Проект "XIX век - век открытий" (вводное занятие по теме: "Что я знаю о XIX веке?")
методическая разработка (8 класс)

Красильникова Наталья Валентиновна

Данное занятие является вводным занятием в 8 классе в рамках реализации проекта "XIX век - век открытий". Проект представляет собой интеграцию нескольких предметных областей: истории, литературы, МХК, географии, биологии (возможно привлечение русского языка и математики).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapusk_proekta.docx120.46 КБ

Предварительный просмотр:

Запуск проекта «XIX век – век открытий»

Занятие по теме: «Что я знаю о XIX веке?»

Время проведения: начало учебного года (сентябрь)

Цель занятия: дать первоначальное представление учащимся о XIX веке, заинтересовать их теми событиями, которые происходили в этот период; выявить точки разрыва в их знании.

Форма работы: индивидуальная, групповая

1. В начале занятия учащиеся получают лист, на котором должны написать известные им имена и события XIX века.

2. Деление на группы. Учащимся предлагается 5  разрезанных фраз о XIX веке, которые они должны собрать (5 групп по 3 человека), а также попытаться определить, каково влияние указанного факта на развитие страны. Начало фразы: В XIX веке...

…расцветает русское градостроительство

…изобрели первый источник электрического тока

…возрастает международный авторитет России

…продолжает расширяться сеть высших учебных заведений

…было отменено крепостное право

3. Каждая группа получает по три задания (по числу участников группы):

1) Группа получает по одному  интересному факту, который должна предъявить другим командам.

Об университетах…

История университетов в XIX веке разделяется на 4  периода.

Первый период связан с введением устава 1804 г., по которому жизнь университетов строилась на началах автономии, то есть студенты сами выбирали себе ректора, деканов и правление.

Второй период связан с уставом 1835 г., который упразднял университетскую автономию. Кандидатуры ректоров утверждал сам император, а профессоров университета – попечитель учебного округа. По уставу в каждом университете создавались следующие факультеты: философский, юридический и медицинский.

Устав 1863 г. восстановил университетскую автономию. Впервые в стены университетов были допущены женщины-вольнослушательницы. Разрешалось создание студенческих научных кружков.

Устав 1884 г. был введен, несмотря на протесты студентов и профессоров. Этот устав вновь лишал университеты автономии и переводил их под контроль Министерства народного просвещения. При поступлении, кроме прошения на имя ректора, будущий студент подавал свидетельство о безукоризненном поведении, выданное местной полицией.

При Николае I (второй период) в университете установился новый строй. Прежняя свобода исчезла. Студентам запрещено было ходить в кондитерские, читать газеты. В стенах университета не позволено было уже ходить расстегнутым, на улице нельзя было показаться в фуражке: требовалось, чтобы студенты непременно были в треугольной шляпе и при шпаге. От студентов, выезжавших в свет, требовалось, чтобы они на балах в высочайшем присутствии были в чулках и башмаках, хотя в то время эта форм сохранялась только при дворе. Наконец, в крымскую войну введено было военное обучение: студентов ставили во фронт на университетском дворе и заставляли маршировать...

Царское Село

В Царском селе 19 октября 1811 года открылся Императорский Лицей – школа, где учился А.С.Пушкин. В Лицей принимались мальчики из дворянских семей в возрасте 10-12 лет. Императорский Лицей давал общее высшее образование, приравненное к университетскому. Обучение длилось 6 лет: первый три года – начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии, три последующие года – университетский курс – предметы университета. Деления на факультеты не было; воспитанники изучали основные предметы трех факультетов университета: нравственно-политического, словесного и физико-математического.

Принято считать, что Лицей был гуманитарным учебным заведением, однако в лицейском Уставе говорилось о равноправии гуманитарных и точных наук. Первым в Лицее образовался Физический кабинет.

В Лицее преподавались не только предметы, важные для государственной службы. Молодой дворянин обязательно должен был уметь рисовать, играть на музыкальном инструменте, ездить верхом, танцевать, владеть шпагой.

Лицеистов в классе рассаживали в соответствии с успехами в учении: чем ниже была успеваемость воспитанника, тем дальше от кафедры он должен был садиться. Определенного места, где сидел Пушкин, установить невозможно: у разных профессоров юный поэт занимал разные места; однако на уроках российской словесности и французской риторики Пушкин неизменно был первый…

О  М.Ю.Лермонтове…

Поединок Лермонтова с Мартыновым состоялся 15 июля 1841 г. в седьмом часу вечера. Над городом собиралась гроза, и со стороны Бештау надвигалась черная туча. Выстрел Мартынова оборвал, по выражению Достоевского, «целую бездну гениальных творений». Лермонтов упал в машукскую траву.  

Наутро после дуэли в Пятигорске началось следствие. Специальная комиссия выехала к месту поединка, где еще была «приметна истоптанная трава и следы от беговых дорожек», а «на месте поединка, где Лермонтов упал и лежал мертвый…кровь, из него истекшая». Никто не догадался тогда как-нибудь отметить место дуэли, и спустя долгие годы уже не следственной комиссии, а почитателям поэта пришлось разыскивать его вновь.

Похороны поэта состоялись через день после дуэли – 17 июля. Место погребения отметили простым камнем, на котором было высечено имя поэта – Михаил.

Восемь месяцев тело Лермонтова покоилось в пятигорской земле. После долгих хлопот бабушка Лермонтова добилась разрешения перевезти его останки в Тарханы.

В Пятигорске первоначальная могила поэта долго оставалась разрытой. Намогильный камень исчез, и только в 1901 г. это место было отмечено скромным обелиском из машукского камня.

Почти полвека прошло со дня трагической гибели поэта, прежде чем память о нем была увековечена в камне и бронзе. 16 августа 1889 г. в Пятигорске состоялось торжественное открытие первого в России памятника Лермонтову.

Исаакиевский собор…

Первая половина XIX века – время расцвета русского градостроительства. Главным архитектурным стилем был классицизм.

Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную мифологию и литературу. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония.

Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью.

Исаакиевский собор – крупнейшее сооружение своего времени, возводившийся 40 лет, с 1818 по 1858 г. Внутри собора могут находиться 13 тыс.человек. С галереи на его куполе видны Кронштадт, Петергоф, Пулково, Царское Село, Гатчина и море на далекое расстояние. Проект собора был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном. В оформлении внешнего и внутреннего убранства участвовали скульптор П.К.Клодт, художник К.П.Брюллов. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость  самодержавия. Величественное здание собора производит сильное впечатление, хотя автора проекта и заказчиков можно отчасти упрекнуть в гигантомании. Современники вспоминали, что богослужение в таком соборе было очень торжественно, но благоговейности не было, молитва до души не доходила, особенно у тех, кто стоял сзади.

Немного о Лондоне…

К началу XIX века Лондон представлял собой крайне перенаселенный и тесный город. Необходимы были новые мосты. В 1817 году появился мост Ватерлоо, в 1832 году – более широкий Лондонский мост,  в 1887 – мост Хаммерсмит, а в 1894 году – знаменитый мост, символ Лондона, Тауэр-Бридж.

В 1829 году в городе пустили омнибусы, десятью годами позже проложили железную дорогу, связавшую Лондон с Гринвичем. На окраинах Лондона построили 6 новых крупных вокзалов. В 1854 году Лондон стал первым в мире городом, в котором построили метро. Первые трамваи появились в 1859 году.

Последовали новые грандиозные проекты реконструкции города. Через столицу пролегли широкие магистрали. Поскольку магистрали и железные дороги прошли по бедным районам, их жителям пришлось переселяться, и нередко в еще более убогие жилища.

Увеличивались объемы торговли. Пять крупных лондонских рынков стали важными коммерческими центрами. Чтобы удовлетворить потребности неуклонно  развивавшейся столицы, на этих рынках торговали продуктами, привезенными из сельской местности. Многие из рынков, сооруженные в XIX веке, такие как Ковент-Гарден и Биллингсгейт, сегодня стали охраняемыми историческим памятниками.

В XIX веке здесь было построено больше зданий, чем за все предшествовавшие столетия вместе взятые.

2) Группам раздаются карточки с событиями и именами XIX века. Задача групп – соотнести имя и событие.

Группа 1

А.П.Бородин

Опера «Князь Игорь»

Д.И.Менделеев

Открытие периодического закона химических элементов

А.С.Пушкин

«Борис Годунов»

К.П.Брюллов

«Последние дни Помпеи»

Наполеон

Отечественная война 1812

Группа 2

П.А.Кропоткин

Путешествие по Северной Маньчжу-рии, Саянам и Витимскому плоского-рью

Александр II

Отмена крепостного права

П.А.Федотов

«Сватовство гусара»

Н.В.Гоголь

«Шинель»

М.И.Глинка

«Жизнь за царя»

Группа 3

М.М.Сперанский

Проект политической реформы

А.К.Саврасов

«Грачи прилетели»

И.С.Тургенев

«Записки охотника»

Н.Н.Миклухо-Маклай

Путешествие на Канарские острова и по Северной Африке

П.И.Чайковский

Опера «Евгений Онегин»

Группа 4

С.Ю.Витте

Денежная реформа

И.Е.Репин

«Бурлаки на Волге»

М.Ю.Лермонтов

«Герой нашего времени»

И.Ф.Крузенштерн

Первая русская кругосветная экспедиция

А.С. Попов

Изобретение радиотелефона

Группа 5

А.Ф.Можайский

Создание летательного аппарата

И.Н.Воронихин

Архитектор Казанского собора в Санкт-Петербурге

В.И.Суриков

«Боярыня Морозова»

А.С.Пушкин

«Повести Белкина»

Н.Муравьев

Восстание декабристов

3) Группе предлагаются тестовые задания о событиях XIX века (вопросы на общее развитие, то есть они не относятся к какой-то конкретной области знаний,)

Группа 1.

1.Что в русской армии называли флинтой?

А) скрученную солдатскую шинель, надетую через плечо

Б) заплечный вещевой мешок

В) кремневое ружье

2. Какой журнал в XIX веке сообщал российским дамам новости парижской моды?

А) «Московский Меркурий»

Б) «Современник»

В) «Отечественные записки»

3. Как назывался кукольный театр  с передвижными куклами?

А) вертеп                Б) петрушка                В) балаган

4. Кого в России титуловали «Ваше сиятельство»?

А) князей                Б) баронов                В) императоров

5. Что являлось предметом гордости российского помещика в домашней обстановке в начале XIX века?

А) музыкальная шкатулка        Б) двуствольное ружье        В) хороший чубук

6. Назовите известного русского собирателя сказок?

А) В.И.Даль        Б) Н.С.Тихонравов        В) А.Н.Афанасьев

Группа 2.

1. Как называлась дамская сумочка в XIX веке?

А) ридикюль        Б) кофр        В) муфта

2. Какова была плата за обучение в 1887 году?

А) 100 руб в год        Б) 10 руб. в год        В) 50 руб. в год

3. Какая европейская столица была законодательницей мужской моды в XIX веке?

А) Стокгольм        Б) Париж        В) Лондон

4. В какой российской губернии находилось производство знаменитой дымковской игрушки?

А) в Вятской        Б) в Московской                В) в Нижегородской

5. Какая форма досуга была наиболее характерна для русских горожан в XIX веке?

А) гуляния                Б) коллективные молебны                В) карнавалы

6. С какого танца начинался бал в начале XIX века?

А) менуэт                Б) полонез                В) вальс

Группа 3.

1. Какая карточная игра была наиболее распространенной в среде русских купцов?

А) бостон                Б) преферанс                В) покер

2. Кого изобразил В.А.Серов в своей картине «Девочка с персиками»?

А) дочь известного мецената С.Мамонтова

Б) свою жену                В) дочь художника В.Сурикова

3. Кто из русских ученых первыми изобрел лампу накаливания?

А) П.Л.Чебышев                Б) А.Н.Лодыгин                В) П.Н.Яблочков        

4. Где в России долгое время оказывали первую медицинскую помощь?

А) в аптеке                Б) в цирюльне                В) в больнице

5. Как одевались гимназистки в XIX веке?

А) в зеленые платья с белыми пелеринами

Б) в коричневые платья с черными фартуками

В) в синие платья с черными пелеринами

6. Как в России в XIX веке назывался документ, удостоверяющий личность и дающий право на проживание?

А) вид                Б) паспорт                В) справка

Группа 4.

1. На какой остров отправился в ссылку Наполеон после своего отречения от престола?

А) о.Святой Елены                Б) о.Корсика                В) о.Эльба

2. Какой орден Российской империи был высшим?

А) Святого Андрея Первозванного

Б) Святого Георгия Победоносца

В) Святого Владимира

3. Для кого предназначалась последняя страница в альбоме дворянской девушки?

А) для родителей                Б) для жениха                В) для близкой подруги

4. Какой бальный танец в начале XIX века был модным и осуждался старшим поколением как излишне вольный?

А) вальс                Б) полька                В) котильон

5. Какой головной убор носили русские замужние крестьянки?

А) чепец                Б) шаль                В) кокошник

6. Что в начале XIX века означало выражение «строить куры», используемое в дворянских салонах?

А) ухаживать        Б) стреляться на дуэли                В)участвовать в маскараде

Группа 5.

1. Монету каким достоинством называли целковым?

А) 10 коп.                Б) 1 коп.                В) 1 руб.

2. Кого в России называли ворами?

А) людей, укравших чужие вещи                Б) убийц

В) государственных преступников и изменников

3. Что такое лапта?

А) угощение, которое устраивала семья жениха семье невесты

Б) хоровод                В) русская народная игра

4. Какое дело, по русской традиции, поручалось молодой жене на утро после свадьбы?

А) подмести пол в новом доме        Б) приготовить завтрак для всей семьи

В) вымыть окна

5. Какой известный русский хирург впервые применил наркоз?

А) Н.И.Пирогов                Б) И.П.Павлов                В) Н.В.Склифосовский

6. Назовите создателя русской классической басни?

А) И.А.Крылов                Б) К.Н.Батюшков                В) А.П.Сумароков

В конце занятия учащиеся на том же листе должны написать те события и имена, которые они узнали.

Картинки по запросу XIX век век открытий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разрабока урока по теме:"Что мы знаем о восточных славянах?"

Методическая разработка урока по истории России в 6 классе....

Презентация к классному часу на тему:Что мы знаем о наркотиках или правда, или вымысел...

Классный час в рамках мероприятий, посвященных здоровому образу жизни. Для наглядности можно использовать презентацию, включив в неё данные по Туве....

Учебное занятие в 7 классе по теме "Что мы знаем о США?"

Учебное занятие было подготовлено и проведено в рамках отборочного тура муниципального этапа конкурса "Учитель года-2014". УМК "Английский - VI" (Афанасьева, Михеева, для школ с углубленным изучением ...

Учебное занятие в 7 классе по теме "Что мы знаем о США?"

Учебное занятие было подготовлено и проведено в рамках отборочного тура муниципального этапа конкурса "Учитель года-2014". УМК "Английский - VI" (Афанасьева, Михеева, для школ с углубленным изучением ...

Тематическое планирование занятий спецкурса для 9 класса "Знай и люби русский язык"

Сущность курса  состоит в интеграции двух предметов -  русского языка и литературы ,в освоении знаний об особенностях художественной речи при анализе художественного текста....

Конспект занятия для детей 3-4 лет по развитию речи на тему: «Что я знаю о себе?»

Формировать  элементарные представления о строение тела человека. Развивать эмоциональную сферу детей. Способствовать формированию положительных взаимоотношений между детьми, мальчиками и де...

Конспект занятия в ГПД по теме: «Что мы знаем о птицах»

Занятие для детей младшего школьного возраста, для знакомства детей с птицами как  представителями животного мира....