Специальная индивидуальная программа развития Амалия 4 класс
календарно-тематическое планирование (5 класс)

Топчий Нина Даниловна

Программа разработана для детей с ОВЗ, ТМНР 8 вида В программе представлено: общие сведения о ребенке, содержание учебных предметов и коррекционных курсо, психологл - педагогическая характеристика, индивидуальный учебный план, внеурочная деятельность, средства мониторинга и оценки динамики обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr_dzhabrailova_4_klass.docx69.37 КБ

Предварительный просмотр:

[Название]

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №3

СОГЛАСОВАНО

Джабраилова С.А.

 «___»______2018г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________А.А.Чупров

«_______»______2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор КГБОУ Школа №3

_______________И.И. Малых

«_______»____________2018г.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

учащейся 4класса

Джабраиловой Амалии

Ответственный    за реализацию программы:

                                                           Н.Д.Топчий

г.Комсомольск-на-Амуре

2018 -2019 год.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

  1. Общие сведения о ребёнке.

ФИО ребенка: Джабраилова Амалия Вугар кызы.

Возраст ребенка: 12 лет

Место жительства:г. Комсомольск на Амуре.

Мать: Джабраилова Сима Ариф  кызы

Отец: ДжабраиловВугар Ватан оглы

Год обучения в школе:4

Ступень обучения: I

Группа (особые потребности):  3

Заключение ПМПК: Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, резидуальная энцефалопатия с выраженными когнитивными, речевыми, коммуникативными нарушениями, умеренная умственная отсталость, несформированность языковых средств на фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом уровнях с преобладанием недоразвития  смысловой стороны речи.

2. Структура СИПР

Содержание

1. Индивидуальные сведения о ребенке

2. Структура СИПР

3.Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года

4.Индивидуальный учебный план

5. Расписание индивидуальных занятий.

6. Содержание образования:

6.1 Базовые учебные действия

6.2 Содержание учебных предметов

6.3 Нравственное воспитание

6. 4Программа формирования  экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни

6.5 Внеурочная деятельность

7.Специалисты, участвующие в реализации СИПР

8.Программа сотрудничества с семьей

9.Перечень необходимых технических средств и дидактических

материалов

10.Средства мониторинга и оценки динамики обучения

3.Характеристика обучающегося на начало учебного года.

Семья полная,   состоит из 4 человек: младшая сестра 6 лет, посещает обычный детский сад,  отец Джабраилов Вугар Ватан  оглы, работает индивидуальным предпринимателем, мать Джабраилова Сима Ариф кызы– домохозяйка,  ухаживает за Амалией.

Семья проживает в двухкомнатной квартире. Бытовые условия удовлетворительные. Родители заботливо и доброжелательно относятся к Амалии, заинтересованы в успешном развитии ребенка.

       Девочка инвалид детства. Эмоциональное состояние девочки неустойчивое. Большую часть времени она находится в возбужденном состоянии. Наблюдаются резкие смены настроения, негативизм, который сопровождается физическим сопротивлением, криком, агрессией, направленной на взрослого (кусает взрослого и себя), на предметы. Конфликтные ситуации вызывают аффективные вспышки крика, плача.

Учебное поведение частично сформировано: знакомые речевые инструкции, действия по подражанию и образцу выполняет при  значительной помощи взрослого.

 В схеме своего тела ориентируется. Показывает части лица и части тела.

Уровень основных мыслительных операций  снижен.

Внимание неустойчивое, кратковременное, высокая истощаемость, утомляемость. Память кратковременная, быстро утрачивает приобретенные знания. Недоразвитие восприятия. Произвольная целенаправленная деятельность на занятиях на низком уровне.

Понимание обращённой речи ситуативное, на бытовом уровне. Выполняет простые речевые инструкции: «Дай», «Возьми», «Положи». Речь не развита. Произносит звуки. Активная речь не сформирована. Повторяет за учителем слоги, слова. Отмечается наличие речевых штампов.  

Наблюдается поведенческое и эмоциональное расстройство, повышенная возбужденность, беспокойность, проявляет агрессию по отношению к себе и учителю. Ребенок успокаивается при поглаживании рук, обниманию близкого человека. Негативно реагирует на все новое (фобии).

 Не соотносит себя ученицей. Учебная мотивация не развита, не понимает многие инструкции.

Базовые учебные действия  не сформированы. С трудом поддерживает правильную позу на занятии (сидит непродолжительное время, крутиться). Не всегда  смотрит на говорящего с ней взрослого. Действия по подражанию и образцу выполняет с физической помощью. Соблюдает принятые ритуалы поведения: здороваться - прощаться, подражает движениям, любит слушать музыку, складывать пазлы из четырех деталей, рассматривать картинки в букваре.

Ведущая рука – правая. Мелкая моторика слабо развита: неверно держит карандаш, ручку,  ножницами не работает. При раскрашивании выходит за края рисунка. Самостоятельно не  рисует.

Учебные  навыки по элементарной математике сформированы  слабо. Узнает и показывает цифры от 1 до 6. Счета нет, не понимает его сути. Хорошо различает геометрические фигуры, особенно круг, узнает её в очертаниях предметов (тарелка, шар).   Плохо различает цвета. Пишет цифры с физической помощью учителя , по шаблону, по обводке.

Амалия выучила весь алфавит, узнает  буквы в разных сочетаниях и начертаниях. Навыки чтения слогов не сформированы.   Слоги не повторяет. Предложения по картинке не составляет.  Пишет буквы по обводке с физической помощью учителя.

В общении с взрослыми Амалия избирательна. Она выделяет значимого для нее взрослого, к которому подходит, берет за руку, обнимает. Девочка редко реагирует на изменение интонации голоса. Она понимает ситуацию запрета, но не принимает ее, отказывается подчиняться и выполнять просьбы, не совпадающие с ее желанием.

Кругозор об окружающем природном мире ограничен. Амалия не группирует предметы по цвету, форме, величине. Собирает картинку из 4-х частей. Различает предметы по величине (большой, маленький). «Почтовый ящик»  не собирает.

                Не различает диких животных (заяц, лиса, медведь, волк), домашних животных (кот, корова, собака, свинья, лошадь), овощи (огурец, помидор, лук, картофель, капуста, морковь), фрукты (яблоко, груша, банан, лимон, апельсин). Не показывает (на себе, на кукле) части тела и лица. Различает предметы одежды (пальто, юбка, платье, трусы, колготки), мебели (стол, стул, кресло).   Времена года не различает, признаки не называет.

        Навыки самообслуживания частично сформированы. Сама ест, пользуется ложкой. В туалет просится, говорит «на горшок», сама моет руки, вытирает полотенцем. Не умеет зашнуровывать шнурки, застегивать пуговицы. На улицу одевается и раздевается со значительной помощью взрослого, требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон,  застегивании молнии.

В социуме самостоятельно не ориентируется. С детьми не общается  Родители постоянно лечат ребенка, два раза в год проходят реабилитацию в клинике «Неокортекс»,  проводят медикометозную коррекцию поведенчиских проблем.        

Ребенок нуждается в постоянном уходе и присмотре во всех видах помощи.

Девочка относится к 3 группе.

Приоритетные образовательные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация
2. Математические представления

3.Окружающий природный мир

4. Изобразительная деятельность

        

4.Индивидуальный учебный план на 2018 – 2019 учебный год

Учебные предметы

Индивидуальные занятия. Количество часов в неделю

Речь и альтернативная коммуникация

Математические представления

Окружающий природный мир

Изобразительная деятельность (лепка,  рисование,  аппликация)

Итого

8 часов

Предметы для изучения в условиях класса,  школы:

Предметы

Количество часов

1

Человек

2

2

Музыка и движение

2

3

Адаптивная физкультура

2

4

Домоводство

2

Итого

8

5. Расписание индивидуальных занятий.

День недели

Предмет

Время

Понедельник

Речь и альтернативная коммуникация

Математические представления

15.00 – 15.40

16.00 -16.40

Вторник

Окружающий природный мир

ИЗОД

15.00 – 15.40

16.00 -16.40

Среда

Речь и альтернативная коммуникация

Математические представления

15.00 – 15.40

16.00 -16.40

Четверг

Окружающий природный мир

ИЗОД

15.00 – 15.40

16.00 -16.40

6. Содержание образования.

6.1. Базовые учебные действия.

  1. Содержание

  1. полугодие

2 полугодие

1.Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации  к учебе и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, учитель и др.) и сверстниками

- принятие контакта, инициированного взрослым

- установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса

- нахождение места хранения игрушек

  • нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей;

  • нахождение своего (рабочего) места за столом;

  • нахождение своего набора индивидуальных заданий;

  • нахождение места хранения набора индивидуальных заданий;

  • нахождение места для отдыха;

  • нахождение места, предназначенного для игровой деятельности;

- планирование учебного дня

- ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий) нахождение места, предназначенного для игровой деятельности;

- следование расписанию дня

2. Формирование учебного поведения

- поддержание правильной позы

- направленность взгляда:

  • на говорящего взрослого

  • на задание

- подражание простым движениям и действиям с предметами  

- выполнение простых речевых инструкций:

  • «Возьми»
  • «Дай»
  • «Сядь»
  • «Встань»
  • «Покажи»
  • «Подними»

- принятие помощи взрослого

- использование по назначению учебных материалов

- выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию)

- выполнение действий с предметами

 (по подражанию)

- выполнение простых действий с картинками (по подражанию)

- соотнесение одинаковых предметов

(по образцу)

- соотнесение одинаковых картинок

(по образцу)

- выполнение простых действий с предметами и картинками (по образцу)

- соотнесение предмета с соответствующим изображением (по образцу)

- сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии

- принятие помощи учителя на групповом занятии

3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками

- выполнение задания полностью (от начала до конца

- выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи песочных часов)

6.2. Содержание учебных предметов

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Речь и альтернативная коммуникация

- Коммуникация с использованием вербальных средств.

1 Установление зрительного контакта с собеседником.

2 Установление контакта с собеседником 

3 Реагирование на собственное имя

4.Приветствие собеседника звуком  

5. Привлечение к себе внимания звуком  

6. Выражение своих желаний звуком

7. Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком. 

8. Выражение согласия (несогласия) звуком.

9. Выражение благодарности звуком. 

10.Прощание с собеседником звуком

Коммуникация с использованием невербальных средств.

 Глобальное чтение

1. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий

2. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. 

3. Узнавание (различение) образов графем (букв) 

3. Узнавание звука в слоге  

4. Соотнесение звука с буквой 

5. Узнавание буквы в слоге  

6. Называние буквы 

7. Чтение слога (слова) 

- определение последовательности событий в сказке «Репка»

- выделение персонажей русской народной сказки «Колобок»:

  • бабка
  • дед
  • колобок
  • заяц
  • волк
  • медведь
  • лиса

- ответы на вопросы по содержанию сказки «Колобок»:

  • Кто испек колобка?
  • От кого убежал колобок?
  • Кого встретил в лесу колобок?
  • Кто съел колобка?

- определение последовательности событий сказки «Колобок»

- выделение персонажей русской народной сказки «Теремок»:

  • мышка-норушка
  • лягушка-квакушка
  • зайчик - побегайчик
  • лисичка - сестричка
  • волчок - серый бочок
  • медведь косолапый

- ответы на вопросы по содержанию сказки «Теремок»:

  • Какие животные жили в теремке?
  • Кто сломал теремок?

- определение последовательности событий в сказке «Теремок»

- выделение персонажей белорусской народной сказки «Пых»:

  • бабушка
  • дедушка
  • внучка Аленка
  • ежик

- ответы на вопросы по содержанию сказки «Пых»

- определение последовательности событий в произведении «Пых»

- выделение персонажей русской народной сказки «Волк и семеро козлят»:

  • коза
  • козлята
  • волк
  • медведь

- ответы на вопросы по содержанию сказки «Волк и семеро козлят»:

  • Где жила коза с козлятами?
  • Куда уходила каждый день мама-коза?
  • Почему козлята боялись волка?

- определение последовательности событий в сказке «Волк и семеро козлят»

- выделение персонажей русской народной сказки «Маша и медведь»:

  • бабушка
  • дедушка
  • маша
  • медведь

- ответы на вопросы по содержанию сказки «Маша и медведь»:

  • Как Маша попала к медведю?
  • Почему медведь не хотел отпускать Машу?
  • Как Маша перехитрила медведя?

- определение последовательности событий в сказке «Маша и медведь»

- выделение персонажей русской народной сказки «Заюшкина избушка»:

  • Заяц
  • Лиса
  • Петух

- ответы на вопросы по содержанию сказки «Заюшкина избушка»:

  • Где жил заяц?
  • Где жила лиса?
  • Кто выгнал зайчика из его избушки?
  • Кто помог зайчику?

- определение последовательности событий в произведении «Заюшкина избушка»

Математические представления

Представления о форме

- узнавание геометрических тел:

  • шар
  • куб
  • брусок

- различение геометрических тел:

  • шар-куб
  • шар-брусок
  • куб-брусок

- группировка предметов по форме

Представления о величине

- различение предметов по величине (большой, маленький)

- сравнение 2-х предметов по величине:

  • способом приложения (приставления)
  • «на глаз»

- составление упорядоченного ряда из нескольких предметов:

  • по убыванию
  • по возрастанию

- группировка предметов по величине (такой - не такой)

Количественные представления

- нахождение одинаковых предметов  

- различение множеств:

  • один - много
  • один - пусто
  • много - пусто

- образование множеств:

  • один - много
  • один – пусто
  • много – пусто

- разъединение множества

- объединение множества

Окружающий природный мир

Животный мир

- знание одного из основных признаков животного (шерсть)

- узнавание диких животных (на картинках):

  • лиса
  • заяц
  • волк
  • медведь

- узнавание домашних животных (на картинках):

  • корова

  • свинья

  • лошадь

- знание строения лисы:

  • голова
  • туловище
  • лапы
  • хвост
  • шерсть
  • уши

- знание строения зайца:

  • голова
  • туловище
  • лапы
  • хвост
  • шерсть
  • уши

- знание строения волка:

  • голова
  • туловище
  • лапы
  • хвост
  • шерсть
  • уши

- знание строения медведя:

  • голова
  • туловище
  • лапы
  • хвост
  • шерсть
  • уши

- знание строения коровы:

  • голова
  • туловище
  • ноги
  • хвост
  • рога
  • вымя
  • уши

- знание строения лошади:

  • голова
  • туловище
  • ноги
  • хвост
  • грива
  • уши

- знание строения свиньи:

  • голова
  • туловище
  • ноги
  • хвост
  • уши
  • пятачок

Растительный мир

- узнавание фруктов по внешнему виду:

  • яблоко

  • груша

  • банан

  • лимон

  • апельсин
  • киви

- узнавание фруктов по запаху:

  • яблоко
  • груша
  • банан
  • лимон
  • апельсин
  • киви

- узнавание фруктов по вкусу:

  • яблоко
  • груша
  • банан
  • лимон
  • апельсин
  • киви

- узнавание овощей по внешнему виду:

  • помидор

  • огурец

  • капуста

  • морковь
  • лук
  • картофель

- узнавание овощей по вкусу:

  • помидор
  • огурец
  • капуста
  • морковь
  • лук
  • картофель

- узнавание овощей по запаху:

  • огурец
  • лук

Изобразительная деятельность

Рисование

- узнавание материалов и инструментов, используемых для рисования:

  • краска
  • кисть
  • карандаши
  • бумага

- различение материалов и инструментов, используемых для рисования:

  • краска
  • кисть
  • карандаши
  • бумага

- оставление графического следа:

  • пальцем
  • карандашом
  • кистью

Приемы работы с карандашом и кистью

- соблюдение последовательности действий при работе с красками:

  • опускание кисти в баночку с водой

  • снятие лишней воды с кисти

  • опускание ворса кисти в краску

  • снятие лишней краски о край баночки

  • рисование на листе бумаги

  • опускание кисти в воду

- освоение приемов рисования:

  • касание
  • примакивание

Предметное рисование

- рисование контура предмета по сплошной контурной  линии

Выполнение работы в контуре

- закрашивание внутри контура:

  • пальцем
  • кистью

заполнение контура точками:

  • пальцем
  • кистью

Лепка

- узнавание пластичных материалов:

  • тесто
  • пластилин

Подготовка материала к работе

- разминание материала

Придание формы

- катание колбаски

Аппликация

Работа с бумагой

- сминание бумаги

- разрывание бумаги

Работа с клеем

- намазывание всей поверхности клеем

Составление аппликации

- сборка изображения объекта из двух деталей

- пересыпание материала из большей емкости в меньшую емкость

- переливание жидкости из большей емкости в меньшую емкость

6.3 Коррекция поведенческих проблем.

Проблемы поведения

Способы и методы коррекции

1 полугодие

2 полугодие

Агрессия и аффективные вспышки агрессии:

1. агрессия, направленная на людей - кусает

2. агрессия, направленная на вещи – кидает игрушки, предметы мебели.

1.Обучение ребенка адекватным способам получения желаемого (учить вербально выражать свои желания, обращаться за помощью: «дай», «хочу», «помоги).

2.Подкрепление отсутствия проблемного поведения (шариковый бассейн).

Самоагрессия (кусает себя)

Прерывание (крепкие объятия). Переключение на другой вид деятельности («Нумикон», раскрашивание картинок с девочками).

Неадекватный крик

Прерывание ситуации, переключение на другие действия (когда Амалиякричит, ее просят ответить на вопрос).

Двигательные стереотипии (падает на пол, катается по полу)

Замещение. Вместо одной стереотипии предлагаем ребёнку другую, несколько более адекватную, и ограничиваем время и условия, в которых стереотипия проявляется (катание по полу заменяем катанием на «крокодиле»,

6.4. Нравственное развитие.

  • Формирование доброжелательного  отношения к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения.
  • Умение выражать свои желания.
  • Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре.

6.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

  • Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

6.7.Внеурочная деятельность.

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка

Участие ребенка в мероприятии

День знаний

присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке, участие в работе станций

«День здоровья»

Присутствие на празднике посильное участие в соревнованиях

Новогодний праздник

подготовка к мероприятию: изготовление украшений на елку (бусы, гирлянды, елочные игрушки), новогодней открытки (участие в новогоднем празднике (разучивание новогодних песен, танца «Снежинки»)

«Масленица»

подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, приготовление теста и выпекание блинов; участие в мероприятии

«Пасха»

подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений (папье-маше «Цыплята», мобил «Зайчики»), оформление холла

8-ое марта

присутствие на торжественной линейке, изготовление открытки для мамы

7.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

Учитель,   педагог-психолог.

8.Возможные задачи, мероприятия и формы сотрудничества с семьей обучающегося.

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами ( по запросу родителей)
  • тематические семинары:

 «Реализация СИПР в домашних условиях»

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

  • заключение договора о сотрудничестве между родителями и ОО
  • Обсуждение с учителем совместно с родителями содержания обучения и воспитания ребенка, вносимого в СИПР
  • посещение родителями уроков
  • информирование электронными средствами
  •  беседы
  • ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка

Психологическая поддержка семьи

  • тематические семинары
  • участие в занятиях коррекционной группы
  • индивидуальные консультации с психологом

Организация участия родителей во внеурочной деятельности

  • привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:
  • Новогодний праздник
  • Первый учебный день
  • Новый год
  • Восьмое марта

9. Необходимые технические средства и дидактические материалы.

  • Материалы для пересыпания (крупа), емкости разной величины для воды и сыпучих материалов; крупные и мелкие бусины для нанизывания на нить, мелкая мозаика, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.
  • Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам:  «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Музыкальные инструменты».
  • Набор пиктограмм;
  • Конструктор «Лего», логические блоки Дьенеша, «Почтовый ящик», набор предметов для группировки по цвету, форме и  величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик  «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
  • Компьютер.
  • 10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

Уровни самостоятельности при выполнении заданий

- не выполняет задание

-

- выполняет задание со значительной помощью

зп

- выполняет задание с частичной помощью

чп

- выполняет задание по подражанию

п

- выполняет задание по образцу

о

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

сш

- выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+

Реакция на воздействия  

- негативная реакция

нг

- нейтральная реакция

нр

- положительная реакция

пр