статья о необходимости использования проектной деятельности на уроках обществознания
статья

Чернакова Мария Александровна

В представленном материале можно ознакомиться со взглядом автора на применение проектной деятельности на уроках обществознания в школе, на целесообразность и качественный результат от неё

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

В школе 21 века, куда проник ФГОС нового поколения и окружающая действительность меняется быстрее и быстрее с каждым годом, очень непросто настроить учащихся на то, что урок должен включать в себя львиную долю их самостоятельной работы. По-старинке наши ученики ждут, что учитель будет досконально объяснять материал, вкладывая готовые знания им в головы. Чтобы решить эту проблему и научить учеников работать с информацией, существует множество современных методов обучения.

Метод проектов способствует активному вовлечению обучающихся в различные виды практической деятельности и позволяет развивать их творческие и индивидуальные способности.

Спецификой метода является отсутствие необходимости постановки проблемы. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных у обучающихся представлений о конечном продукте деятельности.

В ходе реализации проекта необходимо:

  • определить цель;
  • спланировать деятельность;
  • привлечь доступные и оптимальные ресурсы
  • реализовать проект (включая его осмысление и рефлексию результатов).

В рамках уроков обществознания в основном реализуются краткосрочные индивидуальные или групповые проекты.

Примером проектной деятельности обучающихся может стать составление классификации прав и свобод человека и гражданина в виде таблицы. Основу классификации, параметры таблицы обучающиеся разрабатывают самостоятельным образом. В ходе осуществления проекта обучающиеся систематизируют, структурируют информацию об объекте, формулируют выводы. Продолжительность работы над проектом по данной теме составляет один академический час, после чего происходит защита проекта в виде устного доклада или слайда.

В таком виде проектный метод, можно использовать в целом спектре тем обществоведческого курса: «Разработка типологии государств», «Составление классификации теорий права», «Систематизация форм собственности» и так далее.

Данный метод может использоваться как на уроках изучения нового материала, так и для повторения - обобщения ранее изученного. Метод проектов реализуется также на практических занятий по дисциплине «Обществознание». В ходе его реализации студенты учатся систематизировать, анализировать большой объем информации. Получив навык проектной деятельности на уроке обществознания, обучающийся сможет применить его как отдельный элемент при осуществлении индивидуального проекта, который в свою очередь является обязательным условием образовательной деятельности студента, осваивающего основную профессиональную образовательную программу СПО.

Метод исследовательской деятельности носит более глубинный характер, так как направлен на формирование у студентов культуры исследовательского поведения, как способа получения новых знаний. Исследовательская деятельность начинается с осознания проблемной ситуации, формулирования проблемы и целеполагания.
С точки зрения учебного времени метод исследовательской деятельности носит весьма затратный характер, однако именно он готовит студентов к полноценному выполнению индивидуальных проектов. Осуществление метода выходит за рамки изучения одной темы и перетекает в самостоятельную внеаудиторную работу.

Как правило, исследовательская деятельность на уроках обществознания осуществляется в следующей последовательности:

  1. Актуализация проблемы. На данном этапе выявляется проблема и намечаются основные направления исследования. На уроке это реализуется в постановке проблемных вопросов в рамках темы занятия. Например: «Человек продукт социальной или биологической эволюции?» , «Насколько познаваем окружающий нас мир?», «Образование или житейский опыт определяют мировоззрение человека ?», «Может ли человек жить вне общества?» и так далее.
  2. Выработка гипотезы. Предположений может быть высказано несколько, в том числе и самых неправдоподобных. Важно зафиксировать имеющиеся гипотезы, так сказать, принять их в обработку. Например: «Человек сформировался в ходе только биологической эволюции и природное в нем превалирует над социальным», «Окружающий нас мир абсолютно познаваем, человек сможет проникнуть в суть любых вещей.»
  3. Выбор методов исследования. Это определение основных методик проведения исследовательской работы. Учащиеся чаще всего используют метод научного познания, а также метод исследования (дедукция, индукция, анализ, синтез)
  4. Сбор и обработка информации. По моему убеждению, исследовательская работа – это в первую очередь работа по созданию новой информации. На этом этапе важным является получение именно первичной информации об исследуемом объекте. В связи с тем, что обществознание это предмет гуманитарного цикла, основными методами сбора информации является проведении опросов, анкетирование, интервьюирование, а также умение взаимодействия с респондентам по значимым вопросам исследования. Затруднение на этом этапе может вызвать формулирование вопросов анкет и опросных листов, поэтому помощь преподавателя является очень существенной, так как позволяет сконцентрировать внимание на самых важных аспектах исследовательской работы.
  5. Анализ и обобщение полученных в ходе сбора информационных материалов. Накопленные данные оформляются в таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д. Огромное значение приобретает формулирование тезисов, построение логических умозаключений, собственных предположений по итогам анализа полученных данных. На данном этапе происходит подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы исследования. Итогом является формулирование выводов по проблеме.
  6. Подготовка отчета, доклада, презентации. Заключительный этап демонстрирует итог работы учащихся по данной проблеме, оформление результатов своей работы в виде мультимедийной презентации, инструкции, памятки, отчета.

Таким образом, в процессе применения методов проектной и исследовательской деятельности преподавателю удаётся повысить активность учащихся на уроках и во внеаудиторной самостоятельной работе, развить логическое и критическое мышление, повысить уровень их конкурентоспособности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование проектной деятельности на уроках физики"

Статья была опубликована в газете "Льговские новости"...

статья по теме: "Использование проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ"

В статье дано современно изложение проблемы становления проектной деятельности в обучении детей сограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Проведен анализ особенностей развития детей с ОВЗВыявл...

статья "Использование проектной деятельности на уроках биологии

В статье описан опыт использования проектной деятельности на уроках биологии...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".

Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...

Статья:"Использование проектной деятельности на уроках для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ"

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...

Статья "Проектная деятельность на уроках обществознания в 5-6 классах в рамках реализации ФГОС"

В статье рассказывается как осуществляется проектная деятельность на уроках обществознания в 5-6 классах...

Статья "Проектная деятельность на уроках обществознания".

Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозакл...