос и разбор ошибок. Тем учащимся, которые с работой, справляются быстрее, я предлагаю дополнительные карточки. Такой урок максимально насыщен. Дополнительные карточки составляю с учетом индивидуальных особенностей детей. Для сильных уголок карточки красный, средних-синий, слабых-зеленый.

          Велико значение загадки в обучении письму и развитию речи и чтению и развитию речи. Загадка развивает сообразительность, любознательность, пытливость у детей, пробуждает интерес к родному языку, учит мыслить. Загадки не только развивают речь детей, расширяют кругозор, но и помогают формировать орфографическую зоркость. Качество учебного процесса контролирую контрольными работами, тематическими опросами, тестированием.

             Усвоенное на уроках, закрепленное при письме и чтении, дети используют в устной речи. У учащихся сформирован достаточно высокий уровень словарного запаса, навык правильного и уместного употребления слов в речи, что способствует развитию межличностного общения. Они умеют писать письма, в которых рассказывают о себе, выражают свое отношение к событиям, дают им оценку. Они научились строить развернутый монолог о своих впечатлениях, о просмотренном фильме, умеют излагать свои мысли, чувства, желания.

            Обобщаю и распространяю свой педагогический опыт работы на школьных методических объединениях, делюсь опытом на педагогических советах школы;

В 2011 году принимала участие во Всероссийском конкурсе презентаций «ТопСлайд» награждена дипломом в номинации «Педагогические работники» (Приложение № 11); свой педагогический материал публикую на образовательных порталах сети Интернет: Завуч-инфо, Педагогический мир.

            Легкой нашу работу не назовешь. Не всегда удается добиться того, что намечаешь. Бывает в нашей работе все и радости, и разочарования. Но когда приходишь в класс и видишь «горящие глаза» все плохое сразу забывается.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...